Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия в 1990-е гг. : изменение экономического и политического строя. Социальная цена и первые результаты реформСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После обретения Россией независимости самой актуальной задачей стало ускоренное построение основ рыночной экономики («шоковая терапия»). На это были направлены следующие реформы: 1. Либерализация цен и торговли (январь 1992 г.). Это мероприятие позволило наполнить рынок товарами. Однако полное устранение государства от контроля над ценами и сохранение монополизма привели к колоссальному росту цен и падению жизненного уровня населения. 2. Осуществление приватизации и перехода к смешанной экономике для обеспечения возможностей здоровой конкуренции и заинтересованности производителя. Она прошла ряд этапов. Первый этап − «малая приватизация» предприятий торговли, услуг, общепита (1992–1993). Она (в целях формирования «среднего класса») была проведена практически безвозмездно. Второй этап − «большая приватизация» крупных предприятий путём их акционирования (1993–1994). Она приняла форму распространения акций среди работников предприятий (оказавшихся фактически в руках их администрации) и вручения каждому гражданину приватизационного чека, удостоверяющего его долю в общественном богатстве. Чек гражданин мог продать или вложить в любое приватизированное предприятие. Неконтролируемая скупка чеков фондами-однодневками привела к отстранению подавляющего большинства населения от реальной приватизации. В результате уже в 1994 г. большая часть ВНП стала производиться в приватизированном секторе. Третий этап (с 1995 г.) − приватизация путём проведения инвестиционных конкурсов и аукционов. Однако криминализация экономики и тесная спайка её «теневого» сектора с бюрократией привели к тому, что казна не получила значительных финансовых средств, новые собственники зачастую не были заинтересованы в развитии производства, а коррупция приобрела благоприятную почву для процветания. Реформы в аграрном секторе заключались в следующем. Во-первых, произошла перерегистрация колхозов и совхозов, в ходе которой большая их часть была преобразована в АО и ТОО, а также появились первые фермерские хозяйства (1992–1993). Во-вторых, была предпринята попытка реализации конституционных прав граждан на землю – выделение крестьянам земельных паёв (1996 г.). Однако «ножницы» цен, отсутствие финансовой помощи со стороны государства, бюрократические препоны к реальной приватизации земли, монополизм в сфере переработки сельхозпродукции привели к значительному сокращению сельхозпроизводства и сохранению зависимости России от импорта сельхозпродукции. Реформы привели к формированию основ рыночной экономики в России, но наряду с этим и к следующим негативным последствиям: а) катастрофическому падению производства. Не все руководители были готовы к хозяйственной самостоятельности. В результате неконтролируемой эмиссии началась инфляция и утечка капиталов за рубеж. Наукоёмкие отрасли, обеспечивающие модернизацию производства, не развивались. Предприниматели в результате отсутствия правовой базы для функционирования рыночной экономики оказались во власти коррупции и чиновничьего произвола; б) криминализации экономики; в) колоссальному снижению жизненного уровня населения (снижение в 3,5 раза, 72 место в мире); г) гигантскому увеличению социальной дифференциации населения (коофициент расслоения – 14). Суверенная Россия сразу же столкнулась с необходимостью реформирования не только экономической, но и политической системы. Она приняла форму борьбы Президента (опирающегося на выборную населением администрацию и «силовые структуры») и Советов (опирающихся на своё полновластие и единовластие на всей территории страны). Если проект новой Конституции, предложенный Президентом, представлял будущее государственное устройство страны как ультрапрезидентскую республику, то проект представительного органа сводился к лозунгу «вся власть Советам». Конфликт усугублялся тем, что большинство в Советах были сторонниками регулируемой рыночной экономики, а защитники радикальных рыночных реформ занимали места в структурах президентской власти. Противостояние пытались разрешить резолюциями, обращениями к населению и даже референдумом. Однако безрезультатно. Тогда Президент Б.Н. Ельцин решил разрешить конституционный кризис силовым путём. В сентябре 1993 г. он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о проведении референдума по принятию президентского проекта Конституции. Попытки верховных советских органов к насильственному сопротивлению были подавлены. 12 декабря проект новой Конституции был одобрен на референдуме и вступил в действие. Россия провозглашалась в ней демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. Были закреплены и гарантированы основные права и свободы человека и гражданина. Предусмотрено Конституцией и разделение властей с системой сдержек и противовесов. Исполнительную власть осуществляет Правительство. Законодательную − Федеральное Собрание, состоящее из Государственной думы (представляет народ) и Совета федерации (представляет субъекты федерации). Судебная власть осуществляется системой судов, возглавляемой Верховным и Высшим Арбитражными Судами, а также Конституционным Судом, обладающим правом конституционного контроля. Однако президентская власть получила реальные мощные рычаги воздействия на все три основные ветви власти. Огромные проблемы встали перед Россией и в связи с обострением национального вопроса, имевшего те же корни, что и в СССР. 1) Распад СССР породил ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений в России. Наиболее остро они проявились в регионах, соседствующих с районами открытых конфликтов (Кавказ); местах сосредоточения беженцев (Кавказ и Предкавказье); территориях с разделёнными народами (Дагестан, Осетия); местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения (Северный Кавказ, Крайний Север); городах-мегаполисах со сложной криминогенной обстановкой; районах с избыточными трудовыми ресурсами (Северный Кавказ, Калмыкия). Попыткой снизить остроту межнациональных проблем за счёт договорённости с местными национальными элитами стал Федеративный договор, (март 1992 г.), позже вошедший в текст новой Конституции. Субъекты России получили реальную государственно-политическую автономию, значительный объём полномочий и возможность участвовать в их распределении между центром и субъектами. Однако договор заложил принципы неравенства субъектов Федерации и правового сепаратизма, а Татарстан, Башкирия, Чечня подписали его много позже. С 1996 г., когда была принята концепция национальной политики РФ и разработаны её основные принципы (равноправие субъектов, запрещение ограничения прав граждан по национальному признаку, сохранение государственного единства РФ и т.д.), наблюдалась тенденция к уменьшению проявлений сепаратизма в России. С особой силой кризис межнациональных взаимоотношений проявил себя в Чеченской Республике. В 1991 г. в результате государственного переворота и установления авторитарного режима, базировавшегося на насилии над гражданами, там возник вооружённый конфликт. Суть его была в мятеже, поддерживаемом извне исламскими фундаменталистами. Мятежники ставили задачей отрыв Северного Кавказа от России и создание на его территории конфедерации ваххабитского толка. С целью подавления внутренних беспорядков, ликвидации очагов терроризма и угрозы суверенитету и целостности Российского государства, а также безопасности населения Чечни РФ в 1994 г. ввела на её территорию войска. Итогом этого стали две Чеченские войны. Первая (1994–1996) закончилась (в результате конъюнктурных интересов власти и отсутствия у неё должной политической воли) так называемыми хасавюртовскими соглашениями. Их суть была в фактическом признании независимости Чечни. Однако это привело только к дальнейшему нарастанию конфликта. С нападения весной 1999 г. чеченских боевиков на территорию Дагестана началась вторая Чеченская война (1999–2000). В результате энергичных действий правительства, возглавляемого В.В. Путиным, уже к лету 2000 г. фактически вся территория Чечни находилась под контролем федеральных войск. Дальнейшие боевые действия приняли вялотекущий характер и характеризовались попыткой боевиков навязать крупномасштабную партизанскую войну. Но из-за отсутствия поддержки населения это намерение не удалось. После окончания широкомасштабных боевых действий политика федерального центра в Чечне была направлена на восстановление экономики Чечни, благоустройство её социальной сферы и возврат беженцев, организацию конституционных политических структур республики. Россия и мир в XXI в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.008 с.) |