Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Уголовно-процессуальное право.

Поиск

Лекции – 2 часа. Семинары – 2 часа. Контроль за самостоятельной работой студентов (письменных заданий) – 2 часа.

Понятие и значение уголовно-процессуального права. Механизм уголовно-процессуального регулирования. Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура. Толкование и применение норм уголовно-процессуального права. Допустимость аналогии в уголовном процессе. Уголовно-процессуальные отношения. Уголовно-процессуальные акты, их виды и назначение. Соотношение уголовно-процессуального права с другими отраслями права.

Семинар № 1.

Вопросы для подготовки:

· Предмет и метод уголовно-процессуального регулирования.

· Соотношение публично-правового и диспозитивно-правового способов правового регулирования в уголовном процессе.

· Соотношение понятий «уголовный процесс», «уголовно-процессуальное право», «уголовно-процессуальное отношение», «уголовно-правовое отношение».

Письменное задание:

Задание 1. Следователь Р. В целях установления правдивости показаний подозреваемого Д. принял решение использовать полиграф. С согласия подозреваемого специалист Г. провел испытание Д. на полиграфе. Результаты испытания были оформлены следователем протоколом допроса.

Вопросы:

Относятся ли отношения, возникшие между следователем, специалистом и подозреваемым в процессе испытания на полиграфе к предмету уголовно-процессуального регулирования? Какая правовая коллизия возникла в результате действий следователя? Как ее разрешить? Обоснуйте ответ.

 

Решите задачи (для устного разбора на семинаре):

Задание 2. Н. изнасиловал Д., сотрудницу отдела, который он возглавля­ет. О совершенном преступлении следователь узнал от матери Д. и возбудил уголовное дело при отсутствии жалобы потерпевшей.

Вопросы:

Оцените действия следователя. Назовите способы уголовно-процессуального регулирования и соответствующие им виды уголовного судопроизводства. Определите возникшую правовую коллизию. Разрешите ее на основании закона.

Задание 3. Квартира Евсюкова находилась над квартирой Даманова. Евсюков по небрежности несколько раз оставлял незакрытым водопроводный кран и квартиру Даманова затопляло водой. На этой почве между соседями возникли неприязненные отношения, и однажды Даманов ударил Евсюкова, причинив ему легкие телесные повреждения. По жалобе Евсюкова в суде против Даманова было возбуждено уголовное дело и принято к рассмотрению. Во время судебного разбирательства судье удалось примирить Евсюкова и Даманова и дело в отношении Евсюкова было прекращено по ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Вопросы:

Какой способ уголовно-процессуального регулирования был использован судьей в данном случае? Охарактеризуйте этот способ. На разрешение какой правовой коллизии он направлен? Способен ли данный способ разрешить эту коллизию? Обоснуйте ответ.

Задание 4. Семенов был задержан по подозрению в совершении ряда разбойных нападений на граждан. Семенов заявил, что он хотел бы, чтобы в качестве его защитника был допущен адвокат из Москвы Ш. На вопрос следователя: «А есть ли у него деньги?» Семенов ответил, что государство гарантирует участие защитника по уголовным делам о тяжких преступлениях и поэтому ему защитник должен быть предоставлен бесплатно и именно тот, которого он желает.

Вопросы:

Какая правовая коллизия здесь возникла? Гарантирует ли закон ее полное разрешение? Как должен поступить следователь? Что Вы понимаете под уголовно-процессуальными гарантиями?

Тема 3. Уголовно-процессуальный закон. Источники уголовно-процессуального права (для самостоятельного изучения). Контроль за самостоятельной работой студентов (письменных заданий) – 1 час.

Понятие источников уголовно-процессуального права. Закон как источник уголовно-процессуального права. Место Конституции РФ в системе источников уголовно-процессуального права. Действующий УПК РФ как основной источник уголовно-процессуального права, условия его принятия и структура. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники уголовно-процессуального права. Решения Европейского суда по правам человека и их значение для судебной практики. Значение постановлений Конституционного Суда РФ для практики применения норм уголовно-процессуального права. Значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, нормативных актов министерств и ведомств для правильного применения уголовно-процессуального закона. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве, в отношении конкретных лиц.

Вопросы для самоподготовки:

· Понятие и классификация источников уголовно-процессуального права.

· Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

Письменное задание:

Выберите любой ФКЗ или ФЗ (за исключением УПК РФ) и проанализируйте его как источник уголовно-процессуального права. Определите, какие принципы или иные общие положения, сформулированные в данном законе, можно рассматривать в качестве регуляторов уголовно-процессуальной деятельности? Приведите аргументы с точки зрения закона, судебной практики и доктрины права.

 

 

Тема 4. Принципы уголовного процесса

Лекции – 4 часа. Семинары – 4 часа. Контроль за самостоятельной работой студентов (письменных заданий) – 7 часов.

Понятие и система принципов уголовного судопроизводства процесса. Роль принципов уголовного процесса в защите прав и свобод человека и гражданина. Значение принципов уголовного судопроизводства для осуществления процессуальной власти.

Значение и характеристика принципов: соблюдения права на разумный срок, законности при производстве по уголовному делу, осуществления правосудия только судом, уважения чести и достоинства личности, неприкосновенности личности, охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, неприкосновенности жилища, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, презумпции невиновности, состязательности сторон, обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, свободы оценки доказательств, национального языка судопроизводства, права на обжалование процессуальных действий и решений, единоначалия и коллегиальности рассмотрения уголовных дел, независимости судей и подчинения их только закону, осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, гласности судебного разбирательства, публичности (официальности) уголовного процесса, недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и тоже деяние, всесторонности, полноты и объективности.

Семинар № 1.

Вопросы для подготовки:

· Понятие и система принципов уголовного процесса.

· Классификации принципов уголовного процесса.

· Характеристика отдельных принципов уголовного процесса.

Письменное задание:

Задание 1.

Какие положения, из числа указанных ниже, можно отнести к принципам уголовного процесса и почему? Укажите, по каким признакам Вы отнесли одни положения к числу принципов уголовного процесса, а другие – нет.

– публичность;

– состязательность;

– уголовное преследование;

– быстрота;

– независимость судей;

– непредвзятость;

– презумпция добропорядочности работников органов предварительного расследования, прокуратуры и суда;

– неизменность состава судей;

– коллегиальность рассмотрения судебных дел;

– судебный контроль за предварительным расследованием;

– тайна предварительного расследования;

– обеспечение прав потерпевшего.

 

Семинар № 2.

Письменное задание:

Задание 1. В селе Энском, находящемся в 40 км от районного центра, из магазина совершена кража товарно-материальных ценностей.

Бывший участковый, а ныне пенсионер Б., проявив инициативу, установил, что кражу совершил гражданин Т., недавно вернувшийся из мест лишения свободы. Придя к этому гражданину домой, Б. потребовал объяснений по поводу случившегося, но Т. ответил категорическим отказом, так как, по его словам, он к данному делу не причастен. Тогда Б. с помощью двух соседей водворил Т. в подсобное помеще­ние магазина, закрыл его там и позвонил в РОВД. До прибытия сотрудников РОВД Т. содержался под охраной.

Вопросы:

Оцените действия Б. в свете принципов законности и непри­косновенности личности. Выявите правовую коллизию. В чем она выражается? Какие решения следует принять сотрудникам РОВД для разрешения этой коллизии? На каком основании?

Задание 2. В ходе предварительного расследования по факту кражи кон­дитерских изделий из магазина № 17 было установлено, что про­давец данного магазина С., привлеченный в качестве обвиняе­мого, плохо владеет русским языком. От участия в деле защит­ника и переводчика он отказался, ссылаясь на то, что не призна­ет себя виновным и не нуждается в этих услугах, так как не сможет их оплатить.

Вопросы:

Не вступает ли в противоречие в данном случае право обвиняемого пользоваться услугами защитника и переводчика с обязанностью следователя обеспечить обвиняемому право на защиту и право пользоваться родным языком? Почему? Как должен поступить следователь? Приведите аргументы с точки зрения закона, судебной практики и доктрины права.

Решите задачи (для устного разбора на семинаре):

Задание 3. На страницах «Российской газеты» была размещена статья следующего содержания. Непосредственно по окончании судебного процесса, завершившегося постановлением оправдательного приговора, государственный обвинитель публично заявил представителям СМИ, что оправданный все же виновен в совершении преступления, и прокуратура добьется привлечения его к уголовной ответственности. В этих целях будет подано кассационное представление в вышестоящий суд. Здесь же в газетной статье указано, что адвокат выразил возмущение позицией прокурора, нарушившего принцип презумпции невиновности подсудимого, и заявил, что в связи с откровенно предвзятым подходом обвинения кассационная инстанция не вправе удовлетворять такое представление.

Вопросы:

Дайте правовую оценку опубликованной в печати информации. Какая правовая коллизия возникла в связи с указанной выше публикацией? Как она должна быть разрешена с помощью закона?

Задание 4. Казанкин, управляя служебным автобусом, проезжал по ул. Чапаева. Впереди метрах в двухстах по ходу движения автобуса шел, сильно шатаясь, пьяный мужчина. Не доезжаю до пешехода 30 метров, Казанкин свернул влево и выехал на встречную полосу движения. Когда передняя часть автобуса миновала пешехода, он споткнулся и упал под заднее колесо. Переехав мужчину, автобус остановился. Не приходя в себя, пешеход скончался. В отношении Казанкина возбуждено уголовное дело. После расследования оно было направлено в суд и принято к рассмотрению. Погибший оказался дальним родственником Казанкина. Близкие родственники погибшего просили суд прекратить уголовное дело в отношении Казанкина. Однако суд рассмотрел уголовное дело и вынес обвинительный приговор: два года лишения свободы условно.

Вопросы:

Правильно ли поступил суд? О каком принципе идет речь в этой задаче? Раскройте его содержание. Какая правовая коллизия разрешается на основе данного принципа?

Задание 5. При рассмотрении в областном суде уголовного дела по обвинению Белова и других в совершении ряда грабежей и разбойных нападений защитник Белова Иванов выступил с заявлением. Он заявил, что суд нарушает принципы равенства сторон: прокурор постоянно находится в кабинете судьи, а его, адвоката, не впустили в кабинет, когда он всего лишь хотел позвонить по телефону своей жене.

Вопросы:

Прав ли адвокат Иванов? Какая правовая коллизия возникла в результате указанных действий судьи? Можно ли ее разрешить в рамках уголовного судопроизводства?

В чем выражается равенство сторон в судебном процессе? Распространяется ли этот принцип на досудебное производство?

Задание 6. Перед началом судебного заседания в зале суда собрались все участники судебного разбирательства, за исключением государственного обвинителя. После объявления секретаря судебного заседания – «Встать, суд идет», - в зал вошли судья и государственный обвинитель. При этом судья держала под руку государственного обвинителя.

Вопросы:

Является ли подобное поведение судьи и государственного обвинителя допустимым? С каким принципом уголовного судопроизводства вступает в противоречие такое поведение? Каким образом это противоречие должно быть разрешено?

Тема 5. Меры уголовно-процессуального принуждения (для самостоятельного изучения)

Контроль за самостоятельной работой студентов (письменных заданий) – 6 час.

Понятие уголовно-процессуального принуждения. Виды принуждения в уголовном процессе: принудительное исполнение обязанности; принудительное осуществление субъективного права; превентивные меры уголовно-процессуального характера. Процессуальная ответственность.

Задержание подозреваемого в системе мер принуждения: основания задержания подозреваемого; порядок задержания подозреваемого; личный обыск подозреваемого; основания освобождения подозреваемого; порядок содержания подозреваемых под стражей; уведомление о задержании подозреваемого

Меры пресечения. Понятие, основания и условия применения: основания для избрания меры пресечения; обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения; избрание меры пресечения в отношении подозреваемого; решение об избрании меры пресечения.

Виды мер пресечения: подписка о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест.

Заключение под стражу как мера пресечения: порядок избрания; сроки содержания под стражей. Отмена или изменение меры пресечения.

Иные меры процессуального принуждения:

а) применяемые к подозреваемому или обвиняемому: обязательство о явке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на имущество.

б) применяемые к потерпевшему, свидетелю и другим участникам судопроизводства: обязательство о явке; привод; денежные взыскания.

Процессуальный порядок привода, временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество, ценные бумаги, наложения денежного взыскания и обращения залога в доход государства.

Вопросы для самоподготовки:

· Понятие и значение мер процессуального принуждения в уголовном процессе.

· Классификация мер процессуального принуждения.

· Задержание: основание и порядок.

· Меры пресечения, их виды, основания и порядок применения.

· Иные меры процессуального принуждения.

 

Письменное задание:

Подсудимая Л. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ. Подсудимой 61 год, она инвалид II группы, имеет ряд серьезных заболеваний, к уголовной ответственности ранее не привлекалась, по месту жительства и на работе характеризуется положительно, на учете в наркологическом и психиатрическом стационаре не состоит.

В ходе рассмотрения дела у мирового судьи К. подсудимая Л. находилась под подпиской о невыезде. В связи с тем, что подсудимая 4 раза не явилась по вызову в судебное заседание, судья К. изменил меру пресечения на заключение под стражу и объявил подсудимую в розыск, мотивировав свое решение отсутствием данных о месте нахождения Л. и мнением потерпевшего, которому преступлением был причинен ущерб в размере 200 тыс. рублей.

По результатам судебного разбирательства судья К. постановил в отношении Л. обвинительный приговор, назначив ей наказание в виде лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.

Защитник подсудимой М. обжаловал приговор мирового судьи в апелляционном порядке и заявил ходатайство об изменении меры пресечения на подписку о невыезде. В качестве обоснования своего ходатайства защитник представил справки, свидетельствующие о том, что его подзащитная в момент принятия мировым судьей решения об изменении меры пресечения на заключение под стражу находилась на стационарном лечении в городской больнице № 2 и уведомила судью об этом сразу же, как ей стало известно о принятых решениях.

Вопросы:

Составьте (с учетом приведенных в задании данных) от имени мирового судьи постановление об изменении меры пресечения с подписки о невыезде на заключение под стражу, от имени защитника – ходатайство об изменении меры пресечения с заключения под стражу на подписку о невыезде, от имени судьи апелляционного суда – постановление об удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения. Учтите позицию законодателя, судебной практики, международно-правовые стандарты и правовую доктрину.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.121.23 (0.009 с.)