Основные этапы и процедуры профотбора персонала в коммерческие структуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы и процедуры профотбора персонала в коммерческие структуры



Прежде всего необходимо понять, кого именно мы хотим принять на работу, и на основании должностной инструкции и особенностей деятельности организации разработать требования, включающие не только формальные положения, такие как пол, возраст, образование, опыт работы, но и ряд морально-психологических качеств, которыми должен обладать кандидат. Затем производится подбор кандидатов на вакантную должность. Следует учитывать, что используемые методы подбора должны минимизировать возможность проникновения в штат недобросовестных людей (или агентов конкурентов). К этим методам относятся:

· подбор кандидатов силами собственной службы персонала;

· обращение в рекрутинговые агентства и прочие аналогичные организации;

· поиск кандидатов среди студентов и выпускников высших учебных заведений;

· подбор кандидатов по рекомендациям надежных сотрудников организации.

Период приема на работу является наиболее сложным и трудоемким, включая в себя несколько этапов. Выделяют семь этапов отбора персонала. Не все из них необходимо пройти каждому вновь нанимаемому сотруднику. Эти вопросы могут быть регламентированы специальным положением либо решаться индивидуально в каждом конкретном случае.

Отбор кандидатов. Этап начинается с предварительной отборочной беседы, целью которой является первичное знакомство с претендентом, выяснение его образования, оценка личных качеств. На основе отборочной беседы происходит «отсев» явно неподходящих кандидатов.

Анкетирование. Прошедшие первый этап должны заполнить анкету, данные которой анализируются не только сотрудником службы персонала, но и представителем службы экономической безопасности, а в отсутствие такой службы - сотрудником службы безопасности (СБ). Анализ анкетных данных позволяет выявить не только соответствие образования заявителя минимальным квалификационным требованиям, соответствие практического опыта характеру деятельности, наличие ограничений любого рода на выполнение должностных обязанностей, но и некоторые психологические особенности претендента.

Беседа по найму, в ходе которой могут быть выявлены некоторые особенности личности претендента, такие как коммуникабельность, конфликтность и т. д.

Тестирование. Претендентам можно предложить пройти тесты как на профессиональную пригодность, так и психологические. В этом случае психологический отбор позволит не только выяснить морально-этические качества кандидата, его слабости, устойчивость психики, но и возможные преступные наклонности, умение хранить секреты.

Наведение справок у руководителя по предыдущей работе и у других лиц, хорошо знающих претендента. На этом этапе проверяется достоверность данных, заявленных претендентом, или выявляются те сведения, о которых устраивающийся на работу человек предпочел по каким-либо причинам умолчать.

Проверка отзывов и рекомендаций. Кроме традиционных шагов для более полного ознакомления с личностью кандидата можно также воспользоваться услугами органов внутренних дел: узнать о наличии (отсутствии) судимости кандидата и о лицах, находящихся в розыске.

Проверка на полиграфе. Проведение такого тестирования сопряжено с определенными сложностями. Применение полиграфа в России не узаконено. Однако что не запрещено, то разрешено. Небезосновательно руководствуясь данным принципом, люди, стоящие во главе многих организаций и ведомств, считают применение полиграфа вполне оправданным и полезным.

Специалисты говорят, что этот прибор обмануть нельзя - обмануть можно оператора, если он не обладает достаточной квалификацией. Проверка на полиграфе сравнима со стрессовой ситуацией, поэтому если оператор неопытен (а профессионалов в этой области не слишком много), анализ результатов может содержать ошибки.

Цель этих проверок - проанализировать прошлое кандидата и на основе этого спрогнозировать, каким будет его поведение в будущем. Кроме того, компании заинтересованы получать более полные данные о частной жизни человека, чтобы установить возможные факторы риска. Наконец, проверки нужны для подтверждения правдивости сведений, предоставленных кандидатом о себе.

Работа сотрудника в компании

Как правило, в коммерческих организациях только что принятый сотрудник проходит испытательный срок. В этот период лучше избегать производственных ситуаций, при которых новый человек мог бы получить доступ к конфиденциальной информации. В случае успешного прохождения испытательного срока и признания его на соответствующую должность, осуществляется подписание двух документов:

● трудового контракта;

● документа о неразглашении конфиденциальной (коммерческой) информации, в котором сотрудник дает обещание не разглашать те сведения, которые ему станут известны в период его работы в данной организации, а также об ответственности за их разглашение.

Если специфика производственных обязанностей заполнившего свободную вакансию человека требует его знакомства с конфиденциальной информацией с первых дней работы, заключение обязательства о ее неразглашении осуществляется сразу же после его приема. Непосредственная деятельность вновь принятого работника и далее должна время от времени проверяться сотрудниками СБ: производиться проверка соблюдения правил работы с конфиденциальной информацией и т. п.

Должностная инструкция

Должностная инструкция - документ, который определяет весь круг вопросов, связанных с его трудовой деятельностью в данной организации. Грамотно составленная инструкция позволяет определить обязанности, права и ответственность персонала и оберегает его от выполнения несвойственных функций, подчеркивает систему взаимоотношений между менеджерами и подчиненными им работниками.

Должностная инструкция, как правило, содержит:

· полное наименование должности;

· кому должность подчинена;

· кому должность дает распоряжения;

· требования к работнику на данной должности (образование, специальность, опыт работы);

· цели, которые руководство предприятия выдвигает для данной должности;

· функции, которые работник должен выполнять на данной должности;

· ответственность, которую несет работник на данной должности;

· порядок оценки труда работника.

В должностной инструкции также может быть определен порядок доступа сотрудников к конфиденциальной информации: для каждого из них определяется перечень сведений, с которым они имеют право знакомиться в рамках их должностных обязанностей. Выход за определенный инструкцией объем считается нарушением и представляет определенную угрозу безопасности фирмы. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, определяется его руководителем, либо специально созданной для этой цели комиссией.

Кроме того, во многих случаях имеет смысл ограничение физического доступа (перемещения) персонала в помещения и зоны, не связанными с функциональными обязанностями работников. Посещение закрытых территорий может производиться только с разрешения руководства.

Еще одним способом разграничения доступа к информации является разбитие однородной информации на отдельные самостоятельные фрагменты и ознакомление сотрудников только с одним из них, что не позволяет последним составить целостную картину о положении дел в данной сфере.

Процесс увольнения кадров из коммерческих структур

Серьезное влияние на вопросы безопасности коммерческих предприятий оказывают процедуры увольнения сотрудников. К сожалению, отдельных руководителей порой мало интересуют чувства и переживания персонала, который по тем или иным причинам попадает под сокращение или самостоятельно изъявляет желание покинуть банк или акционерное общество. Как показывает опыт, такой подход приводит, как правило, к серьезным негативным последствиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.007 с.)