Правила выполнения письменных работ (газетных публикаций и контрольных тестовых работ)




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила выполнения письменных работ (газетных публикаций и контрольных тестовых работ)



Каждая публикация должна быть написана в определенном газетном жанре (в информационных и аналитических). Текст должен быть написан грамотно, отвечать нормам русского литературного языка. Содержание текстов должно отличаться актуальностью, социальной направленностью, отражать волнующие молодежь проблемы, отвечать духу студенческих изданий. Основные требования к подготовленному для публикации тексту: своевременность, доступность, этичность, полнота, представительность, достоверность, новизна. Подготовленные тексты обсуждаются по данным критериям на практических занятиях. Из них формируются номера газеты. За материал, не опубликованный в газете, баллы не начисляются. Не вовремя выполненная работа не засчитывается, т.к. не попадает в номер.

Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение применять полученные знания на практике. Объем внутрисеместровой контрольной работы рассчитан на 2 академических часа.

Задания к самостоятельной работе № 1-3
I. Тема: «Установочная сессия для студентов заочного отделения». Подготовить:
• новость
• информационный отчет
• интервью
• обзор
II. Тема: «ВЖГУ им. И.Жансугурова открылась магистратура». Подготовить:
• рекламный текст
• опрос «Зачем люди идут в магистратуру?»
• нарисовать портрет магистранта ЖГУ
• анонс
III. Тема: «В ЖГУ создали Высшие журналистские курсы». Подготовить:
• аннотацию программы курсов
• разъяснения подписанного Договора со слушателями
• репортаж с занятий
• интервью с руководителями проекта

Вопросы к экзамену

1. Профессиональное творчество и его особенности в журналистике.

2. Предмет и задачи курса. Творческие парадигмы. Познавательные комплексы курса.

3. Теоретические и практические исследования вопросов творчества в журналистике.

4. Медиа-творчество и его особенности.

5. Кретивность в системе профессиональной деятельности журналиста.

6. Компетенции и компетентность журналиста как основа профессионализма в творчестве.

7. Журналист как творческая личность.

8. Творческий процесс в журналистике. Общие характеристики и функциональные особенности.

9. Слагаемые творческой деятельности журналиста: субъект, предмет, объект.

10. Стадиальный характер журналистского творчества. Операции и задачи.

11. Коммуникация как творчество.

12. Ролевые характеристики коммуникационного творчества в журналистике. Общение как творческий процесс.

13. Коммуникационные задачи в журналистике. Принципы решения.

14. Нормы и правила коммуникации. Регуляция творческого поведения журналиста.

15. Слагаемые журналистского мастерства. Ступени мастерства журналиста

16. Психология творческого процесса в журналистике.

17. Новизна журналистской информации как фактор творчества.

18. Познавательная деятельность как основа журналистского творчества

19. Ценностные критерии журналистского творчества.

20. Цели журналистской творческой деятельности.

21. Деятельность и творчество в журналистике: диалектика понятий.

22. Структура журналистского творческого процесса.

23. Текст в журналистике как продукт творчества. Философия текста.

24. Интуиция в журналистском творчестве.

25. Технические средства в журналистском творчестве.

26. Специфика компьютерного творчества.

27. Тенденции развития электронного творчества в журналистике.

28. Обобщенная характеристика способа журналистского творчества. Понятие «способ деятельности» в журналистике.

29. Рациональное и интуитивное в журналистике.

30. Типология методов в журналистике.

31. Методы познания действительности в журналистской деятельности.

32. Методики и методические приемы журналиста.

33. Особенности деятельности современного журналиста.

34. В. Гиляровский как субъект творческой деятельности.

35. Особенности творческого стиля М. Кольцова.

36. Особенности творческого стиля А. Аграновского.

37. Слагаемые индивидуального стиля в журналистике.

38. Менеджмент и самоменеджмент в журналистском творчестве.

39. Стиль журналистского творчества. Понятие индивидуального стиля.

40. Журналистский текст как система коммуникации.

41. Разновидности текстов в СМИ.

42. Элементы содержания журналистского произведения.

43. Модели журналистских материалов.

44. Семиотика журналистского текста.

45. Методики НЛП в системе СМИ.

46. Этические нормы творчества журналиста.

47. Правовые системы регулирования деятельности журналиста.

48. Функциональные особенности творческой деятельности журналиста

49. Методы порождения текста в журналистике.

50. Критерии журналистского мастерства.


Литература

Базовый учебник
Лазутина Г.М. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2008.

Основная
Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. - Казань: Изд.воКазанск. гос. ун-та, 2007.
Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная
Барт Р. Избранное. Семиотика. Поэтика. - М., 2008.
Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. - М., 1985.
Гуревич П.С. Приключения имиджа. - М., 1991.
Дорощук Е.С. Деятельностная модель журналистики. - Казань, Набережные Челны, 2002.
Медиа-творчество. - Казань: УНИПРЕСС, 2002.
Мельник Г.С. MASS MEDIA: Психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. - М.: РИП-Холдинг, 2005.
Олешко В.Ф. Психология журналистики. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000.
Свитич Л.Г. Феномен журнализма. - М., 2000.
Тертычный В.М. Психология публицистического убеждения. - М., 1989.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М., 1999.

Приложение

Формат деловой игры «Читательская конференция»1
Основные цели:

  • Приобщение студентов к самостоятельному изучению литературы по истории культуры, психологии творчества, религиоведению, теории литературы, информатике, социологии, языкознанию для расширения общетеоретической базы освоения профессиональных дисциплин;
  • ориентирование на практическое применение фундаментальных знаний в журналистской деятельности;
  • овладение навыками профессионального журналистского анализа первоисточников информации.


Подготовка к деловой игре
Студентам предлагается специальный список литературы, который системно охватывает профессиональные проблемы, возникающие на стыке журналистики и фундаментальных научных дисциплин. Каждая книга – признанное достижение в своей области и одновременно доступное и даже увлекательное чтение для журналиста с его универсальным типом мышления.
Студент должен выбрать из списка одну монографию и прочитать ее за две недели. Два или несколько студентов не могут выбрать одну и ту же книгу. Принцип выбора: один студент – одна книга. Одна книга – один студент. Замысел игры предполагает высокий темп и полную самостоятельность работы студента над монографией, чтобы на «Читательской конференции» состоялся обмен информацией по возможно более широкому кругу рекомендованных произведений.
Каждый участник деловой игры должен будет сообщить, какие теоретические положения из прочитанной им монографии могут быть полезны журналисту практически, в момент непосредственной подготовки материала к публикации или при освоении какого-либо приема профессионального творчества. В результате обмена мнениями студенты получают ориентированную на профессиональные потребности информацию о содержании каждой книги из предложенного списка литературы. Таким образом, студент получает возможность убедиться в том, что хорошая теоретическая разработка способна помочь журналисту в момент практических затруднений, и он сможет в будущем выбрать из перечисленных изданий те монографии, которые отвечают его собственным профессиональным устремлениям.
На подготовительном этапе требуется внимательное прочтение избранной книги, не школярское, а профессионально-журналистское, то есть ориентированное на аналитко-рекомендательную презентацию в форме публичной устной импровизации. Следует поэтому заранее систематизировать свои впечатления, может быть и не фиксируя их письменно, но так, чтобы четко ответить себе на следующие вопросы:

 

1. Кем, когда, в каких обстоятельствах была опубликована прочитанная монография, какой общественный резонанс вызвала и какое место заняла в рейтинге мировых шедевров?

2. Какие именно теоретические положения, чем и как могут помочь журналисту в решении его профессиональных проблем?

3. Какие конкретные моменты описания проблемы, разработки темы, аргументации, обобщения, содержания, а так же особенности изложения (примеры, аналогии, афоризмы и т.п.) запомнились так, что ими можно оперировать, не обращаясь всякий раз к конспекту или первоисточнику?

4. Стоит или не стоит журналисту тратить время на тщательное изучение данной монографии?

Организация деловой игры
Каждому участнику предоставляется «600 секунд» для рассказа о прочитанной монографии в режиме «прямой эфир». Контроль осуществляется по секундомеру. Превышение или неиспользование лимита времени в равной мере считается технологической ошибкой.
Чтобы задать полемический тон игре, первые два выступления поручаются участникам, пришедшим к прямо противоположным мнениям относительно ценности теоретических разработок для журналистской практики, одного из которых можно было бы назвать «адептом науки», другого – «скептиком».
«Адепт» излагает характерный пример прямого использования научной разработки при подготовке журналистского текста или овладении конкретным профессиональным приемом и обосновывает этим свое суждение о практической ценности прочитанной монографии.
«Скептик» рассматривает характерный пример неудачного применения научной разработки для подготовки журналистского текста или выполнения конкретного приема профессиональной деятельности, и на этом основании говорит об очевидной бесполезности для журналистской практики одной из рекомендованных книг.
Сообщения «адепта» и «скептика» должны следовать без перерыва одно за другим. У них единая задача: обозначить возможности и пределы применения теоретического знания непосредственно в журналистской публикации. Однако полярное противопоставление их суждений – необходимая условность, чтобы никто не боялся отрицательных оценок, так же как и положительных. Важно только продуманно и основательно аргументировать свою точку зрения. Каждый из остальных участников должен высказать свое мнение столь же определенно и аргументированно.
Чтобы поддержать игровой тонус, одному из участников поручается роль «парадоксалиста»: он будет задавать выступающим каверзные вопросы, выявлять необоснованность тех или иных утверждений, требовать уточнений, стараясь взглянуть на вещи с неожиданной стороны. Его иронические реплики и альтернативные оценки должны стимулировать всех остальных участников тоже задавать каверзные вопросы выступающим. Деловая игра должна стать формой интенсивного обмена информацией в условиях неожиданно возникающих шумов при недостатке времени.
Преподаватель контролирует соблюдение формата деловой игры, обобщая результаты дискуссии, и подводит общий итог.
Выступление студента на «Читательской конференции» оценивается как превентивный ответ на один из вопросов экзаменационного билета. В случае неучастия в обсуждении или неудовлетворительной оценки преподаватель обязан повторно на экзамене проверить умение студента работать с научной литературой.

Примерный список литературы
Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977.
Ауэрбах С. Мимесис. – М.,1974.
Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1963.
Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. – М., 1965.
Боно Э. Рождение новой идеи. – М., 1976.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1965.
Винокур Г. Культура языка. – М.-Л., 1929.
Выготский Л. Психология искусства. – М., 1972.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
Конрад Н. Запад и восток. – М., 1972.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1931.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1987.
Лихачев Д.С. и др. Смех в Древней Руси. – Л., 1984.
Миллер Дж. Магическое число 7+2 // Инженерная психология – М.: Прогресс, 1964.
Московичи С. Машина, творящая богов. – М., 1998.
Московичи С. Век толп. – М., 1998.
Платон. Избранные диалоги. – М.: Искусство, 1965.
Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. – М., 1965.
Пропп В. Морфология сказки. – Л., 1969.
Рыбаков Б. Язычество древних славян. – М., 1981.
Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. – М., 1982.
Сергеич П. Искусство речи на суде. – М., 1981.
Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1987.
Тэрнер В. Ритуал и символ. – М., 1981.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1983.
Фрейд З. Толкование сновидений. – М., 1998.
Фрейд З. Тотем и табу. – М., 1999.
Шафир Я. Газета и деревня. – М.-Л., 1924.
Швейцер А. Культура и этика. – М., 1963.
Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М., 1991.
Юнг К.-Г. Человек и его символы. – М., 1997.
Проводится лектором в часы, отведенные для самостоятельной работы студентов.


Модуль 1. Журналистика новостей

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДУЛЯ 1.
Дисциплина «Мастер-класс журналиста», в соответствии с требованиями к уровню подготовки дипломированных специалистов по специальности «Журналистика», рассматривает особенности работы репортеров, творческие возможности и перспективы на данном направлении литературной работы.
Курс – авторский; он имеет как теоретическое, так и прикладное значение. План курса, по преимуществу, рекомендательный: студенты знакомятся с устоявшимися в профессиональной среде приемами.
Отдельно и подробно рассматриваются работа хроникера, работа репортера над детализированными новостями, репортажами и интервью. В каждом случае представляются литературные формы, в которых воплощается то или иное направление журналистики новостей и соответствующие особенности работа над текстом. Внимание сосредоточено на действенности той или иной литературной формы, прямо зависящей от соответствия применяемых технологических приемов исходному материалу и запросам аудитории.
Цель дисциплины: познакомить студентов с особенностями литературной работы по сбору и оформлению новостей в периодическом издании, помочь освоить технологии подготовки, создания и коррекции журналистских текстов при оперативном сообщении фактов, используя литературные формы, распространенные в прессе.
Задачи дисциплины: помочь студентам уточнить представление о назначении репортерской работы, выработать профессиональные навыки в области журналистики новостей, развить оперативное мышление, уточнить направление собственной творческой работы в прессе.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
– задачи современного репортерства, роль и место журналистики новостей в осуществлении главной функции журналистики как профессии: всесторонне информировать аудиторию ради оказания помощи в социальном ориентировании,
– ведущие методы и приемы создания газетно-журнальных текстов репортерского, «новостного» направления;
понимать:
– специфику и возможности разных жанровых форм журналистики новостей,
– смысл основных рекомендации по структуре новостных произведений и приемам поиска, организации и литературного оформления фактов,
– смысл категорий теории и практики новостной журналистики («news», оперативный повод, информация, воссоздание факта и др.);
осознавать:
– опасности возможного искажения сути факта при его превращении в «новость»,
– степень ответственности работы репортера с цифрой, цитатой.ссылками,
– возможность разных психологических и социальных эффектов выступлений репортера, вплоть до провоцирования (пусть невольного) социальных конфликтов при нагнетании эмоций;
уметь:
– профессионально точно и ответственно выступать в разных жанрах новостной журналистики,
– распознавать разные уровни качества репортерского труда,
– самообучаться, ориентируясь на современную практику.

3. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Все темы лекций разрабатываются на семинарских и практических занятиях, которые ведут преподаватели в группах. Изучение дисциплины предполагает необходимость активной самостоятельной работы студентов: составления «досье» из фрагментов текущей периодики, иллюстрирующих формы и методы труда современных журналистов, подготовки контрольных работ по всем разделам программы.
Аудиторные занятия: лекции, семинары, практические занятия, включающие и работу над текстами, опубликованными в прессе (творческое редактирование: изменение композиции, коррекция лидов и пр.), и упражнения в создании собственных текстов, и разбор материалов, отредактированных и написанных студентами и их обсуждение в группе.
Самостоятельная работапредполагает участие в обсуждениях газетно-журнальных публикаций, выполнение практических заданий, подготовку контрольных работ по всем разделам программы, составление «досье» и его постоянное пополнение («досье» – вырезки из текущей прессы, иллюстрирующие формы и методы труда современных журналистов).
Формы отчетности – промежуточный зачет (с оценкой) в течение семестра (аттестация) и завершающий курс экзамен. Обе формы отчетности включают в себя собеседование по предложенным темам, проверку «досье», составленного студентом из публикаций текущей прессы, и обсуждение выполненных контрольных работ.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ 1.
В курсе представлены следующие разделы.
Раздел I. Теория и практика кратких новостей – news
Тема 1. Журналистика новостей в современной прессе
Тема 2. Краткие новости. «Жесткий» вариант
Тема 3. Форма «перевернутая пирамида»
Раздел II. Расширенные новости
Тема 4. Вспомогательные и корректирующие фрагменты новостей: ссылки, цифры, цитаты
Тема 5. Развернутая новость
Тема 6. Детализация новостей
Раздел III. «Картинки» репортера
Тема 7. Наглядная новость
Тема 8. Новость в движении
Тема 9. Сюжет, ритм и стиль репортажа
Раздел IV. Интервью – метод и жанр
Тема 10. Задачи и модели интервью в современной прессе
Тема 11. Интервью: процесс беседы
Тема 12. Интервью на полосе

5. ПРОГРАММА МОДУЛЯ 1.
Вводная лекция
Запросы аудитории как стимулы развития и коррекции жанровых форм; зависимость журналистской практики от типа и общей линии издания. Особенности литературной работы репортера. Связь творческих проблем с рядом общепрофессиональных задач (в том числе с задачей адекватности отображения, точности работы с источниками) и с главной проблемой – информационной безопасности общества.

Раздел I. Теория и практика кратких новостей – news
Ведущие понятия: Информация, коммуникатор, социальное ориентирование, ответственность, технологии, текст, аудитория, news, «человеческий интерес», актуальность, популяризация, оперативность, новостной факт, «жесткая» новость (стиль hard), хроника, емкий абзац, заметка, «перевернутая пирамида», суммирующий лид, комбинированный лид.

Тема 1. Журналистика новостей в современной прессе
Факт и новость.Роль и место новостей в продукции СМИ. Исторические этапы налаживания производства и распространения новостей. Ротация новостей как условие осведомленности и информационной безопасности общества.
Запрос аудитории: «Дайте факт!» и определяющая концепция подачи новостей ­эффект самоочевидности факта.
Отбор и обработка материала.Особенности работы репортера. Факторы, влияющие на обработку и подачу оперативного материала. Источники информации, их сопоставление и уточнение.
Искомое качество новостей.Понятие «новость». Факторы, влияющие на обработку и подачу новостей. Эффект самоочевидности события. Вынужденное и преднамеренное комбинирование новостей, их проблемно – тематический спектр. Cпециализации репортеров. Требования к качеству продукта для рынка информации.

Тема 2. Краткие новости
История формы «Краткая новость» (Первые информационные агентства и их продукция; пресса и коммерция; информационные войны ХХ в.).
Отбор фактов. Классические элементы новости, пригодной для прессы. Критерии: своевременность, неожиданность, «повышенная значимость», «человеческий интерес», «новость для моей аудитории». Вспомогательные критерии отбора: повышенная конфликтность происшествия, «имя или статус» персонажа.
Проблемы объективности («приемлемой правдивости») сообщения и пути их решения.
Современная форма «жестких» новостей (hardnews). Информативный и оперативный поводы к сообщению. Повышенная оперативность отклика в форме краткой новости, понятие «последней черты» (deadline). Источники информации, их сопоставление и перепроверка.

Тема 3. Форма «перевернутая пирамида»
История идеи. Схема расположения материала по убывающему интересу. Трансформация графической формы «перевернутой пирамиды. Суммирующий лид и его варианты. Рейтинг шести элементов. Лид – затянутая идентификация и немедленная идентификация. Комбинированный лид. Структуры: «новость одного элемента» и «составной» вариант. Ошибки «суммирующеголида».
Проблемы, связанные с осуществлением требований краткости, компактности и «внятности», понятности текста кратких новостей. Задачи саморедактрирования. Упрощение терминов, борьба с «индюкословием». Емкий абзац и его варианты.

Раздел II. Расширенные новости
Ведущие понятия: Атрибуция, прямая ссылка, косвенная ссылка, «затемненный источник», timeelement, цитирование, экспертиза, информационный повод, подробности, расширенная новость, хроникальный отчет, деталь, «мягкая» новость (стиль soft), специальные лиды, новость «с двойным дном».

Тема 4. Вспомогательные элементы репортерских новостей:
ссылки, цифры, цитаты

Атрибуция. Цифры и тайм-элемент. Удостоверенная новость. Атрибутивный лид и его применение.
Прямые ссылки на источник информации. Пояснение и сталкивание источников. «Ссылка-алиби». Ссылки на источник мнения, варианты атрибуции источника.
Косвенные ссылки. Демонстрация недостаточно уточненных данных (ссылки на слухи, на «обсуждение в кулуарах» и пр.).
«Удостоверенность» (подчеркнутаяфактографичность) событий с помощью цифрового материала. «Магия цифр» и эффект внушения.
Масштаб события. Работа с цифрами и данными статистики. Варианты обработки: сопоставление, пересчет, образная интерпретация.
Цифра как акцент на время. Протяженность, временные рамки события. Сенсационность внезапности. Timeelement в разных функциях; способы передачи, ориентирующий и комментирующий эффекты, уточняющие слова («всего лишь за сутки...», «целых пять дней…»).
Цитата как вспомогательный элемент и как ядро новости. Цитаты краткие и пространные («абзац-цитата»). Прерванная фраза. Косвенная цитата. Композиционные варианты: цитаты на открытии текста и закрывающие абзац. Облегчение цитат.

Тема 5. Развернутая новость
Разворачивание новости за счет «нужных длиннот»: расшифровка имен, терминов, географических названий. Введение анонсирующих сведений в «новостях на завтра».
Форма «расширенная новость». Существенные подробности во второй части «емкого абзаца» и в завершении заметки (фрагмент «возврат к теме»). Развернутые мнения и свидетельства (расширение цитат эксперта и свидетельств очевидца). Расширенная новость как самостоятельное выступление и как повторное выступление по следам новости сигнального типа, заменяющее оперативное комментирование.
Хроникальный отчет как форма расширенной новости-констатации.

Тема 6. Детализация новостей
«Мягкий» вариант новостей. История возникновения и развития формы softnews («мягкая» новость). «Новости из портфеля» как сообщения пониженной оперативности. Основания для выбора именно этой формы в практике журналиста (возвращение к продолжающемуся событию, поиск нового информационного повода; необходимость «подогреть» новость, когда событие важно, но недостаточно самоочевидно; наличие особенно яркого, необычного момента происшествия, которое хочется подчеркнуть; необходимость образного пересказа в научно-популярном сообщении и пр.). Переключение внимания с итогов события на дополнительные сведения. Занимательная деталь. Развитие интриги в «мягкой» новости. Специальные лиды, их варианты и характеристики («сценический», «репортажный», «повествующий» и др.).
«Новость с двойным дном». Деталь и подробность как переосмысление факта. Недавнее происшествие в виде информативного повода для сообщения более важных фактов, встающих за оперативным событием. Возвращение к предыстории, расшифровка обстоятельств. Эффект «комментарий без комментария».

Раздел III. «Картинки» репортера
Ведущие понятия: «Картинки» репортера, внушение, эффект «присутствия», эмоциональное воздействие, зарисовка, trendstory, профессиональное наблюдение, сенсорные детали, эффект «соучастия», событийный репортаж, ролевой репортаж, ритмическая деталь, образная интерпретация, «мелодия» события, воссоздание факта.

Тема 7. Наглядная новость. «Картинки» репортера
Сообщение, опирающееся на наглядный «показ» события. Особенности сбора информации; личные впечатления как основа репортерских зарисовок. Формы и варианты «картинок репортера» в зависимости от характера материала и цели автора (портретные зарисовки, «социальный тип», приключения и путешествия, сезонные зарисовки, «как это делается» и пр.)
Сенсорные детали. Колорит: цвет и свет. Звучащее событие; «слуховая деталь».
Общее и особенное в приемах создания разных зарисовок; сфера их применения (массовые увлечения и причуды, спортивные, научно – популярные, криминальные сообщения, катастрофы и военные события).
Эффект внушения как результат работы репортера наглядных новостей.

Тема 8. Новость в движении. Репортаж
Изменчивость процесса в качестве репортерской новости.
Качества репортера как творческой личности: повышенная эмоциональная отзывчивость, «эмоциональная память», особые качества литературного таланта. «Настоящее репортажа», воссоздание ситуации. Определение характера движения и возможности его литературной интерпретации. Наиболее важные этапы и подробности, смена ситуации.
Репортажи событийные, подготовленные и авторизованные. Особенности сбора материала для репортажа. Процесс включенного наблюдения и его результаты. Методы маски и перемены профессии. Авторское «я» в репортаже.

Тема 9. Сюжет, ритм и стиль репортажа
Особая тема, «мелодия» репортажа и событийный повод. Происшествие в разных ракурсах (например, «Репортаж двумя перьями»). Отличие репортажного стиля от других способов изложения факта.
Документальный образ и метафора. Приемы композиции («крупный план», «панорама», «мелькающие подробности»). Ритмическая деталь.
Сюжет репортажа. Репортаж и кинодокументалистика. Фрагменты портрета в репортаже; реплики и поступки как свидетельства эмоциональной обстановки. Наблюдение за наблюдателем; отражение в тексте репортажа поведения и реакций самого репортера.

Раздел IV. Интервью: метод и жанр
Ведущие понятия: Интервью, профессиональное общение, профессиональное наблюдение, майевтика, интонации, реплика, ремарка, «свободное плавание», структуры «воронка» и «перевернутая воронка», вопросы с «открытым» и с «закрытым» концом, вопрос «в досыл», экспертное интервью, «звездное» интервью, интервью-портрет, проблемный диалог, коммуникативное согласие, полемика, принцип равной безопасности.

Тема 10. Задачи и модели интервью в современной прессе
Схожие задачи репортажа и интервью – воссоздание ситуации как живого процесса. Обмен репликами, речевой эпизод в воссозданном наблюдении («роли людей в репортажной картине») и блиц-интервьюирование. Ролевые репортажи и интервью в современной прессе.
Профессиональное общение и задачи интервью. Метод и жанр. Модели интервью. Освоение темы и психологическая подготовка. Заготовки и импровизация. Необходимый «хворост» для беседы. Проблема вопросника – рабочей гипотезы.Типы вопросов.
Основы тактики «дирижирования» течением профессиональной беседы. Функциональные группы вопросов; (вопросы с концом «открытым» и «закрытым»; с вводной частью, «накат вопросов» и др.).
Особенности моделирования. Модели профессионального общения. «Свободное плавание».

Тема 11. Интервью: процесс беседы
Практика интервьюирования: умение слушать и слышать. Наглядная непрерывность беседы. Импровизация подлинная и мнимая. Варианты ответов. Ответ как зацепка для вопроса.
Работа с ответами. Варианты работы со звучащим материалом (его фиксация, приемы немедленной обработки, «заметки на полях» во время беседы).
Журналист – «дирижер» профессиональной беседы. Тактика «дирижирования». Стимулирование повторения ответа. Умолчания и недоговоренности, уклонение от ответа (профилактика, преодоление сопротивления, выравнивание ситуации). Перехват инициативы: приемлемые «перебивки» и возвращения в русло темы. Уточнения по ходу беседы. Варианты «подсказок», договаривание. Временная передача инициативы партнеру. Контр- ходы, конфликтные и разоблачающие вопросы. «Роли» и «маски» интервьюера.

Тема 12. Интервью на полосе
Типы интервью и их особенности. Экспертные интервью. Проблемная дискуссия. Беседы с очевидцами: импровизационные возможности, этические проблемы. Блицинтервью и пресс-конференции. «Звездные» интервью: игровая обстановка, интонации, эффект «фехтования». Разоблачительные интервью; приемы «маски» и «открытого забрала». Психологический портрет.
Наглядность воссоздания интервью. Особенности литературной обработки интервью. Коррекция вопросов. Допустимая коррекция ответов. Информационные заходы и «врезы». Прием «открытое забрало» в процессе интервью и его отражение в тексте. Подработка и литературная отделка. Фрагменты зарисовок в тексте. Концовка и заголовок.

Заключительная лекция
Вариативность репортерской работы: влияние меняющихся запросов аудитории на стиль и характер литературной деятельности журналиста.
Творческие перспективы современной журналистики новостей.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ 1.

Учебные задания к семинарским занятиям
(Работа с примерами из текущей прессы. Обсуждение и сопоставление разных направлений литературной работы газетного журналиста. Проверка заданий. Упражнения в группах. Контроль за составлением «досье».)
Семинар по темам 1–3
Вопросы для обсуждения

1. Особенности запросов аудитории к работе репортера.

2. Критерии отбора фактов.

3. Разновидности суммирующеголида (простой, составной, комбинированный).

4. Варианты начала сообщения с «кто»: имя, должность, ситуативные характеристики.

5. Употребление заходов «что» (прямо и с «подработкой», в варианте комбинированного лида).

6. Емкость кратких новостей.

Упражнения в аудитории

7. Рассмотреть информационные подборки ежедневной газеты; выделить в материалах «классические элементы новости», определить, какие именно преобладают.

8. Сравнить два варианта подачи одной новости в разных газетах

9. Написать суммирующую фразу (лид), основываясь на сведениях информационного агентства либо телесообщении.

10. Используя данную преподавателем информацию, составить «составной заход» к материалу («лид-дубль»), либо комбинированный заход («что-почему», «что-как»).

11. Переписать предложенную заметку, сделать ее яснее. Возможно, изменить лид, сжать цитату, переиграть цифру, упростить язык, пояснить отдельные слова, названия, титулы.

12. Существенно сократитьновость, выбранную самостоятельно из текущей периодики (принцип отбора: ощутимая излишняя многословность автора, неумение придать материалу законченную форму). Обосновать необходимость сокращений.

Семинар по темам 4–6
Вопросы для обсуждения

13. Возможности и этические границы употребления ссылок «конфликтных» и ссылок на слухи и непроверенные данные.

14. «Тайм-элемент» в спортивной и в криминальной хронике.

15. Цифры и статистика в деловой новости.

16. Смысл расширения новостей. Сохранение требований емкости и компактности произведения.

17. Форма «Новость с двойным дном».

18. Особенности подготовки сообщений в «мягком» варианте. (Исходный материал, проблема оперативности)


Упражнения в аудитории

19. Предложить новый вариант заметки, опубликованной в газете, изменив форму подачи статистики (выделить «ударные цифры», применить пересчет, образную обработку цифр).

20. Сократить цитаты в предложенном сообщении, использовав разные приемы «облегчения цитат» (пересказ, сокращение по словам).

21. Сопоставить ссылки на источник информации, приведенные в разных публикациях на одну тему.

22. Рассмотреть примеры расширения новости за счет цитаты эксперта.

23. Рассмотреть пример политической новости в существенных подробностях.

24. Превратить «жесткую» новость из текущей прессы в «мягкую», изменив композицию и лид.

Семинар по темам 7–9
Вопросы для обсуждения

25. Задачи и возможности использования детали в «мягкой» новости и в репортерской «картинке» (зарисовке).

26. «Затяжные» (интригующие) лиды и их разновидности.

27. «Авторские» лиды зарисовок и «мягких» новостей; основания для их применения.

28. Особенности научно-популярных репортерских сообщений.

29. Стиль и ритм репортажа.

30. «Эффект присутствия» и «эффект соучастия».

31. Лица сквозь факты (поступок, реплика, сценка).


Упражнения в аудитории

32. Описать по памяти свои ощущения в связи с каким-то знаменательным событием, обратив внимание на выразительные «сенсорные» детали (цвет, свет, звук).

33. Предложить (письменно) несколько способов, как можно передать замедленный ритм, ритм «хаоса», «марша» и т. п. (подобрать соответствующие глаголы, ритмические детали, метафоры).

34. Продолжить работу над картинкой: «Станция метро», добавив ритмически различающиеся фрагменты: «Прибытие поезда», «Отправление поезда», «Эскалатор».


Семинар по темам 10–12
Вопросы для обсуждения

1. Модели интервью и структура вопросов.

2. Особенности собеседников, влияющие на специфику работы журналиста и типы интервью.

3. Особенности обстановки, влияющие на специфику работы журналиста.

4. Границы и возможности «дирижирования» беседой.

5. Специфика «звездных» интервью: обстановка и интонации, совместная работа над «имиджем» известного человека.

6. Разоблачительные интервью: соблазны и опасности, особенности подготовки и проведения интервью, тон беседы.

7. Границы и возможности «доработки» интервью при его литературном оформлении.

Упражнения в аудитории

1. В опубликованном интервью отметить моменты перебивок и подсказок, оценить качество и этическую точность работы.

2. «Измените течение беседы». (Предлагается текст, в котором есть «уводящий» ответ либо слишком пространный, расплывчатый.Надо найти место для «личного вопроса».)

3. Найдите место для «подсказок» в помощь собеседнику.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.023 с.)