Методика №3. «Придумай игру». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика №3. «Придумай игру».



Цель: методика Р.С. Немова, делает возможным судить об уровне развития воображения.

Инструкция: Придумать какую-либо игру за 5 минут и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора.

Проведение методики: Воспитатель ждёт 5 минут и задаёт вопросы ребёнку:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончится игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Обработка данных: В ответах детей должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему - постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ. Ответы детей оцениваются по определенным уровням и баллам. Уровни оценки содержания придуманной игры в данной методике следующие:

Оригинальность и новизна.

Продуманность условий.

Наличие в игре различных ролей для разных её участников.

Наличие в игре определённых правил.

Точность уровней оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная игра может оцениваться от 0 до 2 баллов.

0 баллов: означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).

1 балл: наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.

2 балла: присутствие и отчётливая выраженность в игре соответствующего признака.

Результаты методики «Придумай игру» представлены в Приложении 2, Таблице 3.

Изучение особенностей воображения у детей с ЗПР и анализ результатов исследования

 

Целью исследования является изучение особенности репродуктивного воображения школьников с ЗПР.

В исследовании принимали участие младшие школьники с ЗПР в количестве 10 человек. На констатирующем этапе экспериментального исследования нами были использованы следующие методики для определения уровня репродуктивного воображения.

Учитывая особенности детей, все методики проводились индивидуально.

В процессе эксперимента соблюдались следующие требования:

1. Игровой характер тестирования.

2. Соблюдение стандартности процедуры тестирования: одинаковая бумага, карандаши, фломастеры, одинаковая инструкция.

3. Дифференцированный подход к детям в зависимости от индивидуальных качеств личности ребенка.

Все задания направлены в первую очередь на оценку развития воображения у детей и степень его развития. Задания позволяют судить об общем уровне интеллектуального развития ребенка.

 

Методика №1. «Придумай рассказ».

Цель проведения исследования: выявление уровня активности воображения младших школьников с ЗПР на основе творческого рассказывания.

Инструкция. Обращение к испытуемому: «Давай вместе придумаем интересную историю! Я начну её рассказывать, а продолжишь ты».

Используемый материал. Тема сказки: «Как заблудился маленький гном»; начало сказки: «В домике на опушке леса жил-был маленький гномик» - предметная картинка с изображением гнома; «Теперь ты продолжай».

Помощь, которую предполагается оказывать детям на равных условиях – это наводящие вопросы, которые задает исследователь ученикам при затруднениях при рассказывании истории (если ребёнок молчит):

I«Какой он?».

II. «Кто его друзья?».

III. «Что он любит делать?».

IV. «Что произошло?».

Все дети приняли инструкцию. 10 из 7 детей поняли инструкцию с первого раза. Трое детей поняли инструкцию со второго раза.По ходу проведения диагностики была оказана вся предусмотренная помощь детям на равных условиях. Придуманные персонажи историй детей были эмоциональны и оригинальны, однако не отличались глубиной и проработанностью образов.

Интерпретация результатов.

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3.4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

Дети выдали низкий уровень оригинального и необычного сюжета, образов, используемых в рассказе. Истории были композиционно оформлены – у большинства школьников присутствовали зачин, завязка событий, кульминация и развязка, но детали в рассказах не очень хорошо проработаны, дети в основном не завершали логически свои истории, следовательно, можно сделать вывод о том, что детям не под силу оказалось установить взаимосвязь воображаемых событий. Образы в рассказе никак дополнительно не характеризуются. Кроме названия образа указывались всего 1-2 признака, которые в основном являлись оценочными суждениями: «Он был добрым и хорошим». Истории были оформлены эмоционально: присутствовали уменьшительно-ласкательные суффиксы в описании героев, интонацией окрашивались значимые события сказки. В рассказе использовался только 1-2 персонажа. Относительно полной, четкой характеристики героев не дал ни один ребенок. В рассказах дети не учитывали инструкции психолога. Сюжеты были не новыми, но в рассказах присутствовали оригинальные элементы.

Так как у детей разный уровень развития личностных качеств, психолог подходил к заданию индивидуально. Одним нужна была словесная инструкция, другим помощь психолога. Все дети принимают помощь педагога.

Высокий и очень высокий уровень развития воображения выявлен не был.

Методика № 2. «Нарисуй что-нибудь».

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей.

Инструкция: предлагается нарисовать все, что захочется. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут.

Все дети приняли инструкцию. В основном дети справились с заданием. Эта методика, по их словам, была очень интересной. Они с удовольствием рисовали, но их рисунки в основном не отличались оригинальностью. Ребята придумывали и рисовали то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунки детей несли в себе определенную эмоциональную окраску. Детали в рисунках были мало проработаны. Имело место отсутствие композиции и движения в рисунке.

По результатам проведения методики «Нарисуй что-нибудь», можно сделать вывод о том, что для школьников с задержкой психического развития характерно недоразвитие творческого воображения, мелкой моторики рук, замедленность движений. Трое из детей нарисовали что-либо простое и неоригинальное.

Результаты методики №2. «Нарисуй что-нибудь»

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

 

Методика №3. «Придумай игру».

Цель: методика Р.С. Немова, делает возможным судить об уровне развития воображения.

Инструкция: Придумать какую-либо игру за 5 минут и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора.

Проведение методики: Воспитатель ждёт 5 минут и задаёт вопросы ребёнку:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Обработка данных. В ответах детей должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Ответы детей оцениваются по определенным уровням и баллам. Уровни оценки содержания придуманной игры в данной методике следующие:

Оригинальность и новизна.

Продуманность условий.

Наличие в игре различных ролей для разных её участников.

Наличие в игре определённых правил.

Точность уровней оценки успешности проведения игры.

Дети приняли инструкцию, но, по ходу выполнения диагностики, количество оказанной помощи в виде наводящих вопросов было велико. Содержание придуманной детьми игры отличалось размытостью уровней оценки успешности проведения. Хотя и имело продуманные условия, разнообразные правила и роли.

Результаты методики «Придумай игру»

Выводы об уровне развития:

60% - средний уровень развития воображения

40% - низкий уровень развития воображения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 4720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.008 с.)