Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и способы объединения Земель вокруг Москвы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1 этап (1300-1350): формируются крупные центры Москва и Тверь; Моск.княжество стало сильнейшим, увел.в 2 раза, борьба с тверскими князьями за Влад.кн.; 1327-Калита подавил восстание в Твери, за это ему дают Влад.кн. Калита: расширяет Моск.кн, поставил под контроль Вл.-Сузд. кн., поддержка со стороны Орды. 2 этап (1350-1450): неудача присоед-я новгор. Земель; 1380-победа на Куликовом поле, в Москве копятся матер.,людские ресурсы; присоед. Перьми,земель в р.Вычегда. 3 этап (Ив.3, Вас.3): присоединение Новгорода 1478, стояние на р.Угре 1480-освобождение от Ига; 1485-присоед. Твери; 1514-Смоленск; 1521-Рязань. 2 пути объединения земель: конгламерационный иунификационный. Перед вступившим в 1462 году на Московский великокняжеский престол Иваном III стояли три взаимосвязанные задачи. Ему предстояло завершить политическое объединение земель вокруг Москвы; обрести полный суверенитет, окончательно освободившись от ордынского ига; провести изменения в государственных и правовых сферах, приспосабливая их к принципиально новым условиям единого Русского государства. особенность государственного строительства — доминирование практики. Власть чаще всего двигалась методом проб и ошибок. Формирование государственной территории при Иване III (1462—1505) и его сыне Василии III (1505—1533) происходило впечатляющими темпами. Поскольку государственное устройство Новгорода принципиально расходилось с московским, то его присоединение сопровождалось упразднением вечевых институтов власти (1478 г.). Впрочем, позднее, в случае с Псковом, московские князья продемонстрировали способность к известной толерантности. Они на время примирились с псковскими вечевыми порядками, ограничившись тем, что поставили местное самоуправление под жесткий контроль великокняжеских наместников.Псков был подчеркнуто лоялен к Ивану III. Новгород демонстрировал непостоянство, готовность на открытое противостояние. В 1474 году Иван III купил оставшуюся часть Ростовского княжества. То была последняя купля московского князя в истории объединения земель. В 1485 году настало время Тверского княжества, некогда самого могущественного соперника Москвы. Изнемогая в неравной борьбе, тверской князь Михаил Борисович попытался опереться на Литву. Политические шаги «молодшего брата» —-а именно в такой плоскости к этому времени выстраивались московско-тверские отношения — дали Ивану III основание для вмешательства в дела княжества. Поход московских ратей к городу привел к бегству последнего тверского князя в Литву и переходу на сторону Ивана III тверских бояр. В итоге Тверь вошла в состав Российского государства с сохранением автономии: наследник Ивана Ш и племянник Михаила Борисовича, князь Иван Иванович Молодой, был объявлен великим тверским князем. В его распоряжении осталась боярская дума, государев двор, корпорация тверских служилых людей. Позднее автономный статус Твери был упразднен. В 1489 году в состав Российского государства вошла Вятка, в 1499-м — Югра (Югорская земля). В начале 80-х годов белозер-ско-верейский князь Михаил Андреевич, один из немногих, кто сумел сохранить свой удел, взял обязательство передать после смерти свои владения Ивану III. В последующем основные территориальные приращения оказались связанными с целой чередой русско-литовских войн, которые вели Иван III и его сын Василий III. В середине 90-х годов по договору с Литвой к Москве отошли Верховские княжества*: Новосильское, Воротынское, Одоевское, Перемышльское и другие. В последние годы жизни Ивана III к Москве отошла Северская земля, а в 1514 году — Смоленск и Смоленское княжество. В 1510 году утратил свою автономию Псков, в начале 20-х годов было упразднено Рязанское княжество, давно уже находившееся в орбите влияния московских князей. Объединение земель — одно из главных условий возрастания власти московского князя. Доминировало насилие (войны, военные и политические акции), в результате которых удельные князья низводились до ранга подданных. Пребывание на новом месте диктовало им совершенно иную модель поведения, ориентированную на полное послушание великому князю. Такой ход объединения земель экономически и политически ослаблял аристократию.
Значение государева двора Важным властным институтом был двор великого князя (государев двор). С упразднением удельной системы двор московского князя переживал важные изменения. Внутри двора происходила структуризация элит общества. Огромное значение во взаимоотношениях великого князя с аристократией, а также внутри аристократии приобретает формирующийся институт местничества. Существенно и то, что видоизменяются и усложняются функции членов государева двора. Отныне придворный по воле великого князя московского выполняет общегосударственные — военные, дипломатические, судебные, административно-управленческие — функции. Четкого расчленения между частным и публичным, придворными и государственными функциями еще нет. Таким образом, можно утверждать, что центральный административный аппарат «вырастал» из государева двора.Особенно это положение касается двух. Это великокняжеская казна и собственно двор, занятый управлением княжеского хозяйства. Призванные содержать двор, обеспечивать поступление налоговых средств и организовывать службу, включая назначения, кормления, оборот земель и т.д., эти ведомства постепенно сосредоточили в своих руках важные управленческие, распорядительные, судебные и контрольные функции.Усложнявшиеся задачи требовали появления людей, для которых управление — профессиональное занятие. В середине XV века источники упоминают казенного дьяка, который заведовал княжеской казной и следил за регистрацией доходов и расходов. Спустя два десятилетия рядом с дьяком появляется подьячий — зримое свидетельство разрастания объема дел. Проходит еще четверть века, и из казны вырастает целое учреждение — Казенный двор во главе с казначеем и штатом служащих. Поскольку Казенный двор, выполнявший функции дворцовой канцелярии, стал руководить внешней политикой, из него выделяется повытье, ведавшее посольскими делами. Позднее из этого повытья вырастет Посольский приказ. Подобно казне, под напором многочисленных административных забот дворцовое ведомство со временем также преобразовалось в Приказ Большого Дворца. Таким образом, с деятельностью казны и двора связано становление профессиональных управленцев, дьяков и подьячих — приказных людей. Центральное место в государевом дворе принадлежало Боярской думе. В условиях формирования единого государства значение ее возрастает. Она превращается в постоянный совещательный орган. Боярский чин приобретает высший статут. Ведь отныне боярство — удел немногих и связан не с общей принадлежностью к элитарным слоям дворянства, а с пожалованием великого князя, с правом участия в великокняжеском совете.По воле великого князя в думу могли входить влиятельные дьяки. Со временем дума стала центром объединения аристократической и политической элиты (это не значит, что данные понятия всегда совпадали).Полномочия и функции думы не были определены правовыми нормами. Дума — «совет бояр наших» — превращалась в высший законосовещательный, судебный и распорядительный орган, в сфере которого находился широчайших круг вопросов. Однако все эти функции она могла исполнять по воле и с согласия великого князя. Но этим не ограничивалось значение двора. Ему принадлежали важнейшие функции, связанные с местной властью.
Бюрократия при Моск.гос-ве Государство и органы его управления «вырастали» из государева двора. В города московский князь направлял наместников. В волостях управление сосредоточивалось в руках волостелей. Наместники и волостели получали города, станы и волости в управление с правом «кормления», то есть сбора в свою пользу определенных поборов и пошлин. Население, проживавшее на территории дворцовых земель, находилось под началом посланного из дворца боярина. Власть наместников распространялась на «черные» земли, путных бояр — на дворцовые. Главная фигура на местах — наместники и волостели. Полномочия наместников разнились. Самыми широкими полномочиями обладали наместники с правом боярского суда, то есть суда последней инстанции. Полномочия и привилегии наместников оговаривались в Уставных грамотах. Здесь же определялись виды и размеры положенных им государственно-корпоративных отчислений — почестей, подношений, судебных, торговых, свадебных пошлин. С формированием великокняжеского двора право на кормление в основном узурпировали его члены. Провинциальные служилые люди оказались вне системы кормлений и должны были ограничиться такой формой вознаграждения, как земельное и денежное пожалование. Это создавало напряженность внутри дворянского социума, разделенного на группы разного статуса и престижности. Местное городовое дворянство было недовольно тем, что оказывалось в сфере юрисдикции кормленщиков. Напряженность возникала и в системе управления: наместник не имел широкой опоры на местах. Ситуация усугублялась тем, что перед кормленщиком открывались широкие возможности для произвола. Это побуждало местных жителей требовать усиления контроля за деятельностью наместников и волостелей. Давление было не бесполезным. Власти готовы были использовать посадские и крестьянские общины-волости для контроля за деятельностью кормленщиков. Уставные грамоты требовали обязательного присутствия на суде наместника представителей «мира» — «сотских», «добрых людей», «старост» и «целовальников». Одновременно в уставные и таможенные грамоты вносились положения, строго фиксирующие размеры поборов, таможенных и судебных пошлин. Однако эффективные механизмы ограничения злоупотреблений кормленщиков и их тиунов не были найдены. В этой связи понятны причины, побудившие правительство в первые десятилетия XVI века ввести институт городовых приказчиков. Городовые приказчики назначались правительством из числа местных городовых дворян и подчинялись центральным органам власти — сначала двору и казне, затем — приказам. Компетенция городовых приказчиков была достаточно ограниченна: расклад и исполнение населением повинностей; сбор некоторых видов налогов; полицейские функции. Обязаны были приказчики участвовать и в наместничьем суде. Растущие государственные потребности получали самые разнообразные выражения. Одно из самых ощутимых и обременительных для населения — возрастание тяглового гнета. Увеличилось количество судебных пошлин и штрафов, разновидностей налогов и повинностей в пользу государства. Институт кормленщиков не был приспособлен для эффективного решения финансово-податных задач. В этих условиях власть обратилась к «эксплуатации» общин. На «миры» были возложены тягловые функции — разверстка, исполнение разнообразных повинностей. сборов. Выполнение подобных задач, в свою очередь, потребовало известного перераспределения административных функций, наделения общины правами для выстраивания отношений с наместниками и волостелями. Территориальная единица — великорусская волость во главе с выборным «сотским» — оказывалась включенной в низшее управленческое звено централизующегося государства. Последствия для власти и общины были достаточно противоречивы. «Огосударевание» общины означало возрастание ее зависимости от власти. Что способствовало упрочению и централизации власти? Несомненно, первые шаги по созданию единого «правового поля». Первая попытка бьша связана с принятием Судебника 1497 года. Судебник упорядочивания функционирования судебных органов в центре и на местах. Однако исторически сложилось так, что управление и суд на местах по-прежнему осуществлялись на основе уставных наместнических грамот.
Реформы избранной рады. 1550-судебник: усилилась зависимость крестьян,огранич. произвол наместников, наказания за должностные престпления, взятки. 1551-стоглавы собор: искоренение пьянства,разврата,сквернословия; единый порядок обрядов, канонов; почитаемы все святые-укрепление религ. единства страны. Приказная система: бояре ведали опред.вопросами, вокруг них постоянный штат дьяков и подъячих. Приказы-ведомство (посольский,разбойничий,поместный,разрядный)-складывается опора центр.власти. 1555/56-реформа местного управления: отмена кормлений, власть на местах у губных или земских старост- должность не оплачивалась поэтому неохота выполняли работу. Военная реформа: «служилые люди по отечеству» (по насл-ву) и «по-прибору» (по найму); организовано пост-ое стрелецкое войско. 1550-ограничение местничества. 1560-прекращение существование избранной рады, к-ая наметилапуть медленных, пост-х преобразований, расчит-х на укрепление власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.014 с.) |