Тема 8. Выразительные возможности исполнительства на домре, балалайке, гитаре. Приёмы и штрихи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Выразительные возможности исполнительства на домре, балалайке, гитаре. Приёмы и штрихи.



До последнего времени в определении приёмов и штрихов было много путаницы. Сначала духовики, затем баянисты внесли ясность в определении штриха и приёма. «Штрих» - это звуковой результат (форма звука, имеющая разные атаки, протяжённость и окончание). «Приём» - способ исполнения «штриха». В. Круглов в своей Школе игры на домре приводит Таблицу основных штрихов и артикуляционных приёмов домриста. В предисловии к этой Школе профессор РАМ им. Гнесиных Б.М.Егоров пишет: «…Вот это и является настоящим «броском вперёд» в теории игры на домре, Ведь музыка, по выражению Г.Г.Нейгауза, - это «искусство звука». Правильное изначально понимание этой проблемы даёт исполнителю, педагогу и, в особенности, ученику ясное направление в поисках единственно правильного звукового решения и реального воплощения музыкальной мысли и всего произведения. Он уже понимает «что нужно делать» и знает «как это сделать». Крайне важно также понимать, что «штрих» (форма звука) – это лишь «фонема» музыкальной речи. Наш известный отечественный музыковед, доктор искусствоведения, профессор МГК им. П.И.Чайковского Е.В.Назайкинский обосновал три уровня в строении и восприятии музыкального произведения: фонетический (первичное звукообразование), синтаксический (строение музыкальной речи – мотивы, фразы, предложения) и композиционный (разделы и форма в целом). Они едины в процессе воссоздания музыкального произведения, и каждый более высокий уровень включает в себя всё предыдущее. («О психологии музыкального восприятия» Музыка. М., 1972.)» При исполнении того или иного штриха необходимо учитывать специфику инструмента. На домре и балалайке, после извлечения отдельно взятого звука приемом тремоло можно влиять на его развитие (cresc., dim.,тембровое изменение), т.е. управлять всеми тремя фазами «штриха»: атака, протяжённость, окончание. В подвижных же темпах, когда невозможно играть тремоло, управлять протяжённостью звука и его окончанием бывает затруднительно, а иногда просто невозможно. Например: пассаж в быстром темпе невозможно исполнить staccato, да и legato получится весьма относительное. На гитаре, при извлечении ударом, невозможно делать cresc. на этом звуке, «оживить» звук можно при помощи vibrato. Сказанное об игре в подвижных темпах на домре и балалайке, относится и к гитаре.

*) «Любой звук, в зависимости от контекста музыкального произведения, может быть извлечён определённым игровым приёмом (от основного до яркого колористического), артикуляцией и туше: с мягким (-), жёстким (>), а также акцентированным началом ( ) … 90% выразительных средств связано с правой рукой.

Все штрихи предположительно можно разделить на четыре группы: legato, non legato, staccato, комбинированные или смешанные штрихи.

Первая группа штриховlegato – определяет связное звучание. Длительность звуков здесь выдерживается полностью. Обозначается дугообразной линией над нотой. На домре и балалайке исполняются в основном tremolo, хотя допустимы в некоторых случаях приёмы: реже: , слитность нот достигается за счёт педали звучащей струны». На гитаре штрих legato отождествляется с приёмом legato, который исполняется левой рукой (обозначается дугообразной линией). Попутно следует отметить несовершенство записи штрихов (и не только штрихов) в нотах для гитары. Использование двух, максимум трёх штилевой записи на одном нотоносце, не позволяет выписать каждый элемент фактуры в отдельный голос и оформить его штриховыми обозначениями.

На домре и балалайке *) «…при исполнении штриха legato tremolo внимание следует уделять выразительности tremolo, которое достигается за счёт динамики и частоты колебаний в зависимости от стиля исполняемого произведения. Исполнитель по своему усмотрению, исходя из стилистики, применяет частое или редкое tremolo, насыщенное или «воздушное». К примеру, совершенно очевидно, что применять штрих legato portato надо там, где необходима декламация, слегка увеличенная артикуляция нот. Артикуляция (нем. Articulatio, от лат. Articulo – расчленяю).

В штрихе legato соблюдается предельная плавность соединения нот. Особенно трудно добиться исполнения legato при смене струны, не нарушая тембрового единства, или при игре в отдалённых позициях. Кроме указанных штрихов домристу надо овладеть штрихом vibrato tremolo, а балалаечнику tremolo на одной струне и vibrato tremolo.

При исполнении штриха legato tremolo надо научиться соединять две ноты ритмическим тремоло (определенное количество чередующихся ударов). При квартольном (четном) тремоло вторая нота извлекается , при триольном (нечетном) - .

Вторая группа штриховnon legato (не связно, раздельно) – объединяет штрихи с одинаковой степенью расчленённости, но с разным туше (франц. touché, от toucher – трогать, прикасаться) – характер прикосновения (нажим, удар). К этой группе мы относим detashe, non legato, marcato. Detashe – обозначается чёрточкой (-) над нотой и по аналогии со скрипичным извлекается приёмом tremolo.

Во всех штрихах этой группы пальцы левой руки прижимают струну на определённом ладу и выдерживают педаль звучащей струны до конца выписанной длительности. И, наконец, штрих marcato помечается знаком над нотой >, туше – толчок. Звук извлекается tremolo или толчком, что

придаёт звучанию твёрдость.

Третья группа штриховstaccato – объединяет короткое звучание нот – до половины и менее выписанной длительности, то есть почти до акустического минимума. Обозначается точкой над нотой. Это область применения приёма , . Огромное значение придаётся здесь пальцам левой руки, умению использовать педаль звучащей струны за счёт фиксации и снятия пальцев с ладов.

Например, для игры staccato надо после очередного удара правой рукой по струне зафиксировать ноту на определенном ладу пальцами левой и лишь затем «оттолкнуться от лада. При исполнении staccatissimo меняется туше и в правой руке. Прикосновение к струне короткое, отрывистое, с резкой отдачей в противоположную от направления удара сторону.

Штрих martele обозначается клинком над нотой ( ), туше акцентированное. Звук извлекается приемом или резким броском правой руки на струну.

Четвертая группа штрихов –это комбинированные или смешанные штрихи: staccato marcato, martele, legato leggiero, legato accento, portamento. Комбинация артикуляции, приемов и туше дает поистине безграничные возможности звучания. Исполнителю здесь предстоит самому выбрать тот или иной штрих, «…границы этих категорий и зон являются весьма условными, - справедливо замечает Б.Егоров, - поэтому вблизи условных границ бывает трудно точно установить категорию штриха (что, впрочем, и не так важно), например, legato leggiero, получаемое легчайшим пальцевым ударом в клавиатуру, создает эффект, близкий к несвязному звучанию, то есть приближается к выдержанному, но раздельному tenuto, метрически выдержанное staccato (50%) невозможно отличить от легкого non legato (тоже равного 50% длительности и т.д.)». (Егоров Б.К. К вопросу о систематизации баянных штрихов.) Особо следует остановиться на штрихе legato leggiero, являющемся синонимом скрипичного – ricochet, sautille, staccato volant. Например: транскрипцию (переложение) скрипичного штриха sautille можно получить путем отрывистого звукоизвлечения в правой и отрывистого и использования педали звучащей струны в левой руке. Ведь «при исполнении sautille смычек держится в воздухе над струной, а затем как бы роняется на струну и отскакивает от нее подобно шарику пинг-понга». (Ширинский А. Штриховая техника скрипача).

Применительно к домре и балалайке штрих legato leggiero исполняется следующим образом: мягкая атака звука достигается приемом и staccato в левой руке. В более быстром темпе исполнение этого штриха может быть синонимом sautille. К этой же группе можно отнести штрихи staccato volant и ricochet, требующие легкого прикосновения пальцев левой руки к струне и очень точной координации с правой в момент удара. Ricochet, например, отличается «…характером тембра. В нем наблюдается наибольшая полетность, ритмическая устремленность к новой сильной доле, которая обязательно акцентируется при смене направления движения смычка». Количество вариантов исполнения legato leggiero бесконечно. Приводимая таблица штрихов поможет исполнителю подобрать возможный эквивалент звучания. Эта таблица классифицирована по трем группам, определяющим степень связности и раздельности звучания.

Раздел 2.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.01 с.)