Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каждый элемент музыкальной фактуры может быть изложен как одноголосно, так и многоголосно.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Подробнее следует остановиться на фигурации. В школах игры на гитаре если и есть упоминание о фигурации, то ее называют – гармоническая фигурация. Так Н.Г.Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре» дает такое определение: «Звуки аккорда, взятые в какой-либо последовательности, называются гармонической фигурацией, (он не говорит о видах фигурации). В основном же под фигурацией подразумевают лишь арпеджио, не разделяя виды. Лишь Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» называет два вида – восходящее арпеджио и нисходящее, а В.Сазонов «Самоучитель игры на семиструнной гитаре» дает определение ломанного арпеджио. Отсутствие в гитарных «Школах игры» подробного определения видов фигурации заставляет сделать попытку внести некоторую ясность в этом вопросе. Выше говорилось о трех видах фигурации: гармонической, ритмической и мелодической, их отличительных чертах. Рассмотрим подробнее каждый вид. Гармоническая фигурация – движение звуков происходит по разложенным тонам аккорда. Движение может быть прямое восходящее, прямое нисходящее, ломанное восходящее, ломанное нисходящее и комбинированное. Может быть изложено одноголосно, двухголосно и многоголосно. Примеры:
№№1.2.3 – прямое восходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно). №№4.5.6 - прямое нисходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно). №№7.8.9 – ломанное восходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно). №№10.11.12 – ломанное нисходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно). №№13.14.15 – комбинированное движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно). Ритмическая фигурация - повторяющиеся звуки или аккорды в разнообразных ритмических сочетаниях. Примеры: №1 – одноголосное изложение. №2 – двухголосное изложение. №3 – многоголосное изложение. Мелодическая фигурация - движущийся голос, используя вспомогательные, проходящие и другие неаккордовые звуки, образует относительно самостоятельную мелодию (крестиками отмечены неаккордовые звуки):
Гармоническая фигурация в музыкально-исполнительской практике чаще называется арпеджио, поэтому арпеджио нужно отождествлять с гармоническойфигурацией. Гитаристам очень важно научиться играть «на весе» не только левой, но и правой рукой. Рассмотрим следующие примеры:
Пример 1 – прямое восходящее арпеджио, вес направлен вверх, к 1-ой струне. Пр.2 – прямое нисходящее арпеджио, вес направлен вниз, к басу следующего такта. Пр.3 – прямое комбинированное (восходяще-нисходящее) арпеджио, вес направлен к басу следующего такта. Пр.4 – ломаное восходящее арпеджио, вес направлен к следующему такту, а ноты «соль» играются «на мышце». Пр.5 – нисходящее ломаное арпеджио, вес направлен вниз к следующему такту, нота «си» играется «на мышце». Пр.6 – повторение пр.3. Его можно играть и другим способом: сначала направить вес к 1-ой струне и, не опираясь на нее, сделать разворот в обратном направлении и понести вес вниз, к басу. Пр.7 – ломаное комбинированное (восходяще-нисходящее) арпеджио. Вес направлять как в предыдущем упражнении, а ноты «соль» играть «на мышце». Перечисленные примеры не исчерпывают многообразия различных видов арпеджио, но дают направление для осмысленного подхода к их изучению. В школах игры на гитаре об арпеджио говорится мало, а об технологии их исполнения и еще меньше. Достижения в исполнительстве на других инструментах дают нам возможность многое адаптировать для народных инструментов и, в частности, для гитары. Еще один пробел в методике для гитары это несовершенная запись, которая не может отразить дифференцированно (раздельно) все элементы фактуры, музыкальный синтаксис (членение музыкальной речи), штрихи (к примеру, лига обозначает прием). В этом направлении еще предстоит большая работа. Пока же гитаристам приходится рассчитывать, в основном, на свои общемузыкальные знания, традицию (звукозапись) и интуицию. Проанализируем фактуру русской народной песни в обработке А. Иванова-Крамского «Ах ты, душечка». Пьеса написана в вариационной форме. Запятыми отделены проведение темы и вариаций. Варьирование осуществляется в основном за счет изменения фактуры. Мелодия – затактового строения звучит в верхнем голосе, с начала по 4-ый такт хоральное изложение. В этом эпизоде важно, чтобы мелодия не потерялась за плотным звучанием аккордов. Для этого надо более ярко выделить верхний голос. С 5-го по 8-й такт мелодия, выделена штилями вверх, а ее сопровождают бас и фигурации. В двухштилевой записи это выглядит так: На верхней строчке – выписана мелодия, а на нижней – бас и ритмическая фигурация. Лигами отмечена гармоническая фигурация. При исполнении надо следить за тем, чтобы выделялась мелодия, выдержанно звучал бас и, чуть тише, ритмические фигурации. Гармонические фигурации надо чуть выделить в сравнении с ритмическими фигурациями. С 9-го по 12 такт мелодия так же выделена штилями вверх, а ее сопровождают бас и гармоническая фигурация. На двух нотоносцах запись выглядит так: В этой вариации тоже важно более яркое выделение мелодии и, чуть тише баса, гармоническая же фигурация должна звучать более тихо. С 13 до окончания фактура выглядит так: Здесь следует обратить внимание на чередование гармонических и ритмических фигураций. Они должны быть выделены нюансом. Кроме того, начиная с 3-ей доли 16-го такта, мелодия изложена в трехголосии. Верхний голос должен звучать ярче.
Тема 18. Понятие «исполнительский навык». Упражнения и их роль в развитии техники. Тема 19 Основы аппликатуры. Тема 20. Методика изучения инструктивного материала. Тема 21. Методы развития творческой активности учащихся. Тема 22. Воспитание навыков самостоятельной работы учащихся. Тема23. Подготовка произведения к концертному выступлению. Тема 24. Педагогический репертуар для ДМШ, методы его использования. Раздел 4. Организация и планирование учебного процесса в ДМШ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.111 (0.008 с.) |