Глава 1. Теоретические и исторические основы снс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические и исторические основы снс



ПРЕДИСЛОВИЕ

В предлагаемой книге излагается сущность «Системы национальных счетов», раскрыты предмет, объект и субъект исследования, а также принципиально новые знания статистики, внедряемые в практику официального учета и системы государственной статистики Российской Федерации. Рассмотрены международные теоретические, исторические, методологические и практические подходы к организации статистической деятельности, модернизации учета и социально-экономической статистики в связи с существенными изменениями в общественной жизни страны и переводом экономики на рыночные отношения.

Система национальных счетов (СНС) является важнейшим разделом социально-экономической статистики, действует практически во всех странах мира, входящих в ООН, как статистическая модель рыночной экономики. Система основывается на балансовых построениях, которые впервые в мире стали выполняться в СССР с 1926 года, внедрение их в международную практику государств началось в 1953 году, а в настоящее время они приняли вид СНС.

Формирование показателей национальных счетов и внедрение их в практику статистической деятельности России началось (всерьёз и надолго) в 1991 году, после отказа от системы баланса народного хозяйства, который не обеспечивал отражения реальной действительности, количественных и качественных характеристик развития экономики.

Переход российской статистики на международные нормы и стандарты совпал с переходом к новой методологии СНС, разработанной Статистической комиссией ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом на основе длительного периода её совершенствования и принятой в 1993 году.

Освоение системы национальных счетов шло по принципу «сверху вниз», то есть сначала были организованы расчеты самого важного показателя системы – валового внутреннего продукта (ВВП). В последствии состав официально рассчитываемых показателей постоянно расширялся, и с 1995 года стала внедряться система региональных счетов (CРC), главным показателем которой стал валовой региональный продукт (ВРП).

В настоящее время статистика представляет для всех пользователей достаточно широкий набор национальных счетов и показателей. Вместе с тем, публикуемый набор счетов ещё не является исчерпывающе полным для всестороннего анализа ситуации в экономике и принятия решений экономической политики государства.

Цель настоящего учебного пособия – ознакомить студентов и преподавателей экономических вузов, работников органов власти и управления, менеджеров и экономистов с теорией, методологией и практикой построения СНС,представляющей собой единый экономический «язык» сопоставления данных и применяемой для отражения жизнедеятельности домашних хозяйств, регионов и страны в целом.

Предметом курса является методология составления и анализа данных СНС внутренней экономики и «остального мира»: принципы и методы построения счетов, их содержание и взаимосвязь с другими системами учета; особенности построения секторальных счетов и наиболее крупных балансовых построений; роль всей системы и каждого счета при анализе экономических процессов страны и ее регионов.

Объектом курса СНС является экономика страны, регионов и домашних хозяйств как совокупность секторов, всех видов экономической деятельности и форм собственности.

Субъектами курса являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие формирование официальной статистической информации.

Основные задачи данного курса:

- ознакомление с теорией, методологией и практикой СНС;

- раскрытие содержания основных принципов, понятий, определений, категорий и классификаций СНС;

- освещение системы экономических показателей, характеризующих производство товаров и услуг; образование, распределение, перераспределение и использование доходов; их взаимосвязи и методы расчета;

- изложение методологии построения основных счетов, межотраслевого и платежного баланса, исчисления национального богатства;

- рассмотрение возможных направлений и методов анализа данных СНС при оценке места и роли регионов, секторов и видов экономической деятельности национального хозяйства для обеспечения воспроизводства капитала.

В отличие от первого издания пособия в новом издании уделено больше внимания вопросам совершенствования методологии СНС как балансового метода исследования экономических процессов, уточнению основных понятий, категорий, классификаций и показателей СНС. С этой целью в пособие включен ряд разделов и изменений, дополняющих методологию официального статистического учета и СНС, принятых ООН в 2008 году. Приведен пример расчета основных счетов условного домашнего хозяйства, позволяющий закрепить материал, полученный в ходе изучения данного курса.


 

Глава 1. Теоретические и исторические основы СНС

Глава 2. Основные понятия, категории и классификации СНС

2.1. Основные понятия и определения СНС

Методологической основой СНС, как отмечено выше, является диалектический и исторический материализм, политэкономия и современные концепции воспроизводства капитала, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования экономики, и методология, измеряющая результаты рыночных отношений.

СНС построена на особом упорядочении и систематизации данных об экономических операциях, происходящих в экономике (производство и реализация продукции, ресурсы и их использование, выплата заработной платы и её расходование на различные цели, платежи налогов и получение ссуд, формирование доходов от собственности, приобретение ценных бумаг и т.д.) и совершаемых всеми хозяйственными (домашними хозяйствами, предприятиями, учреждениями и некоммерческими организациями и др.) субъектами, с целью выявления и измерения наиболее важных результатов экономического процесса, расчета ряда обобщающих показателей. Такое упорядочение основано на ряде ключевых теоретических концепций, понятий, определений и классификаций.

Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в СНС с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.

Институциональная единица (ИЕ) может быть определена как экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами. То есть институциональная единица - это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.

Основные признаки институциональной единицы:

- ИЕ владеет продуктами или активами, может обмениваться ими или передавать права собственности на них;

- ИЕ способна принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую непосредственно отвечает и отчитывается по закону;

- ИЕ от собственного имени принимает на себя обязательства и заключает контракты;

- ИЕ имеет набор счетов, либо для нее было бы возможным и разумным, как с экономической, так и с юридической точек зрения, составить счета.

Существуют два типа институциональных единиц:

- домашние хозяйства (ДХ -физическое лицо или группы лиц);

- юридическое лицо - организация, имеющая в собственности имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.

Домашнее хозяйство - это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общий бюджет. ДХ хотя и не составляют счета и балансы, тем не менее, обладают свободой в принятии экономических решений. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по отдельности. Конечно, домашние хозяйства не все ведут похозяйственный учет, но это можно сделать, если они хотят эффективно функционировать.

Юридическое лицо -этоорганизация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.

В соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц» все действующие организации обязаны зарегистрироваться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) Федеральной налоговой службы, а также в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) Федеральной службы государственной статистики через «единое окно».

При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент – это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

Резиденты проводят операции с нерезидентами, которые представляют собой внешние операции экономики страны и группируются в счете «остального мира». Корпорации и некоммерческие организации являются резидентами той страны, в которой они юридически основаны и зарегистрированы. Если корпорация содержит производство, офис или отделение за рубежом в течение длительного времени без создания дочерней корпорации для этой цели, то такое отделение или производство рассматриваются как квази-корпорация - резидент той страны, где она расположена.

Дочерние корпорации и корпорации-учредители могут быть резидентами разных стран. Владельцы земли или недвижимости в какой-либо стране всегда имеют центр экономического интереса в данной стране, даже если реально они и не участвуют здесь в экономической деятельности. Поэтому вся земля и все здания являются собственностью резидентов.

Все члены домашнего хозяйства имеют то же резидентство, что и само домашнее хозяйство, хотя они могут проводить какое-то время за рубежом. Если они работают или живут за рубежом так долго, что приобретают там центр экономического интереса, они перестают быть членами своих первоначальных домашних хозяйств.

Институциональные единицы группируются в институциональные сектора (ИС), в которые сводятся группы ИЕ, однородные с точки зрения выполнения ими основных целей деятельности и функций в экономическом процессе, экономического поведения и методов финансирования издержек.

В СНС входят следующие институциональные сектора:

- нефинансовых предприятий и организаций ( производство товаров и нефинансовых услуг для получения прибыли);

- финансовых организаций (финансовое посредничество или вспомогательная финансовая деятельность);

- домашних хозяйств (физические лица, производители и потребители товаров и услуг);

- некоммерческих организаций, обслуживающих ДХ (общественные, политические, религиозные и т.д., получение привилегий для своих членов);

- государственное управление (обеспечение условий жизнедеятельности населения и предприятий);

- «остального мира» ( внешнеэкономические связи).

Подробно сущность институциональных секторов и структура экономики будут рассмотрены в следующем разделе пособия. А сейчас раскроемпростые понятия и определения, которые сопровождают институциональные единицы в ходе их жизнедеятельности.

К простым понятиям, вернее, к понятиям, которые выглядят простыми, можно отнести все действия, которые осуществляет самый обычный человек. Он встает утром, умывается, завтракает (причем, завтрак готовит себе сам), выходит из дома. Спускается в метро, оплатив при этом проезд. Едет, например, в университет. В университете этот человек читает лекции, если речь идет о преподавателе, или слушает лекции, если речь идет о студенте. Потом направляется в кассу или к банкомату для получения вознаграждения за труд.

Теперь разберемся, что из перечисленных действий следует отнести к экономическим операциям, а что - нет. Строго говоря, практически все перечисленные действия связаны либо с производством, либо с потреблением продуктов и услуг, либо с процессом распределения доходов. И производство, и потребление, и распределительные операции, и, добавим, накопление - относятся к экономическим операциям.

Когда человек умывается, он потребляет воду, которую кто-то доставляет ему на девятый этаж из далекого водохранилища, причем вода очищена и подогрета. Это коммунальная услуга и наш герой потребляет ее, причем потребляет как бы в кредит, потому что заплатит он за воду только в конце месяца. Приготовление завтрака, вообще говоря, также представляет собой процесс обработки полуфабрикатов и придания им другого качества, то есть производство определенной услуги самому себе. Согласно классификаторам видов экономической деятельности приготовление пищи является услугой. Мы не сомневаемся в этом, когда идем в ресторан или столовую и платим там за подобную услугу.

Если быть до конца последовательными, следовало бы и ординарный завтрак включить в границы производства и, следовательно, так или иначе, отразить его в национальных счетах. Однако, ужаснувшись перспективе организации учета всякой стирки и готовки, ухода за детьми и престарелыми, воспитания непослушного подрастающего поколения, мелкого ремонта всякой бытовой техники, немедленно введем первое ограничение. Не следует включать в границы производства (хотя бы в рамках СНС) действия, направленные на оказание домашних и личных услуг для собственного потребления.

Помимо эмоциональных и чисто технических причин принятия такого решения можно привести довольно много других аргументов. Например, легко предположить, что в случае включения домашних услуг в границы производства вовсе исчезнет понятие безработицы. Трудно оценить такие услуги, потому что бывает трудно найти им аналог на рынке.

Наконец, личные услуги в большинстве случаев не предназначены для продажи на рынке и не оказывают значимого влияния на экономику. Следовательно, включение их в модель экономики ничего не изменило бы по сути, но значительно усложнило бы процесс построения счетов и их интерпретацию.

Правда, сразу же придется оговориться, что, если подобная деятельность оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию, ее все же надо оценивать и учитывать в счетах. Например, в том случае, если значительная часть урожая с дачных участков может быть продана на рынке или составляет большой удельный вес в общем производстве данного продукта ДХ. В России более половины сельскохозяйственного производства сосредоточено в личных подсобных хозяйствах. Понятно, что не учитывать это - значит сознательно занижать общие масштабы производства и потребления ресурсов.

И еще одна очень важная оговорка. Если вы достаточно состоятельный человек для того, чтобы нанять повара, который готовит вам завтрак, и прислугу, которая вам этот завтрак подает, вы покупаете услугу этих людей. Приготовление завтрака, таким образом, переходит в другое качество и должно быть включено в границы производства.

Но вернемся к нашему примеру.

Что касается услуг транспорта, тут все понятно - это обычная рыночная услуга. Рыночная, следовательно, она продается по рыночным ценам. То есть цена есть акт соглашения между покупателем и продавцом. Такая услуга, конечно, попадает в границы производственной деятельности.

Немного сложнее с лекцией. Она вроде бы бесплатна для студента, то есть он не приобретает эту услугу непосредственно на рынке. Преподаватель, тем не менее, деньги за лекцию получает, кто-то оплачивает аренду лекционного зала, счета за электроэнергию и т.д. В данном случае речь идет о так называемой нерыночной услуге, которая также должна учитываться в рамках производства, хотя порядок ее оплаты значительно отличается от того, который применяется в приложении к обычным рыночным услугам.

Получение заработной платы и стипендии - также экономические операции. Но заработная плата относится к первичным доходам, а стипендия - к вторичным (трансфертам). И то, и другое должно быть отражено в счетах.

Завершает день покупка некого продукта у торговца, который в нашем примере олицетворяет собой неформальную, или “теневую” экономику. Понятно, что он никому не платит никаких налогов. Тем не менее, реальность состоит в том, что индивидуальный торговец оказывает определенную услугу, причем оказывает ее на вполне рыночной основе. Поэтому, если быть последовательным, эту услугу также придется включить в рамки производства.

СНС прежде всего связана с обслуживанием интересов органов государственного управления. Ее главная задача состоит в том, чтобы обеспечить взаимосвязанное описание различных аспектов экономического процесса, систематизировать и упорядочить наиболее важные показатели, потоки и операции.

Понятие экономической операции является в СНС одним из центральных. Институциональные единицы постоянно вступают между собой в экономические отношения, производя всевозможные действия и операции.

Экономическая операция представляет собой действие (экономический поток), возникающее по взаимному согласию между ИЕ в связи с их участием в производстве, распределении и перераспределении доходов, использованием доходов на потребление и сбережение, а также при обмене экономической стоимостью по заранее согласованным условиям ее осуществления.

В СНС различают следующие типы экономических операций:

- операции с товарами и услугами (производство и использование товаров и услуг на различные цели, экспорт и импорт);

- операции распределительного характера (оплата труда и знаний, налоги, субсидии и другие перераспределительные платежи, доходы от собственности и т.д.);

- финансовые операции (посредничество в приобретении финансовых активов и принятие обязательств).

Действия, которые затрагивают только одну институциональную единицу, также считаются операциями: выпуск, конечное использование, доходы, накопление основного капитала и т.д.

Однако не являются экономическими операциями те потоки, которые предпринимаются ИЕ в одностороннем порядке без согласия других ИЕ. К таким потокам относятся отчуждение собственности, изменение стоимости активов в результате войн, стихийных бедствий, и т.д. Кражи, грабежи и другие противозаконные действия не рассматриваются как операция, а оценочная стоимость украденного имущества не включается в расходы ДХ или предприятий – это лишь перераспределение.

Иногда органы государственного управления вступают во владение активами других институциональных единиц без предоставления полной компенсации (национализация, приватизация и т.д.). На недобровольной основе осуществляются операции, предусмотренные законодательством (например, уплата налогов или других обязательных трансфертов). Налоговые платежи, несмотря на их обязательный характер, считаются операциями. Существуют денежные и неденежные операции, осуществляемые с эквивалентом и без него. Такие и аналогичные потоки, не являющиеся операциями, называются в СНС «другими экономическими потоками». Эти односторонние экономические действия имеют положительные и отрицательные последствия.

В СНС выделяются текущие (охватывают финансирование текущих расходов и т.д.) и капитальные операции. По характеру осуществления различают возвратные операции (потоку товаров и услуг соответствует встречный поток товаров и услуг, денег, обязательств) и невозвратные операции, или трансферты.

Распределительные операции представляют собой потоки, посредством которых вновь созданная добавленная стоимость в процессе производства распределяется между работодателями и наемной рабочей силой, капиталом и органами государственного управления, а также операции, связанные с перераспределением доходов и богатства (налоги на доходы и богатство и другие трансферты).

В экономике одновременно происходит бесконечное число различных экономических операций, совершаемых большим числом хозяйствующих субъектов. Понятно, что для того, чтобы на основе данных обо всех этих операциях можно было выяснить наиболее общие результаты, пропорции и закономерности экономического развития, их необходимо упорядочить, таким образом, свести в сравнительно небольшое число однородных групп.

Большинство потоков – это экономические операции. Операции фигурируют во всех счетах и таблицах, где отражаются потоки, за исключением двух, в которых фигурируют только другие потоки. Это два счета накопления – счет других изменений в объеме активов и счет переоценки.

Денежная операция – это операция, в которой институциональная единица осуществляет платеж (получает платеж) или принимает обязательство (приобретает актив), выражаемый в денежных единицах. Товар продается (покупается) за определенное количество денежных единиц за единицу товара, а рабочая сила нанимается (предоставляется) за определенное количество денежных единиц в час или день.

К типичным денежным операциям относятся:

- расходы на потребление товаров и услуг;

- приобретение ценных бумаг;

- заработная плата рабочих и служащих;

- проценты, дивиденды и рента;

- налоги;

- пособия по социальной помощи в денежной форме.

Неденежные операции осуществляются косвенно или с предварительной оценкой стоимости. К таким операциям относятся бартер, вознаграждение в натуральной форме, платежи в натуральной форме. В других случаях всю операцию приходится моделировать, а затем оценивать по ней стоимость. Примером является потребление основного капитала (амортизация).

Все экономические операции, отражаемые в системе, делятся на производственные, распределительные операции, операции потребления и накопления. В ходе осуществления этих операций институциональные единицы, так или иначе, обмениваются экономическими активами, то есть чем-либо, что обладает потребительской стоимостью. Стоимость переходит от одной единицы к другой и при этом может менять свой первоначальный вид.

Применяемые в Системе правила измерения операций, их учет и регистрация основаны на процедурах, реализуемых в бухгалтерском учете. Операции оцениваются в рыночных ценах, существующих на момент совершения операции. При отсутствии рыночных операций стоимостная оценка производится на основе понесённых издержек.

Налоги и субсидии на производство и импорт состоят из налогов на продукты, прочих налогов на производство и прочих субсидий. Прочие налоги на производство включают налоги на владение и пользование землей, зданиями и другими активами, используемыми в производстве, а также на рабочую силу или оплату труда наёмных работников. К прочим субсидиям на производство относятся те субсидии, которые связаны с проведением определенной социально-экономической политики в отношении использования ресурсов (трудовых, природных, капитальных).

В России к прочим субсидиям на производство относятся, например, субсидии организациям на мероприятия по созданию безопасных условий работы, на покрытие разницы в ценах на топливо, электроэнергию и др.

Разграничение между всей экономикой страны в целом и остальным миром проводится с учетом резидентности и экономической территории страны, которая в основном соответствует ее географической территории.

Для описания рыночной экономики очень важно определить сначала ее границы. Разграничение институциональных единиц, относящихся к национальной экономике и к экономике других стран, осуществляется на основе основных понятий,таких как:

- экономическая территория страны;

- центр экономического интереса;

- резидентство.

Понятие экономической территории не совпадает с понятием юридической территории. Например, если страна ведет добычу полезных ископаемых в международных водах, эта акватория относится к экономической территории данной страны. Таким образом, резидентство не основано на юридических или национальных критериях.

Под экономической территорией понимается территория, административно управляемая Правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К экономической территории данной страны также относятся:

- воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которых данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д.;

- так называемые "территориальные анклавы" за рубежом, т.е., зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных и других целей, например, посольства, консульства и другие дипломатические учреждения.

"Свободные зоны", или предприятия данной страны, функционирующие за пределами ее границ, относятся к экономической территории той страны, где они физически располагаются.

Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы других стран или международных организаций на территории данной страны.

Принципиально новым в СНС является изменение представления о производственно-экономической деятельности, ее границах и результатах. Вводятся понятия экономики - внутренней и национальной, а с ними - ВВП и ВНД. Пересматривается отношение к сфере производства услуг и ее важное участие в общественном производстве. Уточняется классификация отраслей по сферам деятельности и вводится новое деление экономики на секторы. Расширяется содержание понятий результатов экономической деятельности, продуктов, товаров и услуг; трансфертов, резидентов и нерезидентов, экономической территории и др.

На основе простых понятий и определений ведется разграничение институциональных единиц (ИЕ), относящихся к национальной экономике и к экономике других стран. Внутренняя экономика формируется как совокупность институциональных единиц – резидентов, которые являются базой для составления счетов и балансовых построений.

Несмотря на то, что в новой методологии СНС-93 не проводятся различия между внутренней и национальной экономиками, в практике статистики некоторых развитых стран рассчитываются оба показателя - ВВП и ВНД, например, в Америке, Японии и др.

Основой для анализа производства, формирования показателей для характеристики результатов деятельности отраслей существует понятие «заведение». СНС ставит перед собой вполне определенные цели, которые не являются ни слишком глобальными, ни слишком абстрактными.

Поэтому границы производства в СНС трактуются более узко, чем экономическое производство вообще. Помимо перечисленных ограничений, относящихся к экономической деятельности вообще, в границы производства в СНС не включается предоставление личных и домашних услуг членами домашних хозяйств и другим членам того же хозяйства, кроме услуг наемной оплачиваемой домашней прислуги.

Разграничение границ сфер деятельности, можно представить как:

А) границы национальной экономики включают всех резидентов и ИЕ. Центр их экономического интереса - заниматься деятельностью или операциями. Срок обычно 1 год. ВВП страны = S ВДС всех ИЕ резидентов, занимающихся производством (плюс любые налоги и минус любые субсидии на продукты, не включаемые в стоимость их продукции) в пределах географических границ национальной экономики страны. Часть производства ИЕ может осуществляться за рубежом (например, установка экспортных машин или оборудования, консультационные проекты) и наоборот, часть производства, осуществляемая в пределах страны, может быть отнесена на счет иностранных ИЕ (нерезидентов).

Б) граница сферы производства определяет сумму учитываемой ДС, а, следовательно, общую сумму дохода, образуемого посредством производства; она обусловливает ассортимент товаров и услуг. Производство – это физический процесс, осуществляемый под ответственностью, контролем и управлением ИЕ, в котором используются труд и активы для преобразования затрат товаров и услуг в выпуск других товаров и услуг для продаж на рынке либо бесплатно.

Границы производства определяются в СНС как деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в стране и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг.

Деятельность, включаемая в границы производства в СНС, может быть определена следующим образом:

- индивидуальное или коллективное производство продуктов и услуг, которое предназначено для конечного использования или производства других товаров и услуг, используемых в процессе получения иных товаров и услуг (промежуточное потребление), а также накопления и экспорта (включая нерыночные услуги);

- производство товаров, которые производители оставляют для собственного конечного потребления или валового накопления, включая прирост запасов материальных оборотных средств у производителя;

- производство услуг, предназначенных для собственного потребления в домашних хозяйствах, а также услуги, выполняемые оплачиваемой домашней прислугой, и услуги по проживанию в собственном жилище;

В) граница сферы потребления аналогично границе сферы производства обусловливает ассортимент товаров и услуг, включаемых в расходы ДХ на конечное потребление, а также фактическое потребление. Но не включает стоимость ремонта и содержания транспортных средств и хозяйственных товаров длительного пользования своими силами, уборки жилищ, ухода за детьми и их воспитанием и т.д.;

Г) граница охвата активов. Активы – это объекты, которые должны находиться в собственности какой-либо единицы, которыми она владеет и использует на протяжении определенного времени для получения (извлечения) экономической выгоды (финансовые активы, основной капитал). Активы могут быть государственными и частными.

Земля, месторождения полезных ископаемых, запасы топливных ресурсов, некультивированные леса и другая растительность, а также дикие животные включаются в балансы активов и пассивов при условии, что на данные активы распространяются действия права собственности ИЕ, то есть положение этих единиц позволяет им фактически получать выгоду от данных активов.

Не включаются в активы СНС: атмосфера, открытое море, песок в пустыне, месторождения полезных ископаемых и топливных ресурсов, которые еще не открыты или не пригодны для разработки, т.е., не могут принести выгоду от владения ими.

Вопрос о жуликах в СНС довольно интересен сам по себе. Мы специально остановимся на проблеме отражения в национальных счетах так называемой “неофициальной” или теневой экономики. Необходимо отметить, что согласно требованиям СНС-93, любая экономическая деятельность, то есть деятельность, основанная на эффективном рыночном спросе и на принципе добровольности, должна быть учтена в счетах, даже если эта деятельность незаконна. Это означает, что если клиент договорился с подпольным производителем оружия или наркотиков о цене и оба действуют не по принуждению, то мы должны учесть данное производство в ВВП, несмотря на его незаконность. Никто пока определенно не может сказать, как это можно сделать, но для некоторых стран, таких, как Колумбия, добавка к ВВП может оказаться очень существенной. Справедливости ради надо сказать, что никто, даже Колумбия, пока таких поправок к ВВП не делает.

В СНС сфера производства понимается как деятельность по производству экономических благ, а отрасли экономики – взаимозависимы и равноправны. Результат производства – продукт, имеющий натурально-вещественную форму (товар), либо услуга.

Таким образом, экономическое производство вообще может быть определено как осуществляемая институциональной единицей деятельность, при которой производятся затраты факторов производства - труда, капитала, земли, товаров и услуг для производства других товаров и услуг. Всегда должна быть институциональная единица, которая принимает на себя ответственность за этот процесс и владеет товарами, произведенными в ходе этого процесса, или ей должно быть уплачено или предоставлена компенсация какого-либо другого рода за оказанные услуги.

Чисто природный процесс без человеческого участия или контроля не является производством в экономическом смысле, хотя его результаты и могут иметь экономическую значимость. Например, неуправляемый прирост рыбных богатств не является экономическим производством, тогда как разведение рыбы производством является. Кроме того, экономическая деятельность не включает такие первичные виды человеческой деятельности, как еда, питье, сон и т.д., то есть то, что за человека не может выполнить другой человек.

Для профессионального понимания СНС,научно обоснованного учета и описания по нему экономики очень важно узнать систему теоретических и познавательных понятий, категорий, научного инструментария и регулятивных принципов наблюдений и исследования финансово–экономической деятельности субъекта хозяйствования и социально-экономических систем, важнейшими из которых являются:

- понятия («товар», «услуга», «экономическая территория страны», «центр экономического интереса», «резидентство» и т.д.);

- категории (экономические функции, экономические агенты, объекты экономических операций, экономические факторы производства);

- классификации (институциональные единицы и сектора;операции и потоки;активы и пассивы;виды экономической деятельности и т.д.);

- правила учета деятельности, экономических потоков и запасов.

Организация национального учета начинается с наблюдений за результатами общественных отношений, в том числе массовыми явлениями и процессами, основанными на теории, методологии и практике статистики. Статистики ведут постоянные наблюдения по научно обоснованным методикам всех субъектов хозяйствования и их видам деятельности. Наблюдения проводятся в три стадии: сбор данных, их обработка и анализ. В методиках, инструкциях и формах наблюдений указываются правила учета, сущность показателей и порядок расчета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.082 с.)