ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 25. Урок - основная форма учебно-воспитательной работы с учащимися.



1).Планирование педагогического процесса.

Одним из важнейших принципов методики является твердое и систематическое руководство всем процессом обучения со стороны педагога.

В музыкальных учебных заведениях оно осуществляется на основе определенного плана, предусматривающего те сочинения, которые должны быть пройдены учеником.

Для каждого ученика составляется индивидуальный план. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика, и наоборот, ошибки в составлении плана могут вызвать нежелательные последствия. Поэтому составлять планы надо очень продуманно. Педагог обязан подготовить его заранее.

План должен быть действительно индивидуальным и отвечать задаче воспитания данного ученика. Необходимо выбрать такие произведения, которые нравились бы ученику и в то же время способствовали его развитию.

Нельзя завышать программу, так как в этом случае ученик теряет веру в свои силы. При занижении же программы – нет роста и движения вперед.

Необходимо поощрять самостоятельность ученика в выборе программы, но относиться к программе выбранной учеником надо внимательно. Поощрение самостоятельности ученика пробуждает белее живое отношение к занятиям музыкой и работе над избранным произведением.

Программа должна быть разнообразной и включать в себя произведения различных композиторов, стилей и эпох.

При составлении индивидуального плана надо продумать, что будет исполнено на академическом концерте, на экзамене, в концертной практике. Знание сроков концертов способствует более качественной подготовке произведений к выступлению.

Планы представляются к началу каждого полугодия. К весеннему экзамену педагог составляет характеристику учеников, где отмечает успеваемость за прошедший учебный год, отношение к работе и степень выполнения плана, сделанные успехи и имеющиеся недостатки. В характеристике следует так же сказать о музыкальных способностях ученика и их развитии.

2). Задачи и содержание урока. Реализация всего плана воспитания и обучения ученика протекает в значительной мере во время занятий в классе. Задачами урока являются:

1. проверка домашнего задания.

2. работа над произведением

3. задание на дом.

Очень важно проверять домашнее задание. В противном случае ученик начинает меньше уделять внимания пьесе, которая была задана, но не проверена.

Работа над произведением в классе – это не только прослушивание их и высказывание замечаний. Педагог должен детально поработать над произведением вцелом или отдельными местами и убедиться в том, что ученик понял задание и может самостоятельно работать. Для закрепления знаний целесообразно записать принцип работы над произведением в специальную тетрадь (в дневнике может не хватить места для подробной записи). Задание на дом должно быть по силам ученика: завышение приведет к не выполнению, занижение - лишит стимула к занятиям.

Помимо прохождения репертуара, на уроке необходимо заниматься чтением с листа, работать над упражнениями, гаммами и этюдами.

3). Подготовка педагога к уроку. В целях рационального использования времени урока педагогу необходимо готовиться к нему, особенно вначале при разборе программы.

Надо тщательно изучить весь репертуар ученика, уметь его хорошо играть, продумать аппликатуру, наметить пути исправления каких-либо заранее известных недостатков исполнения, способы работы над трудными местами в произведениях.

Конечно, всего предусмотреть заранее невозможно, от педагога потребуется элемент импровизационности, но это и будет творчество педагога во время урока.

4). Последовательность работы с учеником.

Для успешной работы на уроке большую роль играет психологическая обстановка, которую должен создать педагог.

**) «…начало, как правило, во многом определяет дальнейший ход урока, Например, начав свои замечания примерно так: « Мне очень понравилось, как у тебя прозвучала эта фраза, А ну-ка, сыграй это место еще раз», - педагог создает условия для более плодотворной работы, чем, если он скажет, «Опять ты не выполнил задание. Ты просто лентяй и бездельник». Конечно, констатировать отрицательные моменты зачастую легче, чем найти положительные. Но исправлять плохое, не найдя в ученике ничего хорошего, значительно труднее. Поэтому найти правильный тон, создать соответствующую атмосферу – это, значит, обеспечить успешное проведение урока».

Несколько слов о том, как лучше распланировать время урока. В начале полезно поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно больше времени. Если нужно пройти большой репертуар – целесообразно на одном уроке детальнее заняться частью произведений, а на следующем – остальными, ограничившись в отношении первых лишь проверкой домашней работы и несколькими самыми существенными замечаниями.

Чтению нот и игре инструктивного материала лучше уделить время в середине урока, чтобы освежить внимание ученика. Если оставить эту работу на конец, то можно не успеть ее выполнить (некоторые педагоги начинают урок с работы над инструктивным материалом с тем, чтобы ученик «разыгрался», целесообразнее приучить ученика приходить на урок «разыгранным»).

5). Исполнение педагогом произведения.

Очень важно, чтобы педагог мог сыграть произведение, разучиваемое учеником. Исполнять произведение целиком полезно либо в начальной стадии его изучения с тем, чтобы заинтересовать ученика, либо в конце, когда это поможет «собрать» пьесу, лучше почувствовать форму, глубже проникнуть в образ. Конечно, проигрывать произведение целиком педагог должен в том случае, если уверен, что исполнит лучше ученика. В противном случае следует ограничиться показом небольших эпизодов по преодолению трудных мест.

Если говорить об учениках младших классов и особенно начинающих, то для них показ педагога очень важен. Если учесть, что многие упражнения для постановки левой руки написаны с использованием хроматизмов, то показ педагога на инструменте и обучение «с рук» просто необходимо.

6). Словесные пояснения и другие формы работы с учениками.

Большую роль в раскрытиисодержания играют словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке, притом возможно образнее, поэтичнее, увлекательнее.

Словесные пояснения и образные сравнения должны быть близки и понятны ученику. Если ученик не понимает произведение, то полезно изложить ему какую-нибудь программу.

При работе над произведением очень важно рассказать ученику о стиле композитора, об эпохе, в которую было создано произведение.

Очень большое значение имеет эмоциональное воздействие на ученика. Дирижирование исполняемым произведением, пропевание его и т.д. Здесь тоже должна быть соблюдена мера, иначе можно заглушить инициативу ученика.

Органичное сочетание и использование всех этих методов в педагогической работе создает предпосылки для наиболее успешного решения поставленных задач.

Тема 26. Личность педагога-музыканта, основные направления его деятельности.

Личность педагога и его контакт с учеником играют важную роль в воспитании и обучении ученика.

**) «…Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который бывает решающим для успехов ученика не только в младшем, но и старшем возрасте.

Потянув эти невидимые нити и пробудив в ученике ответные струны, педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений, т.е. для работы над художественным образом, что способствует появлению инициативы у ученика.

Разговаривая и рассуждая с ребенком на равных, в то же время нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно конкретноемышление.Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. В начальном периоде все, чему мы хотим научить ученика, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать.

Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблону в обучении. С и с т е м а, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. М е т о д и к а же, определяющая пути к практическому решению этих задач, может быть разной. Чем опытнее педагог, тем больше он видит путей для различных индивидуальностей.

.

Тема 27. Документация по специальности.

Тема 28. Организация педагогической работы в музыкальной школе.

Список литературы.

Литература по общим вопросам:

  1. **)Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста». Москва «Советский композитор» 1989 год.
  2. А.Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков». Ленинград «Музыка» 1985 год.
  3. Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой».
  4. Л. Баренбойм «Путь к музицированию». Ленинград-Москва «Советский композитор» 1973 год.
  5. Л. Баренбойм, Н.Перунова «Путь к музыке». Ленинград «Советский композитор» 1988 год.
  6. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» Москва «Музыка» 1971 год.
  7. Е.П.Макуренкова «О педагогике В.В.Листовой» Москва «Музыка» 1971 год.
  8. Е.Назайкинский «О психологии музыкального воспитания» «Музыка» Москва 1972 год.
  9. Е.Назайкинский «Звуковой мир музыки» Москва «Музыка» 1988 год

Литература по гитаре:

  1. Э Шарнассе «Шестиструнная гитара» Москва «Музыка» 1991 год.
  2. М.Вайсборд «Андрес Сиговия» Москва «Музыка» 1981 год.
  3. Б.Вольман «Гитара и гитаристы» «Музыка» Ленинград 1968 год.
  4. Б.Вольман «Гитара в России» Музгиз 1961 год.
  5. А.Сиговия «Моя гитарная тетрадь» Москва «Музыка» 1992 год.
  6. Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» «Советский композитор» Москва 1977 год.
  7. М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре» «Музыка» Москва 1965 год.
  8. П.Агафошин «Школа игры на шестиструнной гитаре» «Музыка» Москва 1983 год.
  9. А.Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» «Музыка» Москва 1986 год.
  10. Н.Г.Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре» Московский центр содействию искусств «Тоника» 1991 год.
  11. Е.Ларичев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» «Музыка» Москва 1976 год.
  12. А.Николаев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» «Музыка» Ленинградское отделение 1985 год.
  13. В.Яшнев и Б.Вольман «Первые шаги гитариста» «Музыка» Ленинград 1968 год.
  14. В.Юрьев «Самоучитель игры на семиструнной гитаре» «Советский композитор» Москва 1971 год.
  15. В.Сазонов «Самоучитель игры на семиструнной гитаре» «Музгиз» Москва 1960 год.
  16. П Вещицкий «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» «Советский композитор» Москва 1981 год.
  17. А.Николаев «Некоторые вопросы артикуляции на начальном этапе обучения в классе гитары» В сборнике «Вопросы музыкальной педагогики» 6-й выпуск Ленинград «Музыка» 1985

Литература по домре:

1. *)В.Круглов «Школа игры на домре» Издательство Российской академии музыки имени Гнесиных Москва 2003

2. В.Чунин «Школа игры на трехструнной домре» Москва Всесоюзное издательство «Советский композитор» 1986

3. В.Чунин «Современный русский народный оркестр» Москва «Музыка» 1981

4. А.Александров «Школа игры на трехструнной домре» Издательство «Музыка» 1983

5. Хрестоматия домриста (Трехструнная домра, 1-7 класс ДМШ Упражнения и этюды Составитель В.Чунин). Москва «Музыка» 1994

6. В.Чунин «Гаммы и арпеджио для трехструнной домры» Москва 1967

7. И.Фоченко «Об организации двигательного аппарата домриста» В сборнике «Вопросы музыкальной педагогики» 6-ой выпуск Ленинград «Музыка» 1985

8. И.Шитенков «Специфика звукоизвлечения на домре» В сборнике «Методика обучения игре на народных инструментах» Издательство «Музыка» Ленинградское отделение 1975

9. Е.Климов «Совершенствование игры на трехструнной домре» Издательство «Музыка» 1972

Литература по балалайке:

1. П.Нечепоренко, В.Мельников «Школа игры на балалайке» Москва «Музыка» 1988 год

2. А.Дорожкин «Самоучитель игры на балалайке» Москва «Советский композитор» 1990 год

3. «Гаммы и арпеджио для балалайки» (Составители И.Иншаков, А.Горбачев). Москва «Музыка» 1996 год

4. А.Шалов «Основы игры на балалайке» Издательство «Музыка» Ленинград 1970 год

5. А.Пересада «Балалайка» Москва «Музыка» 1990 год

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.008 с.)