Контрольная работа № 5 (для очного отделения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа № 5 (для очного отделения)



1. Сопоставить два примера политического портрета ­подготовленного публицистом и подготовленного рекламистом для политической кампании (устно).

2. Сравнить два обозрения, написанных по оперативному поводу (например смерть политика, начало боевых действий и пр.) политическими обозревателями разных газет (в письменном виде).

 

 

ЛИТЕРАТУРА
Библер В. Мышление как творчество. – М., 1975.
Ивин А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.
Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. – Гл. 5.
Масарский Н. Убеждающее слово. – М., 1979.
Мезенцев М. Суждение о будущем в публицистическом тексте. – Ростов н/Д, 1983.
Павлова К. Психология споров – Владивосток, 1988.
Тертычный А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М, 1998.
Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2001.
Тертычный А. Расследовательская журналистика. – М., 2002.
Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. – М., 1998.
Фоминых Д. Публицистический факт. – Красноярск, 1987.
Шостак М. Аналитическая публицистика. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 1999.
Шостак М. Диалог и полемика // Журналист. – 1998. – № 2.
Шостак М. Жанры газеты. – М., 2000.
Шостак М. Журналистское расследование // Журналист. – 1998. – № 10.
Шостак М. Оперативное комментирование // Журналист. – 1997. – № 12.
Шостак М. Работа обозревателя. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005.
Шум Ю. Журналистское расследование. – М., 2000.

 

Словарь терминов
Атрибуция –сообщение читателю об источнике информации.Обозначение принадлежности («адреса») сведения, которое приводит журналист, ссылки на компетентного человека, или организацию.
Блиц- интервью –форма профессионального общения, связанная с вынужденным, или преднамеренным жестким лимитом времени. Предполагается умение задавать острые вопросы «с закрытым концом», искусство эпатажных вопросов и реплик.
Вопрос «в досыл» (follow-upqwestion) – дополнительный вопрос, или ряд вопросов, которые задают, если не удалось получить внятного, искреннего ответа или в случае ухода от темы, отказа отвечать. Обычно возникает импровизационно, по ходу беседы.
Вопрос с «закрытым концом» – формулировка, нацеливающая на точный и четкий ответ, смысловые «да» и «нет». Задается для уточнения позиции собеседника, для завершения этапов интервью. Альтернатива – вопросы с незавершенным («открытым») концом, которые дают возможность собеседнику размышлять.
«Воронка» – структура интервью, ведущая от рассуждений – к уточнениям, все более определенным (вопросы постепенно сужают поле рассуждений, сосредотачивая на точном выводе, или заканчиваясь «вопросом в лоб»). Альтернатива «перевернутой воронке».
Говорящие подробности (синонимы – «репортерская деталь», «наглядный аргумент») – наиболее выразительные фрагменты происшествия, приметы особой «атмосферы» события, поведения людей
«Емкий абзац» («суммирующий лид» – summarylead) – фраза, или абзац, в сжатой форме передающей смысл происшествия или действия. В нем объединяются и сплетаются (с учетом рейтинга их важности и интереса) ответы на главные шесть вопросов: кто, где, когда произвел действие, что именно произошло, как и по какой причине.
«Жесткая новость» (hardnews) (синоним «новость-итог») – форма литературной обработки краткого сообщения, подчеркивающая оперативность отклика и акцент на самое существенное в событии. Работает на одномоментность читательского восприятия, спрессовывая новость и делая ее предельно «самоочевидной».
Заголовочный комплекс – 1) система рубрик и заголовков одного номера издания, отражающая его ориентацию, его «лицо»; 2) единство рубрики, заголовка, подзаголовка и лида материала как многоступенчатый «ввод» читателя в основной текст.
Игровой заголовок – переводит информирующую сторону заголовка в иносказательный, образный план, расширяя смысл. Может быть стихотворной строкой, цитатой, обыгрывает названия книг и кинофильмов, крылатые слова, поговорки, использует средства образной выразительности (метафора, аллитерация и пр.). Опасен оторванностью от текста, может быть непонятен аудитории.
Источник – 1) эксперт, организация, агентство, другое издание, указанные в ссылке; 2) собеседник журналиста, избранный им для прояснения ситуации, сообщения мнения или факта. Проблема «конфиденциального» – одна из наиболее болезненных в этическом и правовом аспектах деятельности современной журналистики.
Исчерпывающая краткость. Профессиональное определение задач репортера: лаконизм не самоцель, но желательный итог, корректируемой требованием ясности, понятности изложения. Предполагает использование так наз. вспомогательного материала (цитаты, цифры), пояснений (должности, географических названий, источников информации), расшифровки (статистики, терминов и пр.).
«Картинка» – произведение репортера, наглядноотображающее ситуацию в красках, звуках и ритмах.
Коллективный портрет – сценка, созданная приемом «многоголосия»; несколько перекликающихся реплик, показывающих группу людей в одной ситуации, объединенных одними интересами.
Корреспонденция – компактное монотемное сообщение; литературная форма оперативного комментирования факта, в которой показ события и его интерпретация сплетены воедино.
Личный вопрос – 1) прием интервью, выявляющий конкретное личное мнение по какой-то проблеме; 2) вопрос, заведомо сложный, неудобный для собеседника (затрагивает интимную сферу, темные факты биографии и пр.); важны точность и профессиональный такт.
Метод «маски» – 1) работа расследователя, при которой скрывается профессиональный интерес, журналист выдает себя за другое лицо; 2) «Репортер меняет профессию», не скрывая своей задачи; он вживается в ситуацию, постигая нравы и проблемы определенной социальной среды, колоритно описывая их, благодаря взгляду «изнутри».
Мелодия события – профессиональное определение особой темы репортажа, в отличие от «итога события»; неповторимые черты воссоздаваемой ситуации, ее особенный ритм и эмоциональный накал.
«Мягкая» новость – форма краткого репортерского сообщения с ослабленной оперативностью и ярко выраженным моментом интриги. Упоминаются детали события, интересные не менее, чем его «итог».
«Накат» вопросов (или «очередь») – прием интервьюера, предполагающий активную наступательность, что достигается несколькими вопросами (иногда альтернативными), следующими подряд, не дожидаясь ответа (напр. Эти люди верят? В кого? Во что?).
«Опрокинутая воронка» – композиционный прием интервью, предполагающий движение вопросов, обратное структуре «воронка» (см.); постепенное смягчение первоначально «жестких» вопросов, переход от обменов уколами в план беседы, рассуждений.
«Перевернутая пирамида» – графический образ распространенной композиции кратких новостных сообщений; предполагает построение от большего объема информации, сконцентрированного в «суммирующим» лиде к меньшему объему; от «основания» пирамиды (больший отрезок в графическом изображении) к ее «вершине» (меньшему отрезку).
Попутный комментарий – авторские реплики по ходу изображения, не претендующие на завершенность мысли, носящие характер спонтанного отклика. Не нарушают эффекта «самоочевидности» новости как прямой комментарий или комментарий-«довесок».
Реплика – оперативный эмоциональный отклик на «горячее» событие, или высказывание, краткая форма авторской журналистики.
Репортажные роли – условные роли людей в репортаже, обозначающие разную степень включенности в событие и ответственности за событие. Напр. «очевидец», «участник», «подстрекатель» или «вождь» (инициатор события в целом или каких-то его поворотных моментов), «герой» (чьи поступки даны «крупным планом), «жертва» (человек, на судьбе которого событие как-то отразилось).
Ритмическая деталь – уточняет образ действия: внезапного либо длящегося; монотонного, либо имеющего свою звуковую характеристику («ликующий марш», «траурное шествие» и пр.); ритмически организованного либо хаотичного. Используется в репортерских материалах, передающих движение, смену ситуации. Может быть конкретной (напр. «прыжок», «покачивание в седле», «обвал») и метафоричной (напр. «соболь как черная молния»).
Скрытый комментарий («эмоциональные оценки») – передача отношения автора к событию, при которой прямое суждение подменяется конкретной яркой деталью, подключением предыстории и т. п. При этом широко используются средства языковой выразительности.
«Слоеный пирог» – форма оперативного комментирования; чередование наглядных фрагментов события и попутного авторского пояснения ситуации; особо требовательна к легкости «перелетов с абзаца на абзац», непрерывности читательского внимания.
Составной заголовок – конструкция из двух предложений, создающая эффект контраста, или ироничного дополнения-резюме.
«Специальный» лид – заход, как бы придуманный специально и именно для конкретного сообщения. Повторяемость ситуаций и задач репортера создает систему с. л., не замкнутую, но открытую для новых идей. Общее для всех с. л. – оттягивание знакомства читателя с основной новостью, создание момента интриги. Предварять новость в качестве с. л. могут: «рассказ о ситуации», «обманный ход – сенсация», цитата, авторское обращение, восклицание, «штрихи репортажа» и пр.
Ссылка – фрагмент, уточняющий, кому именно принадлежит первенство в обнародовании факта (агентству новостей, периодическому изданию, радио-программе и пр.),либо указывающий на автора цитаты, источник сведений, если об этом сообщается впервые. Может быть как вспомогательным, так и весьма важным моментом сообщения: например, если редакция намеренно дистанцируется, не берет на себя ответственность за правдивость сообщения, или в случае сопоставления источников с целью вызвать недоверие к одному из них. Ссылки на «слухи», «непроверенные данные» показывают направления общественного интереса, дают представления о степени вероятности факта, могут быть полезны в плане «подготовки почвы», возвращения к теме.
«Тайм-элемент» – сообщение о времени происшествия, необходимое уточнение. Из-за принципиальной ориентации журналистской новости на оперативность отклика, особо выделяется в репортерском материале, нередко становится его композиционным центром.
Углубленная новость – профессиональное обозначение группы новостных материалов, в которых для усиления значимости сообщения главная новость обрастает подробностями: это либо предыстория и неожиданные проясняющие ситуацию попутные сведения, либо красочные детали «атмосферы» происшествия, благодаря которым центр новости смещается с «что» на «как».
«Хедлайн» – дословно – «главная строка»; иногда – синоним заголовка или фрагмента заголовка, чаще – обозначение суммирующего лида, одновременно выполняющего функции заголовочной строки.

Литература
Белановский С. Методика и техника фокусированного интервью. – М., 1993.
Войскунский А. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении – М., 1990.
Копперуд Р., Нильсен Р. Как преподносить новости. – М., 1998.
Каппон Р. Слово. Как писать для Ассошиэйтед Пресс. – М., 1993.
Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. – М., 1978.
Лукина М. Интервью: закон и этические коллизии. – М.: Изд-во Моск. ун та, 2001.
Лукина М. Как общаться с трудными собеседниками. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
Мелибруда Е. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М., 1993.
Отт Урмас. Вопрос + ответ = интервью. – М., 1993.
Павлова К. Психология спора. – Владивосток, 1988.
Справочник для журналистов стран Восточной Европы / Ред.-сост. М. Меллет. – М., 1993.
Шкопоров Н. Как психологически правильно брать интервью. – М., 1990.
Шостак М. Журналистика новостей // Журналист. – 1997. – № 9.
Шостак М. Картинки репортера // Журналист. – 1997. – № 10.
Шостак М. Интервью // Журналист. – 1997. – № 11.
Шостак М. Оперативное комментирование // Журналист. – 1997. – № 12.
Шостак М. Краткие новости: Лекционные материалы к курсу «Журналистика новостей». – М.: МГУ, 2002.
Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
Шостак М. Факт и новость (Что интересно в новости) // Профессия – журналист. – 2002. – № 2.
Шостак М. Самоочевидный факт // Профессия – журналист. – 2002. – № 3.
Шостак М. Свидетельство о факте (Ссылки и цифры в новостях) // Профессия – журналист. – 2002. – № 4.
Шостак М. Как расширяется новость // Профессия-журналист. – 2002. – № 7.
Шостак М. Оживший факт или наброски с натуры // Профессия – журналист. – 2002. – № 8.
Шостак М. Факт состоявшейся беседы (Наглядность интервью) // Профессия – журналист. – 2002. – № 9.
Шостак М. Десять масок репортера // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 1.
Шостак М. Несколько строчек в газете // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 4–5.
Шостак М. Алиби репортера // Журналистика и медиарынок. – 2004. – № 2.
Шостак М. Реплики прессы // Журналистика и медиарынок. – 2004. – № 10.
Шостак М. Работа репортера. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2007.
ШумилинаТ. Немоглибывырассказать... – М., 1976.
Itule B., Anderson D. News Writing and Reporting for Todeays Media. – New York, 1987.
Killenberg G. Pablic Affairs Reporting (Covering the News in the Information Age). – New York, 1992.
Mencher M. NewsReportingandWriting. – Dubuque, Iowa, 1991.


План лекционных занятий по курсу «Мастер-класс журналиста» для студентов, обучающихся по ДОТ


Способ журналистского творчества. (2 часа). Научные традиции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Способ деятельности как совокупность ее особенностей, поддающихся освоению. Структура способа деятельности. Способ творческой деятельности журналиста – носитель ее специфики. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста, доступные освоению. Условия для успешного освоения способа творческой деятельности журналиста.
Творческий акт журналиста: ход работы. Единство двух относительно самостоятельных стадий: стадии познавательной деятельности и стадии создания текста. Новые сведения о действительности. Поиск исходных сведений. Действительность как система источников информации для журналиста. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек. Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике: ознакомление, исследование и расследование. Умение устанавливать факты и выявлять их связи. Основные операции процесса познания. Концепция изученной ситуации как результат познавательной стадии творческого акта. Создание текста – завершающая стадия творческого акта. Основные операции этой стадии. Влияние канала трансляции массовых информационных потоков на ход творческого акта журналиста. Устойчивое и изменчивое в структуре творческого акта. Новые тенденции, наметившиеся в организации творческого акта журналиста на современном этапе.
Методы и приемы журналистского творчества. (2 часа). Факторы, определяющие формирование системы методов журналистского творчества. Механизм формирования методов. Соотношение методов и приемов в практике современной отечественной журналистики. Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа. Практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в конкретных социологических исследованиях. Пути постижения журналистом сути происходящего: от здравого смысла – к применению научных знаний в функции теоретических методов познавательной деятельности. Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация. Методы предъявления информации, используемые для воплощения образного и нормативного рядов: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление. Значение принципа дополнительности в использовании методов журналистского творчества.
Технические средства в процессе журналистского творчества. Навыки работы с техникой – важное условие оптимизации творческого процесса. Использование техники на стадии познавательной деятельности журналиста. Традиционная журналистская оргтехника, применяемая для фиксации сведений и хранения информации. Возможности, которые открывают перед журналистами новые технические средства: электронные блокноты, цифровые диктофоны, цифровые камеры и т.п. Использование техники на стадии создания текста. Сочетание традиционных и новых технических средств, применяемых в процессе решения задач, связанных с переработкой и объективацией информации. Перспективы, открываемые перед журналистикой использованием компьютеров и компьютерных сетей. Проблемные ситуации, возникающие в этой связи.
Организация работы редакции. (4 часа). Система организации редакционного процесса, его субъекты – учредитель, издатель, редактор. Издательский дом – понятие, социально-правовой статус, роль и место в системе медиапроцесса, структура. Редакция как организационно-производственное подразделение, ее творческие задачи. Редакторат, его задачи и функции. Секретариат редакции, его задачи и функции. Отдел редакции, его структура и организационно-творческие задачи. Технические службы редакции газеты. Кадровая редакционная политика, принципы формирование кадров и специфика управления ими. Права и обязанности заведующего отделом, его работа с творческим коллективом. Корреспондент редакции, специфика его творческой деятельности. Производственный редакционный цикл: последовательность подготовки оригинала материала и подготовки оригинал-макета. Этап сдачи номера в типографию.

Примерный план практического занятии для студентов, обучающихся по ДОТ


Задание 1. Работа с понятийным аппаратом. Задание предусматривает самостоятельную работу и последовательное обсуждение основ знаний, необходимых журналисту, применение их на практике.
Дополните фразы:

1. направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте с отвлечениями от всего остального есть наше...

2. наше восприятие мира связано с культурой, к которой мы принадлежим, с...

3. итогом размышлений журналиста часто являются образы, которые служат...

4. журналисту в беседах с героями своих будущих произведений часто приходится использовать такие свойства психики, как...

5. типичные способы реагирования человека на жизненные обстоятельства называют характером, он имеет индивидуально-психологические особенности...


Задание 2. Анализ журналистских (преимущественно аналитических) материалов.
Задание предусматривает анализ журналистских произведений аналитического характера. Студентам предлагаются материалы для самостоятельного анализа и обсуждения. Основная тема - психологические особенности создания указанных материалов.

Вопросы к экзамену для студентов, обучающихся по ДОТ

 

1. Социальная роль журналистики.

2. Профессиональные качества журналиста.

3. Типология современных периодических изданий.

4. СМИ как комплекс продуцирования и распространения информации.

5. Журналист в информационной среде.

6. Кадровая редакционная политика, принципы формирование кадров и специфика управления ими.

7. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста.

8. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек.

9. Рождение журналистской темы

10. Замысел журналистского произведения и накопление информации.

11. Планирование познавательного процесса (авторская позиция, авторская версия, авторская концепция)

12. Природа и назначение факта в журналистском произведении.

13. Факт в информационных жанрах.

14. Факт в аналитических жанрах.

15. Факт в публицистических произведениях.

16. Журналистский текст: определение, свойства, структура

17. Выразительные средства текстообразования в журналистике

18. Композиция журналистского текста: понятие и наиболее типичные виды.

19. Новость в СМИ: параметры и структура.

20. Авторская позиция и этика в интервью.

Основная литература для студентов, обучающихся по ДОТ

1. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие. СПб., 2004.

2. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

3. Мельник Г. С., Ким М. Н., Методы журналисткой деятельности. СПб., 2008.

4. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2009.

5. Мельник Г.С., Виноградова С. М. Деловая журналистика. СПб., 2010.

6. Мисонжников Б. Я., Юрков А. А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2003.

7. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 2010.

8. Тимченко И. С. Авторская колонка в современных СМИ. СПб., 2011.

9. Шкондин М. В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000.

10. Шкондин М. В. Системная типологическая модель СМИ. СПб., 2002.


Дополнительная литература для студентов, обучающихся по ДОТ

1. Волковский Н.Л., Гришанина А.Н. Психология журналистики.Спб., 2010.

2. Журналист в поисках информации / Под ред. А. К. Симонова. М., 2004.

3. Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. Ростов н/Д, 1999.

4. Засурский Я. Н. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.

5. Зиновьев И. В. Журналистика современной России через призму философии диалога // Русская философия: историко-философские дескрипты: к 75-летию проф. Б. В. Емельянова / науч. ред. А. В. Перцев. Екатеринбург, 2010. С. 325-342.

6. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

7. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

8. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005.

9. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.

10. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

11. Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М., 2000.

12. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

13. Сетевые СМИ российского мегаполиса / Под ред. И.Н.Блохина, С.Г. Корконосенко. СПб., 2011.

14. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.,2000.

15. Шум Ю. А. Журналистское расследование: от теории к практике. М., 2002.

16. Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией. М., 2008.

Справочные издания

1. Большой академический словарь русского языка. Том 9. М., СПб. 2006.

2. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2001.

3. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. КПСУ, 2002.

4. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М., 2003.

5. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Пер. с англ. М., 1998.

6. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог, 2010.

 

 

Тестовые задания для подготовки к экзамену

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.071 с.)