Понятие и принципы Уголовно-процессуального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и принципы Уголовно-процессуального права



уголовно-процессуальное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства при воз­буждении, расследовании и разрешении уголовных дел.

Источниками уголовно-процессуального права являются Конституция Российской Федерации, международные договоры, федеральные законы и в редких случаях подзаконные нормативные акты.

Из числа международных соглашений здесь надо выделить двусторонние договоры России с другими государствами об оказании правовой помощи, которые регулируют порядок ареста и выдачи преступников, производства по просьбе другой стороны допросов и других следственных действий и др.

Среди федеральных законов наибольшее значение имеет Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). Он регламентирует основ­ные стороны уголовно-процессуальной деятельности: круг участ­ников уголовного процесса, источники доказательств, порядок воз­буждения уголовных дел, производства расследования, судебного рассмотрения дел и т.п.

Действующий УПК принят в 1960 г. За истекший период в него внесено немало изменений и дополнений. Сейчас готовится новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который принят Государст­венной Думой в первом чтении.

Смысл уголовно-процессуальной деятельности заключается в основном в установлении, реконструкции фактов, обстоятельств, относящихся к прошлому (обстоятельств совершения преступле­ния, лица, виновного в этом, и т.п.). Процесс такого установления и его результаты называются доказыванием, которое справедливо рассматривается как «сердцевина», основное содержание уголов­ного процесса. Доказывание происходит в установленной уголовно-процессуальным законом форме и заключается в сборе и оценке доказательств.

Доказательства — это фактические данные, на основе которых суд, прокурор, следователь, орган дознания устанавливают все обстоятельства, имеющие значение для дела. Эти обстоятельства определяются ст. 68 УПК. Главные из них: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства); виновность обвиняемого и мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответствен­ности обвиняемого и характеризующие его личность; характер и размер причиненного ущерба.

Уголовно-процессуальный кодекс дает и перечень источников доказательств: показания свидетеля, потерпевшего, подозреваемо­го, обвиняемого, заключение эксперта, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий и иные документы.

Основными субъектами уголовно-процессуальных отношений являются те органы и должностные лица, которые направляют ход уголовного процесса, осуществляют государственно-властную деятельность: возбуждают уголовное дело, проводят расследование, надзирают за его производством, применяют меры принуждения, рассматривают и разрешают уголовное дело..

Вместе с тем в уголовном процессе участвуют и другие лица: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, защитник, потерпев­ший, гражданский истец, переводчик, свидетель, эксперт и др.

Стадии уголовного процесса

Юридический процесс возникает в установленных законом слу­чаях, развивается на основе и в рамках закона и имеет соответст­вующее завершение. Возникнув и развиваясь, процесс проходит определенные этапы, фазы развития, которые получили название стадий.

Процессуальные стадии — это сменяющие друг друга части, ступени развития юридического процесса. Они имеют специфические цели и обладают специфическими средствами их достижения, отличаются они и составом участников.

Так, в уголовном процессе обычно выделяют следующие стадии:

возбуждения уголовного дела;

предварительного расследования;

подготовки к судебному разбирательству;

судебного разбирательства;

кассационного рассмотрения;

исполнения приговора;

проверки дела в порядке надзора.

На стадии возбуждения уголовного дела, например, главная цель — установить достаточность оснований для возбуждения уго­ловного дела (т.е. «наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления»). На этой стадии может быть проведена проверка путем истребования материалов и получения объясне­ний, но запрещается производство следственных действий, кроме осмотра места происшествия. Завершается стадия вынесением постановления о возбуждении дела или об отказе в таковом.

Иные цели преследуются на стадии предварительного расследования: должны быть достоверно установлены все обстоятельства преступления, лицо, виновное в его совершении, ряд других обстоятельств и принято решение (в форме обвинительного заключения) о завершении расследования и направлении дела на рассмотрение суда. Впрочем, может быть вынесено и постановление о прекраще­нии уголовного дела (если нет оснований для направления его в суд). На этой стадии проводятся любые следственные действия (допро­сы, обыски, выемки, осмотры и проч.), избираются меры пресече­ния (заключение под стражу, подписка о невыезде и др.).

Соответствующие особенности имеют и другие стадии как уголовного, так и иных видов процесса.

В ходе развития процесса, по мере перехода от более ранних к более поздним стадиям, уровень знаний об обстоятельствах дела, степень их доказанности повышаются. Окончательное же решение (приговор суда по уголовному делу, решение — по гражданскому и проч.) должно быть основано на полностью доказанных, достовер­ных данных обо всех обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Как начало, так и завершение каждой стадии оформляется соответствующим постановлением, решением, определением или дру­гим правоприменительным актом. При этом многие акты, завершая одну стадию процесса, служат юридическим фактом для возникно­вения следующей стадии.

 

 

Экологическое право

-является одной из отраслей российского права. Правовое регулирование играет особую роль в системе средств, обеспечивающих экологическую функцию государства. Именно право закрепляет определенный режим, определяющий принципы и порядок рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, экологические требования, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности. Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Международное экологическое право Жесткое — обязательное: общепризнанные нормы и принципы; нормы соглашений, договоров, конвенций. Мягкое — рекомендательное: нормы деклараций, решений, резолюций международных конференций и организаций Национальное экологическое право: 1.акты органов центральной (федеральной) государственной власти: конституции, законы, кодексы, комплексные законы об окружающей среде, подзаконные нормативные акты - указы, декреты, постановления, правила, положения, инструкции и проч. 2. акты органов власти субъектов федерации: конституции, уставы, законы, кодексы, комплексные законы об окружающей среде, подзаконные нормативные правовые акты. 3. акты органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и другие подзаконные нормативные правовые акты.

принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную ля жизни окружающую природную среду;

принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

принцип законности и неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений;

принцип гласности в работе органов государственного управления, тесной связи с общественностью в решении природоохранных задач;

39.Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве-, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений отнесенных к государственной тайне» этот перечень уточнен и конкретизирован.

Условие о неразглашении государственной тайны может быть предусмотрено в трудовом договоре только с работником, которому сведения, составляющие такую тайну, станут известны в связи с исполнением им своей трудовой функции.

Следует отметить, что с лицами, которые по характеру выполняемой работы будут иметь доступ к государственной тайне, трудовой договор заключается только после оформления допуска по соответствующей форме.

Согласно ст. 21 Закона «О государственной тайне» допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

· согласия на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 указанного Закона;

· письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

· определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;

· ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию войск, об их боеспособности и мобилизационной готовности, о создании и использованию мобилизационных ресурсов;

о направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о количестве, устройстве и технологии производства ядерного и специального оружия, технических средствах и методах его защиты от несанкционированного применения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства

 

38. Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Принцип приоритетности прав личности. гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

 

20. Виды договоров и понятие Договор принято рассматривать в трех значения: как сделку. В связи с этим к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках.

1. как обязательство. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено специальными нормами Гражданского кодекса РФ о договорах.

2. как документ, в котором зафиксированы права и обязанности сторон, если договор требует письменной формы.

Одним из основных принципов заключения договоров является принцип свободы договора. Этот принцип предусмотрен в ст. 1, 421 Гражданского кодекса РФ. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодекса РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Так, например, заключив предварительный договор, стороны обязуются в будущем заключить основной договор.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Так, например, договоры о передаче ноу-хау не предусмотрены законодательством, но заключаются на практике как не противоречащие нормативным правовым актам.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Например, договор по предоставлению юридической консультации и составления искового заявления сочетает в себе элементы договора на производство работ и оказание услуг.

Виды договоров. В научной литературе приводятся различные классификации договоров.

1. в зависимости от количества сторон различают двусторонние и многосторонние (например, договоры простого товарищества),

2. в зависимости от момента заключения – консенсуальные и реальные. Консенсуальные договоры считаются заключенными с момента достижения соглашения по всем существенным условиям и придания договору необходимой формы. Реальные договоры считаются заключенными с момента совершения определенных действий, в частности с момента передачи денег, имущества (договор займа, договор доверительного управления).

3. в зависимости от распределения прав и обязанностей между сторонами - односторонние и двусторонние. В односторонних договорах у одной из сторон имеются только права, а у другой только обязанности (договор дарения, займа), в двустороннем договоре у каждой из сторон имеются и права, и обязанности (договор купли-продажи, аренды).

4. в зависимости от предоставления встречного удовлетворения – возмездные и безвозмездные (например, договор дарения, ссуды и др.).

5. в зависимости от субъектного состава – предпринимательские (т.е. когда в качестве сторон выступают субъекты предпринимательской деятельности) и договоры с участием потребителей (т.е. когда в качестве одной из сторон выступает гражданин, приобретающий товары, работы, услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью).

6. предусмотренные и не предусмотренные законодательством (например, договор о передаче ноу-хау).

7. простые и смешанные. (Смешанный договор - договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами).

8. основные и дополнительные. К дополнительным относятся договоры, предусматривающие способы обеспечения исполнения обязательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.91 (0.04 с.)