Кодирование и маркировка пищевых продуктов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодирование и маркировка пищевых продуктов



Существует общегосударственный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП РБ), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь.

Классификатор используется для применения в системах автоматизированной обработки информации при прогнозировании и учете номенклатуры промышленной и сельскохозяйственной продукции, производимых товаров и оказываемых услуг.

В ОКП РБ применяется иерархический метод классификации. Длина кода – девять цифровых десятичных знаков (рис. 13).

В связи с принятием программы перехода на международную систему учета и статистики выполняется работа по созданию новой Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК).

В Республике Беларусь введено обязательное маркирование штриховыми идентификационными кодами продукции, производимой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории республики и поставляемой на экспорт, на которую технически возможно нанесение штриховых идентификационных кодов. Международная организация товарной нумерации (EAN International) объединяет национальные организации товарной нумерации 97 стран, в том числе России и Республики Беларусь.

 

 

Рис. 13 Структура кода ОКП РБ

 

На сегодняшний день в мире зарегистрировано более 50 стандартов штрихового кодирования, но широкое признание получили четыре: «код 39» низкой, средней и высокой плотности, код «2 из 5 чередующихся», код Codabar и код ЕАN/UPС (Еuropean Article Numbering (EAN) – «Европейский Артикул»; Universal Product Code (UPC) – «Универсальный товарный код»). В последнее десятилетие наряду с привычными одномерными кодами стали активно использовать двумерные.

Кроме вышеназванных кодовых систем известны еще западногерманская BAN (Вundeseinheitliche Artikelnummer) и японская Сarla Code.

Основные правила и порядок штрихового кодирования товаров (продукции) в республике, а также порядок контроля правомерности использования товарных номеров и штриховых идентификационных кодов определяются Межгосударственным стандартом ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Спецификация символики EAN/UPC» и другими нормативными документами.

Белорусская национальная система, предназначенная для нумерации товаров, услуг и счетов, действует на основании законодательства Республики Беларусь. Она является частью Международной системы товарной продукции и реализуется через Ассоциацию товарной нумерации EAN Беларуси. Международная система товарной нумерации обеспечивает однозначную идентификацию товаров путем присвоения товарам кода EAN-13 или EAN-8 разрядного номера, наносимого на товар в виде штрихового идентификационного кода.

Код ЕАЫ-13 включает:

код страны, организацию, которая произвела товар;

код организации-изготовителя;

регистрационный номер товара;

контрольное число для считывания (сканирования) информации.

Код EAN-8 является укороченной модификацией EAN-13 и предназначен для изделий, имеющих небольшие размеры, где площадь печати ограничена. Код EAN-8 включает:

код страны;

код изготовителя;

контрольное число.

Код EAN не классифицирует товар, а только идентифицирует его, чтобы никакой другой товар, обращающийся на международном рынке, не имел такого же кода.

В России штриховым кодированием занимается Внешне- экономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в Международной Ассоциации товарной нумерации. ЮНИСКАН не только выдает российским предприятиям регистрационные номера – коды предприятий, но и ведет соответствующий банк данных. Наряду с этим ЮНИСКАН разрабатывает методики по использованию кодов EAN.

Наличие штрихового кода на изделии позволяет определить страну – импортера товара, организацию-изготовителя, конкретный номер товара и предъявить при необходимости претензии к качеству товара и его безопасности.

Недавно разработан метод защиты данных – консилограмма (от англ. соnсеаl – скрывать), которая предусматривает встраивание скрытой информации в любое обычное изображение методами, родственными голограмме.

На смену традиционному штрих-коду приходят маленькие метки, использующие радиочастоты для передачи информации о товаре, которые, по оценкам специалистов высокотехнологического сектора, станут самой популярной технологией отслеживания товаров в розничной торговле. Процесс учета товаров будет более быстрым, достоверным и эффективным, чем система учета с помощью штрих-кодов, поскольку отпадет потребность в распаковывании и ручной проверке каждого товара.

Товарная информация. Для пользователей - субъектов коммерческой деятельности предоставляются сведения о товаре – товарная информация.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида:

основополагающая товарная информация - основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов хозяйствования рыночных отношений (вид и наименование товара, его сорт, масса-нетто, наименование организации-изготовителя, дата выпуска, гарантийный срок хранения или годности);

коммерческая товарная информация - сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков, продавцов, например штриховое кодирование, ассортиментные номера продукции и др.;

потребительская товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений (сведения о пищевой ценности, способах использования).

К формам товарной информации относятся: словесная (характеристика товара), цифровая (масса-нетто и др.), изобразительная (дополняющая словесную или цифровую информацию), символическая (сведения о товаре с помощью информационных знаков), штриховая (товарная нумерация продукции).

К товарной информации предъявляют следующие основные требования:

достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации. В обратном случае это классифицируется как информационная фальсификация;

доступность – основана на информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей. Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен;

востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию;

понятность – требование, предполагающее предоставление информации с помощью общепринятых и понятных терминов;

достаточность информации – рациональная информационная насыщенность без излишеств, дублирования.

К средствам товарной информации относятся: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама, прайс-листы и др.

Маркировка – информация, наносимая изготовителем (упаковщиком) на тару, этикетки, ярлыки и т.п. Основные функции маркировки - информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.

На все виды упаковки продовольственных товаров наносят маркировку, которая содержит информацию для покупателя и данные, предписанные стандартом. В Республике Беларусь таким стандартом является СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования». Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, реализуемые на территории Республики Беларусь в розничной торговле, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.

В 2010 г. право маркировки «Натуральный продукт» (рис. 14) уже получили 50 предприятий пищевой промышленности Республики Беларусь по 125 наименованиям выпускаемых продуктов питания (молочных и мясных продуктов, рыбных, хлебобулочных и кондитерских изделий, детского питания, соков, минеральной воды и др.). Согласно ТКП 126-2008 пищевой продукт, на который может быть нанесен знак «Натуральный продукт», должен быть произведен:

из натурального продовольственного сырья животного и (или) растительного происхождения;

без применения методов генной инженерии.

 

 

Рис. 14. Знак «Натуральный продукт»

 

Госсстандарт ежегодно издает каталог пищевых продуктов, на которые наносится знак «Натуральный продукт».

Информационные знаки (ИЗ) – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. К ним относятся следующие информационные знаки: товарные, знаки соответствия или качества, штриховые, компонентные, манипуляционные, предупредительные, экологические.

Товарный знак – обозначение, способствующее отличию пищевых продуктов одних юридических лиц от однородных пищевых продуктов других юридических лиц или граждан Товарный знак изготовителя наносится при его наличии после его регистрации. В Республике Беларусь оформление заявок на регистрацию товарных знаков осуществляет унитарное предприятие патентных услуг «Белпатентсервис».

Товарные знаки подразделяются на фирменные и ассортиментные, а также на словесные, буквенные, цифровые, объемные, изобразительные, комбинированные. Например, марочный знак шоколадных батончиков - «Марс», «Сникерс», «Баунти» и других имеет словесную форму, а также отличительную цветовую гамму и исполнение надписи. Цифровые марочные знаки используют для чая, ординарных вин и др.

Знаки страны происхождения товара подразделяются на национальные и международные.

Знаки соответствия, или качества (рис. 15), в зависимости от сферы применения делятся на национальные и транснациональные (региональные). Знак соответствия разрешается использовать для маркирования только сертифицированной продукции. Знак качества может присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации. В Республике Беларусь применение знаков соответствия регламентируется Техническим кодексом установившейся практики ТКП 5.1.08-2004 «Правила маркировки знаком соответствия».

 

Рис. 15. Знаки соответствия, применяемые при обязательной сертификации продукции ТКП 5.1.08-2004

 

Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или не свойственных) товару. Наиболее часто встречаются компонентные знаки, обозначаемые буквой «Е» и цифровым кодом (детальнее см. в разделе «Пищевые добавки»),

Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами, например знак «Перечь от влаги».

Экологические знаки (экознаки) – знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте товара или упаковки (ее получения или утилизации) и свидетельствующие об экологической сертификации.

Экологические этикетки и декларации – один из инструментов экологического управления, являющегося объектом рассмотрения комплекса стандартов ИСО 14000, а именно ІІСО 14020-ИСО 14024.

Для многих видов продукции экологический сертификат, или знак, является определяющим фактором их конкурентоспособности. В странах СНГ экологическая сертификация находится пока еще в начале своего развития.

В западноевропейских странах экологическая сертификация достаточно широко развита. Она дополняет обычную сертификацию и почти всегда носит обязательный характер. Во Франции, например, экологическая сертификация сельскохозяйственной продукции учреждена в законодательном порядке еще в 1960 г. На основании ее введены экознаки по видам продукции, которые дополняют национальный знак соответствия NҒ (рис. 16).

 

 

Рис. 16. Знак соответствии стандартам Франции

 

В Германии работы по экологической сертификации начались с 1974 г. Через несколько лет были учреждены экознаки «Голубой ангел» и «Зеленая точка», которые стали общеевропейскими (рис. 17).

 

 

Рис.17. Экознаки «Голубой ангел» и «Зеленная точка»

 

Широко распространенный экознак «Зеленая точка» применяется в системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами. Другие экознаки информируют потребителя о различных экологических характеристиках продаваемых товаров, что является основным критерием их выбора среди многочисленных аналогов (рис. 18, 19).

 

 

Рис. 18. Экознак «Исследован на пригодность товара для пищевых продуктов

 

 

Рис. 19. Знак «Ресайклинг»

 

В 1993 г. была принята Директива ЕС, определяющая преимущество экосертифицированной продукции, поставляемой на единый рынок: цена ее повышается в 2 раза. Официальный бюллетень Комиссии ЕС периодически публикует экологические критерии, которые соотносятся с каждой фазой жизненного цикла объекта сертификации – от проектирования до утилизации отходов.

В ЕС принята маркировка специальным знаком (рис. 20 А), не распространяющимся на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах.

В Республике Беларусь форма, размеры и технические требования к экологическому знаку соответствия, используемому в экологической маркировке, регламентируются СТБ 1458-2004 (рис. 20Б-21).

Вопросами экологической маркировки и этикетирования занимается Международная организация по стандартизации - подкомитет ПКЗ ИСО / ТК 207 «Этикетирование (маркировка) в области окружающей среды».

 

 

А Б

Рис. 20 А. Знак экомаркировки ЕС «Европейский цветок»

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.014 с.)