Ощущение горизонтального развития музыки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ощущение горизонтального развития музыки.



Эти два фактора на первый взгляд противоречат друг другу.

Дослушивать звук - это, значит, слушать предыдущее, а ощущать движение музыки – это думать и слушать «вперед». На самом же деле эти тенденции должны дополнять друг друга, быть в единстве. Ведь говоря о «дослушивании», мы имеем в виду движение звука, а не покой, и это движение должно стать импульсом дальнейшего развития.

Исходя из этого, уже на первых уроках, следует научить ученика слушать до конца затухающий звук и ощущать («вести») его кончиком пальца, пока он длится.

При смене пальца или переносе руки в другую позицию, ученик должен переносить не только руку, но и как бы «нести звук». В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Кстати, это ощущение будет способствовать более естественной форме руки и поможет в работе над постановкой.

Живая рука и живые, активные пальцы – это необходимое условие в работе над постановкой. Это положение относится к обеим рукам. Не ставить палец на лад, а как бы брать, «извлекать звук»; не выжидать и держать палец на ладу, а слушать и вести звук; не поднимать правую руку, а брать дыхание – такие задания гораздо естественнее формируют руки, чем требования неподвижной (хоть и «правильной» позиции).

Для того, чтобы научить слушать звук, нужно давать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла.

В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани.

Если ухо не слышит звук до конца, то звук извлекается пассивным движением, рука расслабляется или наоборот становиться жесткой, и каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, в результате фраза становится разорванной, а исполнение статичным.

Если мы обратимся к пьесам, связанным со стаккато, то убедимся, что главные недостатки исполнения чаще всего заключаются в отсутствии горизонтального движения к «опорным точкам» мелодии.

Итак, дослушивание каждого звука мелодии обеспечивает плавный переход в следующий звук и определяет меру звучания аккомпанемента; ощущение движения музыки к опорным точкам и цельности музыкальной фразы.

2).Технические приемы в работе над звуком .

Одно из условий достижения кантилены заключается в координации работы обеих рук. Пальцы левой руки переступают с лада на лад, как бы передавая звук, правая рука извлекает звук одновременно с левой рукой. Если мелодия исполняется приемом тремоло, то лучше применять ритмическое тремоло, это поможет при смене звуков начинать следующий звук точно «ударом» вверх или вниз .

Поднимать «отыгравший» палец левой руки следует мягко, не спеша и не раньше, чем следующий нажмет на очередной лад. Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии.

Живые кончики пальцевлевой руки, у гитаристов, балалаечников и правой руки должны быть связаны со всей системой исполнительского аппарата вплоть до корпуса. То же относится и к домристам, различие состоит лишь в том, что при игре медиатором «живым» становится кончик медиатора.

Звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца (медиатора), как цветок на конце растения. Он должен питаться «соками» изнутри, от самого корня. Лишенный поддержки «изнутри» звук теряет глубину, певучесть и становится сухим и колючим.

Работа над звуком и музыкальной фразировкой не должна ограничиваться медленными кантиленными пьесами. В произведениях подвижного характера действуют те же принципы звукоизвлечения – дослушивание, ощущение движения музыкальной ткани, формирующейся в контуры фраз, а также принцип слаженных действий всего исполнительского аппарата.

3). Роль дыхания в исполнительском процессе.

Музыка без дыхания мертва. «Дышать» нужно в полном соответствии с музыкальной фразировкой и с характером звуковой задачи. Своевременность дыхания способствует организации связного исполнительского процесса, помогает ярче выразить музыку и облегчает двигательно-техническую задачу исполнителя. Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука (или «дослушиванием» пауз).

Развитие техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.94 (0.004 с.)