Институты власти и управления Др.Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институты власти и управления Др.Руси



Понятийный аппарат

Регион 1)широкое понимание (С-З,Баренц) 2) узкий (Арх.). регион не равно территория. Территория - площадь, обособленная опред. границами. Народ- часть населения,участв. в управлении. Культура (полит. и правовая). Право. Юр.право-совокупность установл. и санкционир.норм, правил гос-м. в обществе рождается взаиосвязь, взаимозависимомть, взаимоействие. Потребности: в соц.плане-в общении и соц.значимости; билогич. потребности-еда,сон,продолж.рода,жилище. Человек-био-соц. существо! Появл.институты управления-собрание(вече).Здеь обнаруживаются различия по признакам:физич., половому,возраст,интеллект. Столтца=стол. Появл-ся представ.демократия виде столиц. Некая универсальность. Появл.проблема индивид и общество: взаимосвязь «мы» «я». Общ-во нуждается в каком-либо управлении, понадобится новый инструмент-гос-во (прав-во).в 19 в слова «гос-во» нет,все претензии к прав-ву. Механизм=система. Аппарат=совокупность органов,может быть и без с-мы. Орган=орудие. В России гос-во имеетзнач-я: орган управления и отдельная страна. Организ-я верх.власти-форма праления (республика,монархия). Полит.режим-способы и методы организации власти. Орган управл.территориями(унитарн. и федеративн.) Общество-объединение людей,взаимосвязь,взаимозависимость и взаимоответ-ть. Идёт нарождение институтов: вождь,совет старейшен,дозор,застава.Гос-во-система таких орудий,к-е обеспечивают порядок. Власть-способность и возможность влиять на кого-либо или что-либо для достижения опред.цели. Власть:гос-я,общ-я,родит-я,корпоративн.,власт полов. Страна-совокупность людских единиц:граждане,народ,население. Граждане-люди,к-е осознают значение управления в общ-ве и готовы взять на себя эту отв-ть. Население-люди,к-е равнодушны в основном к пониманию управл-я в об-ве.

 

 

Удельная Русь: три модели админ устройства.

Реализацией новых принципов междукняжеских отношений стало расчленение территории Древнерусского государства на уделы, закрепленные за потомками того или иного Ярослави-ча. Киев и Новгород — были сакральными столицами Руси. Наличие в Киеве резиденции митрополита «всея Руси» способствовало со­хранению за этим городом статуса столицы всех русских земель. На обломках Киевской Руси возникло не­сколько самостоятельных государственных образований. Примером первого типа государства могут служить Киевское и Галицко-Волынское княжества. Прежний центр — Киев. Ю-З Руси. плодородные почвы. Наибольшее могущество при Ярославе Осмомысле. Вмешательство бояр в вопросы о престолонаследии. была сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину.когда князь по каким-то причинам не мог выполнять свои функции, реальную власть брало в свои руки городское вече.

Новгородские земли. Свой тип государственной власти сложился на северо-западе Руси. Здесь княжеская власть как самостоятельная политическая сила прекратила свое существование в результате событий 1136 года— так называемой новгородской «революции». 28 мая новгородцы посадили под арест своего князя — ставленника князя киевского, Всеволода Мстиславича, а затем изгнали его из города. Власть принадлежала Вечу из 300-500 чел. Избирало посадника,управляющего гор.хозяйством и тысяцкого,ведавшего сбором налогов. Город разделён на 10 сотен,к-ми управляли сотские. На вече выбирался новг.архиепископ «владыка». Археепископ и посадник скрепляли своей печатью междун.договоры. Представял новгородцев на переговорах и имел свой полк. Рядовое население города принимало участие в уличанских и кончанских вече,избирая старост концов и улиц. У князя формальная роль.Новгород сам приглашал князей. Заключал с ними договор-ряд. Если ряд нарушал,князь изгонялся. Князь не ог вмешиваться в дела гор.самоуправления,назначать или отстранять с должности,покупать земли. Приглашали князей из самого сильного из самого сильного родаюникогда не обходились бз князя. Князь-символ ед-ва. На его имя поступала дань.выполнял функции третейского судьи. Руководил войском. Новгород-аристократическая республика.

Владимиро-суздальская (с-в). Расцвет при Андрее Боголюбском. Установил м/у князем и дружиной не вассальные отношения, а дружина стала слугами. Княж.ед-во укрепилось и при всеволоде б.гнездо. Слабые вечевые традиции. Огромное влияние на др.земли-Киев,Новгород. Слабое боярство.

 

Значение государева двора

Важным властным институтом был двор великого князя (го­сударев двор). С упразднением удельной системы двор москов­ского князя переживал важные изменения. Внутри двора про­исходила структуризация элит общества. Огромное значение во взаимоотношениях великого князя с аристократией, а также внутри аристократии приобретает формирующийся институт местничества. Существенно и то, что видоизменяются и услож­няются функции членов государева двора. Отныне придворный по воле великого князя московского выполняет общегосудар­ственные — военные, дипломатические, судебные, админист­ративно-управленческие — функции. Четкого расчленения между частным и публичным, придворными и государственными фун­кциями еще нет. Таким образом, можно утверждать, что цент­ральный административный аппарат «вырастал» из государева двора.Особенно это положение касается двух. Это вели­кокняжеская казна и собственно двор, занятый управлением княжеского хозяйства. Призванные содержать двор, обеспечи­вать поступление налоговых средств и организовывать служ­бу, включая назначения, кормления, оборот земель и т.д., эти ведомства постепенно сосредоточили в своих руках важные управленческие, распорядительные, судебные и контрольные функции.Усложнявшиеся задачи требовали появления людей, для ко­торых управление — профессиональное занятие. В середине XV века источники упоминают казенного дьяка, который заве­довал княжеской казной и следил за регистрацией доходов и расходов. Спустя два десятилетия рядом с дьяком появляется подьячий — зримое свидетельство разрастания объема дел. Проходит еще четверть века, и из казны вырастает целое уч­реждение — Казенный двор во главе с казначеем и штатом служащих. Поскольку Казенный двор, выполнявший функции дворцовой канцелярии, стал руководить внешней политикой, из него выделяется повытье, ведавшее посольскими делами. Позднее из этого повытья вырастет Посольский приказ. Подобно казне, под напором многочисленных администра­тивных забот дворцовое ведомство со временем также преобра­зовалось в Приказ Большого Дворца. Таким образом, с деятель­ностью казны и двора связано становление профессиональных управленцев, дьяков и подьячих — приказных людей. Центральное место в государевом дворе принадлежало Бо­ярской думе. В условиях формирования единого государства значение ее возрастает. Она превращается в постоянный сове­щательный орган. Боярский чин приобретает высший статут. Ведь отныне боярство — удел немногих и связан не с общей принадлежностью к элитарным слоям дворянства, а с пожало­ванием великого князя, с правом участия в великокняжеском совете.По воле великого князя в думу могли входить влиятельные дьяки. Со временем дума стала центром объединения аристок­ратической и политической элиты (это не значит, что данные понятия всегда совпадали).Полномочия и функции думы не были определены право­выми нормами. Дума — «совет бояр наших» — превращалась в высший законосовеща­тельный, судебный и распорядительный орган, в сфере кото­рого находился широчайших круг вопросов. Однако все эти функции она могла исполнять по воле и с согласия великого князя.

Но этим не ограничивалось значение двора. Ему принадле­жали важнейшие функции, связанные с местной властью.

 

Бюрократия при Моск.гос-ве

Государство и органы его управления «вырастали» из госуда­рева двора. В города московский князь направлял намес­тников. В во­лостях управление сосредоточивалось в руках волостелей. Наме­стники и волостели получали города, станы и волости в управление с правом «кормления», то есть сбора в свою пользу определенных поборов и пошлин.

Население, проживавшее на территории дворцовых земель, находилось под началом посланного из дворца бояри­на. Власть наместников распространялась на «черные» земли, путных бояр — на двор­цовые. Главная фигура на местах — наместники и волостели. Пол­номочия наместников разнились. Самыми широкими полномо­чиями обладали наместники с правом боярского суда, то есть суда последней инстанции. Полномочия и привилегии намест­ников оговаривались в Уставных грамотах. Здесь же определя­лись виды и размеры положенных им государственно-корпора­тивных отчислений — почестей, подношений, судебных, торго­вых, свадебных пошлин.

С формированием великокняжеского двора право на кормле­ние в основном узурпировали его члены. Провинциальные слу­жилые люди оказались вне системы кормлений и должны были ограничиться такой формой вознаграждения, как земельное и денежное пожалование. Это создавало напряженность внутри дворянского социума, разделенного на группы разного статуса и престижности. Местное городовое дворянство было недовольно тем, что оказывалось в сфере юрисдикции кормленщиков. На­пряженность возникала и в системе управления: наместник не имел широкой опоры на местах. Ситуация усугублялась тем, что перед кормленщиком откры­вались широкие возможности для произвола. Это побуждало местных жителей тре­бовать усиления контроля за деятельностью наместников и волостелей.

Давление было не бесполезным. Власти готовы были исполь­зовать посадские и крестьянские общины-волости для контро­ля за деятельностью кормленщиков. Уставные грамоты требо­вали обязательного присутствия на суде наместника представи­телей «мира» — «сотских», «добрых людей», «старост» и «целовальников». Одновременно в уставные и таможенные гра­моты вносились положения, строго фиксирующие размеры по­боров, таможенных и судебных пошлин. Однако эффективные механизмы ограничения злоупотреблений кормленщиков и их тиунов не были найдены.

В этой связи понятны причины, побудившие правительство в первые десятилетия XVI века ввести институт городовых при­казчиков. Городовые приказчики назначались правительством из числа местных городовых дворян и подчинялись централь­ным органам власти — сначала двору и казне, затем — прика­зам. Компетенция городовых приказчиков была достаточно ог­раниченна: расклад и исполнение населением повинностей; сбор некоторых видов налогов; полицейские функции. Обяза­ны были приказчики участвовать и в наместничьем суде. Растущие государственные потребности получали самые раз­нообразные выражения. Одно из самых ощутимых и обремени­тельных для населения — возрастание тяглового гнета. Увеличи­лось количество судебных пошлин и штрафов, разновидностей налогов и повинностей в пользу государства. Институт кормлен­щиков не был приспособлен для эффективного решения финан­сово-податных задач. В этих условиях власть обратилась к «экс­плуатации» общин. На «миры» были возложены тягловые фун­кции — разверстка, исполнение разнообразных повинностей. сборов. Выполнение подобных задач, в свою очередь, потребо­вало известного перераспределения административных функций, наделения общины правами для выстраивания отношений с на­местниками и волостелями. Территориальная единица — вели­корусская волость во главе с выборным «сотским» — оказыва­лась включенной в низшее управленческое звено централизую­щегося государства. Последствия для власти и общины были достаточно противоречивы. «Огосударевание» общины означало возрастание ее зависимости от власти.

Что способствовало упрочению и централизации власти? Не­сомненно, первые шаги по созданию единого «правового поля». Первая попытка бьша связана с принятием Судебника 1497 года. Судебник упорядочивания функциониро­вания судебных органов в центре и на местах. Однако истори­чески сложилось так, что управление и суд на местах по-прежне­му осуществлялись на основе уставных наместнических грамот.

 

Реформы избранной рады.

1550-судебник: усилилась зависимость крестьян,огранич. произвол наместников, наказания за должностные престпления, взятки. 1551-стоглавы собор: искоренение пьянства,разврата,сквернословия; единый порядок обрядов, канонов; почитаемы все святые-укрепление религ. единства страны. Приказная система: бояре ведали опред.вопросами, вокруг них постоянный штат дьяков и подъячих. Приказы-ведомство (посольский,разбойничий,поместный,разрядный)-складывается опора центр.власти. 1555/56-реформа местного управления: отмена кормлений, власть на местах у губных или земских старост- должность не оплачивалась поэтому неохота выполняли работу. Военная реформа: «служилые люди по отечеству» (по насл-ву) и «по-прибору» (по найму); организовано пост-ое стрелецкое войско. 1550-ограничение местничества. 1560-прекращение существование избранной рады, к-ая наметилапуть медленных, пост-х преобразований, расчит-х на укрепление власти.

 

Главный Магистрат и Табель

Главный магистрат, образованный в 1720 году для управления городами страны. Одновременно в самих городах были созданы городовые магистраты. В ведении городовых магистратов и ратуш оказалось все посадское население горо­дов. Структура и Главного магистрата, и любого городового соответ­ствовала коллежской: в каждом из них были присутствие и канцелярия. Присутствие городового магистрата состояло из выбираемых купечеством бургомистра и нескольких (в зависи­мости от размеров города) ратманов. Магистрат отвечал за сбор с городского населения всех видов налогов, поставку рекрутов, исполнение постойной и всех иных повинностей, ремонт до­рог и мостов, контроль за соблюдением в городе порядка и чистоты. Также магистраты осуществляли следствие и суд по мелким уголовным делам, имущественным спорам и межлич­ностным конфликтам. 1722 году отра­жает специфику взаимоотношений центра и периферии, была Малороссийская коллегия — ведомство, управлявшее Украиной. Она по-прежнему управлялась выбор­ным гетманом и делилась на полки во главе с казацкой стар­шиной. В 1722 году законодательная основа управления была дополне­на Табелью о рангах — актом, определившим на весь период до 1917 года систему государственной службы. Согласно Табе­ли все государственные служащие были разделены на 14 клас­сов военной, флотской, статской и придворной службы. Чин определенного класса давал право на занятие соответствующих Должностей и получение соответствующего оклада. Введение фиксированного денежного жалованья также было новацией петровского времени и важным элементом, придававшим бю­рократический характер всей системе государственной службы. Согласно Табели чиновник недворянского происхождения по достижении чина 8-го класса получал личное дворянство. Петр I справедливо полагал, что введение данной нормы дол­жно стимулировать стремление к государственной службе.

 

Реформы Шувалова

Финансовое положение страны оставалось чрезвычайно сложным, в то время как арсенал мер, возможных в рамках петровской системы, оказался исчерпанным. Необхо­димы были принципиально новые подходы, с инициативой ко­торых в конце 1740-х годов выступил П. И. Шувалов. Реализа­ция предложенных им реформ означала завершение периода русской истории, который условно можно назвать послепетров­ским. Одной из важнейших реформ Шувалова стала ликвидация в 1753—1754 годах внутренних таможен, что объективно способ­ствовало созданию единого экономического пространства. Эта реформа сказалась и на взаимоотношениях центра и регионов. Так, если еще в 1750 году произош­ло восстановление на Украине гетманского правления, то в 1754 году гетман попросил правительство распространить на Ма­лороссию положения реформы, отменив таможни не только внутри самой России (Великороссии), но и на границе с Укра­иной, что было обусловлено желанием украинцев, продававших в Россию хлеб, избавиться от уплаты излишних пошлин. Просьба была исполнена, и косвенно это способствовало боль­шей степени интеграции Украины в общеимперское простран­ство. Также после восстановления гетманства ведение малорос­сийских дел было поручено Коллегии иностранных дел, чем подчеркивался статус Украины как территории, вассальной рос­сийской короне. Однако в 1755 году эти дела были переданы в сенат, в котором была создана специальная экспедиция. Тогда генерал-рекетмейстеру было разрешено принимать челобитные с жалобами на неправильные действия украинских властей, вклю­чая и самого гетмана.Другие преобразования П. И. Шувалова связаны преимуще­ственно с попыткой решения финансовой проблемы. Так, были повышены цены на соль и вино, продажа которых яв­лялась государственной монополией, с тем чтобы гарантиро­ванно получаемую в результате прибыль вычесть затем из сум­мы, подлежащей сбору в виде подушной подати. Полученная разница делилась на число налогоплательщиков, и результат составлял размер подушной подати на ближайший год — как правило, на 5—10 процентов ниже суммы, установленной из­начально. Также по инициативе Шувалова были основаны первые банки, единственной функцией которых, впрочем, было кредитование населения (дворянства и купечества) под залог имущества.С началом в 1756 году Семилетней войны отсутствие органа, способного оперативно принимать необходимые решения, ста­ло ощущаться особенно остро, и была создана Конференция при высочайшем дворе. Конференция оставалась прежде всего совещательным органом на время войны, хотя и пыталась присвоить себе законодательные функции, постоянно расширяя сферу своей компетенции. К 1761 году был составлен проект, по которому статус Конференции должен был быть узаконен. Про­ект предусматривал следующую схему принятия решений по вопросам общегосударственного значения: в коллегии составля­ется «мнение к решению», которое затем рассматривается в се­нате и с соответствующим заключением передается в Конферен­цию для вынесения окончательного решения. Однако утвержден проект не был.

 

Екатерина 2

Кабинет состоял из нескольких кабинет-сек­ретарей, четко распределявших между собой свои обязанности. Вместе с тем, по сравнению с елизаветинским временем, Каби­нет уже не был органом власти. Екатерина строго соблю­дала установленную процедуру издания законов, согласно кото­рой она знакомилась с текстом повеления, составленным по ее приказанию кабинет-секретарем, в него вносились исправления, документ снова переписывался и лишь после этого подписывал­ся государыней и подлежал опубликованию. для государственных чиновников, прослуживших 35 лет, была установлена государственная пенсия, равная поло­вине оклада. Все эти установления закрепляли бюрократиче­ские принципы. Екатерина составляет и общее «Наставление» губернаторам, определяющее их статус и круг должностных обязанностей. Этим документом были одновременно повышены как политическое значение гу­бернаторской должности, так и их ответственность. В целом уже в первых преобразованиях Екатерины в адми­нистративной сфере историки усматривают тенденцию к пере­носу центра тяжести во всей системе управления с центра на периферии. За этой тенденцией стояло стремление разгрузить центр от решения местных проблем за счет придания местным органам власти большей самостоятельности.. В сенате, со­гласно проекту, должно было остаться четыре департамента, а сам он превращался в высшую апелляционную инстанцию по судебным делам.Уничтожает фед.автономию,ввела админ.Ею чётко была определена цель,к-ю она добивалась разл. Средствами,проводя национ.политику в отнош. Кавказа и Крыма.добивалась увелич.тер-рий под собств.контр.

 

Губернская реформа 1775

Провинции были ликвид.,число губерний возросло.В каждой губернии обширный штат чиновников,за к-ми следило губ.правление. В уездах власть принадлежалагородничему,двор-во добилось укрепления своих позиций в местном управлении. Суд.реформа была построена по сосл.пр-пу: для каждого сословия свой выборный суд. Предпринималась попытка осуществить разделение властей.Суд должен подчиняться только закону.Но независимости суда не было. Новшество-введение выборного начала,но преимущества у господств.сословия. Реформа увеличила число городов,т.к.они являлись центрами губерний и уездов.В городах появились училища,театры,началось гражданское строит-во. Реформа привела к ликвидации коллегий,за искл. Иностр.,Воен.,Адмиралт. Функции коллегий перешли к местным губерн.органам.

 

Павел 1

Было объявлено о восстановлении Берг-, Мануфактур- и Коммерц- коллегий. 1796 года было введено новое разде­ление на губернии: их общее число уменьшилось до 41 и в особый регион была выделена Область Войска Донского, то есть территория, населенная донскими казаками. За всеми эти­ми действиями нового императора просматривается стремление к усилению централизма за счет сокращения властных полно­мочий на местах. — Учреждения об императорской фамилии, которым семья российского императора была, по сути, превращена в один из государственных институтов. Для управления имуществом цар ской фамилии в 1797 году было создано специальное централь­ное ведомство — Департамент уделов. переход от коллежской системы к ми­нистерской. принципы коллегиальности сохранялись. наступлении на органы со­словного самоуправления различных слоев населения, и прежде всего дворянства. Так, сперва губернатор получил право присут­ствовать на дворянских выборах, что ранее было строжайше зап­рещено. он фактически вернулся к практике устных приказаний, получав­ших силу закона.

 

Ал.1,создание мин-в.

Указ 1802-создавалось «министерство» из 8 министров (иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финан­сов, юстиции, коммерции и народного просвещения), постав­ленных во главе соответствующих коллегий и подконтрольных реформированному сенату. упразднению коллегий и открытию при министрах специальных департамен­тов, наследовавших функции соответствующих коллегий. Комитет министров, значение которого быстро возросло благодаря учас­тию в его заседаниях императора. В этом верховном админист­ративном учреждении, состоявшем исключительно из мини­стров, и сосредоточилась деятельность по надзору за всей испол­нительной властью. Реформирование министерств в 1810—1811 годах завершило процесс переустройства центрального управления на принци­пах единоначалия и бюрократизации административной влас­ти. Особую роль в истории министерств сыграл закон от 25 июня 1811 года «Общее учреждение мини­стерств», разработанный М. М. Сперанским. В организации министерства был четко выдержан принцип единоначалия и последовательной подчиненности младших старшим, образующей вертикаль власти. По за­кону 1811 года министры, назначаемые императором и только перед ним ответственные, получили в своем ведомстве факти­чески безграничную власть. С созданием министерств центр тяжести управления переме­щался из области в столицу. В этом отношении Александр I про­должил курс на централизацию управления. В результате этих преобразований окончатель­но сформировалась бюрократическая система управления, позво­лявшая монарху непосредственно руководить всем ходом дел через министров, перед ним ответственных и с ним связанных личными докладами и распоряжениями.

 

Черты рос.бюррократии

Централизация власти привела к значительному увеличению числа бумаг и усложнению делопроизводства, что, в свою оче­редь, способствовало росту численности аппарата. При медленном решении дел или несвоевременном представле­нии ведомостей и отчетов виновным задерживали выплату жа­лованья или, приставив охрану, запирали «безвыходно» в учреж­дении до окончания работы. Власть начальника распространялась далеко за пределы при­сутственных мест и охватывала все стороны жизни служащих, включая политические и религиозные убеждения и даже досуг. Поздравления в празд­ничные дни старших чиновников младшими были так же обя­зательны для подчиненных, как явка на службу. Стрем­ление служить в столице привело к появлению чиновников «сверх штата», которые в ожидании вакансий служили без жа­лованья. Все дела велись путем переписки, и по количеству отправленных бумаг судили о результатах работы учреждений. Видимость порядка и казенного благопо­лучия создавали четко разработанные схемы прохождения бумаг внутри каждого учреждения. С момента получения «входящей бумаги» дежурным и до ее отправления по назначению в виде «исходящей бумаги» она проходила через множество чиновни­чьих рук. Бумажный поток, который направлял­ся в губернии из многочисленных центральных учреждений, сводил деятельность местных учреждений к своевременной от­правке на каждую бумагу «сверху» соответствующей, по всем правилам. Не имея возможности обеспечить чиновников не­обходимым содержанием, правительство было вынуждено доста­точно терпимо относиться к должностным преступлениям,взятки. регуляр­ных «пособий» от промышленников, купечества и откупщиков. Величина взяток в значительной степени зависела от статуса уч­реждения.

 

 

Ал.2

1)отмена креп.права 1861.Деятельность сельского и волостного управления контролировалась мировыми посредниками.Они не подчинялись ни губернатору,ни министру. Только сенату. Создание механизма управления крепостными включало прежде всего образование необходимых административно-терри­ториальных единиц (более дробных, чем уезд), а затем создание органов крестьянского самоуправления и стоявших над ними бюрократических органов. Образование волостей и сельских обществ 2) 1864-з-н о земском самоуправлении.распорядительные органы-губернские и уездные собрания, исполнит.-земские управы.выборы земских органов на 3-х избират.съездах.Дела в уездах вершили чиновники и помещики.Земства стали играть полит.роль. 3) 1870-рефлрма город.самоупр.:город.голова и управа избирались думой.Гор.голова возглавлял думу и управу,координируя их деят-ть.4) полиц.реформа делила на округа страну, а финн.реформа- решала в каких случаях и когда направлять средства казны.

 

Год

самодержавия привело на местах к ликвидации тра­диционного административно-полицейского аппарата. Губерна­торы, исправники, полицмейстеры и прочие вместе с руководи­мыми ими органами были разогнаны. министр внутренних дел князь Г. Е. Львов направил на места циркуляр­ную телеграмму о замене губернаторов губернскими комиссара­ми Временного правительства.Комиссары вводились также в уез­дах и городах. Обязанности комиссаров «временно» возлагались на председа­телей губернских и уездных земских собраний и городских голов. Тем временем независимо от Временного правительства на местах стали возникать выборные «комитеты общественных организаций», куда входили земские и городские гласные, пред­ставители различных общественных организаций, либеральные чиновники. Исполнительному комитету поручается образовать не­обходимые комиссии и назначить лиц для руководства отдель­ными отраслями государственного хозяйства и разработки оче­редных вопросов в каждом городе. Принцип согласования кандидатур комиссаров с комитетами общественных организаций. Временное правительство приняло постановление о полном уничтожении института земских начальников. Их адми­нистративные функции переходили к уездным комиссарам. «Положение о губернских и уездных комиссарах», ориентирован­ное на усиление единоначалия в регионах. Основной задачей губернских комиссаров являлся надзор за состоянием и деятельностью всех учреждений гражданского ве­домства. Особое значение имело образование волостных земств. милицейские органы находились в ведении земского и городского самоуправления. Соответствующие начальники избирались уездными земскими и городскими упра­вами. Города подразделялись на районы, а районы — на участ­ки, уезды также делились. В губерниях вводились должности правительственных инспекторов милиции, назначавшихся Ми­нистерством внутренних дел. Местные органы появились и в ведомствах некоторых новых министерств, Министерства продо­вольствия,Министерства труда. процесс модернизации. процесс модернизации осуществлялся «сверху», причем его организаторы стремились не к созданию чего-то принципиально нового, а к сохранению «священного и неприкосновенного», за рамки кото­рого преобразования не должны были выходить. преобразования носили преимущественно «технологический» характер, выражавшийся в увеличении сети органов и их внутренней структуры, в специализации по терри­ториальному и отраслевому признакам. чере­дование реформ центрального и местного ап­парата, что порождало немалые проблемы в отношениях между ними. Временное правительство совершило ряд принципиально верных шагов — прежде всего передачу власти органам самоуправления, избира­емым на демократической основе.

 

Прибалтика

В первой половине XIX века прибалтийские губернии были объединены в Прибалтийское генерал-губернаторство. В осно­ве управления Прибалтийским краем в XIX веке лежал принцип сохранения местных привилегий. Прибалтийские губернии в составе Российской империи обладали особым статусом. Специфика административного устройства края заключалась в том, что внутреннее управление осуществляли как органы дворянства, так и правительственные учреждения, ком­петенция которых неуклонно расширялась.

В 1801 году в Остзейском крае был учрежден пост генерал-гу­бернатора. Во главе трех губерний края стояли губернаторы. При губернаторе действовали губернское правление, казен­ная палата, приказ общественного призрения. Прибалтийские губернии делились на уезды. Полностью им­перское управление в уездах Прибалтики было введено во вто­рой половине XIX века. Прибалтийское дворянство объединялось в четыре общества (рыцарства)— Эстляндское, Лифляндское, Курляндское и острова Эзель (Саарема). Они образовывали органы самоуправления. Органы местного дворянского самоуправления в Прибалтике об­ладали весьма широкой компетенцией. Ландтаги представля­ли собой сословные органы местного самоуправления. В 1888 году в Прибалтийских губерниях была проведена полицейская рефор­ма и создана централизованная система органов полиции по общеимперскому образцу. В начале XX века российское правительство окончательно ут­вердилось в намерении полной ликвидации привилегий немец­ких баронов в Прибалтике. Царское правительство отказалось также и от целенаправленной поддержки эстонцев и латышей, которые весьма рассчитывали на рост своего влияния. Все го­товящиеся законы должны были укрепить положение общеим­перского законодательства и полностью встроить прибалтийскую администрацию в общеимперскую систему.

 

Царство Польское

В 1815 году в соответствии с Заключительным актом Венско­го конгресса большая часть герцогства Варшавского переходила к России под наименованием Царства Польского. Польше была дарована конституция, согласно которой император России об­ладал всей полнотой исполнительной власти и управлял Цар­ством Польским с помощью наместника, назначаемого из чле­нов царской фамилии. Законодательную власть в Польше осу­ществлял сейм, состоящий из двух палат: Сената с назначаемым императором составом и Посольской избы. Предполагалось, что сейм будет об­новляться в течение шести лет на одну треть состава каждые два года и собираться на заседания раз в два года. После польского восстания Николай I предпринял ряд шагов, направленных на ликвидацию каких-либо административно-пра­вовых отличий Польши от остальных губерний России. Органи­ческим статутом 1832 года вводился новый порядок управления. Упразднялись сейм и Государственный совет. Во главе управле­ния Царством Польским был поставлен Совет под председатель­ством наместника, а в Государственном совете Российской империи создавался департамент дел Царства Польского для рас­смотрения законодательных вопросов, затрагивавших польские губернии. Николай I не ограничился изменениями в управле­нии и административно-территориальном делении. Приближе­ние Польши к губерниям Российской империи должно было произойти также за счет распространения православия и образования на русском язы­ке (учебные заведения Царства Польского переходили в подчи­нение Министерства народного просвещения. Кроме того, были предприняты шаги по расселению в крае русских. Во второй половине XIX века обстановка в крае стабилизи­ровалась, и в 1874 году упраздняется должность наместника в Царстве Польском. Установление общеимперской системы уп­равления в польских губерниях, очевидные успехи в распрост­ранении там русского языка не смогли подавить стремление к национальной независимости и восстановлению польской госу­дарственности. Накануне Первой мировой войны политика, направленная на культурно-языковое сближение польских губерний с российскими, уже не была столь последо­вательной. В польской политике доминирующей постепенно ста­новилась тенденция к проведению четкой национально-культур­ной границы между Царством Польским и северо-западными и юго-западными губерниями Российской империи. польской куль­туры распростране­ние на белорусских, украинских и литовских землях.

 

Управление Финляндией

Финляндия вошла в состав Российской империи после рус­ско-шведской войны 1808—1809 годов. Фактически Финляндия в составе Российской империи ста­ла обладать областной автономией, которая была настолько ши­рокой, что граничила с автономией, основанной на династиче­ской унии, хотя юридически такое положение не было оформ­лено законодательными документами. В первые десятилетия XIX века в Великом княжестве Фин­ляндском сложилась система органов управления, сохранивша­яся в своей основе вплоть до 1917 года. Российский император обладал в Финляндии правами конституционного монарха. Он обладал единоличным правом созыва сейма. 1809 года Финляндия получи­ла право на создание правительства. В качестве такого органа был учрежден Правительственный совет, преобразованный в феврале 1816 года в Императорский финляндский сенат. В 1811 году территория Великого княжества Финляндского была разделена на губернии. Во главе губерний стояли губерна­торы. автономное положение Финляндии к концу XIX века становилось все более заметным. Во второй половине XIX века автономный статус Финляндии укрепился. Общему собранию сената в 1869 году было разреше­но самостоятельно решать ряд дел. В 1894 году в Уголовном уложении Великого княжества Финляндского было закреплено указание на то, что финны яв­ляются российскими подданными. ликвидация национальных вооруженных сил, усиление русификации администрации и школьного образования. Накануне Первой мировой войны в Финляндии фактически действовала параллельная система органов управления — россий­ская и финская. При этом российская администрация в Финлян­дии обладала довольно ограниченными возможностями для дей­ственного руководства делами княжества. В своем окончательном' варианте она состояла из двух разделов: мероприятия по укреплению центральной государственной вла­сти в Финляндии и мероприятия, направленные на достижение сближения Финляндии с остальными частями империи. в правительственных кругах считалось, что единственной целью программы является укрепление правительственного авторитета в Финляндии, ее экономическое и политическое сближение сдругими частями империи, обеспечение безопасности государ­ственных границ. ос­торожное вмешательство имперской власти в жизнь большин­ства окраин. Следствием этого было возникновение системы во енно-народного управления и введение статуса полуавтономной территории для Финляндии. Со второй половины столетия и вплоть до 1917 года доминирующей становится тенденция отка­за от особых систем управления окраинами.

 

Сибирь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.032 с.)