Предмет и понятие земельного права как отрасли права.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и понятие земельного права как отрасли права.



Предмет и понятие земельного права как отрасли права.

ЗП - отрасль российского права, система норм законодательства, посредством которых осуществляется регулирование земельных отношений. Система, объединяющая указанные нормативные акты представляет собой земельное законодательство.

Предмет ЗП - земельные отношения т.е. отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях РФ. Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права, в данном случае - нормами ЗП.

 

Принципы земельного права.

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, т.е регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в с/х и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, т.е. владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками ЗУ свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, т.е. при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, т.е. граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы ЗУ и прочно связанных с ними объектов, т.е. все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе ЗУ, за исключением случаев, установленных ФЗ;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, т.е. изъятие ценных земель с/х назначения, земель лесного фонда, занятых лесами I группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, т.е. любое использование земли, осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных ФЗ и законами субъектов РФ;

8) деление земель по целевому назначению на категории, т.е .правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, т.е. правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются ФЗ;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, т.е. при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, т.е. регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему ЗУ.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

ФЗ м.б. установлены и др. принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ЗК,

Система земельного права.

1. Общая часть состоит из институтов, содержащих общие положения, распространяющиеся на большинство земельных отношений:

- собственность на землю;

- постоянное (бессрочное) пользование пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками;

- возникновение прав на землю;

- права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельными участками;

- прекращение и ограничение прав на землю;

- защита прав на землю и рассмотрение земельных споров;

- охрана земель;

- плата за землю и оценка земли;

- землеустройство и государственный земельный кадастр;

- контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль);

- ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

2. Особенная часть состоит из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель:

- правовой режим земель с/х назначения;

- правовой режим поселений;

- правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли иного специального назначения:

- правовой режим особо охраняемых территорий и объектов;

- правовой режим земель для пользования недрами;

- правовой режим земель лесного фонда;

- правовой режим земель водного фонда;

- правовой режим земель запаса.

 

Соотношение земельного права с иными отраслями российского права: конституционным, административным, гражданским, экологическим.

Земельное право находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями права. Самая тесная связь - с конституционным правом, нормы которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей правовой системы.

Связь с административным правом - в сфере государственного управления земельным фондом, привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении нарушений земельного законодательства. Связь с гражданским правом - в тесном переплетении земельных и имущественных отношений, обусловленном связью права на земельный участок с правом на посевы, строения, находящиеся на земельном участке; в возмещении убытков, причиненных нарушением земельных прав. Тесная связь существует между земельным правом, с одной стороны, водным, горным (недренным) и лесным правом, с другой стороны.

 

Земельное право как наука.

 

7. Земельное право как учебная дисциплина.

 

Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники земельного права.

 

 

Право государственной и муниципальной собственности на земельные участки.

 

 

Разграничение государственной собственности на землю.

 

 

Права и обязанности по использованию земельных участков.

 

 

Понятие и классификация иных (кроме собственности) прав на земельные участки.

 

 

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

 

 

Право аренды земельного участка.

 

 

Мониторинг земель.

Статья 67. Государственный мониторинг земель

1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

 

 

Предмет и понятие земельного права как отрасли права.

ЗП - отрасль российского права, система норм законодательства, посредством которых осуществляется регулирование земельных отношений. Система, объединяющая указанные нормативные акты представляет собой земельное законодательство.

Предмет ЗП - земельные отношения т.е. отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях РФ. Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права, в данном случае - нормами ЗП.

 

Принципы земельного права.

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, т.е регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в с/х и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, т.е. владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками ЗУ свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, т.е. при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, т.е. граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы ЗУ и прочно связанных с ними объектов, т.е. все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе ЗУ, за исключением случаев, установленных ФЗ;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, т.е. изъятие ценных земель с/х назначения, земель лесного фонда, занятых лесами I группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, т.е. любое использование земли, осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных ФЗ и законами субъектов РФ;

8) деление земель по целевому назначению на категории, т.е .правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, т.е. правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются ФЗ;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, т.е. при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, т.е. регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему ЗУ.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

ФЗ м.б. установлены и др. принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ЗК,

Система земельного права.

1. Общая часть состоит из институтов, содержащих общие положения, распространяющиеся на большинство земельных отношений:

- собственность на землю;

- постоянное (бессрочное) пользование пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками;

- возникновение прав на землю;

- права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельными участками;

- прекращение и ограничение прав на землю;

- защита прав на землю и рассмотрение земельных споров;

- охрана земель;

- плата за землю и оценка земли;

- землеустройство и государственный земельный кадастр;

- контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль);

- ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

2. Особенная часть состоит из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель:

- правовой режим земель с/х назначения;

- правовой режим поселений;

- правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли иного специального назначения:

- правовой режим особо охраняемых территорий и объектов;

- правовой режим земель для пользования недрами;

- правовой режим земель лесного фонда;

- правовой режим земель водного фонда;

- правовой режим земель запаса.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.02 с.)