Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кражи, совершаемые сотрудниками

Поиск

" Кража, то есть тайное хищение чужого имущества… " - ст. 158 УК РФ[3]

Случаи кражи встречается чаще в организациях занимающихся оптовой и розничной торговлей. Достаточно сказать, что сотрудники магазина наносят вдвое больший ущерб, чем покупатели. И это только по хищениям.

Но сотрудники имеют еще и иные возможности нанесения вреда товару, например, несоблюдение режимов и сроков хранения, умышленная порча товара, некорректное приходование, сговор с покупателями, хищение денег кассирами и т.д.

Легче всего совершить то преступление, для которого не требуются сообщник. Пользуясь отсутствием процедуры контроля входа-выхода сотрудников, товар выносится на себе. Поэтому товар более всего беззащитен со стороны сотрудников на этапе хранения, то есть при нахождении его в кладовых, в фасовочных и т.п. помещениях. Здесь у персонала есть время и возможности взять столько, сколько можно употребить или вынести. Также возможности открываются у сотрудников при реализации схем хищения в сговоре. Сговор с поставщиком товара (экспедитором), покупателем, кассиром, контролером или охранником.

Процедуры учета и контроля у администрации большинства магазинов примитивны и поверхностны. Введение каких-то контрольных мер перекрывает одну-две схемы хищения, что в свою очередь порождает появление двух других, и т.д. Набираясь опыта, от банального воровства люди переходят к сложным мошенническим схемам.

Пример такого "изобретательства": несколько магазинов объединены одной торговой маркой, где заведующие торговых точек заранее знали, когда у них будет проходить инвентаризация. Объединившись, они организовали небольшую торговую точку в пригороде и часть своего товара с прихода отправляли туда на продажу, а на время инвентаризации перемещали недостающий товар из магазина в магазин. Эта схема преступления была раскрыта только после ухода одного из заведующих.

По статистике, подготовленной специалистами агентства, наибольшим "спросом" у воров-сотрудников магазинов пользуются продовольственные, хозяйственные и парфюмерные товары. В магазинах, торгующих промышленными и товарами народного потребления, существует особая привязка к ассортиментной специализации для каждого направления (автозапчасти, строительные товары и т.д.). В любом случае предпочтение отдается товару мелкому или средних размеров, удобного для выноса, с подходящей ценой (подходящей либо для продажи, либо для личного пользования с учетом повышения собственного статуса).

Если говорить о воровстве сотрудников, то отделы магазина не имеют значение, если только этот сотрудник не кассир и не контролер в определенной секции или отделе. В этом случае в сговоре с покупателем они могут воровать только из этого отдела.

Чтобы предотвратить кражи товара сотрудниками, необходимо внедрить в жизнедеятельность организации и постоянно проводить ряд мероприятий. Разработан целый комплекс мер, направленных на снижение ущерба со стороны персонала, конкретизировать даже часть которых здесь невозможно. Принципиальные моменты, служащие основой для любых мер предотвращения потерь:[4]

· Эффективный учет всего товара на всех этапах товародвижения. Директор в любое время должен иметь возможность получить полную информацию о месте нахождения товара в магазине и его количествах.

· Работающая система коллективной и индивидуальной материальной ответственности продолжает играть заметную роль в предотвращении безразличия и круговой поруки. Кроме этого в материальной ответственности есть еще два положительных момента - администрация магазина на законных основаниях возмещает нанесенный ущерб (недостачу), а также имеет нравственную базу для получения частных сообщений о правонарушениях от обиженных коллег. Подробнее о материальной ответственности как инструмента предупредительных мер будет написано ниже.

· Неотвратимость наказания. Любое происшествие, любая недостача должна рассматриваться как ЧП - чрезвычайное происшествие и заканчиваться настоящим разбирательством с поиском виновных, приглашением сотрудников милиции или, например, рассмотрении службой безопасности внутри организации. На основе этого должна быть создана атмосфера нетерпимости к ворам в своем коллективе, которая, конечно же, должна подпитываться разумной системой мотивации.

· Использование негласных источников информации. Имеются в виду особо доверенные администрации магазина сотрудники, которые, болея душой за работу, но боясь преследований со стороны нечестных коллег, способны сообщать службе экономической безопасности о таких лицах и совершаемых ими действиях. В 90% случаев раскрытие хищений и выявление виновников происходило при получении информации именно таким, частным образом.

· Оптимизация технологического процесса с точки зрения предотвращения потерь. Руководство магазина должно выбрать время, пригласить специалистов (для "свежего взгляда") и очень тщательно проанализировать весь процесс товародвижения. Каким образом происходит перемещение товара на определенной стадии, кто это делает, кто учитывает, кто отвечает за документооборот, кто контролирует, кто имеет свободный доступ, кто охраняет, кто отвечает за режимы и т.д.

· Всеобъемлющий контроль:

- на всех этапах и стадиях производства и торговли;

- на всей территории;

- за всеми сотрудниками силами службы экономической безопасности и их самих.

Контроль заключается в проверках и постоянном наблюдении за технологиями. Проверочные мероприятия (инвентаризации, ревизии, сверки и пр.) должны проводиться и периодически и внезапно, по всему магазину и по отдельным секциям или товарным группам. Текущая деятельность состоит в наблюдении или надзоре со стороны службы экономической безопасности за перемещениями товара, которые в обязательном порядке должны быть подтверждены документально. Существуют два параллельных процесса товародвижение и соответствующий документооборот. Постоянное наблюдение за их совместимостью - основа контроля.

· Подбор и обучение персонала. Поскольку источником большинства проблем и потерь для торгового предприятия является его персонал, необходимо тщательно подходить к приему людей на работу.

При приеме людей на работу желательно использовать как можно больше средств и способов их проверки для выявления специфических наклонностей и скрытой мотивации. Если исключить проверочные мероприятия типа детектора лжи или сложных психологических тестов, рекомендуется обычно ограничиваться следующим стандартным набором инструментов:

· Тщательная проверка документов, удостоверяющих личность, и наличие постоянной местной прописки;

· Проверка рекомендаций с прошлых мест работы - обязательное условие. Вызывают подозрения кандидаты на вакансии, отказывающиеся сообщить адрес и телефоны организации, в которой они работали, рекомендующего;

· К наличию опыта в торговле отношение до сих пор неоднозначное - хорошо это или же плохо;

· Выяснение или обращение внимания на приверженность человека к вредным привычкам: алкоголю, наркотикам, азартным играм;

· Есть и еще один, пока не очень прижившийся, способ проверки кандидатов на благонадежность - черные списки. Агентство исследования и предотвращения потерь создало в Санкт-Петербурге специальную информационную службу "Ресурсы лояльности". На сегодняшний день в ней собрана информация о 7 тыс. работников, которые в свое время нанесли ущерб своим компаниям. За небольшие деньги работодатели-подписчики могут использовать ресурс как дополнительный инструмент проверки кандидатов. С юридической точки зрения база защищена, да и покопаться в ней нельзя - можно лишь сформулировать конкретный запрос. В Москве пока подобную базу создать не удалось, но попытки предпринимались[5];

· Проверка человека на наличие судимости, особенно за корыстные преступления, а также на совершение административных правонарушений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.006 с.)