Второе заседание клуба. Разучивание акробатических прыжков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второе заседание клуба. Разучивание акробатических прыжков



Прыжки — наиболее сложные ак­робатические упражнения для само­стоятельного изучения. Однако и в этом виде прыгуны, занимающиеся самостоятельно, достигают высоких спортивных результатов. Так, Михаил Страхов из Ставрополя, занимаясь акробатическими прыжками с 17 лет, самостоятельно разучивал различные перевороты и сальто, занимаясь на са­модельной опилочной дорожке еже­дневно по 2 раза в день. Через не­сколько лет упорнейших занятий Ми­хаил выполнил норму мастера спорта СССР. Впоследствии он неоднократно становился чемпионом РСФСР и за­нимал призовые места в чемпионатах СССР 1953—1960 годов.

По своей системе двухразовых тре­нировок в день он начал обучать ак­робатическим прыжкам и своего млад­шего брата Юрия, когда тому было 13 лет. Благодаря советам и наблю­дению за тренировками опытного стар­шего брата Юрий Страхов добился еще более высоких результатов: 6 раз становился он чемпионом Советского Союза и был удостоен высшего спор­тивного звания «Заслуженный мастер спорта СССР».

Постепенно Михаил Владимирович Страхов, ставший уже заслуженным тренером СССР, пришел к выводу, что обучение сложным акробатическим прыжкам должно осуществляться с ис­пользованием различных снарядов и приспособлений, которые облегчают и ускоряют обучение. Вместе со своими учениками он сконструировал специ-


Василий Скакун

альные дорожки для прыжков, подвес­ные пояса для страховки, двигающие­ся вместе с прыгуном на специальных тросах, стал широко применять в обу­чении трамплины, батуты и поролоно­вые маты. В результате творческой работы ему удалось создать лучшую в стране школу по подготовке акроба­тов-прыгунов. Воспитанники этой шко­лы Василий Скакун, Наталья Тимо­феева, Александр Тимофеев, Валенти­на Чухарева не раз становились чем­пионами страны и были первыми ис­ полнителями невиданно сложных пры­жков. Так, чемпион мира Василий Скакун, именовавшийся в зарубежной прессе как «Мистер Кузнечик», пер­вым в мире выполнил на акробатиче­ской дорожке двойное сальто прогнув­шись с поворотом на 720° и ряд дру­гих новых элементов.

В настоящее время все акробаты мира используют опыт ставрополь­ской школы по подготовке прыгунов высокого класса. Сейчас директором и старшим тренером школы работает талантливый ученик Страхова Васи­лий Александрович Скакун, за­служенный тренер СССР, подготовив­ший чемпионов мира Людмилу Цы­ганову, Александра Расолина, Вален­тину Завалий и многих других выдаю­щихся акробатов.


Тем, кто хочет заниматься акроба­тическими прыжками, хочу дать не­сколько советов:

1. Тренируйтесь ежедневно. На сов­
местных тренировках с друзьями изу­
чайте новые упражнения и прыжки,
а шпагаты, мосты и стойки — самосто­
ятельно, дома.

2. Внимательно относитесь друг к
другу при взаимном обучении; непре­
менно научитесь хорошо страховать.

3. При обучении используйте пояса
для страховки, трамплин, автокамеру,
помощь товарищей, маты.

Разучивание акробатических прыжков

Акробатические прыжки III— II юношеских разрядов выполняются на 8—10-метровой дорожке из поро­лоновых или обычных гимнастических матов. В теплое время года следует заниматься на опилочной дорожке,

Колесо

Колесо, или переворот в сторону,— одно из основных акробатических уп­ражнений, характеризующих развитие ловкости. Для акробата-прыгуна коле­со имеет особое значение: оно являет­ся составной частью рондата, элемен­та, с которого начинаются почти все акробатические прыжки. Колесо и рондат — разгонные элементы. От ско­рости, точности и быстроты их выпол­нения будет зависеть высота прыжка, а следовательно, и возможность сде­лать в воздухе большее число оборо­тов.

Подводящие упражнения:

а) махи ногами в сторону. Во вре­
мя маха коснитесь прямой ногой руки,
удерживая руки на уровне плеч, не
сгибаясь. Махи выполняйте медленно,
быстро и очень быстро;

б) широкое разведение ног в сто­
роны до положения близкого к пря­
мому шпагату, без наклона вперед;

в) наклоны в сторону. Наклоняй­
тесь до опоры рукой о пол, слегка сги­
бая опорную ногу, и, поднимая свобод­
ную, оттолкнитесь рукой и выпрями­
тесь в исходное положение (рис. 86)



Петя, выполни это упражнение не­сколько раз вправо и влево, а вы, ре­бята, следите за точностью наклона, четкостью отталкивания и сохранени­ем равновесия. Свободная нога все время прямая;

г) стойка на руках махом. Стойку
выполняйте из положения руки впе­
ред-вверх широким шагом вперед.
Руки ставьте на пол на расстоянии
шага от ноги на ширине плеч. Стойте
прямо, не сгибаясь и не прогибаясь,
смотрите на кисти рук;

д) перенесение веса тела на пра­
вую и левую руку в стойке на руках.
Это упражнение выполняйте у стены
или с поддержкой товарища.

Определение толчковой ноги. Для определения толчковой ноги и сторо­ны, наиболее удобной для выполнения колеса, рондата и поворотов в прыж­ке, проделайте несколько раз следую­щие упражнения:

1) стойку махом толчком то левой,
то правой ногой;

2) шпагат на правую и левую ногу;

3) поворот прыжком на 360° и бо­
лее градусов то направо, то налево.

Удобство и легкость выполнения этих упражнений с левой ноги и в ле­вую сторону говорят о том, что колесо следует разучивать влево. Если совпа­дают не все три показателя, то лучше ориентироваться на легкость и удоб­ство выполнения поворота, так как разучить толчок или шпага г значи­тельно легче, чем повороты или пи­руэты.

Основы техники и указания к разу­чиванию (рис. 87). Колесо можно раз­учивать на любой ровной площадке. Проведите шесть коротких линий по


одной прямой на расстоянии 50 см одна от другой. Встаньте на первую линию и, если вы будете делать коле­со влево, поднимите левую ногу впе­ред, левую руку вперед, правую — вперед-вверх. Это исходное положе­ние. Затем сделайте шаг левой на вторую линию, сгибая ее, и, одновре­менно наклоняясь вперед, направьте левую руку к третьей линии. В момент касания левой рукой пола сделайте сильный толчок левой ногой с одно­временным махом правой. За счет это­го создается вращательное движение тела. Затем, перенося тяжесть тела с левой руки на правую, поставьте ее на четвертую линию. Продолжая вра­щение, правую ногу поставьте на пя­тую линию в полусогнутом положении, выпрямленную левую на шестую. При выполнении колеса смотрите на руки: в начале колеса — на левую, проходя через стойку, — на правую.

Уясним основные моменты техники выполнения колеса. Петя, возьми гим­настический обруч, поставь его вер­тикально и отпусти руку. Обруч сразу же упадет в сторону. Теперь слегка толкни его вперед из этого положения. Видите, обруч упал не сразу, а через 2—3 м. При сильном толчке он пока­тится через весь зал. Учитывая, что принципы продвижения обруча и коле­са сходны, делаем вывод: быстрое движение вперед облегчает выполне­ние колеса.

Продолжим наблюдение. Петя, по­ставь обруч не вертикально, а с не­большим наклоном и толкни. Заметь­те, обруч покатился не прямо, а по дуге в сторону. Точно так же и в акро­батическом колесе: если тело будет


 




 


 


Рис. 86


Рис. 87



в прогнутом или согнутом положении, то продвижение будет не прямолиней­ным и прыгун сойдет с дорожки. И третий момент, от которого зависит точность и скорость выполнения ко­леса, — последовательность опоры.

Итак, вы должны решить три за­дачи:

— развить скорость за счет актив­
ного толчка и быстрого маха;

— сохранить прямое положение в
стойке на руках путем многократного
повторения стоек с выпрямленным те­
лом (у стены или с поддержкой то­
варища);

— добиться четкой последователь­
ности опоры путем ориентировки на
проведенные линии (при постановке
рук и ног) и развития гибкости в тазо­
бедренных суставах.

Каждую задачу решайте отдельно. Например, в первых пяти подходах основное внимание уделите точности положения тела. В следующих пяти попытках контролируйте последова­тельность и равномерность опоры, ориентируясь на линии; затем доби­вайтесь высокой скорости исполнения.

Начинайте разучивание колеса, как и других упражнений прыжковой ак­робатики, в облегченных условиях. Для этого используйте:

а) помощь. Страхующий становит­
ся со стороны спины и при выпол­
нении колеса влево правой рукой под­
держивает под левый бок, левой —
под правый. Можно страховать и
вдвоем, тогда второй помощник вста­
ет на колено со стороны груди. Такая
поддержка более надежна, но к ней
нужно привыкнуть;

б) горку или небольшой уклон
(при занятиях на берегу реки);

в) гимнастическую скамейку. Коле­
со делайте на скамейке так, чтобы
руки поставить на край скамейки, а
встать на пол.

Далее колесо осваивайте в такой последовательности:

— с шага;

— с подскока;

— с разбега и подскока;

— 2—3 колеса без остановки, или,
как говорят акробаты, «в темпе».

Добиваясь при этом:


а) прямолинейности движения
(для контроля используйте волейболь­
ную или баскетбольную разметки
зала);

б) широкой амплитуды движения
(начинайте выполнение от стартовой
линии и в каждой попытке стремитесь
закончить 2—3 колеса как можно
дальше);

в) скорости продвижения (кто бы­
стрее).

По всем этим показателям прово­дите соревнования между двумя, тре­мя или всеми занимающимися.

Переворот с головы

Подводящие упражнения:

а) мост из положения лежа на
спине и наклоном назад развивает
гибкость позвоночного столба;

б) поднимание и опускание прямых
ног в стойке на голове выполняются
для укрепления мышц туловища, рук,
шеи. Помогает прочувствовать поло­
жение согнувшись и движение прямы­
ми ногами;

в) подъем разгибом из упора лежа
согнувшись, с возвышения (рис. 88).

Рис. 88

Исходное положение принимается из упора присев кувырком вперед в упор согнувшись. Упражнение вы­полняется для освоения маха прямы­ми ногами и прогибания в полете пос­ле толчка руками. Страховка осуще­ствляется с двух сторон: стоящий справа левой рукой держит под пра­вое плечо, правой — под поясницу. Аналогичные действия, но другой ру­кой выполняет стоящий слева.

Галя, выполни это упражнение, а Саша и Петя подстрахуйте. Правильно, но во время приземления не толкайте ее вперед, а помогите остановиться.



Основы техники и указания к раз­учиванию.

Переворот вперед с опорой на руки и голову выполняется из упора присев. За счет толчка ногами прими­те положение стойки на голове согнув­шись, с небольшим наклоном вперед. Это наиболее удобное положение для выполнения переворота. Затем, проги­баясь, сделайте быстрый мах ногами, одновременно оттолкнитесь руками и встаньте на ноги (рис. 89).

Рис. 89

Выполнение в облегченных усло­виях:

а) с помощью двух товарищей, сто­
ящих на коленях справа и слева
(страховка та же, что и при выполне­
нии подъема разгибом);

б) с возвышения (с мата, положен­
ного на гимнастическую скамейку, с
3—5 матов, с небольшого возвышения
на песок).

Далее переворот с головы разучи­вается в такой последовательности:

— из упора присев на согнутые
ноги;

— из упора присев на прямые ноги;

— после кувырка вперед на согну­
тые и прямые ноги;.

— 2—3 переворота в темпе на сог­
нутые ноги;

— кувырок вперед — переворот на
согнутые ноги — переворот на прямые

Перевороты вперед

Перевороты вперед выполняются обычно с небольшого разбега и под­скока, махом одной и толчком другой ноги, прогнувшись, через стойку на руках, с приземлением на одну или обе ноги.

Подводящие упражнения:

а) быстрый выход в стойку на ру­ках махом. Выполнять у стены;


Рис. 90

б) освоение толчка руками у стены.
Встаньте на расстоянии двух шагов
от стены, руки вперед. Далее, медлен­
но падайте вперед до опоры о стену
и быстро оттолкнитесь от нее за счет
напряжения выпрямленных рук (рис.
90, а);

в) то же, стоя спиной к стене, пос­
ле наклона назад, делая толчок в про­
гнутом положении (рис. 90, 6);

г) быстрые махи ногами назад,
стоя лицом к гимнастической стенке
и держась за нее руками;

д) шпагаты правой и левой ногой.
Основы техники и указания к вы­
полнению:

1. Опираться на выпрямленные
руки.

2. Сделать сильный мах ногой и
толчок руками.

3. Прогибаться после прохождения
стойки.

Переворот на две ноги (рис. 91).

Рис. 91

Выполняется с разбега или темпового подскока. Поставьте левую ногу на расстоянии большого шага вперед и согните ее, прямые руки мягко по­ставьте на ширине плеч на расстоя­нии шага от левой ноги. Мах правой ногой начните до касания пола рука-



ми, а в момент опоры он должен быть наиболее сильным и совпадать с толч­ком левой. Во время толчка и маха плечи оставьте над кистями: при уве­дении плеч вперед (это наиболее рас­пространенная ошибка у. мальчиков) переворот получается низким и длин­ным. При отведении плеч назад те­ряется скорость движения и вместо переворота получается перекидка или медленный переворот вперед без по­лета (ошибка наиболее типичная для девочек). Соединяйте ноги быстрым движением толчковой ноги, которая должна «догнать» маховую в момент прохождения стойки и обеспечить прогибание тела.

Высота полета зависит не только от скорости разбега, силы толчка и быстроты маха, но и от положения стойки: если стойка будет не верти­кальной или не натянутой (с рас­слабленными плечами или коленями), то полет может не получиться. После окончания толчка нужно прогнуться, стараясь поставить ноги ближе к ру­кам, и приземлиться на носки пря­мых ног с небольшим наклоном на­зад. Такое положение способствует наиболее мягкому приземлению и яв­ляется исходным для выполнения та­ких соединений, как: переворот — ку­вырок прыжком; переворот — сальто вперед.

Рис. 92

Переворот на одну (рис. 92) отли­чается от предыдущего упражнения тем, что здесь толчковая нога не толь­ко не догоняет маховую, а наоборот, за счет сильного маха ноги разводят­ся в положение близкое к шпагату. Для акробатов, свободно выполняю­щих шпагат, переворот на одну ногу сделать легче, чем на две. Поэтому


девочки, как правило, вначале осваи­вают переворот на одну, а мальчики — на две ноги.

Последовательность разучивания переворотов:

а) переворот с возвышения (две
рядом стоящие скамейки накрывают
матами. Переворот выполняется толч­
ком руками о край скамейки и при­
землением на мат, положенный за ..
скамейкой). Страховать вдвоем;

б) переворот с разбега (страхо­
вать вдвоем);

в) кувырок вперед—темповой под­
скок — переворот;

г) переворот на возвышение из
2—4 матов для увеличения высоты
полета;

д) переворот на одну — колесо;

е) переворот на одну — переворот
на две;

ж) 2—3 переворота на одну.

Рондат

Рондат, или переворот с пово­ротом на 180°, — одно из основ­ных упражнений прыжковой акроба­тики, с которого начинаются почти все даже самые сложные комбинации акробатических прыжков. Внешне это упражнение кажется очень простым, но на самом деле сделать его без по­грешностей весьма сложно. В то же время даже мелкие ошибки, допущен­ные при рондате, приводят к грубым нарушениям техники последующих элементов. Сказанное должно настро­ить вас на точное и качественное вы­полнение всех подводящих к рондату упражнений, без освоения которых разучивать его не следует.

Подводящие упражнения:

а) стойка махом и опускание
прямых ног в упор стоя согнувшись
с последующим быстрым выпрямле­
нием тела и махом прямыми руками

'вверх (влево с поворотом налево);

б) колесо по прямой линии, без
отклонений влево и вправо;

в) колесо с поворотом в одноимен­
ную сторону;

г) курбет. Курбет — это прыжок
из стойки на руках на ноги, выпол­
няемый быстрым, хлестообразным
движением ногами и толчком руками



Для облегчения действий исполните­ля курбет следует разучивать с гим­настической скамейки или другого возвышения. Стойка для курбета вы­полняется из положения руки вверх шагом вперед. Перед курбетом стой­ка должна быть прогнутой, с согну­тыми в коленных суставах ногами, так как из этого положения «хлест» и последующее сгибание получаются более активно (быстро) и облегчает­ся прыжок на ноги (рис. 93). При­земляться следует на носки прямых ног с последующим прыжком вверх или вверх-назад. Очень важно при этом научиться изменять длину от­скока: отпрыгивание для выполнения


сальто должно быть короче, а для переворота назад длиннее. Это зави­сит от постановки ног: чем дальше ноги от рук, тем короче отскок. Пос­ле того как курбет с возвышения ос­воен, изучайте его на ровной поверх­ности.

Основы техники. Первая часть рон­дата сходна с выполнением колеса, но правую кисть (при выполнении вле­во) необходимо повернуть налево пальцами в сторону левой руки. К моменту прохождения стойки соеди­няйте ноги и заканчивайте рондат курбетом без сгибания ног (рис. 94). Рондат завершается прыжком вверх.


 




 


 


Рис. 93


Рис. 94


 


Последовательность разучивания:

а) с шага. С 2—3 шагов разбега;

б) прыжком (подскоком) с места.
То же после кувырка вперед;

в) колесо — рондат;

г) переворот на одну — рондат;

д) рондат — прыжок с поворотом
кругом на одну ногу — рондат.

Выполняя все эти упражнения, проконтролируйте точность постановки рук и ног по одной линии. Отклоне­ния вправо или влево говорят об ис­кажении в технике, которое легче за­метить, если наблюдать за исполне­нием сзади или спереди.

Сальто вперед

Сальто, или переворот вращение в воздухе) на 360° прыжком с ног на ноги, без дополнительной опоры, может выполняться вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись и прогнувшись. К числу наиболее


легких упражнений этой группы отно­сится сальто вперед в группировке. Подводящие упражнения:

а) из положения лежа на спине
быстро сесть группируясь (рис. 95,
а): выполнять по 8—10 раз в макси­
мально быстром темпе;

б) 2—3 кувырка вперед, делая их
очень быстро и плотно группируясь;

в) с разбега прыжок вверх-вперед
на возвышение из 5—7 матов или
на гимнастического коня (козла);

г) с разбега толчком ногами о
мостик кувырок вперед на возвыше­
ние из 5—7 матов. То же, но без опо­
ры на руки (рис. 95, б).

Основные составные части техни­ки выполнения сальто: отталкивание, вращение, приземление.

1. Прыжок выполняется толчком двумя ногами с места или разбега. Высоту прыжка можно увеличить за счет использования трамплина или автокамеры. При выполнении сальто




Рис. 95

 


 


вперед с разбега высота прыжка уве­личивается за счет скорости разбега, стопорящего шага и техники отталки­вания.

2. Вращение вперед создается дви­
жением рук и головы вниз с последу­
ющим принятием плотной группиров­
ки.

3. Приземление. Точность призем­
ления зависит от умения исполнителя
ориентироваться в полете и своевре­
менно выходить из группировки.

Выполнение в облегченных усло­виях:


Рис. 96

а) сальто вперед с помощью парт­нера, сидящего ноги врозь (рис. 96), и со страховкой ручным поясом. Это упражнение мы сейчас и проделаем. Таня будет выполнять сальто, Вик­тор — подбрасывать под ступни, Петя и Саша — страховать. Саша встанет справа, левой рукой возьмет веревку у пояса, дважды обмотав ее вокруг кисти, и будет помогать Тане выше оттолкнуться, приподнимая ее вверх, а правой рукой при необходимости будет увеличивать вращение вперед. То же делает Петя, но с другой сто­роны и другой рукой. Для увеличения


вращения подталкивайте под лопатки или шею, а потом поддержите и во время приземления;

б) сальто вперед с трамплина или
автокамеры со страховкой вдвоем;

в) сальто вперед с разбега толч­
ком о мостик на 5—6 матов.

При обучении различным сальто нельзя преждевременно прекращать страховку, или «испытывать сме­лость». Это может привести к трав­мам и ошибкам в технике выполне­ния, исправить которые будет нелег­ко. Обеспечивайте надежную страхов­ку до приобретения полной уверенно­сти исполнения. Если спортсмен начи­нает наклоняться вперед до начала прыжка и стремится быстрее сгруп­пироваться, то прыжок будет низкий, с плохим приземлением. Прежде все­го надо научиться делать высокий «вылет». Для этого страхующие мо­гут применить такой прием: поддер­живая исполнителя одной рукой за тесьму пояса или под живот, другую поставить перед ним на высоте груди или подбородка. Исполнитель, пыта­ясь перепрыгнуть через руку, сдела­ет более высокое сальто, а страхую­щие могут убрать руку после завер­шения толчка и поддержать прыгаю­щего под спину.

Затем исправляются ошибки вра­щения (недостаточный наклон голо­вы и плеч, неплотная группировка) и приземления: преждевременное рас­крытие группировки (приземление в сед) и позднее (приземление на чет­вереньки). Для исправления первой ошибки рекомендуется несколько раз передержать группировку и призем­литься на четвереньки, второй — от-



крыть глаза и увидеть перед собой стену, которая и будет ориентиром для завершения группировки.

Последовательность разучивания:

а) сальто вперед с трамплина или
автокамеры;

б) сальто вперед с мостика;

в) сальто вперед согнувшись (с
прямыми ногами) с трамплина или
мостика.

Сальто назад

Подводящие упражнения:

а) группировки из положения ле­
жа на спине, быстро поднимая ноги
и таз. Делать в быстром темпе по 6—
10 раз подряд;

б) группировки в висе на гимна­
стической стенке или перекладине;


в) оборот назад в группировке на
кольцах: махом вперед согнуть ноги
до положения виса сзади и, отпуская
кольца, встать на ноги (рис. 97, а);

г) прыжок вверх-назад группиру­
ясь с поддержкой (рис. 97, б).

Это упражнение требует умелой страховки. Саша, стань сзади Пети, соедини вместе ладони и подставь их под Петину шею. Петя должен прыг­нуть вверх-назад и начать движение (вращение) на сальто, а Саша рука­ми сдерживать вращение. Если Саша будет при этом чувствовать нагруз­ку на руки, значит, прыжок выполня­ется верно.

Основы техники и указания к вы­полнению. В технике выполнения саль­то назад (рис. 98) следует выделить: отталкивание, вращение, приземление,


 



Рис. 97

Рис. 98

 


 


1. Отталкивание — выполняется
толчком двумя ногами после неглу­
бокого приседания и отведения рук
вниз-назад. Не задерживаясь в при­
седе, исполнитель должен прыгнуть
как можно выше, поднимая руки
вверх, и потянуться за ними. Неболь­
шое отклонение выпрямленного тела
назад (без прогибания) облегчает
выполнение сальто. Прогибание с от­
ведением головы назад — грубая
ошибка, которая приводит к потере
высоты и препятствует взятию плот­
ной группировки.

2. Вращение. Закончив мах рука­
ми и толчок, нужно очень быстро
(резко) поднять согнутые ноги к гру­
ди и захватить их руками за голени.


Сгибание ног способствует увеличе­нию скорости вращения: чем плотнее группировка, тем быстрее вращение. Оно должно продолжаться до тех пор, пока выполняющий не увидит пол.

3. Приземление. Раскрывая груп­пировку, исполнитель разгибает но­ги, выпрямляется и поднимает руки, приземляется с носков на всю ступ­ню, сгибая ноги.

Последовательность разучивания и исправление ошибок. Осваивать саль­то можно лишь после того, как вы научитесь высоко прыгать вверх и освоите все подводящие упражнения. Для увеличения высоты прыжка ис­пользуйте трамплин, камеру или по-



мощь партнера. Сальто назад осваи­вайте с помощью двух надежно страху­ющих партнеров.

Рассмотрим обязанности страхую­щих. Саша, удерживающий Таню за тесьму левой рукой, стоя слева от нее, правой должен помогать ей пере­вернуться, подталкивая под поясни­цу. Петя действует аналогично, но с другой стороны и другой рукой. Сей­час сальто не получилось, так как Таня слишком рано начала группиро­ваться. Таня, сделай более сильный мах руками вверх, в конце маха по­смотрите на руки и только тогда груп­пируйся. А вы, Петя и Саша, покреп­че держитесь за веревку, помогая вы­ше оттолкнуться, и свободной рукой подтолкните Таню под поясницу. Вот так! Сальто получилось.

Наиболее распространенная ошиб­ка при исполнении сальто назад— неправильное положение головы в на­чале прыжка. Наклоняя голову назад, вы незаметно для себя прогибаетесь. Чтобы исправить эту ошибку, попро­буйте сделать сальто с опущенной на грудь головой, направляя взгляд на пол перед собой и на колени, или зажмите подбородком бумажку (тря­почку) и удержите ее в таком поло­жении до конца сальто. Такие же приемы помогают исправить и ошиб­ки, связанные с неплотной группиров­кой.

Приземление на четвереньки или в сед при хорошем выпрыгивании и группировке объясняется тем, что ис­полнитель не ориентируется в полете (не видит пол). Исправить эту ошиб­ку поможет подводящее упражнение

на кольцах и напоминание страхую­щих о необходимости увидеть пол.

Переворот назад

Это — один из основных элемен­тов в программе акробатических прыжков II—I юношеских разрядов. В старших разрядах переворот явля­ется связующим и разгонным элемен­том между различными сальто.

Подводящие упражнения:

а) разгибание ног в положении моста;


Рис. 99

б) из стойки на руках перекат
прогнувшись в упор лежа;

в) прыжок вверх-назад, ложась
спиной на горку поролоновых матов;

г) курбет из стойки на руках.
Изучать фляк можно только при

надежной страховке поясом, двумя партнерами, так как неудачное вы­полнение может привести к травме рук или шеи.

Особо важное значение имеет тех­ника выполнения «длинного» перево­рота назад (рис. 99), который позво­ляет развить скорость, необходимую для выполнения сложных соединений. Для обеспечения длины прыжка не­обходимо присесть, отводя руки вниз-назад, и, начиная падать, прыгнуть вверх-назад, стремясь полностью ра­зогнуть ноги и выпрямить тело. За­канчивая прыжок, максимально отве­сти руки вверх-назад, поднять голову, прогнуться и поставить выпрямлен­ные руки на пол. Из положения стой­ки на руках, в котором оказался ис­полнитель после прыжка назад, начи­нается вторая часть — курбет. Тех­ника его выполнения должна быть хорошо отработана еще до изучения переворота назад.

В первой части наиболее часто встречаются ошибки, связанные с преждевременным отведением головы назад и прогибанием, что приводит к укорочению полета, сгибанию рук на опоре и вялому исполнению всего переворота. Во второй части харак­терными являются две ошибки:

1) преждевременный курбет — сгибание начинают до вертикального положения в стойке. В результате



переворот выполняется с приземле­нием на руки и ноги одновременно или ноги ставятся слишком близко к ногам;

2) курбет с опозданием, из-за че­го акробат приземляется или на одну ногу, или в упор на колени, или подпрыгивая после фляка не вверх-назад, а вверх-вперед.

Обе части переворота назад долж­ны быть приблизительно равны по длине (не менее шага) и выполнять­ся слитно. При правильном исполне­нии акробат должен прыгнуть с рук на прямые ноги и сделать высокий отскок назад.

Последовательность разучивания (при выполнении всех упражнений помогать и страховать ручным поя­сом):

а) фляк броском под ступни парт­
нера, сидящего на полу ноги врозь;

б) фляк с гимнастического мости­
ка; фляк;

в) фляк после кувырка вперед и
назад;

г) курбет — фляк; рондат — фляк.
В заключение сегодняшней беседы

и разбора акробатических прыжков я еще раз предупреждаю вас, что на­ше быстрое знакомство с основными прыжками не должно настраивать вас на такое же быстрое их изучение. Не' спешите. В начальной фазе разу­чивания любого упражнения главное — качество. Поэтому переходите к разу­чиванию нового элемента только пос­ле усвоения всех подводящих упраж­нений и разучивайте на одном заня­тии не более двух новых элементов. Акробатические прыжки III юно­шеского разряда вы сможете разоб­рать и освоить самостоятельно, но помните: все они выполняются с раз­бега и без остановок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.094 с.)