Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русские Игры Корабль с мельницей

Поиск

Девушки избирают среди себя двух ловких и голосистых. Одна из них становится посреди избы, другая ходит по ней, а прочие рассаживаются по местам. Ходящая по избе подходит к одной из сидящих, берет ее за руку, водит по комнате и поет сначала одна:

Как по нашей речке, Быстрой и глубокой, Плывут, летят кораблики Из моря далека. Все прочие кораблики в городах остались: Они грузны сверху до дна Бархатом и шелком.

Теперь его раскупают

Купцы да бояре

Своим дочкам в приданое,

Женам на наряды.

И к нам плывет

Корабль быстрый,

И нам несет

Платков да нарядов.

Обращаясь к той, которую водит за руку:

Плыви, плыви, кораблик наш,

Поспешай скорее,

Привези нам посвежее

Заморских товаров.

Она останавливается перед той, которая стоит посреди комнаты, и стучит ногой три раза. Та спрашивает: «Кто там?» — «Корабль».— «Что привез?» — «Мельницу».— «О сколько поставов?» — «Об одном». В это время стоящая берет за руку ту, которую привела ходящая, ставит ее вместо корабля по правую свою руку и начинает петь, топая правой ногой об пол; за ней поют все сидящие, топая также правой ногой:

Мели, мели, мельница, Мели, не ленися; Намели ты солоду Девушкам на бражку.

По окончании этого назначенная ходит по комнате, идет опять к сидящим своим подругам, берет за руку одну из них и ходит с ней по комнате, снова запевая прежнюю песню:

Как по нашей речке, Быстрой и глубокой, и пр.

Сидящие и стоящие, топая правой ногой, поют всю эту песню вместе с ней. Когда же пропоют конец песни:

Плыви, плыви, кораблик наш,

Поспешай скорее,

Привези нам посвежее

Заморских товаров,

тогда приведшая подругу за руку опять останавливается перед стоящей посреди избы и топает три раза ногой. Вопросы и ответы одни и те же, как и прежде, исключая того, что на вопрос стоящей «О сколько поставов?» ходящая отвечает: «О двух». Тогда первая принимает к себе приведенную, представляющую также корабль, и сколько бы ни было приведенных, то все они именуются кораблями, топает об пол обеими ногами и поет, за ней все остальные:

Мели, мели, мельница,

Мели, не ленися;

Надери ты крупки

Да гречишной мучки

Девушкам на кашку,

На блины, оладьи,

На мягкие, на сладкие

Здобны черепенники.

Пропев это, все продолжают топать ногами, а ходящая подходит снова к сидящим, берет девушку, которая ей понравилась, и запевает ту же песню:

Как по нашей речке и пр.

С ней поют все прочие, продолжая топанье. После окончания песни ходящая опять останавливается перед стоящей, топает три раза ногой; разговор ведется прежний, только на вопрос: «О сколько поставов?» та отвечает: «О трех».

Тогда стоящая, принимая по-прежнему приведенную, правой рукой ставит ее в ряд С другими приведенными, левой рукой ударяет об бедро, начинает петь, за ней все прочие:

Мели, мели, мельница,

Мели, не ленися;

Намели ты мучки:

Оржаной, овсяной,

Да еще гороховой;

Чтобы девки внучки

Бабушке сварили:

Из овсяной киселька,

Из оржаной испекли

Кисленького хлебца;

Из гороховой лепешку,

Сладку заваритку.

По окончании песни ходящая опять подходит к сидящим. Между тем продолжается стуканье ногами и левой рукой. Она берет по-прежнему одну из девушек и ходит по комнате, начинает петь ту же песнь, ей повторяют со стуканьем все другие:

Как по нашей речке и пр.Под конец песни подходит к стоящей посреди избы и вступает с ней в прежний разговор, с той разницей, что на вопрос стоящей «О сколько поставов?» та отвечает: «О четырех». Тогда стоящая, поставив приведенную в ряд с прежними, ударяет правой рукой о другое бедро и поет вместе с другими, которые топают ногами о пол и бьют руками о свои бедра:

Мели, мели, мельница, Мели, не ленися, Намели ты мучки: Полбенной, ячменной, Пшеничной крупитчатой. Из полбинной напечем Пирогов, да сытных; Из ячменной сделаем

Сдобный, сладкий курник,

Из пшеничной мы напечем

Пирогов с начинкой;

Кокурок, лепешек В масле наваляем,

Из крупитчатой накрошим

Меленькой лапшицы

Да малинков накатаем

Сдобных рассыпучих;

Преженцев наваляем,

Словно сахар сладких.

Мы ждем к себе в гости

Дедушку да бабушку,

Батюшку и матушку,

Братьев и невестушек,

Сестриц со мужьями.

Когда наши гости

Будут всем довольны;

Не будут гневаться,

А будут любити,

Полюбя дарити:

Платками, фатами,

Серьгами, котами,

Парчовыми рукавами,

Голубой китайкой,

Нанковыми шубами,

Да кумачом красным.

Теперь последняя из приведенных поет одна:

А где наши гости возьмут нам подарков?

Когда купцы гости не везут товаров.

Вместо ответа назначенная ходит по комнате, начинает опять петь:

Как по нашей речке и пр.

С ней поют другие, продолжая топанье и хлопанье; она идет к сидящим своим подругам, берет за левую руку одну из тех, которая держит в правой руке мыколъник, заранее приготовленный и наполненный тряпьем разного рода; дает знак головой сидящим, чтобы они встали и шли за ней. Конец песни поют одни корабли, и когда все пропоют, тогда пришедшая с подругами начинает петь вместе с ними веселым голосом:

Не тужите, подруженьки, Много не горюйте, Скажу я вам весточку, Весточку всем на радость: Приплыл, приплыл кораблик наш, С моря-океана; Привез с собой из-за моря Красного товара.

Потом, толкая приведенную с мыкольником в середину стоящих подруг, припевают:

Вот! возьмите ваш корабль с моря-океана, Ну, извольте торговать, Кому чего надо!

В это время все бросаются на корабль, вырывают у него мыкольник; хватают оттуда тряпье, покрытое сажей, и начинают им бросать сначала в корабль, а после — друг в друга, отчего все перекачиваются, по выражению играющих, как черти, и прекращают киданье, когда на тряпье не останется сажи.

Смысл этой игры: расхищение иностранных товаров, продававшихся обманом. Товар продается лицом — такая поговорка искони была у новгородских купцов. Приезжавшие в Новгород гости с плохими товарами часто подвергались народному осуждению. Были случаи, когда разгневанный народ разграбливал немецкий двор.

Русские Игры Колечко

Простая, но веселая забава. Снимают с руки кольцо, надевают его на ленточку и потом, связав концы ленточки, становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из девушек, которая кружится, т. е. ходит в кругу и отыскивает колечко, спрашивает: «У кого кольцо?» Каждая обманывает ее, говоря: «У меня», и в это время, на ее глазах, стараются кольцо передать другой. Кружащаяся хватает за руку одну из девушек, и выясняется, что у нее нет кольца. Между тем колечко показывают в другом месте; она спешит за ним; там передают другой. Эта игра требует особой ловкости и проворства. Случается, что ищущую доводят до того, что у нее голова закруживается от поисков.

Еще играют иначе. Девушки, молодые дамы и мужчины становятся в кружок и передвигают кольцо по шнуру. Кому досталось

искать его, тот ходит в кругу и старается заметить, где оно передвигается; но ловкость передачи кольца заставляет ищущего бегать, смех и крик сопровождают неловкого. Пойманный им занимает его место и дает фант; игра продолжается до тех пор, пока наберется достаточное количество фантов. Тогда садятся в кружок, и чей фант выймется, тот играет, например купца, а если фант выймет девушка, то она играет купеческую дочь. Купец идет в особую комнату, за ним запирают дверь; он стучится.

Один из сидящих возле дверей спрашивает: «Кто там?» — «Купец».— «Откуда?» — «Из города».— «Зачем» Или чего надобно?» — «Купеческую дочь».— «Какую?» Он называет девушку или даму. Если же она ему незнакома, то он описывает ее внешность, она является. Он целует ее руку, она его — в щеку, и потом она разыгрывает его роль. Она тоже стучит; ее также спрашивают как купца, и так продолжается, пока не разыграют все фанты. Колечко и кольцо, что одно и то же, доставляет приятное, веселое и шутливое расположение духа.

Простой народ в Жмуди играет в колечко гораздо проще. Садятся на скамейке около стены, и один кто-нибудь подносит играющим кольцо и говорит: «Возьми колечко, да не показывай». Когда он всех обойдет, тогда обращается к ищущему колечко и произносит: «Серги, верги, где блестит колечко?» Отгадавший, в чьей оно руке, садится на его место, а этот идет отгадывать или искать его.

Русская игра Камешки

Округленные глиняные камешки раскладывают девушки по полу и делают уговор: не мешать и не кричать. При этом произносят условные поговорки: уговорец всем делам родной братец; без уговора не садись, а на слово не вяжись; не еду, не лечу, а заеду — подхвачу, и тому подобное, и потом заключают условие: играть, не воровать.

В иных местах говорят: чур играть, не воровать, без вороху, без промаху. Игра в камешки сложная и оканчивается, по большей части, ссорой. Одна из девушек бросает камешки вверх и во время их полета старается захватить правой рукой несколько других, разбросанных по земле. Здесь искусство заключается в том, чтобы камешек не упал на землю, игрок успел бы захватить и другие, и чтобы на лету схватить еще падающий. Девушки, завидуя ловкости своей подруги, мешают ей своими рассказами или нарочно кричат. Играющая сердится, рука ее дрожит, и она делает промах.

Лучшие камешки доставляют из Киева и Ростова. Для мужского пола считается зазорным забавляться этой игрой, однако мальчики не обращают внимания на это. В Малороссии игра в креймешки — та же самая, что в камешки.

Садятся девушки на земле кружком и, положив перед собой несколько креймешек, по большей части каждая кладет перед собой по четыре, кидает один вверх и, пока он летит вниз, она должна захватить лежащий на земле и схватить падающий; потом она бросает тот креймешек, который взяла с земли, и хватает на лету другой и таким образом продолжает, пока все не переберет. Есть такие охотницы, что играют по целым дням.

Креймешки делаются из разбитой глиняной посуды и кафлей; округляют их до величины гроша, но не более медного пятака.

Играют еще в креймешки иначе. Делают круглые, величиной с голубиное яйцо, камешки; для этой игры употребляют только шесть камешков. Играющие, садясь на пол, покрытый ковром, кладут на ковер кучкой пять креймешков, шестой бросают вверх, немного повыше головы, и нужно успеть взять камешек с ковра и поймать падающий сверху. Играющая бросает сначала камешки поодиночке, потом все подбрасывает и ловит; потом те же камешки перекладывает с одного места на другое, захватывает между пальцев, потом прокатывает под пальцами и продолжает бросать до тех пор, пока не уронит кремешек. Тогда она выходит из игры и передает другой, которая играет точно так же.

Греки использовали камешки с древности; от них эта игра распространилась по всей Европе, а к нам перешла от татар.

Русская игра Колышки

Играют и девушки, и мальчики, но преимущественно девушки. Девушки набирают для игры себе маленьких подруг и сажают их в кружок, вместо колышков, которые обращены лицом к кругу. За колышками стоит своя хозяйка. Начинается продажа «колышков»; покупатель обращается к хозяйке и говорит: «Кума! Кума! Продай колышки». «Купи»,— отвечает кума. «А что стоит?» — «Кочан капусты, да веник, да рубль денег».— «Вот тебе кочан капусты, да веник, да рубль денег».— «Ну, по рукам да в баню». Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков — хозяйка в правую сторону, а покупатель — в левую.

Обежавши вокруг, возвращаются с противоположных сторон к спорному колышку. Кто первый прибежит к колышку, тот остается его владельцем, или если бы кто первый дотронулся колышка рукой. Если покупатель прибежит последним, то он идет покупать у другой, как если бы прибежала последней сама хозяйка. Игра продолжается, пока не перекупятся все колышки. При беготне случаются забавные падения, при которых поднимаются все колышки и которые вызывают всеобщий смех и нарекания: «Покупатель пьяница!» Или: «У кумушки болит головушка, бедная кумушка!»

Игра эта напоминает корыстолюбивых торговцев: хозяин и покупатель сошлись в цене, ударили уже по рукам, но вдруг нашло на обоих раздумье: «Ах! Дешево продал, еще бы поторговаться». «Ах, купил дорого, поспешил!» Оба бегут, суетятся и наконец снова покупают. Купец — везде корыстолюбец. Как он ни купит дешево, а все еще ему дорого.

Русская игра Кумки

Одна девушка делается покупательницей, а прочие девушки, называемые кумками, усаживают в кружок мальчиков и девочек, которые называются их детьми. Кумки становятся позади своих детей и кладут руки на их головы. Покупательница подходит к кумке и говорит: «Кумка кумятна, продай дитятка». Первая не продает, вторая не продает, а третья должна продать. Она бьет по рукам покупательницы, приговаривая: «Продам тебе дитятко за шильце, замылъце, за горячий блин». С последним словом кумка и покупательница бегут в противоположные стороны; которая успеет положить раньше руку на голову дитяти, за той и оно остается.

Покупка начинается снова и продолжается до тех пор, пока дойдет до кумки, которая продала. Тогда все кумки ставят своих детей на ноги и кричат: «Мое дитятко не шелудивое! Мое дитятко не шелудивое!» Если кумка не успеет поднять на ноги дитя, того называют шелудивым, и это название остается часто на долгое время.

Кумки — любвеобильные матери, которые не сумели поднять на ноги своих детей и потому обрекли их на всеобщее посмеяние.

Весьма часто случается, что от чрезмерной нежности маменек к своим ненаглядным дитяткам дети не получают никакого образования, хотя имели к тому все средства. Больно расстаться с детьми! Они выросли перед глазами маменек, растут столбами, а маменьки по нежности своей все не хотят разлучиться с ними, пока не разлучит их, маменек, жестокая смерть.

Русская игра Коза

В начале игры избирается обычно ловкая девушка, так называемая коза. Ее подводят к стене, все прочие усаживаются и смеются над ней. Иные передразнивают ее козьим голосом, а другие кричат: «Коза, коза, бя!» Она сердится, топает ногами и грозит переколоть всех. После разных насмешек дети встают и начинают с ней разговор: «Моя козушка, ты не ела сегодня». Гладят ее по спине и спрашивают: «Козушка, где ты была?» — «В поле».—- «Что там делала?» — «Травку ела».— «Зачем сюда пришла?» — «Отдохнуть». С этим словом девушки должны бежать; она гоняется за ними и кого поймает, та заменяет ее место. Многие выдумывают произвольные поговорки, которые зависят от расположения духа и изворотливости девушки. Иные до того надоедают козе своими поговорками, что она оставляет игру и плачет, ибо резвая девушка, начав с козой разговор, доходит иногда до колкостей. «Козушка, где ты была?» — «В поле».— «Кого искала?» Козушка молчит. «Козушка, я знаю кого ты искала».— «Моя милая,— отвечает коза,— оставь шутки»; но шутки не унимаются и доводят до неприятностей, которые прекращаются поцелуем. В Малороссии также играют в козу и поговорки почти одинаковые, но бывают насмешливые, например:

Я коза-дереза,

Пивбока луплена,

За копу куплена.

Тупу, тупу ногами,

Сколю тебе рогами,

Лапками загребу,

Хвостиком замету, Брру...

Некоторые из наших писателей приводят для этой забавы как бы общепринятое для игры присловье. Девушка передразнивает козу: «Коза, коза, бя, где ты была?» — «Коней стерегла»,— «И где кони?» — «В лес ушли».— «Где тот лес?» — «Черви выточили».— «И где черви?» — «Они в гору ушли».— «И где гора?» — «Быки выкопали».— «И где быки?» — «В воду ушли».— «И где вода?» — «Гуси выпили».— «И где гуси?» — «В тростник ушли».— «И где тростник?» — «Девки выломали».— «И где девки?» — «Замуж вышли».— «И где мужья?» — «Они померли».— «И где гробы?» — «Они сгнили». Этот многословный расспрос весьма занимательный и забавный. Мне не случалось его слышать, но он естествен и присущ веселой игре. Сколько бы я не наблюдал эту забаву, она сопровождалась более произвольными вопросами, и часто девушка, не закончив расспроса, бьет козу по спине, и все разбегаются по углам комнаты. Коза гонится за ними и все опрокидывает на своем бегу. Ловкая коза перепрыгивает через стулья и скамейки, не повреждая себе ног. Пойманная девушка заступает на ее место.

Игра в «козу» выражает девическое, беззаботное веселье. Если в ней принимают участие молодые люди, то игра изменяет свое значение: в нее привносятся сердечные дела и душевная тревога. Молодые люди украдкой жмут руки и переговариваются. Такие проделки не уходят от зорких глаз девиц-соперниц. Все играющие спешат насладиться взаимным излиянием нежностей. Тогда игра незаметно переходит в сладостное самозабвение: всякий желает быть козой. О сколько восторгов, если девушка встретится со своим любимым предметом!

Русская игра Огарушек

Сев в кружок, девушки избирают среди себя рассказчицу, которая, прохаживаясь вокруг, говорит каждой по одному слову: черемя, беремя, нивесть чего, за старого, богатого, трунь, пень, князь. На кого падет слово «князь», та оставляет кружок, и рассказчица продолжает свою поговорку, пока останется одна девушка, с которой она ведет очередной разговор, и кто успеет сказать раньше «князь», та выбегает из кружка. Оставшуюся осмеивают поговоркой: огарушек — черный камешек; огарушек — объедушек. Огарушек бегает за ними и ловит. Пойманная помогает огарушку ловить остальных.

Огарушек изображает засидевшихся девиц, которые, посмеиваясь над тихими и счастливыми в любви, клевещут на них из злости. Женское злословие исходит чаще всего из уст старых дев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.140.224 (0.01 с.)