Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сателлитные системы счетов СНС

Поиск

Дополнительную функцию СНС выполняют так называемые "сателлитные" (сопутствующие) системы счетов, позволяющие создать широкую систему показателей и отражающие не только экономические процессы и циклы, но и социальные, экологические и другие явления.

Необходимость составления сателлитных счетов вызвана тем, что СНС не способна обеспечить исчерпывающей информацией о состоянии охраны окружающей среды и экологии, уровне благосостояния населения и ряде других проблем.

Сателлитная система счетов в области окружающей среды служит связующим звеном между СНС и глобальной, ориентированной на экологию, системой показателей, которая должна решить следующие задачи:

1) обеспечить учет текущих расходов и основных средств для целей охраны окружающей среды в группировке по секторам, отраслям и видам деятельности в области охраны окружающей среды (сохранение чистоты воздуха, водных ресурсов, естественного ландшафта, борьба с шумом и удаление отходов, радиационная защита населения и охрана природы);

2) создать условия для анализа взаимосвязей в сфере производства продукции, которые возникают в процессе деятельности по охране окружающей среды (т.е. составить таблицы «Затраты-выпуск » с учетом платежей на охрану окружающей среды в части промежуточного потребления и экологических инвестиций) для определения не только прямого, но и косвенного воздействия экологических мероприятий на производство продукции и структуру цен;

3) обеспечить балансовое отражение "производства" и "использования" (или устранение) отдельных видов нагрузки на окружающую природную среду (например, баланс отходов, баланс водных ресурсов и т.д.);

4) сделать возможным составление таблиц с данными о вредных веществах по видам, экологическим средам (воздух, вода, почва) и экономическим отраслям-источникам загрязнения, которые могут быть увязаны с таблицами «Затраты-выпуск», обеспечив при этом возможность прямо и косвенно (через промежуточное потребление отдельных продуктов) выделить объем вредных веществ, связанных с производством отдельных товаров или производством отдельных отраслей;

5) получить достоверные агрегаты и данные для оценки экологической безопасности, экономической значимости и эффективности принятых мер по охране окружающей природной среды на отраслевом и общеэкономическом уровнях.

Аналогично обстоит дело с информацией, например, о загрязнении воздуха определенными вредными веществами, в частности, такими, которые возникают при потреблении энергетических ресурсов. Здесь документов больше, чем о других загрязняющих окружающую среду факторах. Другой недостаток состоит в том, что существует мало данных в группировке по регионам и областям. Именно эти данные пользуются особым спросом со стороны политиков, экологов и общественности.

Поэтому создание системы сателлитных счетов в области окружающей среды имеет большое значение для обеспечения устойчивого экономического развития как страны в целом, так и ее регионов.

Сателлитная система счетов в области измерения благосостояния или социального счетоводства пока является дискуссионной темой и слабо увязывается с СНС. Дело в том, что при отражении понятий национального дохода и индивидуального дохода можно рассматривать два аспекта: аспект производства и аспект использования.

В то же время невозможно охарактеризовать оба аспекта - результат производственной деятельности и благосостояния - с помощью одного и того же агрегата (показателя). Об этом иногда забывают, критикуя показатель валового внутреннего продукта как меры благосостояния.

В основе этой критики в большинстве случаев лежит неверное допущение сходства между национальным и индивидуальным доходом: на основе национального дохода нельзя судить об эффективности экономики и уровне жизни (благосостоянии) населения страны, как это можно было бы сделать в отношении отдельного лица.

Если исходить из задачи измерения благосостояния, то можно, конечно, сожалеть о том, что ВВП включает такие блага, полезность которых сомнительна и которые могли бы рассматриваться поэтому как промежуточное потребление (вынужденные затраты, такие, например, как административные затраты, национальная оборона, стоимость ремонта после аварии автомобиля и т.п.). С другой стороны, ВВП исключает полезные услуги домашних хозяек и некоторые полезные блага нематериального характера (например, увеличение свободного от работы времени).

При изучении благосостояния должны быть учтены социальные последствия, т.е. потери, возникшие в процессе производства и потребления, которые, однако, не включаются в издержки производства предприятия - виновника (например, загрязнение окружающей среды, выпуск некачественных товаров и т.п.). В некоторых случаях эти последствия могут быть и выгодны (например, утилизация вторичного сырья).

Общественные издержки, связанные, например, с ликвидацией последствий ущерба, нанесенного окружающей среде, считаются расходами на конечное потребление, увеличивающими объем ВВП. Далее, СНС не учитывает наличие бесплатных услуг и оценивает использование ограниченных запасов минеральных ресурсов в размере фактически оплачиваемых рыночных цен, которые могут оказаться заниженными.

К другим сателлитным системам можно отнести разработку счетов в области образования, здравоохранения, производственной деятельности домашних хозяйств или экономики самообеспечения, сфер жизнеобеспечения населения, туризма и др.

Информационное поле должно создаваться в зависимости от реальной потребности государства, уровня развития и возможностей по его содержанию. Настоящая схема социально-экономической информации страны и ее регионов условная и может дополняться другими данными, необходимыми для проведения государственной политики. Вопрос не в том, можно ли что-то измерить или нет. Все можно выразить в цифрах, вопрос только в том, насколько это разумно и необходимо, сколько будет стоить.

Целью разработки сателлитной системы счетов является дополнение СНС данными, более полно отражающими производство, потребление, распределение и финансирование потребностей населения, а также расчет агрегатов, отличающихся высокой информативностью, позволяющими получить стоимостную оценку компонентов благосостояния для измерения "народнохозяйственных расходов" (в частности, от простоев в производстве по болезни).

Социальная реальность всегда является сконструированной или смоделированной реальностью, знаниями, приобретенными на базе понятий, условных определений и теорий, которые постоянно подвергаются изменениям. Большое количество данных необязательно равнозначно большей ясности, меньшему количеству открытых вопросов.

Одним из приемов отражения реальной действительности служат матрицы счетов для анализа социальных процессов. Представление национальных счетов в виде матрицы – давняя и хорошо известная традиция, которая отражала структуру учета. Кроме того, СНС рассматривалась как основа для анализа формулы «Затраты-выпуск», содержащей подробную информацию о потоках товаров и услуг и о структуре издержек производства.

Вместе с тем, эти матрицы не содержат информации о взаимосвязях между добавленной стоимостью и конечными расходами. Важной особенностью матрицы счетов для анализа социальных процессов (МССП) является то, что посредством расширения таблицы ресурсов и использования (или таблицы «Затраты-выпуск») она отражает весь круговой поток доходов на макро- и мезоэкономическом уровне.

МССП определяется как способ представления счетов СНС в виде матрицы, которая облегчает понимание связей между таблицей ресурсов и использования и счетами институциональных секторов МССП. Они часто применяются для анализа зависимости между структурными характеристиками экономики и распределением доходов и расходов по группам ДХ. Очевидно, что МССП тесно связаны с национальными счетами. Причем они предназначены, главным образом для анализа роли людей в экономике, но обычно содержат несколько менее детализированную таблицу ресурсов и использования или таблицу «Затраты-выпуск».

Матричная форма представления счетов СНС обеспечивает широкие возможности для расширения и сжатия такой матрицы в зависимости от конкретных условий и потребностей. Главная функция в матричном учете заключается в обеспечении полной сбалансированности всех счетов, то есть равенства между всеми поступлениями (сумма по строкам) и всеми выбытиями (сумма по столбцам).

Матрица может быть дезагрегирована для показа полной последовательности счетов. Можно сделать и расширенную матрицу для консолидации счетов.

Детализацию МССП можно вести в зависимости от выбранной цели:

- МССП для мониторинга (выбор объекта);

- МССП для анализа.

Для многих целей МССП особо важное значение имеет классификация ДХ. Выводы относительно (изменений) уровня неравенства (и, возможно, даже бедности) чаще всего опираются на средние по подгруппам показатели и, следовательно, во многом зависят от того, как подразделяется население.

Доходы и расходы населения с трудом поддаются измерению, не являются устойчивыми и требуют множества вопросов при обследовании. Поэтому информация, которая накапливается, например, в результате обследований ДХ и населения, не предусматривает необходимых вопросов и не может быть использована при построении МССП.

На практике можно одновременно применять лишь небольшое число критериев классификации. Поэтому наиболее целесообразно начинать с так называемой «обратной древовидной структуры».

Классификация ДХ не обязательно должна быть одинаковой во всех типах счетов. Например, разбивка получателей доходов от прочих трансфертов может быть более целесообразна в счете вторичного распределения доходов, чем в счете распределения первичных доходов.

Одна из сфер применения МССП связана с региональным и национальным учетом. Во многих случаях нет ни необходимости, ни возможности построения полных региональных МССП, равно как и таблиц «Затраты-выпуск». Вместе с тем, характерная для МССП множественность способов разбивки по секторам допускает возможность введения в классификации регионального параметра там, где это представляется необходимым, и в той мере, в какой позволяет наличие данных. Например,


региональный аспект может быть введен в классификации занятых лиц или ДХ.

МССП может применяться как инструмент для моделирования и анализа государственной политики в учебных курсах по экономике.

 

Контрольные вопросы

1. Стадии кругооборота доходов в экономике.

2. Сущность основных счетов, отражающих движение доходов в экономике.

3. Виды операций с капиталом, отражаемые в СНС.

4. Схема и система показателей финансового счета.

5. Сущность счета переоценки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.008 с.)