Основные черты психологии старшего школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты психологии старшего школьника



 

К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения, во-вторых, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания, что выступает в виде сложившихся основ научного и гражданского мировоззрения, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе, в-третьих, потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах.

Потребность в смысле жизни образует тот «узел», который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной концепцией жизни. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности.

Совершающееся в юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Но трудность заключается в том, что юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы школьник начал задумываться, ради чего он живет, не дает средств, достаточных для решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится не внутри человека, а вне его – в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности. А ведь все это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни обречен на то, чтобы оставаться лишь упражнением юношеского мышления.

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами.

Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-мировоззренческая, готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока приходится в общем виде. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех старшеклассников и многими из них практически реализуются.

Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свободой выбора в них учебных предметов.

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекающих к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Юношей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установлением интимных отношений с людьми противоположного пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения.

Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков, а может быть, и тысячелетий волновали и продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, многие другие. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом.

Заметим, что современной юности отнюдь не свойственны ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм. Нынешнему поколению молодых людей присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по различным поводам.

 

Формирование идентичности

 

В детстве мы судим о себе в соответствии с совокупностью различных ролей, например дочери, старшей сестры, подруги, ученицы. В отрочестве и юности новые познавательные возможности мышления на уровне формальных операций позволяют нам проанализировать эти роли, увидеть в некоторых противоречия и конфликты и реструктировать их с целью построения новой идентичности. Иногда этот процесс требует отказа от старых ролей и установления новых отношений с родителями, братьями и сестрами, сверстниками. Эриксон считает задачу формирования идентичности главным барьером, который юноши и девушки должны преодолеть, чтобы совершить успешный переход к взрослости.

Понятие идентичности у Эриксона. Большую часть своей профессиональной жизни Эриксон занимался клинической психологией, имея дело с подростками и молодежью. Его исследование процесса формирования «внутреннего чувства идентичности» оказало огромное влияние не только на специалистов в области психологии развития, но и на широкую публику. По Эриксону, процесс самоопределения, называемый формированием идентичности, долог и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивидуума, образует единую систему координат для организующих и интегрируюших форм ведения в различных сферах жизни человека. Она приводит личные склонности и таланты в соответствие с идентификациями и ролями, данными ему ранее родителями, сверстниками и обществом. Помогая человеку узнать свое место в обществе, личная идентичность также обеспечивает основу для социальных сравнений. И, наконец, внутреннее чувство идентичности помогает определить направление, цели, смысл будущей жизни индивидуума.

Источники идентичности. Многие свои представления о подходящих ролях и ценностях юноши получают от референтных групп. Референтные группы могут состоять из близких людей, которых они видят каждый день, или представлять собой более широкие социальные группы, чьи установки и идеалы разделяют, например, религиозные, этнические группы, группы людей, принадлежащих к одному поколению или объединенных общими интересами. Человек сравнивает себя с референтной группой, широкой или узкой, и принимает или отвергает ее ценности.

Юноши должны прийти к соглашению со множеством референтных групп. Группы, появляющиеся в детстве сами собой, например семья, соседская компания, воскресная школа, больше не устраивают или не удовлетворяют их. Отсюда, отношения юноши с семьей, этнической группой и группой сверстников могут вступать в противоречия. Иногда юношей привлекают ценности и установки одного человека, а не целой группы. Этот человек, называемый значимый другой, может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта или кем-либо еще, чье мнение ценно. Хотя влияние значимого другого может сказываться на стадии жизни, часто наибольшей силой оно обладает в отрочестве, когда человек активно ищет модели для подражания.

Таким образом юноши окружены сбивающим с толку разнообразием предлагаемых многочисленными референтными группами и значимыми другими. Эти роли должны быть интегрированы в личную идентичность, а противоречия – либо приведены в соответствие, либо отброшены. Процесс формирования идентичности существенно осложняется, когда имеет место конфликт между ними (например, между ролью члена группы сверстников, любящих «поприкалываться», и ролью отличника) или значимыми другими.

Варианты формирования идентичности. В своей теории, базирующейся на концепции Эриксона, Джеймс Марсия выделяет 4 состояния формирования идентичности. Этими 4 вариантами, или статусами идентичности, являются предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. Они делятся с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый кризисом идентичности, и связал ли себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Юноши и девушки в статусе предрешенности приняли на себя обязательства, не проходя периода принятия самостоятельных решений. Да, они выбрали профессию, религию или идеологию, но этот выбор был предрешен заранее и определялся скорее их родителями или учителями, нежели самостоятельно. У этой категории молодых людей переход к взрослости происходит гладко, практически без конфликтов.

Молодые люди, которым не достает чувства направления к жизни и не хватает мотивации, чтобы его отыскать, пребывают в статусе диффузии. Они не испытали кризиса и не выбрали для себя профессиональной роли или морального кодекса. Они просто избегают подобных вопросов. Одним подавай немедленное удовольствие, другие пробуют все подряд.

Юноши и девушки в статусе моратория находятся в самом центре продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решения. Их будущие решения могут касаться выбора профессии, религиозных или этических ценностей, политических убеждений. Молодые люди в этом статусе все еще заняты "поиском себя".

Достижение идентичности – статус людей, прошедших кризис и связавших себя обязательствами вследствие сделанного ими выбора. В результате, они сами выбирают работу и стремятся жить, придерживаясь сформулированных для себя нравственных правил. Хотя признаки здоровья или патологии можно обнаружить во всех 4 статусах идентичности, достижение идентичности обычно считается наиболее желательным психологическим состоянием.

Влияние статуса идентичности. Исследования показывают, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, Я-образ и реакцию на стресс. Рассмотрим, как эти 4 статуса идентичности взаимодействуют с некоторыми проблемами юности.

Тревога доминирующая эмоция молодых людей в статусе моратория из-за их нерешительности. Они борются с миром конфликтующих ценностей и альтернатив и постоянно сталкиваются с непредсказуемостью и противоречиями. Юношей и девушек часто связывают с родителями двойственные отношения ненависти; они борются за свободу, но их пугает и огорчает родительское отношение. *****************(стр.24)

Идея типологии развития, вариантов взросления в раннем юношеском возрасте завоевывает все большую популярность и в современной психологии. Показано, что этапы самоопределения (они же и уровни и типы развития личности) являются целостным образованием, где разные личностные переменные системно связаны друг с другом. Каждый из них характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями. Поэтому направление и характер специфического изменения, желательного в каждом конкретном случае (в той мере, в какой его вообще можно прогнозировать, планировать, задавать), должны строиться с таким расчетом, чтобы человек оказался способным на это изменение. Требования к нему не должны быть массированными и слишком опережающими те возможности, которыми располагает школьник к моменту встречи с психологом. В противном случае может возникнуть опасность того, что достигнутое в ходе консультирования понимание причин своих трудностей, открытость в осознании себя, приобретенная способность видеть свои проблемы в новом ракурсе окажутся всего лишь кратковременным эффектом, теряющим под собой почву за пределами общения с консультантом.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

У юношей и девушек можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, причем между отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается.

Ранний юношеский возраст – это пора первой любви, возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. У девушек они обычно проявляются несколько раньше и имеют более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которых идет речь, формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека.

Возможности глубокого общения и взаимопонимания затрудняются и психологическими различиями, и темпами общего созревания полов. В подростковых классах девочки несколько опережают одногодков-мальчиков не только в физическом, но и в умственном развитии. В старших классах та разница сглаживается, зато вырисовываются более устойчивые половые различия в специфических способностях и интересах. Если у мальчиков преобладают предметные и технические интересы, то девочек больше волнуют проблемы внутреннего мира и человеческих взаимоотношений. В отношениях со сверстниками для них всего важнее эмоциональная сторона; в то же время потребность принадлежать к однородной по своему половому составу группе, очень сильная у мальчиков, у девочек после 15 лет снижается.

Половое созревание придает сильную, хотя и не всегда осознаваемую сексуальную окраску всем юношеским переживаниям и интересам. Дело отнюдь не в "физиологических потребностях" самих по себе. Зрелая половая любовь представляет собой гармоническое единство чувственного (эротического) влечения и потребности в глубоком личностном общении и слиянии с любимым человеком. Но эти два влечения созревают не одновременно. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее, чем в физической близости. У мальчиков, наоборот, в большинстве случаев появляются чувственно-эротические влечения. Что же касается потребности в духовной интимности, то она возникает у юношей несколько позже, чем у девушек, и направляется сначала на друга собственного пола, с которым юношу связывает общность жизненных переживаний. Отсюда известная раздвоенность юношеского сознания. С одной стороны, оно полно своеобразного диффузного эротизма; сексуальные фантазии иногда персонифицируются в воображаемом или реальном образе (часто групповом, общем для целой группы ребят), который воспринимается как сексуальный объект, лишенный других человеческих качеств. С другой стороны, юноше свойственна очень робкая и целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства.

Давно известно, что существует определенная зависимость между отношением к самому себе и отношением его к другим. Человек с более развитым самосознанием и высоким самоуважением имеет гораздо больше шансов на глубокую и устойчивую дружбу, чем тот, кто "отвергает сам себя". Эта зависимость относится и к сфере сексуальных отношений: мужчины с низким самоуважением гораздо чаще воспринимают женщину только как сексуальный объект, чем мужчины с высоким самоуважением. Между тем способность к многостороннему человеческому контакту и взаимопониманию – одна из важнейших предпосылок счастливой любви и семейной жизни. Воспитание чувств - не менее важная общественная задача, чем подготовка молодежи к труду.

Развитие общих и специальных способностей.
Профессиональное самоопределение

 

Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

Старшеклассников отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление что-то делать своими руками, повышенная любознательность и первые мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах; их источниками могут стать учителя, родители, сверстники, другие люди более старшего возраста. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые юноша включен.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо 6научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует ребят к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, он удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может прибрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время. На основе таких интересов в подростковом возрасте зачастую формируются неформальные группы товарищей и друзей.

Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учебе. Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из них становятся более нужными и потому любимыми подростками, интерес к другим снижается.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п. подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут бать организованы на групповой основе: учение, труд, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются тогда, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него. Это происходит, например, в тех случаях, когда учитель поручает группе детей самостоятельно найти, прочесть и сообщить на уроке те или иные сведения. Особенно ценным представляется приобретаемый опыт самостоятельной работы в библиотеке, а также выполнение учебных поручений по подготовке и проведению занятий в классе, в том числе материалов, наглядных пособий и т.п.

Еще больше возможности для ускоренного развития деловых качеств детей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий т.п. важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии.

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в подростковом возрасте. Вся работа, направленная на оптимизацию обучения и воспитания, в конечном итоге способствует активизации профессионального самоопределения школьников.

Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов. Для проведения практической профконсультационной работы важно выделение хотя бы двух из них.

Первый этап – это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессии, известных учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения, оценкам окружающих людей и т. д.). Другая черта этого этапа – неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставить его с условиями и требованиями профессиональной деятельности. Школьник, находящийся на этапе первичного выбора, обычно неустойчив по своим профессиональным намерениям, что вполне естественно. Первичный выбор характерен для учащихся младшего подросткового возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т. д. иногда на этой стадии подростки задерживаются, хотя изменившаяся ситуация социального развития требует уже от современного девятиклассника конкретного решения о выборе своего жизненного пути.

У младших подростков нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, часто отсутствуют выраженные интересы и склонности. Наметившиеся интересы легко сменяются иными.

Как отмечает И.В. Дубровина и Н.С. Лейтес, особенно неожиданные перемены в интересах могут иметь место у учащихся-старшеклассников, что вызвано существенным подъемом познавательной активности в этом возрасте. Учитывая это, необходимо усилить работу по ознакомлению с миром профессий в младшем подростковом возрасте и предоставить затем больше возможностей попробовать свои силы в разных видах деятельности (кружки, факультативы, производительный труд). Именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, которые будут иметь выход на профессиональную деятельность. Основные усилия в работе с детьми 5-8 классов должны быть направлены на всемерное развитие их интересов, склонностей и способностей, в частности использование в этих целях специальных развивающих программ, привлечение внимание к этим вопросам родителей и педагогов.

Наступает юность – время взросления, и этап первичного выбора сменяется этапом профессионального самоопределения. На этом этапе ученик должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющихся психологических и психофизиологических ресурсов. Именно в этот период ученик должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии, оценить с этих позиций школьные дисциплины, стремясь отдать больше времени и сил тем, которые соотносимы с будущей профессией.

Далеко не у всех учащихся 9-11 классов происходит переход от этапа первичного выбора к этапу профессионального самоопределения. Процесс этот проходит у школьников неравномерно, и одна из важнейших задач психологов, педагогов, родителей его нормальное протекание у старшеклассников.

И это связано с тем, что юноша еще очень плохо знает и реальные свойства привлекающих его профессий, и требования, какие предъявляют они к работнику, и собственные потенциальные возможности. Отсюда целый ряд противоречий социального и психологического порядка. Отвечая на вопросы социологических анкет о причинах привлекательности тех или иных профессий, юноши и девушки на первое место ставят творческий характер труда, на второе – общественную значимость профессии и на третье – размеры заработной платы. Но то, что им кажется "творческим характером" профессии, на самом деле лишь отражение ее традиционного престижа в общественном мнении. В частности, типичная для многих юношей и девушек пренебрежительно-негативное отношение к профессии сферы обслуживания лишь воспроизводит такое же отношение некоторых взрослых. Многие выпускники средней школы ориентируются на поступление в вуз и вообще на "интеллектуальные" профессии. Но профессии нужны не только ученые и инженеры, но и квалифицированные рабочие, мастера-животноводы, трактористы-механизаторы широкого профиля. Причем последних нужно гораздо больше, чем первых. Уникальность профессии стоит в обратном отношении к ее массовости, и это отражается на престижности профессии.

Начиная с подросткового возраста, когда проблема выбора профессии выдвигается на одно из первых мест, психолог должен начать специальную работу по оказанию учащемуся действенной психологической помощи в профессиональном самоопределении. Работа эта должна строиться как с классом в целом, так и с отдельными учащимися.

Можно выделить два главных направления работы по профориентации. Первое – это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубления их знаний по психологии профессий.

Второе направление работы психологов – это проведение индивидуальных консультаций с подростками и юношами, предусматривающих диагностику, коррекцию и собственно консультацию.

Для грамотного построения профконсультационной работы психолог должен разбираться в особенностях и тенденциях развития мира современных профессий, обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчетливо представлять себе роль природного и приобретенного в становлении профпригодности, владеть методами коррекционной работы.

Нереалистические, завышенные притязания неизбежно приводят к разочарованию, которые иногда очень болезненны. Наряду с продуманной системой профессиональной ориентации, исключительно важное воспитательное значение имеет практическое приобщение старшеклассников к общественно полезной деятельности.

 


Содержание

 

Глава 1. Введение в возрастную психологию.. 3

1.1. Предмет «Возрастная психология». 3

1.2. Краткий исторический очерк развития возрастной психологии. 5

1.3. Методы исследования возрастной психологии. 10

Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека. 12

2.1. Генотипическая и средовая обусловленность развития психики. 12

2.2. Зарубежные теории психического развития человека. 14

Условия психического развития. 23

2.4. Влияние обучения и воспитания на психическое развитие ребенка 28

2.5. Развитие общих свойств личности. 34

2.6. Периодизация психического развития ребенка. 38

Глава 3. Психологические особенности развития личности в дошкольный период 44

3.1. Период новорожденного. 44

3.2. Младенческий возраст. 48

3.3 Характеристика детей раннего детского возраста. 53

3.4. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте 60

3.5. Психологическая готовность к школьному обучению.. 74

Глава 4. Психологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте 77

4.1. Психологические особенности начального этапа обучения. 77

4.2. Характеристика познавательных процессов в младшем школьном возрасте 80

4.3. Развитие личности в младшем школьном возрасте. 85

4.4. Задержка психического развития. 88

Глава 5. Психологические особенности подростков. 92

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. 92

Интегральная характеристика личности подростка. 97

Центральное новообразование личности подростка и особенности его проявления 101

Интеллектуальное развитие личности подростка. 107

Специфика подросткового общения. Взаимоотношения подростка и взрослого. 111

Взаимоотношение подростка со сверстниками. 114

Глава 6. Психология ранней юности. 116

Юность как социально-психологическое явление. 116

Развитие самосознания и нравственное самоопределение в юношеском возрасте 119

Основные черты психологии старшего школьника. 123

Формирование идентичности. 126

Развитие общих и специальных способностей. Профессиональное самоопределение 131

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.064 с.)