Возможности совершения мошенничества.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности совершения мошенничества.



Различают следующие группы:

а) отсутствие контрольных мер (учета, ревизий, инвентаризаций) и/или аудиторских проверок, либо построение технологических процессов таким образом, что контроль становится затруднен или невозможен;

б) управленческие (равнодушие, некомпетентность начальства) или коммуникативные (отношение коллектива к фактам обмана и пр.) проблемы.

Теперь объединим все вышеперечисленные предпосылки совершения в две категории, и у нас получиться:

а) отсутствие или несоответствующий уровень лояльности персонала;

б) отсутствие или несоответствующий уровень контрольных мер.

Конечно, тотальным контролем можно "перебить" лояльность, но тогда вас ожидает перманентная текучесть кадров, что вряд ли кого-нибудь устроит.

Итак, для предотвращения мошенничества СБ должна проводить определенные мероприятия (для небольшой СБ) или внедрять в жизнедеятельность компании программы (для крупной СБ), целями которых являются устранение причин и возможностей, перечисленных выше. Влияние некоторых предлагаемых программ (мероприятий) предупреждения мошенничества будет проиллюстрировано далее.
Меры борьбы с мошенничеством.

Интересны статистические данные Европейского союза, которые указывают, что приблизительно 58% известных случаев мошенничества и злоупотреблений совершаются служащими, 30% -менеджерами и 12% - топ-менеджерами и собственниками. Родственники совершают самое большое количество мошенничеств и злоупотреблений и наносят самый высокий ущерб - в 72% случаев. А потери, вызываемые мужчинами, в 4 раза больше потерь, вызываемых женщинами. Средние потери, вызванные виновными с высшим образованием, более чем в пять раз превышают потери, вызванные выпускниками средней школы. Всему этому есть простые логические объяснения.[2]

Также результаты исследований указывают, что около 10 % людей не опустятся до мошенничества ни при каких обстоятельствах. Еще 10 % людей будут мошенничать при любых обстоятельствах. Оставшиеся 80 % в принципе не мошенники, но если внешние обстоятельства стимулируют мошенничество, то они могут себе это позволить. Поэтому цели противодействия мошенничеству в общем виде следующие:

- не допустить в фирму вторые 10%

- создать такие условия 80-ти %, при которых у них не будет возникать желания украсть.
Для эффективной борьбы с мошенничеством необходимо построение определенной системы. Конечная цель работы этой системы - исключить возможность возникновения факторов способствующих мошенничеству, исключить проявления мошенничества, пресечь возникающее мошенничество, свести к минимуму потери предприятия от умышленных либо неумышленных действий сотрудников, а промежуточная - создать условия, при которых человек не сможет или на захочет украсть. Вся система, состоит из трех подсистем:

· выявления и недопущения;

· противодействия;

· восстановления первоначального положения дел.
Подсистема выявления и недопущенья.

Задача данной подсистемы заключается в выявлении возможностей "навредить" предприятию и разработке мероприятий по блокированию таких возможностей. Возможности навредить достаточно обширные но вполне прогнозируемые: хранение на складе, перемещение, реализация товарно-материальных ценностей. Если предприятие работает по одной схеме, по устоявшимся правилам и т.п., то работа данной подсистемы нужна на первом этапе, а в дальнейшем ее можно исключить - использовать наработанный материал. Если же у предприятия меняется стратегическая линия, профиль, происходит переориентирование по поставщикам либо клиентам то необходимость в постоянной работе данной системы очевидна. Блокирование возможностей вредительства со стороны персонала, как и работа всей системы основана на налаживании контроля за работой персонала, учета товарно-материальных ценностей и их движения, наблюдения за персоналом и анализа полученной информации. В первую очередь необходимо составить четкую структуру предприятия и описать должностные обязанности каждого сотрудника (составить должностные инструкции). Затем нужно описать те технологические процесс, которые имеют место на предприятии. Основываясь на описании процессов, нужно создать режим работы предприятия и режим обеспечения его охраны. Работа сама по себе достаточно нудная, но важная. После того как это все появиться на бумаге, можно переходить к внедрению. Наличие документированной информации даст возможность ясно представлять происходящие процессы, планировать новые процессы, прогнозирования возникновение "тонких моментов", доказывать вину работника, в случае необходимости. Но это только наиболее простая часть работы. Гораздо сложнее предотвратить попадание в коллектив людей, склонных к мошенничеству. Это осуществляется на этапе отбора персонала совместными действиями отдела кадров и службы экономической безопасности. Еще сложнее (но возможно) создать систему мотивации сотрудников. Создать микроклимат в коллективе отторгающий мошенничество. Это работа все тех же отдела кадров и службы экономической безопасности.

Подсистема противодействия.

Задача данной подсистемы заключается в выявлении фактов "вредительства", и их пресечении. Данная подсистема должна работать постоянно. Работа ее основана на тех же элементах, что и предыдущая. Но в отличие от первой упор делается не на прогнозирование, а на наблюдение за текущими процессами. Это в первую очередь контроль за выполнением сотрудниками своих должностных обязанностей, естественно для этого данные обязанности должны быть разработаны и соответствующим образом утверждены. Сам контроль можно осуществлять несколькими путями. Официальная часть включает в себя контроль рабочего времени, контроль отчетности и т.п.. Неофициальная часть состоит из негласного наблюдения за исполнением обязанностей (видео, аудио). Отдельно нужно отметить важность наблюдения за рабочими контактами сотрудников (когда, с кем, по какому вопросу велись переговоры и каков результат) это можно получить за счет соответствующей отчетности. И за уровнем жизни работников (наблюдение в быту, сопоставление доходы/расходы, адекватность поведения доходам).

Важное место, в связи с этим, занимает бухгалтерская и финансовая отчетность. Именно благодаря данному виду бюрократии можно выявить факты воровства и документировать их.
Например нужно организовать контроль деятельности менеджера по продажам. Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
а) контроль рабочего времени

Осуществляется за счет фиксации охранником времени прихода и ухода сотрудников в соответствующий журнал. В этом журнале также указывается когда и куда отлучался сотрудник в течении рабочего дня. Если сотрудник отлучается по работе - в том же журнале фиксируется цель отлучки и кем санкционирована. Прекрасно себя зарекомендовали системы электронного контроля рабочего времени, например "Кордон".
б) контроль отчетности

Необходимо ввести систему отчетов. Смысл ее сводится к тому, что все сотрудники по истечении определенного периода времени (обычно от одного дня до месяца) предоставляют отчеты о проделанной работе своему непосредственному руководителю. Соответственно отчет следующего уровня руководителей строится на основе отчетов их подчиненных. При анализе отчетов становится видно кто работает, а кто делает вид, что работает. Форма отчета может быть разнообразная. Для нашего примера нужно отразить в отчете: количество обзвоненных клиентов, количество удачных сделок, количество неудачных сделок (с указанием причин неудачи и координат клиента), количество обращений к клиенту по рекламе и результативность, суммы сделок и т.п.
в) контроль контактов

Данная область деятельности достаточно щекотлива. При недостаточном документальном оформлении может возникнуть щекотливая ситуация. Поэтому прежде чем приступать к реализации надо с каждым сотрудником заключить соглашение, смысл которого сводится к его согласию на контроль. Проще данное соглашение сделать частью соглашения о неразглашении коммерческой тайны, но лучше если это будет отдельный документ примерно следующего содержания: "Я, Иванов Иван Иванович, согласен с тем, что мою работу (деятельность в рабочее время) могут контролировать специально выделенные сотрудники компании, в том числе мою отчетность, проведение мною переговоров, общение по телефону и т.п." После подписания таких соглашений можно приступать к созданию самой системы. Во первых в систему отчетности можно внести отчеты о контактах с клиентами, партнерами и конкурентами. Затем оборудовать место (комнату) для проведения переговоров системой аудио и по возможности видео записи. Системой аудио контроля неплохо оборудовать и места неформального общения (места отведенные для курения, столовая). Также необходимо установить систему контроля телефонных переговоров. Но при этом надо помнить, что для контроля всего и всех придется нанимать такой же по численности штат контролеров. Дает положительные результаты и периодическая сверка с партнерами по проводимым сделкам, лучше по горячим следам.
г) контроль адекватности поведения

Также достаточно сложная деятельность, связанная с наблюдением за тем как ведут себя сотрудники и самое главное как меняется их поведение во времени. При наложении этих наблюдений на график совершения сделок можно увидеть определенные закономерности и сделать некоторые выводы. Особое внимание следует обращать на такие показатели как резкое изменение благосостояния сотрудника, значительное и длительное ухудшение настроения, замкнутость, рассеянность и т.п. Появление подобных симптомов является сигналом для более глубокого изучения сотрудника. А именно наблюдение за ним вне работы, сбор отзывов от коллег, соседей и т.п.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.007 с.)