Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зак.акты 1837,1842,1845 (Перовский)
Реформа местного управления 1837 года («Общий наказ гражданским губернаторам») заметно усилила власть губернатора, соединив в его лице функции управления и надзора. Он, как главный представитель верховной власти в губернии и как хозяин губернии, должен был заботиться о благе жителей края, стоять на страже соблюдения законов, быть главным начальником полиции и охранителем казенного интереса (сбор налогов, исполнение повинностей и прочее). В качестве помощника губернатора вводилась новая должность вице-губернатора, который в его отсутствие был председателем губернского правления. По закону 1842 года губернатор получил право надзора за всеми губернскими учреждениями, что привело к еще большему усилению его власти. В результате изменился статус губернского правления: из коллегиально-совещательного учреждения оно превратилось в исполнительное. Все основные дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии. «Наказ», усилив власть губернаторов, значительно увеличил и круг их обязанностей. В январе 1845 года был утвержден проект Перовского «Учреждение губернских правлений», подтвердивший значение губернского правления как учреждения, управлявшего губернией от имени верховной власти. Закон освобождал губернатора и губернское правление от решения второстепенных дел, ставя своей целью поднять значение губернского правления и предоставить губернатору «свободное время для важнейших занятий».
Черты рос.бюррократии Централизация власти привела к значительному увеличению числа бумаг и усложнению делопроизводства, что, в свою очередь, способствовало росту численности аппарата. При медленном решении дел или несвоевременном представлении ведомостей и отчетов виновным задерживали выплату жалованья или, приставив охрану, запирали «безвыходно» в учреждении до окончания работы. Власть начальника распространялась далеко за пределы присутственных мест и охватывала все стороны жизни служащих, включая политические и религиозные убеждения и даже досуг. Поздравления в праздничные дни старших чиновников младшими были так же обязательны для подчиненных, как явка на службу. Стремление служить в столице привело к появлению чиновников «сверх штата», которые в ожидании вакансий служили без жалованья. Все дела велись путем переписки, и по количеству отправленных бумаг судили о результатах работы учреждений. Видимость порядка и казенного благополучия создавали четко разработанные схемы прохождения бумаг внутри каждого учреждения. С момента получения «входящей бумаги» дежурным и до ее отправления по назначению в виде «исходящей бумаги» она проходила через множество чиновничьих рук. Бумажный поток, который направлялся в губернии из многочисленных центральных учреждений, сводил деятельность местных учреждений к своевременной отправке на каждую бумагу «сверху» соответствующей, по всем правилам. Не имея возможности обеспечить чиновников необходимым содержанием, правительство было вынуждено достаточно терпимо относиться к должностным преступлениям,взятки. регулярных «пособий» от промышленников, купечества и откупщиков. Величина взяток в значительной степени зависела от статуса учреждения.
Ал.2 1)отмена креп.права 1861.Деятельность сельского и волостного управления контролировалась мировыми посредниками.Они не подчинялись ни губернатору,ни министру. Только сенату. Создание механизма управления крепостными включало прежде всего образование необходимых административно-территориальных единиц (более дробных, чем уезд), а затем создание органов крестьянского самоуправления и стоявших над ними бюрократических органов. Образование волостей и сельских обществ 2) 1864-з-н о земском самоуправлении.распорядительные органы-губернские и уездные собрания, исполнит.-земские управы.выборы земских органов на 3-х избират.съездах.Дела в уездах вершили чиновники и помещики.Земства стали играть полит.роль. 3) 1870-рефлрма город.самоупр.:город.голова и управа избирались думой.Гор.голова возглавлял думу и управу,координируя их деят-ть.4) полиц.реформа делила на округа страну, а финн.реформа- решала в каких случаях и когда направлять средства казны.
Год самодержавия привело на местах к ликвидации традиционного административно-полицейского аппарата. Губернаторы, исправники, полицмейстеры и прочие вместе с руководимыми ими органами были разогнаны. министр внутренних дел князь Г. Е. Львов направил на места циркулярную телеграмму о замене губернаторов губернскими комиссарами Временного правительства.Комиссары вводились также в уездах и городах. Обязанности комиссаров «временно» возлагались на председателей губернских и уездных земских собраний и городских голов. Тем временем независимо от Временного правительства на местах стали возникать выборные «комитеты общественных организаций», куда входили земские и городские гласные, представители различных общественных организаций, либеральные чиновники. Исполнительному комитету поручается образовать необходимые комиссии и назначить лиц для руководства отдельными отраслями государственного хозяйства и разработки очередных вопросов в каждом городе. Принцип согласования кандидатур комиссаров с комитетами общественных организаций. Временное правительство приняло постановление о полном уничтожении института земских начальников. Их административные функции переходили к уездным комиссарам. «Положение о губернских и уездных комиссарах», ориентированное на усиление единоначалия в регионах. Основной задачей губернских комиссаров являлся надзор за состоянием и деятельностью всех учреждений гражданского ведомства. Особое значение имело образование волостных земств. милицейские органы находились в ведении земского и городского самоуправления. Соответствующие начальники избирались уездными земскими и городскими управами. Города подразделялись на районы, а районы — на участки, уезды также делились. В губерниях вводились должности правительственных инспекторов милиции, назначавшихся Министерством внутренних дел. Местные органы появились и в ведомствах некоторых новых министерств, Министерства продовольствия,Министерства труда. процесс модернизации. процесс модернизации осуществлялся «сверху», причем его организаторы стремились не к созданию чего-то принципиально нового, а к сохранению «священного и неприкосновенного», за рамки которого преобразования не должны были выходить. преобразования носили преимущественно «технологический» характер, выражавшийся в увеличении сети органов и их внутренней структуры, в специализации по территориальному и отраслевому признакам. чередование реформ центрального и местного аппарата, что порождало немалые проблемы в отношениях между ними. Временное правительство совершило ряд принципиально верных шагов — прежде всего передачу власти органам самоуправления, избираемым на демократической основе.
Прибалтика В первой половине XIX века прибалтийские губернии были объединены в Прибалтийское генерал-губернаторство. В основе управления Прибалтийским краем в XIX веке лежал принцип сохранения местных привилегий. Прибалтийские губернии в составе Российской империи обладали особым статусом. Специфика административного устройства края заключалась в том, что внутреннее управление осуществляли как органы дворянства, так и правительственные учреждения, компетенция которых неуклонно расширялась. В 1801 году в Остзейском крае был учрежден пост генерал-губернатора. Во главе трех губерний края стояли губернаторы. При губернаторе действовали губернское правление, казенная палата, приказ общественного призрения. Прибалтийские губернии делились на уезды. Полностью имперское управление в уездах Прибалтики было введено во второй половине XIX века. Прибалтийское дворянство объединялось в четыре общества (рыцарства)— Эстляндское, Лифляндское, Курляндское и острова Эзель (Саарема). Они образовывали органы самоуправления. Органы местного дворянского самоуправления в Прибалтике обладали весьма широкой компетенцией. Ландтаги представляли собой сословные органы местного самоуправления. В 1888 году в Прибалтийских губерниях была проведена полицейская реформа и создана централизованная система органов полиции по общеимперскому образцу. В начале XX века российское правительство окончательно утвердилось в намерении полной ликвидации привилегий немецких баронов в Прибалтике. Царское правительство отказалось также и от целенаправленной поддержки эстонцев и латышей, которые весьма рассчитывали на рост своего влияния. Все готовящиеся законы должны были укрепить положение общеимперского законодательства и полностью встроить прибалтийскую администрацию в общеимперскую систему.
Царство Польское В 1815 году в соответствии с Заключительным актом Венского конгресса большая часть герцогства Варшавского переходила к России под наименованием Царства Польского. Польше была дарована конституция, согласно которой император России обладал всей полнотой исполнительной власти и управлял Царством Польским с помощью наместника, назначаемого из членов царской фамилии. Законодательную власть в Польше осуществлял сейм, состоящий из двух палат: Сената с назначаемым императором составом и Посольской избы. Предполагалось, что сейм будет обновляться в течение шести лет на одну треть состава каждые два года и собираться на заседания раз в два года. После польского восстания Николай I предпринял ряд шагов, направленных на ликвидацию каких-либо административно-правовых отличий Польши от остальных губерний России. Органическим статутом 1832 года вводился новый порядок управления. Упразднялись сейм и Государственный совет. Во главе управления Царством Польским был поставлен Совет под председательством наместника, а в Государственном совете Российской империи создавался департамент дел Царства Польского для рассмотрения законодательных вопросов, затрагивавших польские губернии. Николай I не ограничился изменениями в управлении и административно-территориальном делении. Приближение Польши к губерниям Российской империи должно было произойти также за счет распространения православия и образования на русском языке (учебные заведения Царства Польского переходили в подчинение Министерства народного просвещения. Кроме того, были предприняты шаги по расселению в крае русских. Во второй половине XIX века обстановка в крае стабилизировалась, и в 1874 году упраздняется должность наместника в Царстве Польском. Установление общеимперской системы управления в польских губерниях, очевидные успехи в распространении там русского языка не смогли подавить стремление к национальной независимости и восстановлению польской государственности. Накануне Первой мировой войны политика, направленная на культурно-языковое сближение польских губерний с российскими, уже не была столь последовательной. В польской политике доминирующей постепенно становилась тенденция к проведению четкой национально-культурной границы между Царством Польским и северо-западными и юго-западными губерниями Российской империи. польской культуры распространение на белорусских, украинских и литовских землях.
Управление Финляндией Финляндия вошла в состав Российской империи после русско-шведской войны 1808—1809 годов. Фактически Финляндия в составе Российской империи стала обладать областной автономией, которая была настолько широкой, что граничила с автономией, основанной на династической унии, хотя юридически такое положение не было оформлено законодательными документами. В первые десятилетия XIX века в Великом княжестве Финляндском сложилась система органов управления, сохранившаяся в своей основе вплоть до 1917 года. Российский император обладал в Финляндии правами конституционного монарха. Он обладал единоличным правом созыва сейма. 1809 года Финляндия получила право на создание правительства. В качестве такого органа был учрежден Правительственный совет, преобразованный в феврале 1816 года в Императорский финляндский сенат. В 1811 году территория Великого княжества Финляндского была разделена на губернии. Во главе губерний стояли губернаторы. автономное положение Финляндии к концу XIX века становилось все более заметным. Во второй половине XIX века автономный статус Финляндии укрепился. Общему собранию сената в 1869 году было разрешено самостоятельно решать ряд дел. В 1894 году в Уголовном уложении Великого княжества Финляндского было закреплено указание на то, что финны являются российскими подданными. ликвидация национальных вооруженных сил, усиление русификации администрации и школьного образования. Накануне Первой мировой войны в Финляндии фактически действовала параллельная система органов управления — российская и финская. При этом российская администрация в Финляндии обладала довольно ограниченными возможностями для действенного руководства делами княжества. В своем окончательном' варианте она состояла из двух разделов: мероприятия по укреплению центральной государственной власти в Финляндии и мероприятия, направленные на достижение сближения Финляндии с остальными частями империи. в правительственных кругах считалось, что единственной целью программы является укрепление правительственного авторитета в Финляндии, ее экономическое и политическое сближение сдругими частями империи, обеспечение безопасности государственных границ. осторожное вмешательство имперской власти в жизнь большинства окраин. Следствием этого было возникновение системы во енно-народного управления и введение статуса полуавтономной территории для Финляндии. Со второй половины столетия и вплоть до 1917 года доминирующей становится тенденция отказа от особых систем управления окраинами.
Сибирь К началу XIX века на территории Сибири существовало генерал-губернаторство, разделенное на три губернии— Тобольскую, Томскую и Якутскую и несколько областей. В 1822 году по инициативе М. М. Сперанского была проведена реформа управления Сибирью. К преобразованиям в управлении самодержавие подтолкнули злоупотребления сибирской администрации. Поэтому реформа была направлена на усиление контроля за губернской администрацией из столицы. Отдаленность Сибири от центра, ее пограничное положение обусловили постоянный рост произвола местной бюрократии. Поэтому на протяжении XIX — начала XX века, с одной стороны, практиковалось назначение чиновников преимущественно из столицы, с другой— территориальная специфика Сибири, ее превращение в XIX веке в место ссылки обусловили значительные привилегии и административные права местной бюрократии. В управлении Сибирью в XIX веке самодержавие оказалось перед необходимостью найти оптимальное соотношение широких прав местной администрации и контроля за ней из центра. Поэтому верховная власть ставила действия местных властей под соответствующий контроль высших комитетов. В итоге важнейшей особенностью управления сибирскими губерниями в XIX веке стало создание в столице параллельных временных структур— комитет по делам Сибирского края, первый (1821— 1838) и второй (1852—1864) Сибирские комитеты, — которые должны были обеспечивать контроль за Сибирью из центра.Значительные изменения в управлении Сибирью произошли в последние два десятилетия XIX века. В 1882 году произошли существенные изменения в административно-территориальном делении Сибири, а управление отдельных губерний было построено по общеимперскому типу. Усовершенствование средств связи с центром позволили к началу XX века отказаться от контроля за сибирской администрацией через систему советов при губернаторах, которые были ликвидированы в 80—90-х годах.В управлении Сибирью в XIX веке были найдены, пожалуй, наиболее оптимальные формы взаимоотношения центра и региона, когда местная бюрократия получала широкие права, но при этом практически постоянно находилась под контролем из столицы. Также положительный эффект дала практика службы в Сибири чиновников из. В итоге к середине 19 века Сибирь была достаточно быстро и надежно интегрирована в состав Российской империи, стала ее органической частью, несмотря на отдаленность от центра.
Туркестан и Кавказ В ходе завоевания Средней Азии во второй половине XIX века стала создаваться система управления Туркестаном. областью управлял военный губернатор через начальников отделов (флангов). На эти должности назначались как военные, так и гражданские чиновники, но все они состояли в штате Военного министерства. В сельской местности Туркестана на низовом уровне сохранялась структура прежней местной (ханской) администрации, за которой наблюдали российские чиновники. Они принимали жалобы населения и следили за их правильным рассмотрением в мусульманских судах, контролировали местную администрацию. В городах создавалось «туземное городское управление». численность туркестанской администрации была небольшой. Однако главным достоинством была не малочисленность аппарата, а его качественный состав. Многие чиновники длительное время прослужили в крае в период завоевания Средней Азии. Знали местные языки и обычаи. В 1867 году император утвердил проект управления Туркестаном. Основным принципом нового положения являлось единство гражданской и военной власти и введение в управление краем элементов общеимперской системы. На территории Средней Азии были образованы Туркестанское генерал-губернаторство и Туркестанский военный округ, составившие единый военно-административный район, возглавляемый одним человеком. К концу 19в край достаточно обрусел и может управляться на основе общеимперского законодательства при сохранении для коренного населения отдельных традиционных учреждений. Кавказ: В первой половине XIX века Кавказ представлял конгломерат резко отличавшихся друг от друга в социально-экономическом, политическом и культурном отношении областей. Управление на Северном Кавказе было сравнительно близким к общероссийскому. управление в первой четверти ХГХ века основывалось на принципе отстранения большинства местных дворян от управления и усиления российской военной администрации. Но вскоре под влиянием жалоб местного дворянства самодержавие вынуждено было пойти на допустить местное дворянство к участию в управлении. В 1844 году на Кавказе было учреждено наместничество. После упразднения наместничества на Кавказе начался процесс отрыва окраины от империи. 1905 года наместничество на Кавказе было восстановлено. они признавали, что «туземцы в составе администрации, особенно на низших должностях, не только полезны, но безусловно необходимы.
Конституция 1918 К осени 1917 года Россия представляла собой конгломерат административных единиц, неравнозначных по экономическому и политическому развитию, неоднородных по национальному составу. Необходимость изменения административно-территориального устройства была очевидна. Первые изменения административно-территориального деления были связаны с установлением советской власти на местах. Стихийные изменения территориального устройства привели к излишней дробности административно-территориальных единиц, резкому увеличению численности местного аппарата, но вместе с тем и способствовали переходу власти в руки Советов. начали обосабливаться национальные регионы,право наций на самоопределение. усиление местного самоуправления. для большевиков федерация, стала политической уступкой. Конституция:большевики пошли по пути создания национально-территориальных образований, После провозглашения в Конституции 1918 года национального принципа построения государства федерация рассматривалась исключительно «как возможность разрешения национального вопроса». Всероссийский съезд Советов является высшей властью. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Организация сов.власти на местах Съезды Советов: областные, губернские. уездные,волостные. Советы депутатов в городах и сёлах. Конституция 1918 года закрепила лишь общие принципы федеративного устройства, но не определила формы и статус автономных образований, разграничение их полномочий с центром.
Гражданская война централизованный характер создания автономных образований сопровождалось перестройкой старого административно-территориального деления страны таким образом, чтобы выделить территорию, населенную определенной национальностью.трудность - некомпактность расселения национальностей. Каждый народ помимо исторически сложившегося территориального ядра имел еще и отдельные небольшие районы проживания. советское правительство предоставило автономиям право самостоятельно устанавливать границы своих территориальных образований, что вызывало недовольство тех народов и областей, за чей счет это проходило. В этой связи стали создаваться специальные комиссии представителей Наркомнаца, НКВД и соответствующей национальности. С самого начала стала очевидна еще одна проблема: создаваемые национальные образования не были целостны экономически. Преобладание в первые годы советской власти национального фактора привело к тому, что автономии объединяли районы компактно проживающей национальности, но совершенно не имевшие экономической целостности. Чтобы исправить очевидные ошибки территориального деления, после Гражданской войны было проведено так называемое «округление территории». Стремление предоставить каждой нации «право на самоопределение» привело к появлению различных форм национальных образований: республик, автономий, коммун. Национальное строительство осуществлялось через партийные органы. В первое время автономиям предоставлялись различные льготы и преимущества, которые не вписывались в федеративные отношения. Строительство советской федерации не на основе договора, а на базе закона, изначально предполагало ее нормативный характер и допускало возможность перераспределения полномочий по решению центра. Образование СССР и Конст.1924 Проекты: Сталин: федерация тормозила и парализовала «всякую хозяйственную деятельность в общероссийском масштабе». Разработанный им план автономизации предполагал объединить все советские республики, наделив их одинаковым юридическим статусом. В. И. Ленина создать Союз Советских республик суверенных и автономных. Сами же республики, с одной стороны требовали политической самостоятельности, а с другой — призывали к укреплению экономических связей, а точнее — к экономической помощи. Строительство советской федерации не на основе договора, а на базе закона, изначально предполагало ее нормативный характер и допускало возможность перераспределения полномочий по решению центра. Создание многослойной федерации позволяло центру манипулировать самосознанием национальных лидеров и проводить собственную политику.создание Палаты национальностей в ЦИК. Федеративное государственное устройство носило компромиссный характер и воспринималось как временная, переходнаяформа к унитарному государству. С первых месяцев советской власти сложилась устойчивая тенденция назначения на руководящие посты центральных и местных органов членов партии. Принятая в 1924 году Конституция СССР надстроила над республиканскими съездами Советов союзный уровень одноименных органов. Структурное отличие ЦИК союзных республик заключалось в том, что он не был двухпалатным и национальные меньшинства могли отстаивать свои интересы только через Совет национальностей ЦИК СССР. В Конституции СССР 1924 года содержалось разграничение предметов ведения центра и союзных республик. Между тем прозрачность определения полномочий и гибкость формулировок оставляли за центром возможность манипулировать сферами полномочий, что создавало предпосылки для реализации сталинской модели автономизации,предусматривавшей централизацию управления.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.031 с.) |