Исследование особенностей развития воображения у младших школьников с умственной отсталостью в сравнении с младшими школьниками зпр и анализ полученных результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование особенностей развития воображения у младших школьников с умственной отсталостью в сравнении с младшими школьниками зпр и анализ полученных результатов



 

В данной работе делается попытка перечислить и классифицировать те немногие экспериментально-психологические методы, оказавшиеся наиболее эффективными при исследованрм разных форм воображения аномальных детей, а именно, при изучении воссоздающего воображения. Отметим, что экспериментально-психологические методы, используемые при изучении воображения учащихся массовой школы, немногочисленны и часто требуют значительной переделки, специального приспособления, чтобы стать эффективным средством исследования специфических особенностей воображения глухих и умственно отсталых детей.

Организация исследования.

 

Исследовательская работа по развитию воображения у младших школьников с умственной отсталостью в сравнении с младшими школьниками ЗПР проводилась на базе в г. Омске на базе КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18 VIII вида» в период с 16.03.2015 по 12.04.2015 г. и БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» Кировского административного округа (классы YII вида).

Испытуемыми были дети, имеющие задержку психического развития и умственную отсталость. В эксперименте приняли участие 10 школьников с умственной отсталостью:

1. Антон П. 6. Антон Б.
2. Вика Д. 7. Никита Л.
3 Дима З. 8. Ксения Ю.
4. Саша Л. 9. Артем В.
5. Захар А. 10. Лена Л.

А также 10 школьников с задержкой психического развития:

1. Саша А. 6. Лена Н.
2. Юра К. 7. Дима Д.
3. Андрей З. 8. Оля Щ.
4. Максим Б. 9. Наташа Щ.
5. Оля А. 10. Юля У.

Цель исследования: выявление особенностей воображения умственно отсталых младших школьников и школьников с задержкой психического развития. В соответствии с целью проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали учащиеся 10 человек специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №18 VIII вида и учащиеся 10 человек БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» (коррекционный класс YII вида).

Для определения уровня репродуктивного воображения были использованы следующие диагностические методики (Описание методик см. в Приложении 1).

1) Методика «Придумай рассказ» (Немов Р.С.) [30].

2) Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.) [30].

3) Методика «Придумай игру» (Немов Р.С.) [30].

Часто испытуемые понимают инструкцию по-своему и выполняет совсем другое задание, отличающееся от того, что требовалось экспериментатором. В связи с этим экспериментатору необходимо убедиться, в какой степени испытуемый понял инструкцию.

Во время эксперимента необходимо отмечать степень выполнения задания, поведение ребенка (отношение к заданию, присутствие интереса либо безразличие, эмоциональный настрой).

Учитывая особенности детей, все методики проводились индивидуально. Также был выбран особый режим и темп проведения диагностического эксперимента с целью адаптации методики к детям с умственной отсталостью- было увеличено стандартно отведенное время проведения методик. В процессе эксперимента соблюдались следующие требования.

1. Игровой характер тестирования.

2. Соблюдение стандартности процедуры тестирования: одинаковая бумага, карандаши, фломастеры, одинаковая инструкция.

3. Дифференцированный подход к детям в зависимости от индивидуальных качеств личности ребенка.

Все задания направлены на оценку развития воображения у детей и степень его развития.

 

Изучение особенностей воображения у детей с умственной отсталостью и анализ результатов исследования.

 

 

Целью эксперимента стало изучение особенностей репродуктивного воображения младших школьников с умственной отсталостью.

В исследовании принимали участие младшие школьники с умственной отсталостью в количестве 10 человек.

 

Методика № 1. «Придумай рассказ».

Цель проведения исследования: выявление уровня активности воображения младших школьников с умственной отсталостью на основе творческого рассказывания.

Инструкция. Обращение к испытуемому: «Давай вместе придумаем интересную историю! Я начну её рассказывать, а продолжишь ты».

Детям предлагалось вместе с психологом придумать интересную историю о ком-либо или о чем-либо, а затем рассказать его. Это может быть какая-либо история или сказка. Используемый материал. Тема сказки: «Как заблудился маленький гном»; начало сказки: «В домке на опушке леса жил-был маленький гномик»-предметная картинка с изображением гнома; «Теперь ты продолжай».

Воображение ребенка в данной методике оценивалось по следующим признакам:

1) скорость придумывания рассказа;

2) необычность, оригинальность сюжета;

3) разнообразие образов, используемых в рассказе;

4) проработанность и детализация этих образов;

5) эмоциональность образов.

Помощь, которую оказывали детям на равных условиях – это наводящие вопросы, которые задавал исследователь ученикам при затруднениях в рассказывании истории (если ребёнок молчит):

I. «Какой он?»

II. «Кто его друзья?»

III. «Что он любит делать?»

IV. «Что произошло?»

Уровни оценки содержания придуманного рассказа в данной методике следующие:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность сюжета.

3. Необычность, оригинальность образов.

4. Оценка проработанности и детализации образов.

5. Эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов, в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Скорость придумывания рассказов оценивалась:

2 балла – если ребенку удалось придумать рассказ не более, чем за 30 секунд; 1 балл – если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты; 0 баллов – если ребенок за 1 минуту не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 балла – если сюжет рассказа придуман самим ребенком, оригинален; 1 балл – если ребенок привносит в виденное или слышанное что-то новое от себя; 0 баллов – если ребенок механически пересказывает то, что когда-либо видел.

Необычность, оригинальность образов оценивается: 2 балла – если в рассказе имеется 4 и более персонажа (вещи, события); 1 балл – если в рассказе используется 2-3 персонажа; 0 баллов – если в рассказе говорится только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 0-2 балла – очень низкий. Если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку в 2 балла.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то балла – низкий; ен он получает 1 балл.о передачиа выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, и его передачиго расссли и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоционально выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высокую оценку - 5-7 баллов – средний; высшую оценку – 8-9 баллов.

Методика № 2. «Нарисуй что-нибудь».

Цель проведения исследования: выявление уровня активности воображения младших школьников с умственной отсталостью на основе творческого рассказывания.

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей, предлагается нарисовать все, что захочется. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут.

Качество рисунка оценивается по следующим критериям (Приложение 1, Таблица 1).

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

Результаты методики «Нарисуй что-нибудь» (Приложение 2, Таблица 2, Таблица 4) показали, что дети в основном не справились с заданием. Эта методика, по их словам, была интересной. Они с удовольствием рисовали, но их рисунки в основном состояли из того, что они видели ранее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.007 с.)