Проблемы экон.,соц-культ. 60-70 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы экон.,соц-культ. 60-70



Потенциальное различие экономического развития регионов России служило серьезным препятствием для создания интегри­рованной экономики и вообще единого экономического про­странства. Невозможность сочетать одновременно национальный и экономический факторы привела к созданию многослойной модели территориального устройства. Строгая централизованная система советского управления, с одной стороны, позволила относительно «выровнить» регионы по уровню экономического развития и осуществить преобразо­вания в области промышленности и сельского хозяйства. Вмес­те с тем она способствовала расширению бюрократических ме­тодов управления, ликвидации полной хозяйственной самосто­ятельности регионов. сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий; единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями. СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось. Накопление противоречий.

 

Распад СССР

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. СССР распался. Почему?1) СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались.2) сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий 3) советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. 4) единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями 5) политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит. распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределам России, национальных меньшинств в целом. Становление новой российской государственности.

 

Образование СНГ

межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной. В Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске. 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. 1993 действительным членом СНГ стала Грузия. В августе 2005 Туркмения вышла из действительных членов СНГ. Молдавия и Украина, как и Туркмения, не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что формально они членами Содружества не являются.. Объективной основой интеграции бывших республик СССР являются социально-экономические факторы, общность традиционных многолетних кооперативных связей. Фактором интеграции является также "необходимость обеспечения оборонной безопасности. В качестве социокультурного фактора объединения стран СНГ выступает "цивилизованное единство" населения, схожесть социальной структуры, степень образования, общий исторический опыт и традиции. В СНГ после распада СССР осталось 25 млн русских. Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в этих странах приводит к эмиграции значительной части русских на историческую родину. 1996 г. президентами Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Киргизской республики был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях в целях создания сообщества интегрированных государств. Обозначились и государства, которые выступили активной оппозицией России. Это Украина, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения. Руководители этих стран стремятся доминировать в своих регионах, строить взаимоотношения с Россией преимущественно на двустороннем уровне.

 

Конституция 1993

С распадом СССР новая конституция была необходиима России и для стабилизации положения внутри страны, и для оформления ее статуса как субъекта международных отношений. Осенью 1990 года подготовила свой проект Конституционная комиссия. Раздел четвертый его так и назывался — «Федеративное устройство». В нем отсутствовали ясность в перечне субъектов федерации и в вопросе о их статусе. Речь шла о республиках и «федеральных терр-х», под которыми понимались края, области, два города федерального значения. Через некоторое время федеральные терр-и было решено именовать землями. Обсуждение проекта в Конституционной комиссии шло медленно и временами было весьма ожесточенным. Определение статуса округов было головной болью авторов большинства проектов. Республики в этом варианте проекта Конституционной комиссии определялись как гос-ва в составе Российской Федерации, остальные (края, области, автономная область и два города) назывались гос-венно-территориальными образованиями, обладающими идентичными с республиками правами несущими те же обязанности гос-венной власти. Таким образом, проект допускал различия в статусе субъектов. Конституция провозгласила: единство гос. суверенитета, системы гос-венной власти, гражданства и целостность России; равноправие перед центром и друг с другом составляющих ее терр-й, назвав их всех субъектами федерации. Она объявила единство денежной единицы, общие для всех субъектов принципы налогообложения и сборов. Наряду с республиками все остальные субъекты получили право принятия законов, самостоятельного определения системы органов власти в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами орг-и органов власти в стране. Объявив право субъектов федерации иметь свою территорию, конституция отказала им в праве установления таможенных границ, пошлин, сборов, любых препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств.

 

Проблемы функц. РФ

1) проблема государственного устройства вол­нует власть и научную общественность.2) про­блема межбюджетных отношений. Действительно, в стране 89 неоднородных по многим показателям региональных бюджет­ных систем и около десяти тысяч бюджетов местных. Контраст между субъектами федерации, муниципальными образованиями. 3) отсутствия четкого разграничения полномочий между двумя уровнями власти, отсутствия работоспособного механизма их взаимодей­ствия. задачи: определить федеральными законами четкие пол­номочия центра и субъектов в рамках их совместной компе­тенции; навести порядок в межбюджетных отношениях, четко распределить ресурсы и налоговые поступления, обеспечить прозрачность субсидий и трансфертов; усилить экономичес­кую базу местного самоуправления. 4) России нужно но­вое административное деление с учетом комплекса экономиче­ского, исторического, демографического, геополитического, при­родно-климатического и иных факторов, могущего обеспечить эффективное развитие конкретной территории, достойный уро­вень жизни не только ее населения, но и страны в целом. 5) В настоящее время России нужна четкая государственная концепция развития федерализма63. В ее рамках необходимо осу­ществить более четкое распределение властных полномочий по вертикали власти. Оно должно быть таковым, чтобы федераль­ная власть решала общегосударственные вопросы (оборона, су­допроизводство, энергетика и т. п.) и выполняла регулирующие и в строго очерченных пределах контролирующие функции, в ве­дении же субъектов федерации должны находиться вопросы организации жизни в регионе, которые, в свою очередь, долж­ны быть частично переданы органам местного самоуправления. Последние же должны быть как минимум двухуровневыми и иметь не только обязанности, но и права, материальные и де­нежные ресурсы. 7) Политика федерального центра должна строиться с учетом наличия в России крайне бедных регионов и быть направлена на их поддержку. Для воплощения в жизнь принципов федерализма нужны эффективное рыночное хозяйство не только с частной собственностью, но и честным и прозрачным бизнесом; государственная власть, сильная настолько, чтобы в любую ми­нуту прийти на помощь каждому конкретному человеку. Необходим диалог общества и власти, без ко­торого гражданское общество, по существу, не имеет смысла.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.006 с.)