Стагнация в экономике и предкризисные явления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стагнация в экономике и предкризисные явления



В конце 70-х – начале 80-х гг. в стране

Что касается СССР, то необходимо отметить, что НТР не обошла его стороной. В 1970-е – первой половине 80-х гг. XX столетия происходили противоречивые процессы. С одной стороны (как и на Западе), происходило развитие экономики и наблюдалась тенденция к широкому внедрению результатов НТР в производство:

а) увеличились число промышленных предприятий, национальный доход, капиталовложения в сельское хозяйство и т.д.;

б) сложился единый народнохозяйственный комплекс СССР;

в) была проведена попытка структурной перестройки экономики − появились производственные и научно-производственные объединения, территориально-производственные комплексы, агропромышленные комплексы;

г) максимальное удовлетворение потребностей человека было объявлено основной целью социально-экономического развития. В связи с этим происходил относительный рост уровня жизни населения. Формировался советский вариант «общества благоденствия».

Однако, с другой стороны, на этом внешне позитивном фоне стали проявляться симптомы застойных, кризисных явлений в социально-эконо-мической жизни страны. Они объяснялись и общей тенденцией к «застою» в политической жизни советского общества. В этот период окончательно формируется номенклатура − замкнутый слой правящей партийно-госу-дарственной бюрократии. Теперь она смогла обеспечить свою неприкосновенность. Сталинские «чистки» и ротации периода оттепели закончились. Стабильность государственного аппарата и коллегиальный стиль его работы были объявлены основами принятия и реализации любых политических решений. Это приводило к таким негативным явлениям, как клановость, кумовство, коррупция, казнокрадство, произвол, старение, неоправданный рост бюрократии, т.е. всё, с чем связано существование бесконтрольной антидемократической государственной машины, предназначенной для того, чтобы контролировать все стороны жизни общества. С начала 1970-х гг. был провозглашён курс на построение так называемого развитого социалистического общества. Этот тезис позволил обеспечить в интересах номенклатуры видимость движения к общей идеологической цели, не возлагая на неё в то же время никакой ответственности за сроки и воплощение в жизнь конкретных её критериев. Конституция 1977 г. формально закрепила новые институты, свидетельствующие о признании советским государством общемировой тенденции формирования правового и социального государства и усиления роли гражданского общества. Это признание суверенитета за народом, усиление влияния общественных организаций на государственную политику, верховенство права, расширение социально-экономических, культурных, личных прав граждан и т.д. Однако реальную власть Конституция оставляла за КПСС. Она поставила её (а фактически партийную бюрократию) вне контроля общества, сделав её монопольной, безответственной, а потому и крайне неэффективной руководящей и направляющей силой. Особенно в условиях быстро меняющейся в это время в мире социально-экономической ситуации.

Постепенно наступало состояние стагнации – темпы роста экономики (повышения ВВП, объёма промышленного производства производительности труда, уменьшения себестоимости продукции и т.д.), подъёма жизненного уровня населения стремительно падали. Причины этого состояли в следующем:

1. Централизованная, директивная, административно-командная экономика исчерпала привычные для неё факторы экстенсивного развития и подошла к пределу своих возможностей для обеспечения движения вперёд. В этот период с особой остротой проявилась слабая восприимчивость такого типа экономики к достижениям научно-техничес-кого прогресса. Фактически советская экономика так и не смогла подняться на «постиндустриальный» уровень стран Запада вследствие имманентно присущих ей недостатков:

а) несоответствие научно-технических возможностей и запросов производства. Экономика СССР оставалась по существу многоукладной и традиционный. Господствующий уклад был связан с крупной машинной индустрией, а не с автоматизацией и компьютеризацией производства. В связи с этим сохранялись и традиционные диспропорции в развитии промышленного производства;

б) низкая заинтересованность руководителей предприятий и объединений во внедрении научных достижений в производство. Получая плановые задания в виде постоянного увеличения предыдущих показателей, руководители предпочитали искусственно занижать их, заниматься приписками и т.д.;

в) отсутствие конкуренции и сверхмонополизация. Они приводили к выпуску невостребованной, хотя и формально соответствующей плановым показателям продукции;

г) слабое участие СССР в международном разделении труда и самое главное – в международном научно-техническом сотрудничестве.

2. Переориентация экономики на производство и экспорт сырья, а не машин и оборудования. Если энергетический кризис на Западе начала 1970-х гг. привёл к радикальной реструктуризации производства и переходу на энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, то в СССР он имел прямо противоположный результат. Страна Советов получила возможность увеличить экспорт нефти и газа в обмен на твёрдую валюту. Нефтедоллары позволили решить многие социальные проблемы без радикальной модернизации производства и порождали у руководства страны эффект «самоуспокоенности».

3. Бесправность и незаинтересованность производителей в результатах своего труда при полном исчерпании идеологических стимулов к труду. Интенсификация труда в условиях централизованной экономики приводила к сокращению заработной платы; овладение новыми перспективными специальностями и повышение квалификации не стимулировались материально, а труд людей умственного труда использовался нерационально.

4. Сверхмилитаризация экономики.

5. Сокращение поступлений от внешнеэкономической деятельности.

6. Осложнившаяся демографическая ситуация.

7. Повышение себестоимости сырья в связи с перемещением центров добывающей промышленности на север и восток.

Социально-экономический кризис проявился и в появлении ростков новых социально-экономических отношений − рыночного сектора экономики, принявшего «теневой», криминальный, характер. Во-первых, в виде существования неучтённой плановой экономикой продукции. Она обращалась на нелегальном рынке бартера и взаимозачётов между предприятиями и иными экономическими субъектами. Во-вторых, в форме откровенно преступных схем изготовления и реализации продукции за счёт хищений, незаконной «пересортицы», приписок и т.д. «Теневая» экономика требовала определённых гарантий. Это приводило к сращиванию государственных структур и нелегального капитала. У представителей криминального бизнеса и чиновников появлялось желание превратить свой криминальный капитал в легальный, а условную собственность – в частную. Наряду с общим «застоем» одна из причин надвигающейся перестройки заключалась и в этом.

Цели и основные этапы перестройки. Распад КПСС и СССР.

Образование СНГ

Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-эконо-мической и политической жизни страны привело руководство страны во главе с М.С. Горбачёвым к мнению о необходимости обновления, совершенствования социализма, которое получило название «перестройки» (1985–1991). Она прошла несколько этапов:

 

  1985–1986 гг. 1987–1989 гг. 1990–1991 гг.
Политический аспект а. Гласность – доступность информации и возможность открытого выражения общественного мнения (фактически разрешена была открытая критика «извращений» социализма, в том числе и со стороны власти). б. Смена бюрократических кадров. в. Разрешение выборов руководства предприятий и усиление контроля рабочих организаций над производством. Итог. Эффективность государственного аппарата и доверие к нему со стороны общества не стали заметно выше в силу отсутствия институционального контроля гражданского общества над деятельностью бюрократии. Однако гласность позволила превратить СМИ в средство политической социализации населения, формирования общественного мнения и влияния на власть а. Политическая ре-форма 1988 г., которая предполагала: создание нового верховного органа власти – Съезда народных депутатов, с более широким представительством; проведение выборов на альтернативной основе; разделение функций партийных и советских органов. б. Появление альтернативных политических течений и партий («Народные фронты»), парламентской оппозиции (МДГ). в. Развернувшаяся критика основ тоталитарного режима и формирование альтернативных идеологических направлений, отражающих интересы различных групп формирующегося гражданского общества. Итог. Институциональ-ный контроль гражданского общества над деятельностью бюрократии был крайне ограничен, поскольку КПСС продолжала обладать конституционной монополией на власть, сохраняла колоссальное влияние на все сферы общественной жизни, искусственные гарантии своего представительства в Советах, а деятельность других политических объединений фактически была полулегальной. а. Ликвидация монополии КПСС на власть. б. Появление многопартийности, влияющей на политическую жизнь страны. в. Введение поста Президента СССР в результате разделения партийной и государственной власти. г. Учреждение демократических свобод. д. Развернувшиеся процессы государственной децентрализации, приведшие в конце концов к распаду СССР. Раскол КПСС на ряд альтернативных фракций, течений (социал-демокра-тическое, центристское, ортодаксально-традицио-налистское), республика-нских партий (КПРФ), уменьшение численности, постепенное отстранение от власти. Итог. Постепенное осознание частью правящих кругов и обществом необходимости создания институтов контроля гражданского общества над государством, характерных для либеральной политической модели, и невозможности её сочетания с советской политической системой
Экономический аспект «Ускорение» (попытка интенсификации экономического развития путём организации: а). соцсоревнований; б) внедрения научных достижений; в) поставки новой техники; г) госприёмки; д) борьбы с пьянством и прочих мобилизационных, административных методов).   а. Перевод государственных предприятий на хозрасчёт и самофинансирование. б. Появление «кооперативного движения» и «индивидуальной трудовой дея-тельности». в. Разрешение на создание единоличных крестьянских хозяйств, введение бригадного и семейного подряда в де-ревне. Появление различных программ перехода к рыночной экономике: от радикальных, предусматривающих приватизацию экономики, ценовую либерализацию и децентрализацию («500 дней»), до умеренных, предполагавших крайне медленные темпы перехода к рыночной экономике под жёстким государствен ным контролем («абалкин- ская»).

Окончание табл.

  1985–1986 гг. 1987–1989 гг. 1990–1991 гг.
  Итог. Рост экономики прекратился. К этому привели: отсутствие изменения ситуации с незаинтересованностью руководителей и рядовых работников во внедрении технических достижений в производство и повышении производительности труда, а также экономические потери от антиалкогольной компании, чернобыльской катастрофы, снижения мировых цен на энергоносители Итог.Начался спад производства, переход в силу обострившегося дефицита к карточной системе снабжения на-селения. К этому привели сохранение в руках государства таких «антирыночных» рычагов, как госзаказ, це-нообразование, снабжение, выделение фермерам земель и техники, жёсткое регулирование кооперативной индивидуальной трудовой деятельности, ликвидация соотношения между ростом производительности труда и заработной платой, а также открытие каналов превращения безналичных денег в наличные и использование кооперативного движения в основном в целях «отмывания» денег, полученных в результате незаконной экономической деятельности, руководством предприятий и криминалом Итог.Колоссальные темпы падения производства и уровня жизни населения, инфляционные процессы.К этому привели попытки сочетания централизованной системы управления экономикой с рыночными структурами, непоследовательность и нерешительность экономических реформ. Это имело следствием осознание частью правящих кругов и обществом необходимости перехода к рыночной экономике

 

Общим итогом перестройки стало осознание обществом и властью невозможности кардинального реформирования социализма. Выход был найден в переходе к рыночным отношениям и либеральной демократии западного типа.

Перестроечные процессы провоцировали рост национализма и децентрализаторские тенденции в СССР. Распад СССР был вызван потерей общей экономической (государственная собственность и централизованная система управления экономикой), идеологической (марксизм), политической (тоталитаризм и полновластие КПСС) базы. Росту националистических и сепаратистских настроений содействовало следующее:

а) гласность, которая создала базу для широкого обсуждения национальных проблем, далеко не всегда носившего объективный характер;

б) духовный вакуум, заполнявшийся идеями национализма. Эти идеи поддерживались республиканскими элитами. Они не хотели брать на себя ответственность за проблемы, вставшие перед СССР. Кроме того, будучи выбранными демократически, они перестали зависеть от руководства КПСС;

в) национализм стал формой борьбы за торжество либерализма и рыночных отношений;

г) существовала и экономическая подоплёка национализма: возможность в новых экономических условиях налаживания хозяйственных связей без участия «центра».

Борьба союзных республик за автономию от СССР сначала приняла форму провозглашения своего суверенитета (верховенства законодательства республик над законодательством СССР). Фактически это вело к превращению СССР в своеобразную конфедерацию. Руководство СССР пошло на это. Оно согласилась на подписание с республиками нового союзного договора и создание на базе Союза ССР нового образования – Содружества Суверенных Государств («новоогарёвский процесс»).

Сопротивление старой, консервативной, партийно-государственной элиты процессу перехода к рыночным отношениям и либеральной демократии западного типа было стимулировано угрозой полной потери ею власти в результате подписания нового союзного договора, намеченного на 20 августа 1991 г. Он должен был в интересах республиканских элит трансформировать федеративный союз в конфедеративный. Поэтому 19–21 августа 1991 г. произошёл захват власти самопровозглашённым ГКЧП, куда вошла правящая бюрократическая верхушка СССР. Комитет упразднил демократические свободы, признал незаконным существование неконституционных органов власти в союзных республиках и принятых ими Деклараций о суверенитете, ввёл в Москве чрезвычайное положение.

В ответ на это руководство РСФСР квалифицировало действия ГКЧП как государственный переворот и призвало к сопротивлению ему, запретило КПСС, объявило о переходе всей полноты власти на территории РСФСР в свои руки. Путч был подавлен.

Однако он катализировал процесс распада СССР. 1. Напуганные путчем республиканские элиты, поддержанные обществом, отказались от подписания нового союзного договора и объявили о полном суверенитете своих республик. 2. Восьмого декабря 1991 г. в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о денонсации союзного договора 1922 г. и образовании СНГ (Содружества независимых государств), прежде всего для обеспечения мирного «развода» бывших союзных республик. 3. Вскоре в Алма-Ате к ним присоединились лидеры ещё восьми союзных республик. 4. Через несколько дней СССР прекратил своё существование.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.021 с.)