Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институты власти и управления Др.Руси↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Понятийный аппарат Регион 1)широкое понимание (С-З,Баренц) 2) узкий (Арх.). регион не равно территория. Территория - площадь, обособленная опред. границами. Народ- часть населения,участв. в управлении. Культура (полит. и правовая). Право. Юр.право-совокупность установл. и санкционир.норм, правил гос-м. в обществе рождается взаиосвязь, взаимозависимомть, взаимоействие. Потребности: в соц.плане-в общении и соц.значимости; билогич. потребности-еда,сон,продолж.рода,жилище. Человек-био-соц. существо! Появл.институты управления-собрание(вече).Здеь обнаруживаются различия по признакам:физич., половому,возраст,интеллект. Столтца=стол. Появл-ся представ.демократия виде столиц. Некая универсальность. Появл.проблема индивид и общество: взаимосвязь «мы» «я». Общ-во нуждается в каком-либо управлении, понадобится новый инструмент-гос-во (прав-во).в 19 в слова «гос-во» нет,все претензии к прав-ву. Механизм=система. Аппарат=совокупность органов,может быть и без с-мы. Орган=орудие. В России гос-во имеетзнач-я: орган управления и отдельная страна. Организ-я верх.власти-форма праления (республика,монархия). Полит.режим-способы и методы организации власти. Орган управл.территориями(унитарн. и федеративн.) Общество-объединение людей,взаимосвязь,взаимозависимость и взаимоответ-ть. Идёт нарождение институтов: вождь,совет старейшен,дозор,застава.Гос-во-система таких орудий,к-е обеспечивают порядок. Власть-способность и возможность влиять на кого-либо или что-либо для достижения опред.цели. Власть:гос-я,общ-я,родит-я,корпоративн.,власт полов. Страна-совокупность людских единиц:граждане,народ,население. Граждане-люди,к-е осознают значение управления в общ-ве и готовы взять на себя эту отв-ть. Население-люди,к-е равнодушны в основном к пониманию управл-я в об-ве.
Удельная Русь: три модели админ устройства. Реализацией новых принципов междукняжеских отношений стало расчленение территории Древнерусского государства на уделы, закрепленные за потомками того или иного Ярослави-ча. Киев и Новгород — были сакральными столицами Руси. Наличие в Киеве резиденции митрополита «всея Руси» способствовало сохранению за этим городом статуса столицы всех русских земель. На обломках Киевской Руси возникло несколько самостоятельных государственных образований. Примером первого типа государства могут служить Киевское и Галицко-Волынское княжества. Прежний центр — Киев. Ю-З Руси. плодородные почвы. Наибольшее могущество при Ярославе Осмомысле. Вмешательство бояр в вопросы о престолонаследии. была сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину.когда князь по каким-то причинам не мог выполнять свои функции, реальную власть брало в свои руки городское вече. Новгородские земли. Свой тип государственной власти сложился на северо-западе Руси. Здесь княжеская власть как самостоятельная политическая сила прекратила свое существование в результате событий 1136 года— так называемой новгородской «революции». 28 мая новгородцы посадили под арест своего князя — ставленника князя киевского, Всеволода Мстиславича, а затем изгнали его из города. Власть принадлежала Вечу из 300-500 чел. Избирало посадника,управляющего гор.хозяйством и тысяцкого,ведавшего сбором налогов. Город разделён на 10 сотен,к-ми управляли сотские. На вече выбирался новг.архиепископ «владыка». Археепископ и посадник скрепляли своей печатью междун.договоры. Представял новгородцев на переговорах и имел свой полк. Рядовое население города принимало участие в уличанских и кончанских вече,избирая старост концов и улиц. У князя формальная роль.Новгород сам приглашал князей. Заключал с ними договор-ряд. Если ряд нарушал,князь изгонялся. Князь не ог вмешиваться в дела гор.самоуправления,назначать или отстранять с должности,покупать земли. Приглашали князей из самого сильного из самого сильного родаюникогда не обходились бз князя. Князь-символ ед-ва. На его имя поступала дань.выполнял функции третейского судьи. Руководил войском. Новгород-аристократическая республика. Владимиро-суздальская (с-в). Расцвет при Андрее Боголюбском. Установил м/у князем и дружиной не вассальные отношения, а дружина стала слугами. Княж.ед-во укрепилось и при всеволоде б.гнездо. Слабые вечевые традиции. Огромное влияние на др.земли-Киев,Новгород. Слабое боярство.
Значение государева двора Важным властным институтом был двор великого князя (государев двор). С упразднением удельной системы двор московского князя переживал важные изменения. Внутри двора происходила структуризация элит общества. Огромное значение во взаимоотношениях великого князя с аристократией, а также внутри аристократии приобретает формирующийся институт местничества. Существенно и то, что видоизменяются и усложняются функции членов государева двора. Отныне придворный по воле великого князя московского выполняет общегосударственные — военные, дипломатические, судебные, административно-управленческие — функции. Четкого расчленения между частным и публичным, придворными и государственными функциями еще нет. Таким образом, можно утверждать, что центральный административный аппарат «вырастал» из государева двора.Особенно это положение касается двух. Это великокняжеская казна и собственно двор, занятый управлением княжеского хозяйства. Призванные содержать двор, обеспечивать поступление налоговых средств и организовывать службу, включая назначения, кормления, оборот земель и т.д., эти ведомства постепенно сосредоточили в своих руках важные управленческие, распорядительные, судебные и контрольные функции.Усложнявшиеся задачи требовали появления людей, для которых управление — профессиональное занятие. В середине XV века источники упоминают казенного дьяка, который заведовал княжеской казной и следил за регистрацией доходов и расходов. Спустя два десятилетия рядом с дьяком появляется подьячий — зримое свидетельство разрастания объема дел. Проходит еще четверть века, и из казны вырастает целое учреждение — Казенный двор во главе с казначеем и штатом служащих. Поскольку Казенный двор, выполнявший функции дворцовой канцелярии, стал руководить внешней политикой, из него выделяется повытье, ведавшее посольскими делами. Позднее из этого повытья вырастет Посольский приказ. Подобно казне, под напором многочисленных административных забот дворцовое ведомство со временем также преобразовалось в Приказ Большого Дворца. Таким образом, с деятельностью казны и двора связано становление профессиональных управленцев, дьяков и подьячих — приказных людей. Центральное место в государевом дворе принадлежало Боярской думе. В условиях формирования единого государства значение ее возрастает. Она превращается в постоянный совещательный орган. Боярский чин приобретает высший статут. Ведь отныне боярство — удел немногих и связан не с общей принадлежностью к элитарным слоям дворянства, а с пожалованием великого князя, с правом участия в великокняжеском совете.По воле великого князя в думу могли входить влиятельные дьяки. Со временем дума стала центром объединения аристократической и политической элиты (это не значит, что данные понятия всегда совпадали).Полномочия и функции думы не были определены правовыми нормами. Дума — «совет бояр наших» — превращалась в высший законосовещательный, судебный и распорядительный орган, в сфере которого находился широчайших круг вопросов. Однако все эти функции она могла исполнять по воле и с согласия великого князя. Но этим не ограничивалось значение двора. Ему принадлежали важнейшие функции, связанные с местной властью.
Бюрократия при Моск.гос-ве Государство и органы его управления «вырастали» из государева двора. В города московский князь направлял наместников. В волостях управление сосредоточивалось в руках волостелей. Наместники и волостели получали города, станы и волости в управление с правом «кормления», то есть сбора в свою пользу определенных поборов и пошлин. Население, проживавшее на территории дворцовых земель, находилось под началом посланного из дворца боярина. Власть наместников распространялась на «черные» земли, путных бояр — на дворцовые. Главная фигура на местах — наместники и волостели. Полномочия наместников разнились. Самыми широкими полномочиями обладали наместники с правом боярского суда, то есть суда последней инстанции. Полномочия и привилегии наместников оговаривались в Уставных грамотах. Здесь же определялись виды и размеры положенных им государственно-корпоративных отчислений — почестей, подношений, судебных, торговых, свадебных пошлин. С формированием великокняжеского двора право на кормление в основном узурпировали его члены. Провинциальные служилые люди оказались вне системы кормлений и должны были ограничиться такой формой вознаграждения, как земельное и денежное пожалование. Это создавало напряженность внутри дворянского социума, разделенного на группы разного статуса и престижности. Местное городовое дворянство было недовольно тем, что оказывалось в сфере юрисдикции кормленщиков. Напряженность возникала и в системе управления: наместник не имел широкой опоры на местах. Ситуация усугублялась тем, что перед кормленщиком открывались широкие возможности для произвола. Это побуждало местных жителей требовать усиления контроля за деятельностью наместников и волостелей. Давление было не бесполезным. Власти готовы были использовать посадские и крестьянские общины-волости для контроля за деятельностью кормленщиков. Уставные грамоты требовали обязательного присутствия на суде наместника представителей «мира» — «сотских», «добрых людей», «старост» и «целовальников». Одновременно в уставные и таможенные грамоты вносились положения, строго фиксирующие размеры поборов, таможенных и судебных пошлин. Однако эффективные механизмы ограничения злоупотреблений кормленщиков и их тиунов не были найдены. В этой связи понятны причины, побудившие правительство в первые десятилетия XVI века ввести институт городовых приказчиков. Городовые приказчики назначались правительством из числа местных городовых дворян и подчинялись центральным органам власти — сначала двору и казне, затем — приказам. Компетенция городовых приказчиков была достаточно ограниченна: расклад и исполнение населением повинностей; сбор некоторых видов налогов; полицейские функции. Обязаны были приказчики участвовать и в наместничьем суде. Растущие государственные потребности получали самые разнообразные выражения. Одно из самых ощутимых и обременительных для населения — возрастание тяглового гнета. Увеличилось количество судебных пошлин и штрафов, разновидностей налогов и повинностей в пользу государства. Институт кормленщиков не был приспособлен для эффективного решения финансово-податных задач. В этих условиях власть обратилась к «эксплуатации» общин. На «миры» были возложены тягловые функции — разверстка, исполнение разнообразных повинностей. сборов. Выполнение подобных задач, в свою очередь, потребовало известного перераспределения административных функций, наделения общины правами для выстраивания отношений с наместниками и волостелями. Территориальная единица — великорусская волость во главе с выборным «сотским» — оказывалась включенной в низшее управленческое звено централизующегося государства. Последствия для власти и общины были достаточно противоречивы. «Огосударевание» общины означало возрастание ее зависимости от власти. Что способствовало упрочению и централизации власти? Несомненно, первые шаги по созданию единого «правового поля». Первая попытка бьша связана с принятием Судебника 1497 года. Судебник упорядочивания функционирования судебных органов в центре и на местах. Однако исторически сложилось так, что управление и суд на местах по-прежнему осуществлялись на основе уставных наместнических грамот.
Реформы избранной рады. 1550-судебник: усилилась зависимость крестьян,огранич. произвол наместников, наказания за должностные престпления, взятки. 1551-стоглавы собор: искоренение пьянства,разврата,сквернословия; единый порядок обрядов, канонов; почитаемы все святые-укрепление религ. единства страны. Приказная система: бояре ведали опред.вопросами, вокруг них постоянный штат дьяков и подъячих. Приказы-ведомство (посольский,разбойничий,поместный,разрядный)-складывается опора центр.власти. 1555/56-реформа местного управления: отмена кормлений, власть на местах у губных или земских старост- должность не оплачивалась поэтому неохота выполняли работу. Военная реформа: «служилые люди по отечеству» (по насл-ву) и «по-прибору» (по найму); организовано пост-ое стрелецкое войско. 1550-ограничение местничества. 1560-прекращение существование избранной рады, к-ая наметилапуть медленных, пост-х преобразований, расчит-х на укрепление власти.
Главный Магистрат и Табель Главный магистрат, образованный в 1720 году для управления городами страны. Одновременно в самих городах были созданы городовые магистраты. В ведении городовых магистратов и ратуш оказалось все посадское население городов. Структура и Главного магистрата, и любого городового соответствовала коллежской: в каждом из них были присутствие и канцелярия. Присутствие городового магистрата состояло из выбираемых купечеством бургомистра и нескольких (в зависимости от размеров города) ратманов. Магистрат отвечал за сбор с городского населения всех видов налогов, поставку рекрутов, исполнение постойной и всех иных повинностей, ремонт дорог и мостов, контроль за соблюдением в городе порядка и чистоты. Также магистраты осуществляли следствие и суд по мелким уголовным делам, имущественным спорам и межличностным конфликтам. 1722 году отражает специфику взаимоотношений центра и периферии, была Малороссийская коллегия — ведомство, управлявшее Украиной. Она по-прежнему управлялась выборным гетманом и делилась на полки во главе с казацкой старшиной. В 1722 году законодательная основа управления была дополнена Табелью о рангах — актом, определившим на весь период до 1917 года систему государственной службы. Согласно Табели все государственные служащие были разделены на 14 классов военной, флотской, статской и придворной службы. Чин определенного класса давал право на занятие соответствующих Должностей и получение соответствующего оклада. Введение фиксированного денежного жалованья также было новацией петровского времени и важным элементом, придававшим бюрократический характер всей системе государственной службы. Согласно Табели чиновник недворянского происхождения по достижении чина 8-го класса получал личное дворянство. Петр I справедливо полагал, что введение данной нормы должно стимулировать стремление к государственной службе.
Реформы Шувалова Финансовое положение страны оставалось чрезвычайно сложным, в то время как арсенал мер, возможных в рамках петровской системы, оказался исчерпанным. Необходимы были принципиально новые подходы, с инициативой которых в конце 1740-х годов выступил П. И. Шувалов. Реализация предложенных им реформ означала завершение периода русской истории, который условно можно назвать послепетровским. Одной из важнейших реформ Шувалова стала ликвидация в 1753—1754 годах внутренних таможен, что объективно способствовало созданию единого экономического пространства. Эта реформа сказалась и на взаимоотношениях центра и регионов. Так, если еще в 1750 году произошло восстановление на Украине гетманского правления, то в 1754 году гетман попросил правительство распространить на Малороссию положения реформы, отменив таможни не только внутри самой России (Великороссии), но и на границе с Украиной, что было обусловлено желанием украинцев, продававших в Россию хлеб, избавиться от уплаты излишних пошлин. Просьба была исполнена, и косвенно это способствовало большей степени интеграции Украины в общеимперское пространство. Также после восстановления гетманства ведение малороссийских дел было поручено Коллегии иностранных дел, чем подчеркивался статус Украины как территории, вассальной российской короне. Однако в 1755 году эти дела были переданы в сенат, в котором была создана специальная экспедиция. Тогда генерал-рекетмейстеру было разрешено принимать челобитные с жалобами на неправильные действия украинских властей, включая и самого гетмана.Другие преобразования П. И. Шувалова связаны преимущественно с попыткой решения финансовой проблемы. Так, были повышены цены на соль и вино, продажа которых являлась государственной монополией, с тем чтобы гарантированно получаемую в результате прибыль вычесть затем из суммы, подлежащей сбору в виде подушной подати. Полученная разница делилась на число налогоплательщиков, и результат составлял размер подушной подати на ближайший год — как правило, на 5—10 процентов ниже суммы, установленной изначально. Также по инициативе Шувалова были основаны первые банки, единственной функцией которых, впрочем, было кредитование населения (дворянства и купечества) под залог имущества.С началом в 1756 году Семилетней войны отсутствие органа, способного оперативно принимать необходимые решения, стало ощущаться особенно остро, и была создана Конференция при высочайшем дворе. Конференция оставалась прежде всего совещательным органом на время войны, хотя и пыталась присвоить себе законодательные функции, постоянно расширяя сферу своей компетенции. К 1761 году был составлен проект, по которому статус Конференции должен был быть узаконен. Проект предусматривал следующую схему принятия решений по вопросам общегосударственного значения: в коллегии составляется «мнение к решению», которое затем рассматривается в сенате и с соответствующим заключением передается в Конференцию для вынесения окончательного решения. Однако утвержден проект не был.
Екатерина 2 Кабинет состоял из нескольких кабинет-секретарей, четко распределявших между собой свои обязанности. Вместе с тем, по сравнению с елизаветинским временем, Кабинет уже не был органом власти. Екатерина строго соблюдала установленную процедуру издания законов, согласно которой она знакомилась с текстом повеления, составленным по ее приказанию кабинет-секретарем, в него вносились исправления, документ снова переписывался и лишь после этого подписывался государыней и подлежал опубликованию. для государственных чиновников, прослуживших 35 лет, была установлена государственная пенсия, равная половине оклада. Все эти установления закрепляли бюрократические принципы. Екатерина составляет и общее «Наставление» губернаторам, определяющее их статус и круг должностных обязанностей. Этим документом были одновременно повышены как политическое значение губернаторской должности, так и их ответственность. В целом уже в первых преобразованиях Екатерины в административной сфере историки усматривают тенденцию к переносу центра тяжести во всей системе управления с центра на периферии. За этой тенденцией стояло стремление разгрузить центр от решения местных проблем за счет придания местным органам власти большей самостоятельности.. В сенате, согласно проекту, должно было остаться четыре департамента, а сам он превращался в высшую апелляционную инстанцию по судебным делам.Уничтожает фед.автономию,ввела админ.Ею чётко была определена цель,к-ю она добивалась разл. Средствами,проводя национ.политику в отнош. Кавказа и Крыма.добивалась увелич.тер-рий под собств.контр.
Губернская реформа 1775 Провинции были ликвид.,число губерний возросло.В каждой губернии обширный штат чиновников,за к-ми следило губ.правление. В уездах власть принадлежалагородничему,двор-во добилось укрепления своих позиций в местном управлении. Суд.реформа была построена по сосл.пр-пу: для каждого сословия свой выборный суд. Предпринималась попытка осуществить разделение властей.Суд должен подчиняться только закону.Но независимости суда не было. Новшество-введение выборного начала,но преимущества у господств.сословия. Реформа увеличила число городов,т.к.они являлись центрами губерний и уездов.В городах появились училища,театры,началось гражданское строит-во. Реформа привела к ликвидации коллегий,за искл. Иностр.,Воен.,Адмиралт. Функции коллегий перешли к местным губерн.органам.
Павел 1 Было объявлено о восстановлении Берг-, Мануфактур- и Коммерц- коллегий. 1796 года было введено новое разделение на губернии: их общее число уменьшилось до 41 и в особый регион была выделена Область Войска Донского, то есть территория, населенная донскими казаками. За всеми этими действиями нового императора просматривается стремление к усилению централизма за счет сокращения властных полномочий на местах. — Учреждения об императорской фамилии, которым семья российского императора была, по сути, превращена в один из государственных институтов. Для управления имуществом цар ской фамилии в 1797 году было создано специальное центральное ведомство — Департамент уделов. переход от коллежской системы к министерской. принципы коллегиальности сохранялись. наступлении на органы сословного самоуправления различных слоев населения, и прежде всего дворянства. Так, сперва губернатор получил право присутствовать на дворянских выборах, что ранее было строжайше запрещено. он фактически вернулся к практике устных приказаний, получавших силу закона.
Ал.1,создание мин-в. Указ 1802-создавалось «министерство» из 8 министров (иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения), поставленных во главе соответствующих коллегий и подконтрольных реформированному сенату. упразднению коллегий и открытию при министрах специальных департаментов, наследовавших функции соответствующих коллегий. Комитет министров, значение которого быстро возросло благодаря участию в его заседаниях императора. В этом верховном административном учреждении, состоявшем исключительно из министров, и сосредоточилась деятельность по надзору за всей исполнительной властью. Реформирование министерств в 1810—1811 годах завершило процесс переустройства центрального управления на принципах единоначалия и бюрократизации административной власти. Особую роль в истории министерств сыграл закон от 25 июня 1811 года «Общее учреждение министерств», разработанный М. М. Сперанским. В организации министерства был четко выдержан принцип единоначалия и последовательной подчиненности младших старшим, образующей вертикаль власти. По закону 1811 года министры, назначаемые императором и только перед ним ответственные, получили в своем ведомстве фактически безграничную власть. С созданием министерств центр тяжести управления перемещался из области в столицу. В этом отношении Александр I продолжил курс на централизацию управления. В результате этих преобразований окончательно сформировалась бюрократическая система управления, позволявшая монарху непосредственно руководить всем ходом дел через министров, перед ним ответственных и с ним связанных личными докладами и распоряжениями.
Черты рос.бюррократии Централизация власти привела к значительному увеличению числа бумаг и усложнению делопроизводства, что, в свою очередь, способствовало росту численности аппарата. При медленном решении дел или несвоевременном представлении ведомостей и отчетов виновным задерживали выплату жалованья или, приставив охрану, запирали «безвыходно» в учреждении до окончания работы. Власть начальника распространялась далеко за пределы присутственных мест и охватывала все стороны жизни служащих, включая политические и религиозные убеждения и даже досуг. Поздравления в праздничные дни старших чиновников младшими были так же обязательны для подчиненных, как явка на службу. Стремление служить в столице привело к появлению чиновников «сверх штата», которые в ожидании вакансий служили без жалованья. Все дела велись путем переписки, и по количеству отправленных бумаг судили о результатах работы учреждений. Видимость порядка и казенного благополучия создавали четко разработанные схемы прохождения бумаг внутри каждого учреждения. С момента получения «входящей бумаги» дежурным и до ее отправления по назначению в виде «исходящей бумаги» она проходила через множество чиновничьих рук. Бумажный поток, который направлялся в губернии из многочисленных центральных учреждений, сводил деятельность местных учреждений к своевременной отправке на каждую бумагу «сверху» соответствующей, по всем правилам. Не имея возможности обеспечить чиновников необходимым содержанием, правительство было вынуждено достаточно терпимо относиться к должностным преступлениям,взятки. регулярных «пособий» от промышленников, купечества и откупщиков. Величина взяток в значительной степени зависела от статуса учреждения.
Ал.2 1)отмена креп.права 1861.Деятельность сельского и волостного управления контролировалась мировыми посредниками.Они не подчинялись ни губернатору,ни министру. Только сенату. Создание механизма управления крепостными включало прежде всего образование необходимых административно-территориальных единиц (более дробных, чем уезд), а затем создание органов крестьянского самоуправления и стоявших над ними бюрократических органов. Образование волостей и сельских обществ 2) 1864-з-н о земском самоуправлении.распорядительные органы-губернские и уездные собрания, исполнит.-земские управы.выборы земских органов на 3-х избират.съездах.Дела в уездах вершили чиновники и помещики.Земства стали играть полит.роль. 3) 1870-рефлрма город.самоупр.:город.голова и управа избирались думой.Гор.голова возглавлял думу и управу,координируя их деят-ть.4) полиц.реформа делила на округа страну, а финн.реформа- решала в каких случаях и когда направлять средства казны.
Год самодержавия привело на местах к ликвидации традиционного административно-полицейского аппарата. Губернаторы, исправники, полицмейстеры и прочие вместе с руководимыми ими органами были разогнаны. министр внутренних дел князь Г. Е. Львов направил на места циркулярную телеграмму о замене губернаторов губернскими комиссарами Временного правительства.Комиссары вводились также в уездах и городах. Обязанности комиссаров «временно» возлагались на председателей губернских и уездных земских собраний и городских голов. Тем временем независимо от Временного правительства на местах стали возникать выборные «комитеты общественных организаций», куда входили земские и городские гласные, представители различных общественных организаций, либеральные чиновники. Исполнительному комитету поручается образовать необходимые комиссии и назначить лиц для руководства отдельными отраслями государственного хозяйства и разработки очередных вопросов в каждом городе. Принцип согласования кандидатур комиссаров с комитетами общественных организаций. Временное правительство приняло постановление о полном уничтожении института земских начальников. Их административные функции переходили к уездным комиссарам. «Положение о губернских и уездных комиссарах», ориентированное на усиление единоначалия в регионах. Основной задачей губернских комиссаров являлся надзор за состоянием и деятельностью всех учреждений гражданского ведомства. Особое значение имело образование волостных земств. милицейские органы находились в ведении земского и городского самоуправления. Соответствующие начальники избирались уездными земскими и городскими управами. Города подразделялись на районы, а районы — на участки, уезды также делились. В губерниях вводились должности правительственных инспекторов милиции, назначавшихся Министерством внутренних дел. Местные органы появились и в ведомствах некоторых новых министерств, Министерства продовольствия,Министерства труда. процесс модернизации. процесс модернизации осуществлялся «сверху», причем его организаторы стремились не к созданию чего-то принципиально нового, а к сохранению «священного и неприкосновенного», за рамки которого преобразования не должны были выходить. преобразования носили преимущественно «технологический» характер, выражавшийся в увеличении сети органов и их внутренней структуры, в специализации по территориальному и отраслевому признакам. чередование реформ центрального и местного аппарата, что порождало немалые проблемы в отношениях между ними. Временное правительство совершило ряд принципиально верных шагов — прежде всего передачу власти органам самоуправления, избираемым на демократической основе.
Прибалтика В первой половине XIX века прибалтийские губернии были объединены в Прибалтийское генерал-губернаторство. В основе управления Прибалтийским краем в XIX веке лежал принцип сохранения местных привилегий. Прибалтийские губернии в составе Российской империи обладали особым статусом. Специфика административного устройства края заключалась в том, что внутреннее управление осуществляли как органы дворянства, так и правительственные учреждения, компетенция которых неуклонно расширялась. В 1801 году в Остзейском крае был учрежден пост генерал-губернатора. Во главе трех губерний края стояли губернаторы. При губернаторе действовали губернское правление, казенная палата, приказ общественного призрения. Прибалтийские губернии делились на уезды. Полностью имперское управление в уездах Прибалтики было введено во второй половине XIX века. Прибалтийское дворянство объединялось в четыре общества (рыцарства)— Эстляндское, Лифляндское, Курляндское и острова Эзель (Саарема). Они образовывали органы самоуправления. Органы местного дворянского самоуправления в Прибалтике обладали весьма широкой компетенцией. Ландтаги представляли собой сословные органы местного самоуправления. В 1888 году в Прибалтийских губерниях была проведена полицейская реформа и создана централизованная система органов полиции по общеимперскому образцу. В начале XX века российское правительство окончательно утвердилось в намерении полной ликвидации привилегий немецких баронов в Прибалтике. Царское правительство отказалось также и от целенаправленной поддержки эстонцев и латышей, которые весьма рассчитывали на рост своего влияния. Все готовящиеся законы должны были укрепить положение общеимперского законодательства и полностью встроить прибалтийскую администрацию в общеимперскую систему.
Царство Польское В 1815 году в соответствии с Заключительным актом Венского конгресса большая часть герцогства Варшавского переходила к России под наименованием Царства Польского. Польше была дарована конституция, согласно которой император России обладал всей полнотой исполнительной власти и управлял Царством Польским с помощью наместника, назначаемого из членов царской фамилии. Законодательную власть в Польше осуществлял сейм, состоящий из двух палат: Сената с назначаемым императором составом и Посольской избы. Предполагалось, что сейм будет обновляться в течение шести лет на одну треть состава каждые два года и собираться на заседания раз в два года. После польского восстания Николай I предпринял ряд шагов, направленных на ликвидацию каких-либо административно-правовых отличий Польши от остальных губерний России. Органическим статутом 1832 года вводился новый порядок управления. Упразднялись сейм и Государственный совет. Во главе управления Царством Польским был поставлен Совет под председательством наместника, а в Государственном совете Российской империи создавался департамент дел Царства Польского для рассмотрения законодательных вопросов, затрагивавших польские губернии. Николай I не ограничился изменениями в управлении и административно-территориальном делении. Приближение Польши к губерниям Российской империи должно было произойти также за счет распространения православия и образования на русском языке (учебные заведения Царства Польского переходили в подчинение Министерства народного просвещения. Кроме того, были предприняты шаги по расселению в крае русских. Во второй половине XIX века обстановка в крае стабилизировалась, и в 1874 году упраздняется должность наместника в Царстве Польском. Установление общеимперской системы управления в польских губерниях, очевидные успехи в распространении там русского языка не смогли подавить стремление к национальной независимости и восстановлению польской государственности. Накануне Первой мировой войны политика, направленная на культурно-языковое сближение польских губерний с российскими, уже не была столь последовательной. В польской политике доминирующей постепенно становилась тенденция к проведению четкой национально-культурной границы между Царством Польским и северо-западными и юго-западными губерниями Российской империи. польской культуры распространение на белорусских, украинских и литовских землях.
Управление Финляндией Финляндия вошла в состав Российской империи после русско-шведской войны 1808—1809 годов. Фактически Финляндия в составе Российской империи стала обладать областной автономией, которая была настолько широкой, что граничила с автономией, основанной на династической унии, хотя юридически такое положение не было оформлено законодательными документами. В первые десятилетия XIX века в Великом княжестве Финляндском сложилась система органов управления, сохранившаяся в своей основе вплоть до 1917 года. Российский император обладал в Финляндии правами конституционного монарха. Он обладал единоличным правом созыва сейма. 1809 года Финляндия получила право на создание правительства. В качестве такого органа был учрежден Правительственный совет, преобразованный в феврале 1816 года в Императорский финляндский сенат. В 1811 году территория Великого княжества Финляндского была разделена на губернии. Во главе губерний стояли губернаторы. автономное положение Финляндии к концу XIX века становилось все более заметным. Во второй половине XIX века автономный статус Финляндии укрепился. Общему собранию сената в 1869 году было разрешено самостоятельно решать ряд дел. В 1894 году в Уголовном уложении Великого княжества Финляндского было закреплено указание на то, что финны являются российскими подданными. ликвидация национальных вооруженных сил, усиление русификации администрации и школьного образования. Накануне Первой мировой войны в Финляндии фактически действовала параллельная система органов управления — российская и финская. При этом российская администрация в Финляндии обладала довольно ограниченными возможностями для действенного руководства делами княжества. В своем окончательном' варианте она состояла из двух разделов: мероприятия по укреплению центральной государственной власти в Финляндии и мероприятия, направленные на достижение сближения Финляндии с остальными частями империи. в правительственных кругах считалось, что единственной целью программы является укрепление правительственного авторитета в Финляндии, ее экономическое и политическое сближение сдругими частями империи, обеспечение безопасности государственных границ. осторожное вмешательство имперской власти в жизнь большинства окраин. Следствием этого было возникновение системы во енно-народного управления и введение статуса полуавтономной территории для Финляндии. Со второй половины столетия и вплоть до 1917 года доминирующей становится тенденция отказа от особых систем управления окраинами.
Сибирь К началу XIX века на территории Сибири существовало генерал-губернаторство, разделенное на три губернии<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.195 (0.025 с.) |