Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для выполнения на берегу реки и на воде

Поиск

Спортивные занятия на берегу ре­ки исключительно полезны для здоро­вья, так как они сочетаются с сол­нечными, водными и воздушными ван­нами. Наиболее удобное для занятий время:

утром — с 9 до И часов,

вечером — с 17 до 19 часов.

Все индивидуальные и парные уп­ражнения «Азбуки акробатики» мож­но с успехом выполнять на берегу реки. Кроме них в играх и трениров­ках изучайте прыжки в воду и другие разнообразные упражнения.

Ходьба в стойке на руках. Это одно из наиболее интересных и необ­ходимых для акробата упражнений: оно укрепляет мышцы рук, туловища, совершенствует деятельность сердеч­но-сосудистой и дыхательной системы. К этому можно добавить, что каждый желающий научиться ходить на руках должен проявить силу воли, настойчи­вость и упорство, прежде чем сумеет сделать хотя бы 10 шагов.

Желающих научиться ходить на руках много. Почему же так мало умеющих ходить на руках? Дело в том, что попытки идти на руках де­лаются, как правило, без предвари­тельной подготовки, которая совер­шенно необходима и быстрее приве­дет к цели. Познакомьтесь с упраж­нениями, которые помогут вам осво­ить ходьбу на руках:

а) ходьба на руках в упоре лежа
с поддержкой партнера за голени
(рис. 68, а);

б) то же в стойке на руках (рис,
68, б);

в) ходьба на месте в стойке на
руках у стены (10—30 переступаний).

После освоения этих подводящих


 

упражнений, можно переходить к изу­чению ходьбы на наклонной площад­ке, то есть опускаться с едва замет­ного возвышения.

Затем изучается ходьба на ровной площадке, а с целью совершенствова­ния проводятся такие соревнования;

— кто пройдет дальше?

— кто пройдет быстрее 5, 10, 20 м?

— кто дольше промарширует на
руках?

— кто точнее пройдет по кругу,
квадрату и т. д.?

Передвижение колесом. Ребята, выполняющие подряд 2—4 колеса, могут провести ряд интересных и по­лезных соревнований:

— кто дальше уйдет, сделав рав­
ное количество колес?

— кто быстрее пройдет колесом
до финиша?

— кто ровнее сделает 3—5 колес
по проведенной прямой линии?

Опорные прыжки. Прыжки через стоящего в наклоне товарища выпол­няют многие ребята. Попробуйте ус­ложнить их, применив согласованный (одновременный) толчок прыгающего и создающего опору, а затем, добив­шись высокого взлета, прыгните под­ряд (не останавливаясь) через 2— 3 партнеров.

Последовательность изучения (рис. 69):

а) прыжок ноги врозь, толкаясь о
лопатки партнера;

то же, но стоящий в наклоне парт­нер делает согласованный толчок, уве­личивающий высоту взлета;

б) то же через 2—3 партнеров в
темпе (не останавливаясь и без до­
полнительного разбега);



Рис. 69


в) прыжок ноги врозь и согнув ноги через партнера, стоящего в том же положении, но боком к прыгающе­му. То же, применяя согласованный толчок. То же через 2—3 партнеров в темпе.

Прыжок через 2 партнеров, стоя­щих лицом друг к другу в наклоне вперед. Через это построение выпол­няются прыжки ноги врозь и согнув ноги. При выполнении их согласован­ным толчком всех трех участников необходимо позаботиться о безопас­ности приземления (взрыхлить грунт,


прыгать на мат или с берега в воду), так как высота полета значительно увеличивается.

Полет дугой с берега в воду: а) двое берут исполнителя, лежа­щего на лопатках согнув ноги, за кисти или за кисть и под плечо, а затем рывком бросают его с берега в воду (рис. 70). Во время рывка исполнитель прогибается и делает вход в воду ногами. Для увеличения продолжительности полета это упраж­нение можно сделать после 2—3 пока­чиваний;


 


Рис. 71

Рис. 70

б) из основной стойки с поддерж­кой партнерами за кисть и под плечо прыжок назад в вис согнувшись (рис. 71) или согнув ноги и движени­ем вперед полет дугой в воду. Это уп­ражнение более сложно по согласо­ванности движений 3 партнеров, но вполне доступно.

Борьба на воде Две пары акроба­тов встают на плечи. Нижние удержи­вают верхних за голени. Верхние сое­диняют руки, пытаясь сбросить друг друга в воду (рис. 72). Побеждает па­ра, устоявшая на плечах.

Прыжки в воду с соединенных рук 2 или 3 партнеров. Этот способ брос-


 

ков является наиболее легким и удоб­ным: двое соединяют кисти рук хва­том за запястья, причем каждый бе­рется правой рукой за свою руку, ле-



Рис. 72

вой — за правую руку партнера (рис. 73). Такое соединение рук акробаты называют «квадрат» или «четыре» (например, броском с четырех; сальто на четыре и т. д.). Третий партнер, который подставляет свои руки под квадрат, необходим при прыжках в воду потому, что мокрые руки могут соскользнуть и, кроме того, бросок начинается из воды, следовательно, он будет слабее обычного, а третий партнер его усилит.


Рис. 73

Подводящие упражнения. Вначале партнеры отрабатывают согласован­ность действий: исполнитель прыжка встает на руки партнеров, поддержи­ваясь за их плечи, выпрямляется и, почувствовав готовность, приседает и прыгает вверх (без продвижения впе­ред или назад). Бросающие должны внимательно следить за действиями прыгающего: слегка присесть вместе с ним и подбросить его плавно и силь-


но ровной площадкой, одновременно с его прыжком. После броска хват разрывается, бросающие отходят на полшага назад и поддерживают ис­полнителя, если он спрыгивает неров­но. Далее начинается обучение прыж­кам вперед, затем назад. Вход в воду ногами с выпрямленным телом.

Последовательность изучения прыж­ков в воду (рис. 74):

а) прыжок вверх-вперед, группиру­
ясь в воздухе и выпрямляясь; то же.
прыгая вверх-назад;

б) прыжок вперед-вверх и вход
в воду головой (полуоборот вперед);

в) прыжок вверх-назад с поворо­
том на 180° и вход в воду головой
(полуоборот назад с полвинтом);

г) сальто вперед в группировке (из
и. п. руки вверх);

д) сальто назад в группировке;

е) сальто назад прогнувшись. Для
сальто прогнувшись бросок должен
быть значительно сильнее.

Прыжки в воду с плеч. Вход на плечи разучивается вначале на берегу. Для прыжков в воду наиболее удобен вход на плечи сбоку, но следует учесть, что нижний должен приседать несколько глубже, чем на берегу, так как при недостаточном приседании нога верхнего будет соскальзывать. Чтобы освоить согласованность на во­де, необходимо выполнять прыжки с плеч вверх-вперед и прыжки с плеч вверх-назад с продвижением на шаг от партнера, делая их высоко и с ров­ным входом в воду ногами.

Последовательность разучивания (рис. 75):

а) прыжок вперед в группировке.
Прыжок назад в группировке,

б) прыжок вперед-вверх и вход
в воду головой (полуоборот вперед);

в) прыжок вверх-назад с поворо­
том на 180° и вход в воду головой
(полуоборот назад с полвинтом).

Прыжки в воду броском партнера. Эти прыжки вполне доступны для ре­бят, имеющих небольшую акробати­ческую подготовку, но хорошо под­бросить может только сильный парт­нер. Если вы купаетесь на реке вместе с отцом или старшим братом, то они могут стать для вас хорошими парт­нерами.



Рис. 74 (Продолжение рис. на стр. 52)

Последовательность разучивания в воде. Исполнитель лежит на воде

(рис. 76): вытянувшись, руки вверх; бросающий

а) освоение скольжения на воде и толкает его под ступни. Задача —


Рис. 76(Продолжение рис. на стр. 53) 52



дольше проскользить над водой или под водой без движений;

б) прыжок выпрямившись броском
под ступню. Исполнитель толкается
ногой о соединенные на бедрах руки
бросающего и прыгает вверх-назад;

в) прыжок вверх-вперед через
партнера броском под ступню;

г) прыжок через партнера броском
под живот, вход в воду головой;

д) прыжок вверх-вперед через
партнера броском под ступню и вход
в воду головой;

е) сальто назад броском партнера
под ступню.

 

Упражнения для занятий во дворе

 

Прыжки с автокамеры или трам­плина. Прыжки с использованием автокамеры или трамплина являются отличным средством тренировки орга­нов равновесия и ориентировки в про­странстве. С их помощью значительно облегчается освоение прыжков типа сальто. Выполнять такие прыжки сле­дует на поролоновые маты, сено или солому. Сена или соломы нужно за­готовить столько, чтобы сделать воз­вышение высотой 70—80 см, длиной около 3 м, а шириной около 2 м. Что­бы камера не подпрыгивала во время прыжков, очередной исполнитель при­жимает к земле ее противоположный край.

Подводящие упражнения:

а) прыжки вверх-вперед и вверх-назад для изучения свойств трампли­на или камеры, добиваясь высокого выпрыгивания (рис. 77);


Рис. 76

Рис. 77



б) то же, группируясь в воздухе
и разгруппировываясь перед призем­
лением;

в) прыжки вверх-вперед и вверх-
назад с поворотом на 180°;

г) кувырок вперед прыжком на
возвышение.

Прыжки на спину (рис. 78):


а) выпрямившись;

б) группируясь и выпрямляясь.
Прыжки на живот (рис. 79):

а) выпрямляясь;

б) группируясь и выпрямляясь;

в) с поворотом (исполнитель стоит
спиной к месту приземления и прыгает
вверх-назад с поворотом на 180° вы­
прямившись).

Сальто вперед в группировке (рис. 80):

а) с места из положения руки


Рис. 78



Рис. 79

 




 


 



Рис. 81

вверх; то же после предварительного прыжка вверх на месте;

б) то же после прыжка вперед с одной стороны камеры на другую.

Сальто назад (рис. 81):

а) сальто назад выполняется из
положения руки внизу сильным махом
рук вверх, одновременно выпрыгивая
вверх и группируясь после окончания
маха. При изучении сальто обязатель­
на страховка вдвоем ручным поясом;

б) сальто назад согнувшись.

Прыжки на подкидной доске. Пос­ледовательность изучения прыжков (рис. 82):


Рис. 82



а) подводящие упражнения. Не
спрыгивая с доски, сделать 10—.
15 прыжков в одинаковом темпе, по­
степенно увеличивая высоту взлета
Четкое и уверенное исполнение таких
прыжков позволяет переходить к изу­
чению более эффектных способов от­
бивания;

б) отбивание с разбега. Отбиваю­
щий встает за исполнителем прыжка,
чуть левее или правее его. С разбега
отталкиваясь одной ногой с середины
доски (над подставкой), прыгает на
приподнятый край доски, подбрасывая
партнера вверх. Исполнитель должен
очень тонко чувствовать конец прыж­
ка отбивающего и уверенно оттолк­
нуться вверх. Согласованность прыж­
ков приобретается не сразу и при за­
мене одного из партнеров может вновь
потеряться, поэтому желательно, что­
бы пары были постоянными;

в) отбивание с возвышения. Стул,
табуретка или более высокая подстав-


ка ставятся на расстоянии шага от приподнятого края доски. Отбиваю­щий встает на подставку и, прыгая на доску, отбивает исполнителя вверх;

г) исполнение акробатических пры­жков с доски. После того как прыжки будут выполняться уверенно, четко и высоко, можно переходить к изуче­нию с подкидной доски элементов, ко­торые уже знакомы нам по прыжкам в воду, прыжкам с трамплина или автокамеры. Прыжки с доски выпол­няются на поролоновые маты или стог сена. Страховка исполнителей обяза­тельна. Она осуществляется ручным поясом, а впоследствии и без пояса двумя страхующими. Способ отбива­ния должен быть наиболее удобным для исполнителя.

Ходьба на ходулях. Это интерес­ный вид развлечений и отличная тре­нировка органов равновесия.

К доске, бруску или жерди крепит­ся двумя болтами, шурупами или гво­здями подставка для ног. Высота этой подставки от пола может быть раз­личной: от 20 см для детей младших


Рис. 83

Рис. 84 56


классов до 60—100 см для старших школьников. Верхняя часть бруска должна слегка возвышаться над пле­чом (рис. 83).

Упражнения на ходулях:

а) ходьба;

б) повороты стоя на месте пересту­
паниями;

в) ходьба на скорость. То же, но
с поворотами;

г) преодоление препятствий;

д) ходьба на скорость с продвиже­
нием назад;

е) борьба — плечом сбить против­
ника и заставить его сойти на землю.

Езда на велосипеде. Любители не­обычной езды могут освоить на вело­сипеде ряд упражнений (рис. 84):

а) езда стоя на педали в равно­
весии;

б) езда лежа животом на седле;


в) езда опираясь ногами на руль;

г) езда без рук;

д) езда спиной вперед.

Езда на велосипеде вдвоем (рис. 85):

а) первый в обычном положении,
второй на багажнике стоя, держась
за плечи; то же, но первый держит
руль одной рукой, другой поддержи­
вает второго (рис. а)',

б) первый в обычном положении,
второй верхом на его плечах (рис. б).
Вход сзади с багажника с поддерж­
кой за голову первого;

в) первый сидит на седле, второй
на руле лицом к первому, соединив
с ним руки (рис. в);

г) первый сидит на седле, второй
в упоре лежа, руки на руле, ноги на
плечах первого (рис. г).


 


Рис. 85



Клуб любителей акробатики


Это здорово

— Класс, равняйсь! Смирно! Анд­
рей Иванович, на первом уроке физ­
культуры шестой класс присутствует
в полном составе. Докладывает де­
журный Соловьев!

— Здравствуйте, ребята! Поздрав­
ляю вас с началом нового учебного
года! Надеюсь, он принесет вам нема­
ло спортивных успехов. Вы, наверно,
знаете, что в вашем классе многие
ребята увлеклись акробатикой. Так
вот, в календарь областных соревно­
ваний школьников, которые будут про­
ходить в Ярославле во время весен­
них каникул, включена акробатика.
Я познакомился с программой сорев­
нований и узнал мнение Бориса Пав­
ловича, который шефствует над наши­
ми акробатами. Он уверен, что Пав­
лов, Соловьев, Климова и Мосошина
смогут освоить программу третьего
спортивного разряда в парной акроба­
тике. Добавлю к этому, что несколько
человек из вашего класса в состоянии
изучить разрядные упражнения в пры­
жках, и если мы объединимся с ребя­
тами из других классов, то подгото­
вим полную команду. Каково ваше
мнение?

— Это здорово! — сказал Петя. —
Тренироваться всем вместе, а потом
поехать в Ярославль! Мы сможем
увидеть там настоящих мастеров спор­
та по акробатике, может быть даже
чемпионов страны! Что, ребята, попро­
буем?

— Конечно! Будем тренироваться
столько, сколько потребуется.

— А вдруг что-нибудь не получит­
ся? — сказала Климова.

— Ну, не будем заранее пугаться.


Сходите-ка вы лучше к Борису Пав­ловичу да посоветуйтесь, как органи­зовать тренировки.

Старая-престарая история

— Борис Павлович, правда, что мы
сможем выполнить упражнения III
спортивного разряда по акробатике?—
с ходу, забыв поздороваться, спросил
Петька.

— Да, конечно! Вы пришли узнать
только об этом? А может быть, за­
одно познакомите меня с вашими но­
выми друзьями?

— Это брат и сестра Георгиевы,
Витя учится в восьмом классе, а
Ира — в пятом. Они хотят заниматься
в смешанной паре. А пришли мы к вам,
чтобы посоветоваться, как организо­
вать занятия.

— Хорошо, Саша! Мне все ясно.
Думал я о ваших занятиях. Есть у ме­
ня и некоторые соображения, но преж­
де, чем высказать их, дозвольте рас­
сказать вам старую-престарую исто­
рию, связанную с возникновением са­
модеятельной группы спортсменов-
акробатов.

Началось все с того, что страстные пропагандисты своего вида спорта — акробаты одного областного центра— получили приглашение выступить в ис­правительно-трудовой колонии несо­вершеннолетних. Они часто и безот­казно выступали в школах, клубах, пионерских лагерях, зная, что каждое выступление может привлечь в ряды акробатов новое пополнение, но эта поездка не вызвала обычного энтузи­азма. Начались вопросы: «Для чего это- выступление?», «Кого агитиро­вать?», «Есть ли смысл тратить целый день?» Все же поездка состоялась.



Мрачные монастырские стены, не­большая, плохо приспособленная для выступлений спортсменов сцена клуба и равнодушные, хмурые лица подро­стков вконец испортили настроение акробатов. Не получился вначале и контакт с зрительным залом. Хотелось быстрее закончить это выступление с жалкими хлопками вежливости, оди­наково не нужное ни зрителям, ни спортсменам. Перелом в настроении произошел во время выступления па­ры, победителей первенства СССР сре­ди юношей. Подростки того же возра­ста, что и сидящие в зале зрители, не­вероятно легко и свободно делали стойки на одной руке, горизонтальные упоры и сложные соскоки. Аплодис­менты были непрерывными. Не менее горячо встретили четверку, а затем и всех других выступающих. Под конец воспитанники колонии не хотели рас­ставаться с акробатами, скандирова­ли: «Еще, еще, еще!!»

Через несколько дней, в воскре­сенье, к тренеру по акробатике, кото­рый жил на окраине города, пришли два подростка. «Здравствуйте! Мы из колонии, где вы недавно выступали с акробатами». — «Здравствуйте, очень приятно, проходите, присаживайтесь. А что, разве по воскресеньям у вас свободный день?» «Да, иногда, в виде особого исключения, с разрешения на­чальника. Ваше выступление взбудо­ражило наших ребят, а человек двад­цать всю эту неделю ходят сами не свои. Если бы вы смогли приезжать к нам хоть изредка. Мы так хотим за­ниматься, что словами и не скажешь». В глазах ребят можно было одно­временно видеть и просьбу, и желание, и надежду. И тренер согласился, хотя каждая такая поездка лишала его вы­ходного дня. «Хорошо, я приеду в сле­дующее воскресенье. У вас есть хотя бы небольшой спортзал? Ведь скоро будет холодно!» — «Да, есть! Спасибо, до свидания».

Как первое, так и последующие за­нятия были какими-то необычными. На первом тренер был озадачен абсо­лютной напряженной тишиной, внима­тельными взглядами, ожидающими чего-то необычного. Ребята построи­лись сами, без команды и разговоров,


и стояли не шевелясь в широких ра­бочих костюмах, неудобных для заня­тий акробатикой. «Может быть, сни­мем пиджаки и брюки?» — тихо и не­уверенно предложил тренер. В не­сколько секунд костюмы исчезли, но картина не улучшилась: весь строй был в белых рубашках и кальсонах. «А маек и трусов у вас нет?» «Нет, не положено», — ответил один из вос­кресной делегации. «Конечно, в май­ках и трусах было бы удобнее, но можно заниматься и так».

Невольно подчиняясь общему на­пряжению и тишине, тренер начал го­ворить вполголоса: «Равняйсь, смир­но, напра-во». Ученики оказались не только внимательными, но и способны­ми. Они быстро освоили целый ряд парных упражнений, и, похвалив их, тренер сказал, что можно бы еще и попрыгать, но, к сожалению, нет ма­тов.

На второе занятие акробаты пост­роились в трусах и майках, а в центре зала была разложена дорожка из восьми матов. Занимались по-прежне­му старательно, без разговоров и ус­пешно. На мимоходом сказанные тре­нером слова «нам бы еще чешки и трамплин» ребята попросили оставить хоть на два-три дня чешки как обра­зец для хозяйственника и рассказать, что такое трамплин.

При следующей встрече тренер, войдя в зал, не сдержал восхищения: «Какие прекрасные трамплины! Кто их сделал? А почему два?» «Один в подарок вашим акробатам. Мы их са­ми сделали, в мастерской», — ответил восьмиклассник Володя, ответствен­ный за тренировки акробатов в дни их самостоятельных занятий.

Дела шли успешно: все ребята стали делать сальто с трамплина, кое-кто освоил упражнения III разряда в парах и участвовал (опять в виде исключения) в городских и областных соревнованиях. Пришло время разучи­вать стойки на прямых руках и более высокие пирамиды в четверках и... уперлись ногами в потолок. «Да, лиш­ний метр нам бы не помешал», — сказал, как бы рассуждая сам с собой, тренер. После этого поведение ребят стало непонятным: несмотря на весен-



нюю прохладную погоду, они дважды просили проводить занятия на фут­больном поле, а когда стало по-летне­му тепло, пожелали перенести трени­ровку в зал. Перед входом в зал ре­бята учтиво остановились, пропуская тренера вперед. Они были, как всегда, серьезными и молчаливыми, но лука­вые глаза подтверждали догадку тре­нера, что готовится какой-то сюрприз. Так вот что готовилось в величайшей тайне — зал был углублен, оштукату­рен и покрашен приятной светлой краской...

После занятий тренер зашел к на­чальнику колонии и стал благодарить его за заботу об акробатах. «А разве вы не знаете, что мы им почти не по­могали? Зал делали не рабочие, а сами акробаты после шести часов ра­боты в нашем цехе и уроков в школе, в то время, когда другие шли в кино или отдыхали. Видели бы вы этих па­цанов, раскрасневшихся и неутомимо бегающих с ведрами земли! Они хоте­ли преподнести сюрприз вам, но го­раздо больше сделали для себя. Ре­бята переродились! Теперь можно не волноваться за их будущее. Я это предвидел, поэтому без сомнений от­пускал их к вам домой, на трениров­ки, соревнования, но в то же время не хотел, чтобы все их просьбы тотчас исполнялись. Доступность и излише-

ства расслабляют молодых людей, де­лают их потребителями. Трудности, наоборот, закаляют. Так что благо­дарность заслужили вы, вселивший в них радость труда и стремление к намеченной цели».

А дома тренера ждал еще сюр­приз: за время его отсутствия в квар­тире появилась большая картина в красивой раме, написанная, вероятно, с фотографии — он выполнял акроба­тическое упражнение — горизонталь­ный упор на одной руке. Кто писал и принес картину — выяснить не уда­лось: ребята умели хранить свои тайны.

— Борис Павлович, а что же даль­
ше?— спросила Ира.

— Осенью этого же года тренер
неожиданно переехал в другой город.
Связь оборвалась. Однако без случай­
ных встреч не обошлось. Две из них


были особенно интересны, так как бывшие колонисты-акробаты стали литераторами и сотрудничали в изве­стных газетах республиканского и союзного значения. Они-то и сообщи­ли, что все «наши» акробаты нашли для себя интересные и полезные дела в жизни и до сих пор вспоминают свои тренировки.

Однако пора перейти и к нашим делам. Ребята вы хорошие, и помо­гать вам интересно, но постоянно тре­нировать целую команду я уже не смогу. Андрей Иванович готовит в школе волейболистов, баскетболистов, лыжников, легкоатлетов и тоже не сможет уделить вам много времени.

— Борис Павлович, а что, если
нам организовать клуб любителей
акробатики? На заседаниях клуба вы
будете давать нам задания, рассказы­
вать, как тренироваться, и проверять
нас, а мы будем самостоятельно зани­
маться три-четыре раза в неделю, по
расписанию, составленному Андреем
Ивановичем и под его контролем.

— Правильно. Если ребята, о ко­
торых вы сейчас рассказали, могли
обучать друг друга, то почему мы не
сможем?

— Не горячись, Саша! Разве я воз­
ражаю? Мне такая идея тоже по
душе. Не будем терять время. Виктор,
как самый старший среди вас, пусть
займется вопросами организации клу­
ба. Петя и Саша, подготовьте в рисун­
ках программу «Азбуки акробатики»,
чтобы эти упражнения разучили но­
вички, а для освоивших «Азбуку» я
приготовлю программу III юношеского
разряда. Первое заседание посвятим
вольным упражнениям, которые оди­
наково необходимы всем акробатам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.239 (0.011 с.)