Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обострение противор-й м/у центром и респ-ми
В середине 1980 — начале 1990-х годов обострился кризис административно-территориального устройства СССР. Политика «перестройки», кардинально изменившей прежние механизмы. в соответствии с решением январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС «О-перестройке и кадровой политике» способствовало появлению новой формации региональных руководителей. Разрушение ведомственной вертикали поставило вопрос об изменении управления хозяйственным комплексом. Основное внимание уделялось увеличению политической и экономической самостоятельности республик, некоторые из которых продолжали рассматриваться как «подрайонные» крупных экономических районов (Прибалтика, Средняя Азия, Закавказье). Признавалась целесообразность перехода к управлению по крупным регионам, но некоторые ученые предложили создать новые экономические районы путем слияния двух-трех областей. Для эффективного осуществления хозрасчета в них предлагалось создать специальные органы управления, равные по статусу республиканским правительствам. Характерной особенностью советской системы управления была недооценка роли местного самоуправления. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» должен был снизить остроту противоречий центра и республик путем расширения компетенции местных советов. Местные советы рассматривались как «основное звено в системе местного самоуправления». Значительно расширялась их экономическая база, изменилась их финансовая основа, состоявшая теперь из бюджетных и внебюджетных средств, им предоставлялось право самостоятельного установления внешнеэкономических связей. Отсутствие опыта самоуправления, смешение этих функций привело к полному подчинению местных органов республиканским и создало предпосылку для еще большей их самостоятельности. 1990 года был принят пакет законов, направленных на совершенствование федерации. Осенью 1990 года о своем суверенитете заявили автономии РСФСР, Азербайджана, а также национальные меньшинства Грузии, Молдавии, Литвы и Эстонии. Основным стало расширение суверенных прав союзных республик и повышение уровня суверенности всеми автономными образованиями, создание новых национальных образований различного уровня (районов, поселков, сельсоветов). Новым было то, что помимо национально-территориального принципа использовался принцип культурно-национальной автономии.
Положение РСФСР и внутр.пр. административно-территориальное устройство не отвечало ни закономерным потребностям развития страны, ни политическим требованиям новой власти. Водоворот революционных событий и отсутствие у большевиков четкой программы преобразований предопределили ее экспериментальный характер и зависимость от политических задач. Потенциальное различие экономического развития регионов России служило серьезным препятствием для создания интегрированной экономики и вообще единого экономического пространства. Невозможность сочетать одновременно национальный и экономический факторы привела к созданию многослойной модели территориального устройства. Начиная с первых лет советской власти, стала складываться чрезвычайно централизованная система управления. Ее структура разветвлялась и усложнялась по мере превращения государства в монопольного собственника средств производства, введения тотальной регламентации и контроля всех сфер жизни. Характерной особенностью советской системы управления было то, что она возглавлялась аппаратом партии, который использовал ее для реализации своих решений и дублировал, а часто и подменял советскую систему на всех уровнях. В практике государственного управления все решения предварительно рассматривались и санкционировались партийными инстанциями различного уровня. Важнейшей частью советской системы управления была номенклатура, главная задача которой состояла в проведении всех решений партии. Она пронизывала не только всю систему. На протяжении всего периода объем, полномочия и права Союза ССР и республик не были стабильными, они менялись в сторону расширения прав органов власти и управления СССР. Строгая централизованная система советского управления, с одной стороны, позволила относительно «выровнить» регионы по уровню экономического развития и осуществить преобразования в области промышленности и сельского хозяйства. Вместе с тем она способствовала расширению бюрократических методов управления, ликвидации полной хозяйственной самостоятельности регионов.
Необходимость пересм-ра федерат.отн. административно-территориальное устройство не отвечало ни закономерным потребностям развития страны, ни политическим требованиям новой власти. Водоворот революционных событий и отсутствие у большевиков четкой программы преобразований предопределили ее экспериментальный характер и зависимость от политических задач. Потенциальное различие экономического развития регионов России служило серьезным препятствием для создания интегрированной экономики и вообще единого экономического пространства. Невозможность сочетать одновременно национальный и экономический факторы привела к созданию многослойной модели территориального устройства. Начиная с первых лет советской власти, стала складываться чрезвычайно централизованная система управления. Строгая централизованная система советского управления, с одной стороны, позволила относительно «выровнить» регионы по уровню экономического развития и осуществить преобразования в области промышленности и сельского хозяйства. Вместе с тем она способствовала расширению бюрократических методов управления, ликвидации полной хозяйственной самостоятельности регионов.1990 года принял закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», которым по существу выравнивал статус союзной и автономной республик. Автономные республики, поименованные в этом законе государствами, получили право передавать свои полномочия СССР, минуя республики, в состав которых входили. 1990 Ельцин поставил вопрос о государственном устройстве России. Заявив о том, что идет процесс определения статуса автономий, он сказал, что назрела «необходимость более четко определиться с тем, что представляют из себя края, области. Пришло, наконец, время определить статус народов, не имеющих своих национальных образований. Государственное устройство России должно максимально точно отражать ее особенности, многообразие и масштабы.
Проблема Федерат.д-ра 17 июля 1990 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «О Федеративном договоре», определявшее этапы договорного процесса, а в начале следующего месяца им был объявлен конкурс на лучший вариант проекта Федеративного договора. Оценки этого документа разнятся до сих пор. Одним он видится своего рода ширмой, за которой планировался возврат к модели унитарного государства, другие считают его уступкой слабого центра сильным республикам, третьи подчеркивают, что с его подписанием был заложен первый кирпич в фундамент реальной федерации. Это была попытка восстановить стабильность в отношениях между центром и территориями не «сверху», а на основе договоренностей с последними. В каждом из трех документов четко оговаривалась компетенция федеральных органов и совместная их компетенция с органами власти субъектов федерации. была гарантирована самостоятельность. сохранение и элементов централизованного руководства, и неравенства между республиками и другими образованиями, входящими в состав Российской Федерации. Самостоятельность краев, областей, округов была ограничена довольно мелочной регламентацией сверху многих их действий; главы исполнительной власти зачастую назначались Президентом; куда как ниже, чем у республик, был их статус в полномочиях по формированию судебной системы, в представительстве в федеральных органах. Зато республики по Федеративному договору получили статус суверенных и истолковали его как возможность и далее самостоятельно формировать свое правовое пространство. Подписание Федеративного договора на короткое время прервало процесс нарастания напряженности во взаимоотношениях центра и территорий. договор оставлял неурегулированными целый ряд правовых коллизий: соотношение статусов субъектов; механизм разрешения споров между центром и ими. к середине 1993 года Федеративный договор стали критиковать даже недавние его сторонники, считая, что он устарел.
Достижения народов СССР Вклад: создание народного фронта обороны. сбор средств на различные виды вооружений, продовольственный фонд, подарки воинам, забота о раненых, больных и инвалидах. Научный вклад в разработку стратегических планов,развитие науки. Ударные бригады на предприятиях. Переход на военные рельсы эк-ки, мобилизация.размещение в тылу предприятий, обеспечение фронта-гл.задача. разработка новых технологий.особенно выплавка стали. Месторождения угля,железа, цв.мет-в на Урале,в Кузбассе, Казахстане. Плодородные р-ны Украины. Все уходили в армию. Предприятия гиганты: Запорожсталь, Азовсталь, Мариупольский метал.завод, Макеевский з-д. Шахты Донбасса и Подмосковного угольного бассейна,. Нефтяной промысел Грозного и Краснодарского края. Партизанские отряды в моск., орловской, брянской обл. Дальневосточные рубежи в системе обеспечения обороноспособности страны. рабочие, инженерно-технические работники, посланцы союзных республик Средней Азии, Казахстана, Закавказья. Сибирь накануне войн: Промышленность, сельское хозяйство, транспорт и торговля. Общественно-политическая жизнь. Наука и культура. Вклад сибиряков в восстановление экономики пострадавших от немецкой оккупации районов СССР.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.005 с.) |