Основные обновления 2008 года к СНС-93 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные обновления 2008 года к СНС-93



Первыми признанными на международном уровне стандартами были СНС 1953 г., обновленные версии 1968 и 1993 годов. За последние 15 лет произошли существенные изменения в экономике, связанные с возрастанием роли информационных и коммуникационных технологий в процессе производства увеличением значимости нематериальных активов и услуг, глобализацией национальных экономических систем и социальными реформами.

Поэтому Статистическая комиссия ООН в 2008 году обновила СНС-93, без фундаментальных и всеобъемлющих изменений в Системе 1993 года, которые могли бы препятствовать её дальнейшей реализации.

Основные положения СНС 2008 г., рекомендованные для внедрения странами СНГ на начальном и последующих этапах.

1. Изменения, влияющие на величину, структуру и темпы роста ВВП содержатся в трактовке расходов на научно-исследовательскую деятельность и на приобретения вооружения.

В СНС-93 использование выпуска на научно-исследовательскую деятельность отражается как промежуточное потребление, в результате чего имеет место недооценка ВВП. В новой версии 2008 года расходы на научно-исследовательскую деятельность из промежуточного потребления переносятся в валовое накопление основного капитала. Это приведет к увеличению абсолютной величины ВВП, а также темпов его роста при условии опережающего роста расходов на научно-исследовательскую деятельность.

Военные расходы в СНС-93 не включались в накопление основного в накопление капитала, а расходы на них отражаются как промежуточное потребление в счетах сектора государственного управления. В рекомендация СНС 2008 г. состоит в том, что расходы на вооружения отражались как накопление основного капитала при условии соответствия их общему критерию СНС для основного капитала. Соответственно следует проводить различие между системами вооружения и военными запасами.

2. Изменения в определении выпуска услуг центрального банка, финансовых услуг и страхования связаны с новыми тенденциями в этих видах деятельности.

СНС-93 рекомендует измерять услуги центрального банка (ЦБ) как сумму полученных сборов и комиссионных платежей, а также услуги финансового посредничества. Такой метод иногда приводил к необычно большим положительным или отрицательным оценкам выпуска. В СНС 2008 г. предпринята попытка уточнить влияние различных функций ЦБ на содержание, оценку и использование его выпуска. Для этого в ЦБ должны быть выделены заведения, производящие рыночные и нерыночные услуги. Оценка по текущим затратам применяется в отношении нерыночных услуг. Их использование отражается как приобретение коллективных услуг сектора государственного управления, то есть в промежуточном потреблении, выпуске и расходах на конечное потребление сектора государственного управления, что приведет к увеличению ВВП.

В СНС-93 финансовые услуги трактовались как финансовое посредничество, которое с годами значительно уменьшилось, и возросла значимость управления портфелем финансовых активов с целью получения холдинговой прибыли. В СНС 2008 г. расширено определение финансовых корпораций для лучшего отражения увеличения значимости этих услуг; в оплату финансовых услуг в явной форме включена - моржа по сделкам с иностранной валютой и ценными бумагами.

Выплаты чрезмерно больших сумм страховых платежей, особенно в связи с атакой террористов 11 сентября в США 2001 года, привлекли внимание к измерению услуг страхования (кроме страхования жизни) в случае катастрофических потерь. В СНС-93 выпуск услуг страхования исчисляется как разница между страховыми премиями и выплатами (на основе начислений). В СНС 2008 г. при определении выпуска страхования предлагается использовать в его расчете скорректированные величины страховых выплат и дополнительно страховых премий, что позволит избежать нежелательных колебаний. Перестрахование должно отражаться так же, как прямое страхование, а не как сальдо с прямым страхованием, как это принято сейчас. Это особенно важно для операций с остальным миром.

3. Изменения, направленные на улучшение охвата ненаблюдаемой экономики в ВВП и повышения аналитической ценности данных теневого бизнеса.

СНС-93 содержит международное статистическое определение неформального сектора, однако это определение не получила развития и на практике не применялось. В СНС 2008 г. разработаны рекомендации о неформальной экономике, в которой уточнено определение, что обеспечит сочетаниеполного охвата всей экономической деятельности в СНС и выделения в секторе домашних хозяйств деятельности неформального сектора, представляющей особый интерес с точки зрения экономической политики. Проводятся детальные характеристики неформального сектора экономики и согласованность таких его компонентов, как неформальное производство и неформальная занятость. Что позволит уточнить определения, охват неформального сектора и улучшить международную сравнимость оценок как неформальной деятельности, так и ВВП.

4. Изменения, связанные с уточнением в определении отдельных компонентов производства и использования ВВП, а так же оценке выпуска для собственного использования и нерыночного выпуска единиц сектора государственного управления и НКООДХ.

В СНС-93 предусматривается два возможных подхода к оценке выпуска для собственного использования: по основным ценам на аналогичные товары, продающиеся на рынке, или по сумме текущих затрат. В СНС 2008 г. сохраняются эти два подхода, однако в сумму текущих затрат включены две дополнительные статьи, связанные с использованием в производстве активов: «доход на основной капитал (условная оценка)» и «рента за землю, используемую в производстве».

5. Изменения, влияющие на некоторые показатели основных счетов:

счетов распределения и перераспределения доходов (налоги, доходы от собственности, текущие трансферты); операций с капиталом (капитальные трансферты); счета первичных доходов и текущие трансферты остального мира.

В СНС-93 недостаточно ясно проведено разграничение между регулярными выплатами доходов государству от долевого участия в капитале государственных корпораций и единовременными выплатами средств (например, от продажи активов государственных корпораций или из их накопленных резервов). Также недостаточно четко описано отражение различных видов единовременных платежей от государства – государственным предприятиям и квази-корпорациям.

СНС 2008 г. рекомендует использовать общий подход для отражения единовременных платежей между государственными предприятиями и квази-корпорациями, с одной стороны, и государством, с другой. Налоговые доходы, несобираемые налоги и налоговые льготы (отсрочки от уплаты налогов) получили четкие разграничения между налогами и платой за услуги в усовершенствованной методике и руководства по статистике государственных финансов.

В составе доходов от собственности рекомендовано учитывать только регулярные платежи государству от участия в капитале: от государственных предприятий – дивиденды; от государственных квази-корпораций – изъятия из предпринимательского дохода. Единовременные платежи от государства - государственным предприятиям и квази-корпорациям отражаются в зависимости от назначения платежа. Если эти платежи предназначены для покрытия накопившихся убытков, то они должны отражаться как капитальные трансферты, поскольку эти платежи не могут рассматриваться как добавления к капиталу.

6. Изменения в терминологии, определениях и классификаторах.

Большая часть изменений относится к нефинансовым и финансовым активам, которые отражены в статьях и разделах их классификаций. В классификации нефинансовых активов устранено деление на материальные и нематериальные активы. Появление новых статей в этой классификации является следствием изменений в трактовке научно-исследовательской деятельности, военных расходов, расходов на улучшение земли или повышением значимости таких видов активов, как оборудование для информационно- коммуникационных технологий, базы данных, диапазоны радиочастот, юридических форм и т.д.

В классификации финансовых активов уточнения в названиях активов, относящихся к страхованию, отражают изменения в методологии исчисления выпуска услуг страхования. Появление новых статей связано с повышением значимости акционерного капитала, деятельности инвестиционных фондов, производных финансовых инструментов, опционов на акции для работников.

Внедрение изменений, содержащихся в СНС 2008 г., представляет собой длительный процесс, который потребует значительных усилий от статистических служб и органов управления страной. Полный комплект сводных рекомендаций можно найти на сайте Статистического отдела ООН и Программе внедрения изменений, которая готовится к изданию.

 

Контрольные вопросы

1. Какая цель обновления СНС-93?

2. Какие изменения СНС-93, влияют на содержание ВВП?

3. Суть совершенствования в терминологии, определениях и классификаторах?

4. Как будут вноситься изменения 2008 года в СНС-93?

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результатом изучения представленного в учебном пособии курса является получение знаний о системе национальных счетов как об одном из важнейших методов исследования экономических процессов и отражения реальной действительности в экономике.

Важно, что читатель имеет возможность освоить теоретические, методологические и практические основы современной системы национального учета любой деятельности в стране и регионах.

Коренная модернизация и реформирование официального учета в России осуществляются в направлении реализации международных статистических норм и стандартов при учете особенностей российского законодательства, структуры органов власти, ментальности респондентов и пользователей статистики.

Совершенно новые знания в области системы национальных счетов, безусловно, крайне необходимы государственным служащим, т.е. лицу, разрабатывающему стратегию и программы развития страны, региона и муниципалитета; предпринимателю (рынки, конкуренты, конъюнктура и т.д.); потребителю (цены, товары, услуги и т.д.); студентам и преподавателям; средствам массовой информации и общественности.

Важно, чтобы эти пользователи современных знаний могли общаться на универсальном и едином экономическом языке, которым и является СНС. В связи с этим крайне необходимо повышение статистической грамотности специалистов, добиваться одинакового понимания определений и терминов, использования единых методов сбора, обработки и анализа данных, способов расчетов показателей.

Система национальных счетов как теоретическая основа всей официальной статистки должна войти в повседневную жизнь всех органов власти и управления, ученых и предпринимателей, партий и профсоюзов, населения и общественности.

В современной жизни система национальных счетов является важнейшим инструментом объективного отражения общественного прогресса, основой управления и превращается в одно из главных звеньев определения результатов всех производственных отношений. Она выступает как источник информации, характеризующей количественные и качественные стороны функционирования экономики и ее секторов, отражение связей между ними и определяет возможность регулирования этих связей. От качества этой информации во многом зависит объективность научных положений и рациональность принимаемых управленческих решений, эффективность результатов их деятельности.

СНС, естественно, не свободна от недостатков (пока не учитывается деятельность ДХ по ремонту жилья, приготовления пищи и т.д.). Внедрение Системы порождает ряд методологических, технических и организационных проблем. Так, до настоящего времени многие управленцы главный упор делают на объемы производства, а не на прибыль и доходы от этого производства, и упускают при этом вопросы организации производства и качества продукции. Это является главными причинами нестабильного функционирования экономики.

Новая система национального учета является перспективным направлением совершенствования отражения результатов экономических отношений в обществе, ее прогрессивность подтверждается опытом передовых стран мира.

На основе СНС-93 впервые представилась возможность осуществлять прогнозирование и моделирование процесса общественного воспроизводства данных экономических показателей конкретных территорий, в частности, областей Уральского федерального округа.

Внедрение СНС-93 и изменений 2008 г. к ней позволит государству постоянно нацеливать информационные, социальные, экономические, технические, предпринимательские и другие ресурсы на наиболее эффективное их использование.


Глоссарий

Активы -ресурсы, контролируемые предприятием, использование которых, возможно, вызовет в будущем экономическую выгоду.

Акцизы -косвенные налоги на однородные товары и услуги институциональных единиц, включаемые в их цены.

Акция – ценная бумага, удостоверяющая долевое участие её держателя в капитале предприятия, действующего в форме акционерного общества, и дающая право на получение части прибыли эмитента в виде дивидендов, а также право участия в управлении имуществом и производством продукции.

Базисная цена – цена, принятая за базу для исчисления индекса цен.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Валовая добавленная стоимость – это вновь созданная стоимость в процессе производства товаров и услуг, измеряется как разность между валовым выпуском и промежуточным потреблением.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий показатель экономической деятельности страны. Представляет собой на стадии производства сумму добавленной стоимости секторов экономики; на стадии использования - стоимость товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта; на стадии образования доходов – сумма оплаты труда наёмных работников, валовой прибыли экономики и чистых налогов на производство.

Валовой национальный доход (ВНД) – сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в производстве ВВП данной страны и чистых доходов, полученных от операций из-за границы (сальдо экспорт минус импорт).

Валовой выпуск товаров и услуг - это общая стоимость товаров и услуг, которые были произведены единицами-резидентами национальной экономики в отчетном периоде.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, общепризнанная форма стоимости всех других товаров и услуг. Функции денег – мера стоимости, средство обращения, средство накопления и сбережения, средство платежа, мировые деньги.

Денежные доходы населения - это доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Денежные расходы и сбережения населения - расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), покупку иностранной валюты, а также сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение средств на счетах физических лиц-предпринимателей, задолженности по кредитам, приобретение недвижимости.

Дефицит бюджета - величина превышения расходов бюджета над его доходами.

Домохозяйство (домашнее хозяйство) – это группа лиц (или одно лицо), проживающих в отдельном жилом помещении, ведущих общее хозяйство и бюджет.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Заработная плата (средняя) – заработная плата, исчисленная в среднем на одного работника или единицу отработанного времени. Исчисляется исходя из фонда начисленной заработной платы работников путем его деления на среднесписочную численность работников за определенный период времени (час, день, неделю, месяц, с начала года, год).

Инвестиции – денежные средства и иное имущество (капитал), вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств и охватывающие новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов. Эти затраты приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде.

Индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики (ИБО) исчисляется на основе данных об изменении физического объема выпуска продукции промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, розничной торговли.

Индекс физического объема оборота розничной торговли - относительный показатель, характеризующий изменение оборота розничной торговли в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Индекс предпринимательской уверенности - качественный показатель, позволяющий по ответам руководителей о прогнозе выпуска продукции, остатках и спросе на нее охарактеризовать экономическую деятельность промышленных организаций и дать упреждающую информацию об изменениях экономических переменных. Показатель представляет собой среднее арифметическое "балансов" ответов на вопросы об ожидаемом выпуске продукции, фактическом спросе и текущих остатках готовой продукции (последний с противоположным знаком).

Импорт - ввоз товаров на таможенную территорию государства из-за границы без обязательства об обратном вывозе на срок более 1 года.

Инновации – новые либо усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые либо усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, новые подходы к социальным услугам.

Институциональная единица (ИЕ) может быть определена как экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами. То есть институциональная единица - это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.

Институциональный сектор экономики – группы институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими основных функций в экономическом процессе, экономического поведения и методов финансирования издержек.

Инфляция – сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса, присущее экономике, использующей бумажно-денежное обращение.

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по их сходству и различию в соответствии методами классификации, международными нормами и стандартами.

Качество жизни – сложна синтетическая категория, аккумулирующая все существенные для личности условия и возможности существования, уровень развития и степень удовлетворения потребностей и интересов людей.

Личное потребление – часть национального дохода, используемого для удовлетворения индивидуальных потребностей населения.

Личные сбережения – часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.

Местные налоги и сборы - устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги и сборы (федеральные) - устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации налоги и сборы, и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные) - налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Недоимка - сумма налога и сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Объекты экономических операций - товар, услуги, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа.

Оборотные активы - вложение финансовых ресурсов в объекты, использование которых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла, либо в течение относительно короткого календарного периода времени. В составе оборотных активов выделяют товарно-материальные ценности, денежные средства, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения и другие.

Паритет покупательной способности валют – коэффициенты, характеризующие соотношение общего уровня цен на внутренних рынках сравниваемых стран, исчисляются на основе цен на наборы товаров-представителей, соответствующих компонентам ВВП.

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов. Показатель рассчитывается нарастающим итогом с начала года.

Платежеспособность характеризует возможности организаций свое­временно расплачиваться по своим обязательствам. Одним из показателей платежеспособности организаций является коэффициент текущей ликвидности, рассчитываемый как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организаций оборотных активов к наиболее срочным обязательствам организации в виде краткосрочных кредитов и зай­мов, кредиторской задолженности.

Прибыль – часть добавленной стоимости, которая остается у предприятия после вычета расходов, связанных с оплатой труда наёмных работников и уплаты чистых налогов на производство и импорт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.04 с.)