Стандарт 9: непрерывное улучшение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарт 9: непрерывное улучшение



 

Стандарты «Непрерывное улучшение» содержат требования к процессу обновления и непрерывному улучшению относительно: миссии и конечных результатов, образовательных программ, оценки знаний и навыков обучающихся, академической и консультативной поддержке обучающихся, академического штата/преподавателей, клинических баз и образовательных ресурсов, администрирования и управления.

 

9.1 Медицинская организация образования при реализации развития последипломного медицинского образования с привлечением соответствующих заинтересованных сторон должна инициировать процедуры регулярного обзора и обновления процесса, структуры, содержания, результатов обучения/компетенций, оценки знаний и навыков, среды обучения программы, документально исправить недостатки, выделять ресурсы для непрерывного улучшения.

В КазНМУ существует система оценки всех видов деятельности университета через следующие механизмы:

- на уровне кафедры – индивидуальный план преподавателя, индивидуальный план резидента, ВКК (ежегодный план утверждается в начале учебного года);

- на уровне деканата – аудит СМК (план ОСМК), опросы резидентов, преподавателей, работодателей профильными УД, Центром МАКОА совместно с Центром ПОТРК (ежегодный план утверждается в начале учебного года);

- на уровне университета - инспекционный аудит СМК внешней организации.

 

9.2 Медицинской организации образования следует

- базировать процесс обновления на проспективных исследованиях и анализах и на результатах собственного опыта и изучения литературы по медицинскому образованию

Согласно требованиям установленной внутренней документированной процедуры по качеству «Мониторинг удовлетворенности потребителей» в университете (отдел СМК) ежегодно проводятся социологические исследования (анкетирование) по удовлетворенности условиями работы ППС кафедр и сотрудников СП и обучающихся. По результатам анкетирования после обсуждения на заседаниях Совета по качеству определяются области для дальнейшего совершенствования, планируются мероприятия по повышению удовлетворенности.

Ежегодно проводится сбор данных по установленным исходя из общеуниверситетской стратегии ключевым показателям функционирования основных процессов деятельности университета, в том числе по образовательной деятельности, по учебному процессу.

- гарантировать, чтобы процесс обновления и реструктуризации приводит к пересмотру политики и практики программы последипломного медицинского образования в соответствии с прошлым опытом, текущей деятельностью и будущими перспективами.

Процессы обновления образовательной программы по резидентуре и улучшение практики её реализации происходят с учетом знаний и навыков, полученных преподавателями кафедр на обучающих мероприятиях (семинары, мастер-классы, конференции), визитинг-профессоров (мастер класс с приглашением визитинг профессоров: Waleed Hani Haddad, Assistant prof. In Orthopaedics faculty of medicine/Jordan University of Science and Technology, Иордания с 28.11.2011 по 03.12.2011г. по теме «Диагностика и лечение повреждений верхних конечностей». Ziad Mohammed AlZoubi, Honorary Professor Spine surgery, Faculty of Medicine, Basrah University Consultant Spinal and Orthopedic Surgeon. Honorary President, Pan Arab Spine Society. President, International Association of Neurorestoratology (IANR). По теме «Актуальные вопросы вертобралогии, диагностика и методы лечения» с 20.12.2011 по 24.12.2011г. Абакиров Медетбек Джумабекович, Российская Федерация на тему: «Травматология и ортопедия с курсом вертебрологии». Кроме того, кафедрой травматологии и ортопедии активно ведутся исследования, направленные на разработку и внедрение новых профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных с патологией крупных суставов. А именно, два научно-исследовательских проекта согласно европейскому стандарту по программе визитинг профессора из Литвы:

1. Биомедицинские исследования пациентов после эндопротезирования тазобедренного и коленного суставов с целью выявления факторов риска осложнения и снижение экономических затрат при ревизионных операциях.

2. Биомедицинские исследования функций и качество жизни пожилых пациентов с переломами проксимального отдела бедренной кости с внедрением европейского алгоритма лечения.

Триединство образовательного процесса в КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова достигается посредством программы «Обучение через исследование», основной целью которого является повышение уровня подготовки будущего специалиста в вузе, как едином учебно-научно-производственном комплексе, посредством формирования у резидентов базовых научно-исследовательских компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Таблица 2. Участие резидентов в научных конференциях

Наименование конференции Место проведения Тема доклада Авторы (ФИО, курс, ф-т)
  XIII научной конференции молодых ученых и специалистов СОГМА с международным участием   РФ. г. Владикавказ ИПЦ СОГУ 22-24 мая 2014г.   Доклад на тему: «Наш опыт лечения пожилых пациентов с переломами проксимального отдела бедренной кости» Резидент С.А. Амраев Научный руководитель: У.М. АбуДжазар, М.Н. Джаксыбаев
  XIII научной конференции молодых ученых и специалистов СОГМА с международным участием   РФ. г. Владикавказ ИПЦ СОГУ.   Доклад на тему: «Результаты применения блокируемого интрамедуллярного остеосинтеза при диафизарных переломах трубчатых костей» Резидент Н.К. Умирбеков Научный руководитель: У.М. АбуДжазар, Ю.Х. Зуби

 

Участие резидентов в научно-исследовательской работе кафедры также являются статьи опубликованные в зарубежных научных журналах.

Таблица 3. Список опубликованных научно-исследовательских работ резидентов

Автор студент Соавторы Наименование Издательство, журнал Количество страниц
           
3. С.А. Амраев   У.М. АбуДжазар, М.Н. Джаксыбаев «Наш опыт лечения пожилых пациентов с переломами проксимального отдела бедренной кости» Сборник XIII научной конференции молодых ученых и специалистов СОГМА с международным участием      
4. Н.К. Умирбеков У.М. АбуДжазар, Ю.Х. Зуби «Результаты применения блокируемого интрамедуллярного остеосинтеза при диафизарных переломах трубчатых костей» Сборник XIII научной конференции молодых ученых и специалистов СОГМА с международным участием РФУ.  

 

Одним из важных аспектов научной деятельности университета является разработка новых технологий и внедрение достижений медицинской науки в практику здравоохранения и учебный процесс.

Создана Группа Экспертов Школы педагогического мастерства им ХС Насыбуллиной (приказ №4а от 05.01.2015 г.) из числа преподавателей КазНМУ по следующим компетенциям: Эффективный преподаватель; Эксперт в оценке знаний и навыков/образовательных программ; Исследователь в медицинском образований; Лидер/менеджер в медицинском образовании; Эффективный коммуникатор; Преподаватель с академическим английским языком; Эффективный пользователь информационно-коммуникационных технологий.

В КазНМУ с 2011 г. на научной основе внедрены социологические опросы всех заинтересованных в качественной реализации образовательных программ сторон (ППС, сотрудники АУП, обучающиеся, работодатели). До 2014 г. наибольшему изучению были подвергнуты программы бакалавриата (в т.ч. интернатуры), магистратуры и докторантуры. С 2014-2015 уч. г. в связи с увеличением контингента резидентов, детальный опрос проводится по программам резидентуры. С одной стороны, преподаватели кафедр резидентуры с 2011 г. регулярно (ежегодно) опрашиваются на темы «Ожидаемые преобразования в новом учебном году», «Методы обучения» (Центр МАКОА), уровень удовлетворенности работой в КазНМУ (отдел СМК), в другой стороны, именно с 2015 г. проводится прицельное анкетирование преподавателей по реализации образовательной программы резидентуры.

9.3 Медицинской организации образования следует в процессе обновления обратить внимание на следующие вопросы:

§ Адаптация миссии и результатов последипломного медицинского образования в научном, социально-экономическом и культурном развитии общества,

В условиях современного социально-экономического развития Казахстана, быстрого роста информационных потоков и высокотехнологичных процессов миссия, цели и стратегия развития образовательной программы по травматологии и ортопедии отражают намерение соответствовать современным требованиям в условиях роста конкурентоспособности в сфере образования, требованиям качества подготовки специалистов, ориентированных на реализацию государственной программы развития здравоохранения и науки РК в рамках инновационного развития страны. С этой целью постоянно отслеживается их соответствие.

Миссия университета пересматривается раз в 3 года и с учетом новых программных документов Республики Казахстан по вопросам образования и здравоохранения. Последний раз Миссий КазНМУ была пересмотрена и изменена с учетом пожеланий ВЭК институциональной аккредитации (НААР, декабрь 2012 г.). Миссия образовательной программы по травматологии и ортопедии была принята в 2015 г. и до настоящего времени не пересматривалась.

§ Модификация установленных результатов обучения после завершения последипломного обучения в выбранной области медицины в соответствии с документально подтвержденными потребностями среды распространяются на недавно завершивших обучение специалистов здравоохранения, изменения могут включать клинические навыки, обучение в области общественного здравоохранения и участие в уходе за больным, соответствующие обязанности, возложенные по завершении программы.

В соответствие с потребностью среды, в которой будет работать выпускник, образовательная программа построена таким образом, чтобы уровень приобретенных клинических знаний и навыков соответствовали потребностям системы здравоохранения и общества.

Выпускники образовательной программы резидентуры могут в дальнейшем поступить на программу магистратуры и докторантуры PhD. Большинство резидентов по окончании обучения в КазНМУ распределяются в медицинские организации по профилю специальности. С 2015 г. Центр профессиональной ориентации, развития студентов и трудоустройства выпускников отслеживает судьбу выпускников резидентуры.

§ Адаптация образовательных подходов и методов обучения, чтобы гарантировать их соответствие и уместность

Методы обучения резидентов по травматологии и ортопедии включают:

1) пассивные методы теоретического обучения: лекции, семинары, научно-исследовательские работы, устные презентации, видеоконференции;

2) интерактивные методы теоретического обучения: кейс-стади, проблемно-ориентированное обучение (PBL); обучение, основанное на случае (CBL), командно-ориентированное обучение (TBL); обучение, основанное на симуляционных технологиях, ролевые игры, метод «мозгового штурма», метод групповой дискуссии, портфолио, комбинированный опрос, метод обучения в малых группах, презентации. На кафедре имеются 7 актов внедрения по интерактивным методам преподавания:

информационно-дидактический блок (аудио-лекция) по темам: «Основные аспекты профилактики травматизма», «Особенности консервативного и оперативного лечения в зависимости от вида травмы и врожденных патологий.», «Международные классификации», «Клиническая диагностика», «Современные технологии протезирования в травматологии и ортопедии, эндовидеотехнологии»;

• метод обучения с элементами (TBL Team-based learning), лекция для резидентов на тему: «Политравма. Сочетанные и множественные повреждения»;

• ролевая игра на тему: «Особенности лечебной тактики при травмах в различные возрастные периоды.».

3) клиническое обучение (практические навыки): ведение пациентов с травматическими повреждениями, виды иммобилизации на догоспитальном этапе. Методика их выполнения, дежурства по клинике, участие в клинических разборах сложных случаев и обходов профессоров и доцентов, в оперативных вмешательствах различной сложности, с последующим отчетом на утренних конференциях, подготовка отчета о деятельности отделений, организация и участие в тренингах с врачами практического здравоохранения, обучение в симуляционном Центре практических навыков им. К.Кожаханова, оснащенный интерактивными компьютерными манекенами.

Оснащение клинических баз позволяет эффективно реализовывать активные методы обучения (разбор клинических случаев, ведение медицинской документации, экспертиза качества оказания медицинской помощи, ведение пациентов, обучение в клинике с участием реального пацента, обучение в условиях первичной медико-санитарной помощи, посещение врачебных конференции, консилиумов, преподавание с использованием web – технологий); обучение через исследование (участие в НСК).

Для широкого использования ППС интерактивных и активных методов обучения и преподавания в университете в 2011 г. создана Школа педагогического матерства им. Х.С.Насыбуллиной, где преподаватели обучаются данными методами. За 5 лет в Школе обучено 3 сотрудников кафедры травматологии и ортопедии. В рамках ежегодной Зимней Школы Департаментом по учебно-методической работе (ДУМР), также организовываются обучающие семинары по развитию педагогических компетенций ППС КазНМУ, по вопросам организации учебного процесса, учебно-методической, воспитательной и клинической работы. За период 2011-2015 гг. по вопросам тестологии прошли обучение 2 сотрудников кафедры.

Таким образом, методы преподавания и обучения соответствуют содержанию и конечным результатам обучения, способствуют активному обучению и личному участию резидентов в оказании медиицинской помощи, развивают способности брать на себя ответственность за свой процесс обучения и определять свои потребности, способствовать обучению на протяжении всей жизни.

§ Корректировка структуры, содержания и продолжительности образовательных программ в соответствии с событиями в базовых биомедицинских науках, клинических, поведенческих и социальных науках, изменения в демографической ситуации и структуре населения по вопросам здоровья / болезни, а также социально-экономических и культурных условий, корректировка будет гарантировать, что новые соответствующие знания, понятия и методы включены, а устаревшие отменены

В КазНМУ в рамках политики управления и в соответствии с ГОСО совершенствование образовательной программы осуществляется за счет возможности корректировать элементы образовательной программы.Процедура корректировки элементов образовательной программы описана в стандарте 2 «Образовательные программы».Кафедра при разработке рабочих учебных программ дисциплины может изменять до 20% содержания типовой программы, до 40% тематического плана предмета. Кафедрам предоставляется также свобода в изменении и дополнении программы, которая также позволяет вузу внести соответствующие коррективы в образовательную программу. Изменения и дополнения осуществляются в соответствии с потребностями практического здравоохранения, потребностями населения, изменениями демографической ситуации, структуры заболеваемости населения. Это выявляется и определяется через анализ запросов МЗ и СР РК, через обсуждения на заседаниях кафедры, модуля, КОП и Методическом совете с учетом развития биомедицинских, поведенческих, социальных и клинических наук.

В университете включение новых соответствующих знаний, концепций и методов обеспечиваются путем внесения изменений и дополнений в уже действующую рабочую программу дисциплины в соответствии с требованием МС ИСО 9001:2008, разделом 7.3 Проектирование и разработка новых образовательных программ и пункта данного раздела об управлении изменениями. Изменения анализируются, верифицируются и утверждаются соответствующим образом, а также согласуются до внесения. Анализ изменений также включает оценку влияния изменений на составные части программы, по которой уже проходит обучение.

§ Обновление оснащения на клинических базах и других образовательных ресурсов к изменяющимся потребностям в последипломном медицинском образовании, то есть количество обучающихся, количества и профиля преподавателей, программа обучения и современные принципы обучения

§ Разработка принципов и методов оценки в соответствии с изменениями в установленных результатах и методах обучения

Разработка принципов оценки, методов проведения и количества экзаменов ориентирована на определение соответствия образовательных услуг установленным требованиям. Образовательные услуги высшего образования предоставляются университетом в соответствии с:

- требованиями государственных общеобразовательных стандартов высшего образования и др. нормативных и нормативно-правовых документов,

- дополнительными требованиями потребителей.

Измерение соответствия образовательных услуг осуществляется университетом в соответствии с правилами проведения контроля успеваемости обучающихся, промежуточной и итоговой аттестации, защиты отчетов о практике.

Об изменении подходов к оценке результатов обучения в связи с реализацией Модели медицинского образования КазНМУ и внедрением с 2011 г. кредитной системы обучения (оцениваются не только знания и умения, а уровень сформированности всех компонентов профессиональной компетентности.

Совместимость проведения оценки с образовательными целями и методами осуществляется путем дифференцированных подходов: знания резидентов оцениваются с помощью тестовых заданий различных уровней сложности, устного опроса, собеседования, умения и навыки демонстрируются резидентами на фантомах и инструментах в ЦПН, у постели больного. Например, для контроля навыков по методологии ОСКЭ используется: манекены, электронные тренажеры, стандартизованные пациенты, полный набор необходимых инструментов. Все навыки структурированы, последовательность шагов построена по алгоритму, результаты оценок измеряемы.

С целью оценки сформированности клинических компетенций на каждом этапе обучения проводится контроль основных клинических навыков обучающихся по согласованию с профильными клиническими Комитетами образовательных программ на базе Центра практических навыков (центр независимой оценки знаний и навыков). Окончательную оценку достаточности клинических знаний и навыков с 2011-2012 учебного года проводят независимые экзаменаторы во время Итоговой государственной аттестации выпускников.

Разнообразие методов оценки резидентов, применяемые в КазНМУ, обеспечивают возможность их разработки в соответствии с изменениями в задачах образования, целях и методах обучения.

§ Адаптация политики отбора обучающихся, методов отбора и приема обучающихся к изменяющимся ожиданиям и обстоятельствам, потребностям в человеческих ресурсах, изменениях в базовом медицинском образовании и требованиях учебной программы

Травмы и различные воздействия внешних причин оказывают отрицательное влияние на показатели здоровья, что обусловлено их высокой распространенностью среди различных групп населения и высокими показателями неблагоприятных социальных последствий: временной и стойкой утраты трудоспособности, смертности. В комплексе лечебно-профилактических мероприятий, направленных на решение этой проблемы, важное место занимает профилактика травматизма и оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи пострадавшим от травм и других несчастных случаев. В связи с чем, в КазНМУ прием резидентов по специальности «травматология и ортопедия, в том числе детская» ежегодно растет. Центром профессиональной ориентации, развития резидентов и трудоустройства выпускников (Центр ПОРСТВ) КазНМУ ежегодно отправляется запрос в Управление здравоохранения регионов РК, о необходимом количестве специалистов по специальности «травматология и ортопедия, в том числе детская», на данный текущий год (приказ МЗ РК от 24.11.2009 года №774 «об утверждении Номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей»). После обработки данных полученных с региона, Центром ПОРСТВ КазНМУ, данная заявка передается в деканат интернатуры и резидентуры (ИиР)КазНМУ. Деканатом ИмР КазНМУ, на основании данных полученных с региона, составляется заявка (предложение), на необходимое количество специалистов по специальности «травматология и ортопедия, в том числе детская», которая обсуждается на заседании Ученого совета университета и выносится протокольное решение.

 

§ Адаптация политики набора и развития академических наставников и преподавателей в соответствии с изменяющимися потребностями в последипломном образовании

Прием преподавателей на работу осуществляется посредством конкурса на замещение вакантных должностей, порядок проведения которого регламентируется Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года № 230 «Об утверждении Правил конкурсного замещения должностей профессорского-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений» и в соответствии с требованиями приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года №338 «Об утверждении типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», при приеме на работу на замещение педагогических должностей в обязательном порядке учитывается соответствие кандидатов квалификационным требованиям.

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова является одним из 20-ти вузов страны, в которых по рекомендации МОН РК будут открыты отделения по подготовке полиязычных кадров, а также планомерно проводится подготовка англоязычных преподавателей. Для привлечения и отбора отечественных и зарубежных кадров и ППС, а также для оценки эффективности использования кадров в университетебыл создан отдел рекрутинга.

В целях улучшения адаптации политики набора и формирования кадров к изменяющимся потребностям вуза планируется:

- доведение доли иностранных ученых в общей численности штатных ППС до 10 %

- создание среды, благоприятной для развития международного сотрудничества через обучение ППС и сотрудников английскому языку (центр мировых языков) и основам международной деятельности

- дальнейшая подготовка стажеров-преподавателей на базе Школы педагогического мастерства им.Х.С.Насыбуллиной

- повышение остепененности ППС кафедр согласно квалификационным требованиям, предъявляемых при лицензировании образовательной деятельности через расширения пречни программ подготовки специалистов в резидентуре и магистратуре

 

§ Усовершенствование процесса мониторинга программы и оценки программы

КазНМУ совершенствует механизмы по периодическому пересмотру, изучению и оценке реализуемых образовательных программ и обеспечивает качество процесса управления программами. Образовательные программы регулярно изучаются и оцениваются посредством обратной связи от резидентов, ППС и заинтересованных сторон, включая работодателей, а также проведения анализа учебных достижений резидентов.

КазНМУ постоянно совершенствует процедуры оценки программ на уровне кафедры, факультета, вуза с включением всех аспектов (контекст, ресурсы, показатели успеваемости, удовлетворенность потребителей, трудоустройство и т.д.) и более широкого круга заинтересованных лиц. Так, на уровне кафедр проводится аналитическая работа с целью оценки программы в виде годового отчета кафедр. Совершенствование процедуры оценки программ на уровне факультета и вуза осуществляется через обсуждение контекста программы и специальных дисциплин на советах факультета, годовых отчетах проректора по образовательной деятельности, проректора по научной и клинической деятельности с последующим обсуждением всех членов Ученого совета университета.

 

§ Развитие организационной структуры, управления и менеджмента для преодоления изменяющихся обстоятельств и потребностей послевузовского обучения, и со временем сбор интересов различных групп заинтересованных сторон

Ежегодно пересматривается организационная структура университета, с этой целью создаётся рабочая группа из числа ответственных сотрудников (проректора, директора департаментов). Оргстурктура КазНМУ с дополнениями и изменениями утверждается на первом заседании Ученого Совета в новом учебном году. Последний раз оргструктура была утверждена на УС КазНМУ (протокол №1 от 9.09.2015 г. «О реализации решения Ученого Совета «Предложения по формированию новой организационной структуры КазНМУ на 2015-2016 уч.год», протокол №11 от 30.06.2015 г. «Предложения по формированию новой организационной структуры КазНМУ на 2015-2016 уч.год»). Одним из существенных изменений, направленных на улучшение работы с выпускниками КазНМУ, на основе Отдела распределения и трудоустройства выпускников, был создан Центр профессиональной ориентации, развития студентов и трудоустройства выпускников.

После подписания в 2010 г. Великой Хартии Университетов, КазНМУ принял на себя обязательства по реализации принципов Болонского процесса и перешел на трехуровневую систему подготовки выпускников (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD). В связи с этим в 2012 г. была создана Высшая медицинская Школа, в состав которой включены Деканат интернатуры и Деканат магистратуры, резидентуры и докторантуры PhD. Ранее находились в курации проректора по постдипломному образованию и клинической работе. Выполнив свою задачу по формированию образовательной траектории постдипломного обучения, а так же в целях обеспечения преемственности образования на уровне бакалавриата, интернатуры и резидентуры, Высшая медицинская Школа была упразднена и с 2014 г. был организован Деканат интернатуры и резидентуры, который передан под курацию Проректора по УМиСР.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.043 с.)