Кафедра педагогики, психологии и социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра педагогики, психологии и социальной работы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Эксперимент как метод экспериментальной психологии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Эксперимент и его значение среди методов экспериментальной психологии

1.1 Становление экспериментальной психологии как науки

1.2 Эксперимент как стержневой метод экспериментальной психологии

Выводы по первой главе

Глава 2. Метод эксперимента

2.1 Общая характеристика психологического эксперимента

Структура психологического эксперимента

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы можно выразить следующим образом. В настоящее время одной из стержневых проблем психологии является поиск адекватных экспериментальных исследований.

Объект исследования: категория эксперимента в науке

Предмет исследования: эксперимент как научный метод в психологии.

Цель исследования: изучение эксперимента как научного метода в психологии.

Цель исследования предопределила постановку ряда задач.

1.В ходе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятие эксперимента как научного метода в психологии.

2. Обосновать применение эксперимента как научного метода в психологии.

3. Раскрыть структуру современного эксперимента.

Практическое значение исследования: объективная потребность в овладении будущими психологами и педагогами основами экспериментальной психологии.

 

 

Глава 1. Понятие об экспериментальной психологии

Выводы по первой главе

 

1. Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии.

2. Под современной экспериментальной психологии понимается область психологического знания, базирующаяся на применении эксперимента, экспериментальная психология в настоящее время не сводится к одному только эксперименту.

3. Эксперимент это научный метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент в психологии понимается как изучение психических явлений в специальных экспериментальных условиях. Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать.

В зависимости от особенностей решаемых исследовательских задач лабораторный и естественный эксперименты.

 

Глава 2. Метод эксперимента

 

2.1 Общая характеристика психологического эксперимента

 

 

Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.

Эксперимент как метод психологического исследования соответствует приведенному выше определению, однако имеет некоторую специфику. Многие авторы в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования [3]. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.

Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению. При этом исследуемое явление должно адекватно и однозначно проявляться во внешнем поведении, что достигается за счет целенаправленного контроля условий его возникновения и протекания [3].

 

 

2.1 Структура психологического эксперимента

 

Главными компонентами эксперимента являются:

1) испытуемый (исследуемый человек или группа);

2) экспериментатор;

3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);

4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);

5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).

Ответ испытуемого является внешней реакцией, по которой можно судить о протекающих в его внутреннем, субъективном пространстве процессах. Сами эти процессы есть результат воздействия на него стимуляции и условий опыта.

Если ответ (реакцию) испытуемого обозначить символом R, а воздействия на него экспериментальной ситуации (как совокупности воздействий стимуляции и условий опыта) – символом S, то их соотношение можно выразить формулой R = =f (S). То есть реакция есть функция от ситуации. Но эта формула не учитывает активную роль психики, личности человека (P). В действительности реакция человека на ситуацию всегда опосредована психикой, личностью.

Пример хода эксперимента по указанной структуре дан в Приложении 1.

Выводы по второй главе

Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению.

Главными компонентами эксперимента являются:

1) испытуемый (исследуемый человек или группа);

2) экспериментатор;

3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);

4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);

5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).

Заключение

 

Целью исследования было изучение эксперимента как ведущего метода экспериментальной психологии.

В ходе анализа научной литературы раскрыты понятие эксперимента и его особенности, обосновано применение эксперимента как научного метода в психологии, изучена структура современного эксперимента.

Эксперимент это научный метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент в психологии понимается как изучение психических явлений в специальных экспериментальных условиях. Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать.

Главными компонентами эксперимента являются:

1) испытуемый (исследуемый человек или группа);

2) экспериментатор;

3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);

4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);

5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).

Список литературы

1. Валеев ГХ. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2014.

2. Барабанщиков В. А. Состояние и перспективы развития экспериментальной психологии // Научные исследования в образовании. – 2012. - №2.

3. Журавлев Д.В. Методы психологогического исследования. М., 20144.

4. Зароченцев К. Д. Экспериментальная психология. М.: Проспект, 2009.

 

5. КонтО. Курс позитивной философии //Родоначальники позитивизма. Вып. 4. СПб., 1912.

6. Крысанова О.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2009.

7. Никандров В. В. Экспериментальная психология. СПб.: Речь, 2008.

8. Федотова Г.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2010.

9. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2012.

 

Приложение 1

Организация исследования.

 

Исследовательская работа по развитию воображения у младших школьников с умственной отсталостью в сравнении с младшими школьниками ЗПР проводилась на базе в г. Омске на базе КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18 VIII вида» в период с 16.03.2015 по 12.04.2015 г. и БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» Кировского административного округа (классы YII вида).

Испытуемыми были дети, имеющие задержку психического развития и умственную отсталость. В эксперименте приняли участие 10 школьников с умственной отсталостью:

1. Антон П. 6. Антон Б.
2. Вика Д. 7. Никита Л.
3 Дима З. 8. Ксения Ю.
4. Саша Л. 9. Артем В.
5. Захар А. 10. Лена Л.

А также 10 школьников с задержкой психического развития:

1. Саша А. 6. Лена Н.
2. Юра К. 7. Дима Д.
3. Андрей З. 8. Оля Щ.
4. Максим Б. 9. Наташа Щ.
5. Оля А. 10. Юля У.

Цель исследования: выявление особенностей воображения умственно отсталых младших школьников и школьников с задержкой психического развития. В соответствии с целью проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали учащиеся 10 человек специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №18 VIII вида и учащиеся 10 человек БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» (коррекционный класс YII вида).

Для определения уровня репродуктивного воображения были использованы следующие диагностические методики (Описание методик см. в Приложении 1).

1) Методика «Придумай рассказ» (Немов Р.С.) [30].

2) Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.) [30].

3) Методика «Придумай игру» (Немов Р.С.) [30].

Часто испытуемые понимают инструкцию по-своему и выполняет совсем другое задание, отличающееся от того, что требовалось экспериментатором. В связи с этим экспериментатору необходимо убедиться, в какой степени испытуемый понял инструкцию.

Во время эксперимента необходимо отмечать степень выполнения задания, поведение ребенка (отношение к заданию, присутствие интереса либо безразличие, эмоциональный настрой).

Учитывая особенности детей, все методики проводились индивидуально. Также был выбран особый режим и темп проведения диагностического эксперимента с целью адаптации методики к детям с умственной отсталостью- было увеличено стандартно отведенное время проведения методик. В процессе эксперимента соблюдались следующие требования.

1. Игровой характер тестирования.

2. Соблюдение стандартности процедуры тестирования: одинаковая бумага, карандаши, фломастеры, одинаковая инструкция.

3. Дифференцированный подход к детям в зависимости от индивидуальных качеств личности ребенка.

Все задания направлены на оценку развития воображения у детей и степень его развития.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.091 с.)