Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возражения против догмата чистилищаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Немало таких возражений мы уже привели и на них ответили; рассмотрим еще другие, более систематично изложенные в курсе прот. Малиновского в параграфе под заглавием «Р.-Католическое учение о чистилище» (стр. 228). а) Это учение, говорит о. Малиновский, стоит в связи с учением об удовлетворении Богу со стороны человека. «С признанием несостоятельности учения об удовлетворении падает и учение о чистилище, единственно для того и существующем, чтобы грешники приносили удовлетворение Богу за свои грехи, терпя в чистилище наказания за них». Сказано весьма решительно. Но откроем курс богословия другого русско-православного протоиерея, Н. Светлова, – курс, весьма интересно составленный человеком сильной и независимой мысли, – и мы найдем там признание истинности учения об удовлетворении. Автор настолько освоился с этим учением, что вместо «удовлетворение» пишет «сатисфакция» (что совсем лишне). б) Чистилище, – говорит о. Малиновский, – существует единственно для того, чтобы удовлетворить Богу за свои грехи, терпя в чистилище наказания. Эта мысль выражена так, будто говорится не о Всеблагом Боге, а о кровожадном Молохе. В действительности дело обстоит иначе. Один жил в грехе. Прозрел, покаялся и «прочее время живота» проводит в мире и покаянии: вместо стяжания поминает убогих, вместо совращения – ограждает невинных. И так до дня смерти. Тогда опять покаяние и хвала за дарованное праведное, без смертного греха, окончание жизни. Душа возносится в Царство Небесное. Другой, упорный плотский грешник, умирает при совершении греха. Мгновенный ужас при мысли о вечных муках, мгновенное благодатное просветление на греховность всей жизни... беззвучный вопль души: «Господи, прости меня грешного». Всеблагий Господь услышал – душа спасена. Куда она пойдет? Грех прощен, но соблазн остался; газеты разнесли про обстановку развратной жизни и смерти... позор семьи... целый поток зла разлился по земле. Правда Божия оскорблена. «Бог поругаем не бывает». Неужели душа умершего не должна ответить за все зло? Она мучится, чтобы удовлетворить Богу. Это нравственная необходимость. Но мучается, чтобы очистится и потом вечно возносить хвалу милосердному Богу. Об этом прот. Малиновский по-видимому забыл, когда написал свои строки. Неужели так трудно понять разницу между муками, причиняемыми врачом при операции, и теми, коим подвергает свою жертву большевик-садист? И потом, отрицая возможность мук в чистилище (лишь бы не признать этого слова), о. Малиновский все же признает, что душа может находиться в такой «обители» ада, откуда может быть извлечена молитвами Церкви и достичь вечного блаженства. В чем же разница и где последовательность? в) «Но и само по себе учение о чистилище, – продолжает тот же автор, – содержит ложные положения. Так утверждение, что будто бы существует среднее место или состояние... чистилище, не имеет основания в откровении. В Священном Писании говорится лишь об аде и рае, небе и преисподней...» В Священном Писании действительно названия чистилища нет. Но уже к концу Ветхозаветной истории различаются три состояния: 1) состояние праведных, кои счастливы уже до воскресения (2 Макк 15,12-14), 2) праведных, но отягченных легкими прегрешениями, нуждающихся в наших молитвах (2 Макк 12, 42-46), и 3) грешных, кои находятся в огне. Некоторые авторы, как и прот. Малиновский, отрицая существование чистилища – «среднего состояния» – высказали мнение, что постепенно наступает облегчение в муках ада в силу молитв и, в особенности, поминовения умершего во время Св. Евхаристии. Но эти мнения противоречат учению свв. Отцов.[48] Наоборот, из всего нами вышеизложенного ясна нелогичность молитв за усопших по учению Греко-российской церкви,[49] отрицающей существование чистилища, в особенности после того, как душа усопшего уже пройдет сорокадневные мытарства. Вспомним также, что Тридентский Собор не одобряет любопытства, рискованных суждений и суеверий о загробной жизни. Действительное утешение при мысли об аде христианин найдет в учении Католической Церкви: число отверженных душ меньше числа смертных – по видимости – грехов, ибо, во-первых, смертность греха зависит еще от субъективных условий согрешившего (см. выше стр. 376-378); ибо, во-вторых, из числа подлинно смертных грехов множество, по великому милосердию Божию, отпускается одним мгновением предсмертного покаянного вздоха. (См. слова св. кюре д’Арс по поводу бросившегося с моста).
§ 8. МОЛИТВЫ ЗА УМЕРШИХ [50]
Святая Церковь с самого начала, вся и всех времен, веровала в необходимость и важность молитв за умерших. И это вселенское верование выразилось в божественной литургии от времен апостольских до наших дней.[51] В этом веровании Греко-российская церковь не отличается от Католической, вера которой выражена в определении Флорентийского Собора (см. выше стр. 382, см. также: Decretum pro Graecis. Denz. 693), подписанного и митрополитом всей Руси Исидором, и греками (см. Mansi, Coll. Conc. 31, A, col. 1033). Благочестивый обычай молится за умерших – общий для всех восточных церквей (см. Дмитриевский, Описание Литург. рук., Киев, 1895). Об этом свидетельствуют многочисленные документы древности. Так, Евсевий в своем сочинении «Жизнь Константина»: «Неисчислимое множество народа вместе с Божьими священниками, не без вздохов и слез, молились за душу императора» (Vita Constantini, I. IV, c. 71. M. Gr. 20, col. 1225, B.); св. Макарий, «Об исходе души»: «От отцов нам передано, что в третий, девятый и сороковой день в Церкви Божьей бывают приношения за умерших, какая же от этого польза душе по исходе? Ангел бо сказал: ничто не бывает несвоевременно или бесполезно в Церкви Божьей по Божьему соизволению» (De exitu animae, M. Gr. 34, col. 390). Св. Афанасий Великий: «... ибо уже апостолы... установили жертвоприношения, молитвы... и ежегодное поминовение в день смерти умершего...» (Citatur in hom. De iis qui in fide dormierunt. S. Damasceno adscripta. M. Gr. 95, col. 266, A-B-C). То же говорят и другие отцы Церкви: св. Василий Великий (в своей литургии), св. Иоанн Златоуст (In Act. Apost. hom. 21. n. 4, M. Gr. 60, col. 168), св. Григорий Нисский (Citatur in M. Gr. 95, 524, A.) и св. Григорий Назианзин (In laud. fratr. Caes. n. I. M. Gr. 35,col. 758). Следуя этому вселенскому обычаю Греко-российская церковь молится за своих умерших в день их смерти и погребения; в 3, 9, 40-й день и в день годовщины смерти; в любое время совершаются, как за отдельных усопших, так и за всех вместе, заупокойные Литургии, литии и панихиды. Кроме того, установлены дни для торжественного, всеобщего поминовения всех умерших в мясопустную субботу, в субботу накануне Троицына дня, в субботы II, III и IV-й недели великого поста и во вторник Фоминой недели. В России было установлено еще поминать «православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных», в субботу пред днем св. великомученика Дмитрия Солунского (перед 26 октября) и 29 августа. Ежедневно Церковь молится за усопших на повечерии, полунощнице и Литургии, а в каждую субботу – на вечерне и на утрени, если не случится праздника. Если принять еще во внимание частные приношения и молитва русского народа за усопших, то будет ясно, насколько велика вера Греко-российской церкви в загробную жизнь и любовь по отношению к отшедшим в вере, но еще страждущим братьям. Из текста литургических молитв и песнопений за усопших видно, что души, отделившись от тела, не впадают в какое-то сонное, бессознательное состояние в ожидании второго и страшного суда, а продолжают жить свойственной им жизнью и что тотчас же по отделении души от тела начинается частный суд. Первое видно из следующих текстов: «Глубиною неизреченныя Твоея мудрости, определяеши живот, и провидши смерть, и к житию иному переселяеши человека: тем его же приял еси ныне, учини на водах упокоения, в светлости святых светов, идеже глас радования и хваления» (Требн. Москва, 1884 г., лист 120 на об.). «Смерть младенцем ослаба: житейских бо зол непричастни явишася, и к покою приспеша и радостию небесною во авраамлих недрах радуются и младенец святых божественным ликом, и верою ликуют, яко тления грехолюбнаго чисты отъидоша» (Там же, лист 154). Следовательно души умерших не находятся в каком-то сонном, безсознательном состоянии. Выражения же о «сне», о «воскресении» и о «мздовоздаянии» на Страшном суде, довольно частые в молитвенных последованиях за умерших, относятся ко времени воскресения всего человека, то есть ко времени соединения тела с душою. «Сон» может пониматься и в том смысле, что по смерти души, отделившись от тела, успокоятся от «суеты мира сего». Души тотчас же по смерти судятся частным судом. «Се привлекше отторгоша от телесе люте внезапу окаянную душу, и отводят к судии грозному и страшному...» (Там же, лист 182). «В путь бо иду, имже никогда шевствовах, но приидите помянувше мою к вам любовь, последуйте... имущаго судити смиренную мою душу, со слезами Христа молите, яко да огня измет мя неугасимаго» (Там же, лист 146). «Придите и видите вси странное и грозное видение всем познаваемое... днесь душа от тела разлучается к вечному представляема миру, в путь бо идет, имже николиже шествова, и к Судии нелицемерному, идеже предстоят ангелов чины» (Там же, лист 186 на об.). В других текстах частный суд предполагается уже имевшим место: «Се ныне разлучается с болезнью душа от окаянного моего телесе. Не убо тело мое погребете в земли, несть бо достойно: но извлекше вон, псом поверзите. Кая бо мне польза, души моей в страшныя муки ввержене быти, телу же пету быти от вас?» (Там же, лист 182). Тут ясно выражается убеждение в решении судьбы, и душа ввергается на страдания, хотя тело ее еще не погребено. В нижеследующем тексте выражается уверенность, что душа усопшего младенца предначинает уже блаженствовать на небе в то время, как его близкие еще плачут по нем: «Скорби виновное показася любящим тя ныне разлучение твое, но тебе воистину радости и веселия ходатайственно: наследиши бо младенче живот во веки...» (Там же, лист 152). Праведники блаженствуют на небе. «Во Христе пострадавше даже до смерти, страстотерпцы мученицы, души бо имате на небесех в руце Божией, и по миру же всему почитаеми суть мощи вашя... сон честен пред Господом преподобным его» (Октоих, гл. II, в субб. утра на хвал., стих I). Из вышеприведенных текстов явствует, что души умерших живут свойственной им жизнью, что они тотчас по отделении от тела проходят через частный суд, что решение этого суда сразу же приводится в исполнение, и что они или страдают или блаженствуют. И страдающие и блаженствующие души находятся в разных состояниях. Определенно говорится в этом смысле о праведниках, которые подразделяются на разные чины – апостолы, мученики, исповедники, пророки, святители,.. а выше всех их Пресвятая Богородица. «Несть непорочна, якоже ты пречистая Богомати; едина бо от века Бога истиннаго зачала еси во чреве, смерти разрешившему силу» (Требник, Москва, 1884 г., лист 99 на об.). «... Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую да обрящу и аз путь покаянием...» (Там же, лист 97 на об.). «Упокой, Боже, раба твоего и учини его в раи, идеже лицы святых твоих Господи, и праведницы сияют яко светила, презирая его вся согрешения...» (Там же, лист 98 на об.). «Дал еси истинным страдальцем дерзновение, молити тя, Господи: даждь же верою преставльшымся, божественное тех ради избавление, в селения святаго вселитися даруя». Из этих текстов видно, что души святых уже раньше всеобщего суда находятся на небе с Богом и ангелами, что они могут помогать нам своими молитвами пред Богом. За себя лично святые в наших молитвах не нуждаются. Есть и осужденные души, за которых Грекороссийская церковь не молится (Дьяченко – Общедоступные беседы о богослужении... Москва, 1898 г., стр 970). «Бога не ктому аз помяну, не ктому бо во аде поминати Господа: но во тме лютее покрываем сежу, ожидая воскресения всех человек, да судився в огонь ввергуся» (Требн., лист 182). «Безмерна есть блудно живущих мука, скрежет зубный и плач неутешный, мрак несветимый, тьма кромешняя, и червь неусыпаемый, слезы недействительны и суд без милости...» (Там же, лист 148). Из этой стихиры видно насколько тяжелое наказание будет положено на живущих во грехах и упорно не раскаявшихся; напрасно они будут плакать и скрежетать зубами: они будут осуждены. Тут же предупреждаются живые, чтобы раньше часа смертного покаянно взывали: «Владыко, егоже избрал еси со избранными твоими упокой». Литургия же нас учит, что немилосердно будут осуждены лишь грешники не раскаявшиеся по злой воле, и что, наоборот, сокрушившиеся во своих грехах будут помилованы, как в свое время был помилован разбойник на кресте (см. стих. I лист 148. Требник Моск., 1884 г.). «Разбойник на кресте повешен Бога тя исповедав, в рай вселися» (Там же, лист 139). «Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую да обрящу и аз покаянием...» (Там же, лист 14 на об.). «В нестареемой твоей славе, и сладости райской от нас преставльшагося ныне вчини Блаже, яко православием и покаянием притекшего к Тебе в вере, и сотвори его избрана предстателя царствия твоего» (Там же, лист 144 на об.). «Обоготворен в представлении животворящим твоим, Христе, таинством, к тебе прейде божественный служитель: прими в руце его душу, яко птенца...» (Там же, лист 145). «Яко един благ сый, яко един многомилостив, яже благочестно к тебе отшедшия, в небесных селениях упокой» (Там же). Такого рода покаявшиеся, то есть «обоготворенные животворящим таинством» и «благочестно отшедшие» именуются оправданными (см. Требн., лист 101 на об.), «Христоборцами» (Там же, лист 103 на об.). Церковь молится о них, чтобы как можно скорее удостоились блаженства. Этот разряд умерших отличается от праведников, уже лицезреющих Бога и не нуждающихся в наших молитвах, и от грешников, уже осужденных, о которых Церковь не намерена молиться.[52] Эти души, хотя и впадали в грехи по своей слабости, но еще вв жизни земной, или хотя бы перед смертью искренно раскаялись. Быть может некоторые из них еще до отхода принесли достойные плоды покаяния, а поэтому уже тотчас по отделении от тела удостоились быть со святыми (Откр 14,13); но не мало между ними и таких, которые, покаявшись и удостоившись благодати Божией, отошли, не успев понести должной епитимьи; эти особенно нуждаются в наших молитвах, ибо еще не удостоились быть в раю, а посему страдают и очищаются огнем, ибо «не имать в него внити всяко скверно» (Откр 21,27). Следовательно, вышеизложенное учение о трех разных состояниях, в которых находятся души умерших братий, подтверждается из приведенных литургических текстов, ибо есть святые, кои в наших молитвах не нуждаются, есть и грешники уже осужденные, упорно не раскаявшиеся, для которых наши молитвы бесполезны, есть, наконец, люди, грешившие в веке сем и покаявшиеся, но не успевшие понести должной епитимьи, а посему еще терпящие временные муки в «среднем состоянии», которое по учению католической церкви называется «Чистилищем».
1 Напр. Дан 12,2; Ис 24,24; Мф 25,41; Мк 3,29; 9,42; Лк 3,17 (слова Иоанна Крестителя); 16,22.26; Откр 20,15. 2 О вечных муках говорят все отцы Церкви. (См. Филарет, еп. Черниг., «Правосл. Догм. Богословие», СПБ, 1882, II, стр. 316-321). Из восточных отцов назовем Игнатия Богоносца, Иустина Философа, Кирилла Иерусалимского, Григория Назиазина, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина... О вечных муках говорит соборное определение V-го Вселенского Собора. Вера в них – вселенское Предание. В символе веры св. Афанасия сказано: «... кто делает зло, те пойдут в огонь вечный». 3 Слабое подобие, – только для уяснения мысли: мать по чувству долга наказывает ребенка, а из жалости к нему навернулись слезы: и удары и слезы – проявление того же самого высокого чувства – материнской любви. 4 Дикарь, во славу своего племенного бога избивающий пленников не повинен в смертном грехе, ибо в этом случае отсутствует субъективная его сторона. 5 «Бог, сотворивший тебя помимо тебя, не может тебя спасти помимо тебя», – говорит св. Августин. 6 Ориген учил, что все проклятые обратятся к Богу и будут прощены. Это учение на V Вселенском Соборе объявлено ересью. XII-й Вселенский Собор (1215 г.) ясно исповедовал веру Церкви в вечность мук ада. 7 Текст этот настолько силен, что Лютеру, отрицавшему молитвы за умерших, осталось одно: отвергнуть ради него всю II-ую книгу Маккавеев, как подложную. Указание на среднее состояние видят еще в 1 Цар 31,13; 2 Цар 1,12; Тов 4,17. 8 Верен ли перевод? По-славянски и по-гречески нет «бы»: «якоже из огня»; ῶς διὰ πυρός. 9 Т. е. еще в земной жизни. 10 De anima 58, Ml 2, 752. Пер. наш. 11 Ер. 55, 20, «Corpus script. latin.», III, 2. 12 «Служба об усопших», см. «Иерейский молитвослов», Москва, Синод. тип., 1896 г. 13 Перевод их, где нет ссылки на русское издание, сделан нами. 14 Эти мудреные термины легко уясняются примером: заработная плата получается de condigno, как должное, наградные – de congruo, от щедрот хозяина, заметившего особое прилежание служащего. 15 Эта сторона может иногда и отсутствовать, например, в случае, когда зависть ограничилась лишь грешной мыслью, ничем внешне не проявившись. 16 См также слова Бога Адаму в Быт 3,17-20 и Моисею: Числ 14,20-23 и 27,12-14; Втор 32,51-52. 17 Beringer, «Les indulgences», Paris, 1890, 1-er vol. 18 «Д. Вс. С.», Каз. 1859, т. I, стр. 169. 19 Авторитетный «Dict. apolog. de la foi cath.» говорит («Enfer», I, 1398 s.): Некоторые авторы высказывали мнение, что постепенно наступает смягчение мук ада, в особенности в силу поминания умершего при совершении св. Евхаристии. Но эти мнения противоречат учению свв. Отцов. (См. напр. Григория Нисского Mg 47, 311; Августина Ml 41, 737 и 37, 1406; Иоанна Златоуста Mg 47, 287; 48, 105; 41, 464). Вспомним, что Тридентский Собор не одобряет любопытства, рискованных суждений и суеверия о загробной жизни. Не будем увлекаться напр. «Летаргическим сном» сестры Моисеевой (3-е итал. изд., Милан, 1934), там в ад проникает луч с престола и злые духи в ужасе скрываются; но если так, то за последние века ад освещен божественным лучом беспрерывно. Там и другая невязка: Ленин, Дзержинский и др. оказались в аду с телом до пришествия антихриста (p. 136 ss.) – до воскресения мертвых. Действительное утешение при мысли об аде христианин найдет в учении Церкви: число проклятых душ много меньше числа смертных – по видимости – грехов, ибо, во-первых, смертность греха зависит еще от субъективных условий согрешившего (см. выше стр. 376-378); ибо во-вторых, из числа подлинно смертных грехов множество, по великому милосердию Божию, отпускается одним мгновением предсмертного покаянного вздоха. (См. слова св. кюре д’Арс по поводу бросившегося с моста). 20 Живые не раскаявшиеся грешники тоже лишены благодати, но они не лишены возможности получить ее. 21 Jugie, «Theol. dogm. Cristianorum Orient., ab Eccl. Cath. dissidentium», t. IV «Theol. dogmaticae Graeco-Russorum expositio». Parisiis, 1931. 22 Напр. у Григория Синаита († ок. 1330) 150, 1273 B и 1341 A. 23 Id. p. 20; пер. наш. 24 Jugie, pp. 32-33. 25 Jugie, pp. 34-35. 26 Текст послания у Denzinger, «Enchir. Symb.», ed. 18, 530-531. 27 Jugie, pp. 48-62. 28 Приведено по-латыни у Jugie (пер. наш). 29 Выражение «погибающие» тоже не точно, но это не важно: как ни называй, их положение не меняется: они все равно погибшие и из ада не выйдут. 30 Прот. Н. Малиновский: «Очерк Прав. Догм. Богословия», 2-й вып., изд. 2-е, Серг. Пос., 1912. 31 Как мы знаем, состояние неполного адского мучения католичество отрицает (кроме той «неполноты» которая зависит от отсутствия тела). 32 Ап. Петр толкует Пс 15,10 в смысле пророчества о сошествии Спасителя в ад (Деян 13,35). 33 Недаром на французском языке установилось для ада, куда сошел Господь, особое название: limbes. Les limbes говорится тоже о месте вечного пребывания душ некрещеных младенцев. 34 Григорий монах, «Книга жития и отчасти чудес преп. Василия Нового», Почаев, 1817 г.; «Книга нарицаемая мытарства», Букарещ, 1843 г.; Антоний иером., «Житие Преп. Василия Нового и видение Григория, ученика его, о мытарствах преп. Феодоры», М. 1891, изд. 5-е; «Житие преп. Василия Нового и повествование о прохождении воздушных мытарств блаж. Феодорою», Одесса, 1911 г, 3-е изд.; Вилинский С. Г., «Житие Св. Василия нового в русской литературе», в «Зап. Имп. Новорос. Универс. Ист.-филол. факультета», вып. VI-й, Одесса, 1913. Житие преп. Василия нового очень популярно, оно имело влияние на духовные стихи о мытарствах и о страшном суде. Мы поэтому ограничимся этим источником, не касаясь жития мчч. Фелицаты (25 января) и Перпетуи (1 февраля), Антония великого (17 января), Иоанна Милостивого (12 ноября) и Петра Александрийского († 620). 35 Изредка переведено через θάνατος (смерть); Притч 23, 14. 36 «Concordantium Universae Scripturae Sacrae Thesaurus, auctoribus Pp. Peultier.» (и др.), Parisiis, Lethelieux, ed. 1897, p. 592, слово «Infernum»; Hatch and Redpatch, «Concordance to the Septuagint», 1, Oxford 1897, p. 24, слово ἅδης, где приведены и еврейские названия. 37 Быт 25,8.17; 49,32; Числ 20,24; Втор 32,50; 34,6. 38 Быт 37,35. 39 Пс 62,10; 85,13; 87,7; 138,8; Притч 9,18. 40 Пс 1,3-6; 15,9-10; 16,15; 48, 5-16; 72,24-25; 1 Цар 2,6. 41 Иез 32,18; Дан 12,2-3. 42 «Курс апологет. богословия», Киев, 1912. 43 Мф 10,28; Лк 12,5; Мф 9,43.45.47; Мф 25,30. 44 Мф 25,30. 45 Мф 22,13; 24,51; 25,30; Лк 13,28. 46 Мф 25,41. 47 Мк 9,43 48 См. напр. св. Григория Нисского, Mg 16, 311; св. Августина, Ml 41, 737; 37, 737; св. Иоанна Златоуста, Mg 47, 287; 48, 105; 41, 467. 49 Панихиды, заупокойные Литургии и т. д. 50 Покойный протоиерей А. Волконский в плане своего изложения о чистилище имел еще параграф «Молитвы за умерших», которого он не успел закончить. В нем он предполагал подтвердить на основании содержания литургических текстов Греко-российской церкви существование трех состояний усопших: в раю, в чистилище и в аду. Считаем поэтому нашим долгом закончить кратко этот параграф. Желающим же познакомится с более полным изложением литургических молитв Греко-российской церкви за усопших и довольно обширным конспектом литературных источников по этому предмету, советуем книгу д-ра Нехая: Oratio liturgica pro defunctis in Ecclesia Russa Orthodoxa (Exquisitio dogmatica). Lublini, 1933. 51 Катех. Филарета. Нов. Берл. изд. гл. IX. 52 Внешне Церковь молится за всех, ибо не знает, кто уже осужден, а кто нет. |
<< НАЗАД | К НАЧАЛУ | ВПЕРЕД >> | ||
<< НАЗАД | К НАЧАЛУ |
ГЛАВА 8 1. Понятие о догмате Непорочного Зачатия Греко-российская церковь отрицает Непорочное Зачатие Пресвятой Богородицы. А между тем догмат этот – логически неизбежное следствие двух других догматов, тою же церковью исповедуемых; а именно: догмата падения рода человеческого в лице его прародителя Адама и догмата вочеловечения Сына Божия-Искупителя от Приснодевы Марии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.50 (0.013 с.) |