Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При описании стандарта ключевые моменты – рамочные параметры оп, связь с бакалавриатом (интернатурой), связь с конечными результатами обучения, системность оп, прозрачность при разработке.

Поиск

КазНМУ осуществляет профессиональную подготовку резидентов по специальности «Травматология и ортопедия, в том числе детская» по очной форме обучения, содержание которой соответствует миссии вуза и отвечает потребностям работодателей, срок обучения составляет 3 года.

Подготовка слушателя резидентуры по специальности 6R113500 «Травматология и ортопедия, в том числе детская» осуществляется с целью обеспечения отрасли здравоохранения РК квалифицированными кадрами в области медицинского обслуживания детского населения и проводится согласно Приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 27 «Об утверждении перечней клинических специальностей подготовки в интернатуре и резидентуре». Обучение проводится в соответствии с Государственными стандартами образования (далее – ГОСО 2009 и 2015 гг.), Типовой учебной программой (далее – ТУП, 2010 г.), Инструктивным письмом № 8 «По разработке учебно-методической документации в обучающих организациях РК, осуществляющих подготовку по резидентуре» (2010 г.), Положением о «Резидентуре» (2008 г.), утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения и «Квалификационными характеристиками выпускника резидентуры по специальности: «Травматология и ортопедия» (КазНМУ, Алматы, 2013 г.).

Цель и задачи подготовки резидентов отражены в ГОСО (2009 г. и 2015 г.), ТУП - 2010 г., квалификационных характеристиках выпускника резидентуры по специальности: Травматология и ортопедия» (2013 г.), образовательной программе по резидентуре (2015 г.) и учебно-методических комплексах дисциплин (УМКД) (Приложения 1, 2).

С 2015 года образовательная деятельность в резидентуре в КазНМУ осуществляется по кредитной технологии в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения».

Кафедра при разработке образовательных программ придерживается цели обеспечения непрерывности их содержания, учитывает логику академической взаимосвязи дисциплин, их последовательность и преемственность.

Образовательные программы резидентуры ориентированы на конечный результат обучения в зависимости от уровня и срока подготовки. Компетентностно-ориентированный подход обучения направлен на углубление полученных в бакалавриате и интернатуре знаний и пяти ключевых компетенций: знание, практические, коммуникативные и правовые навыки, непрерывное самосовершенствование.

Для достижения конечных результатов резиденты проходят обучение по базовым дисциплинам, профилирующим дисциплинам обязательного компонента (ОК) и профилирующим смежным дисциплинам и профилирующим дисциплинам компонента по выбору (КВ).

Программа подготовки резидентов содержит: 1) теоретическое обучение, включающее изучение циклов базовых, профилирующих дисциплин и компонента по выбору; 2) клиническую подготовку слушателей резидентуры; 3) промежуточные и итоговую аттестации.

Программы по резидентуре содержат запланированные методы обучения и преподавания, методы оценки для достижения конечного результата обучения. Методы обучения на кафедре направлены на значительный объем самостоятельной работы резидентом согласно ГОСО и квалификационным требованиям (2013 г.). Соотношение аудиторной и самостоятельной работы резидента составляет – 1:3.

Обучение в резидентуре проводится с учетом принципов преемственности с базовым медицинским образованием (бакалавриат, интернатура) и непрерывным медицинским образованием по выбранной специальности. В связи с этим в 2012 г. была создана Высшая медицинская Школа, в состав которой включены Деканат интернатуры и Деканат магистратуры, резидентуры и докторантуры PhD. Выполнив свою задачу по формированию образовательной траектории постдипломного обучения, а так же в целях обеспечения преемственности образования на уровне бакалавриата, интернатуры и резидентуры, с 2014 г. был организован Деканат интернатуры и резидентуры, который передан под курацию Проректора по учебно-воспитательной работе. В его ведении входит Отдел распределения и трудоустройства выпускников, обеспечивающего связь выпускников с работодателями и мониторинг трудоустроенности. Показатель трудоустройства ежегодно повышается и в 2014 г. составляет 96%. Деканат магистратуры, резидентуры и докторантуры PhD в сентябре 2014 г. преобразован в Отдел магистратуры и докторантуры PhD. Соблюдение преемственности в резидентуре осуществляется путем преподавания дисциплин в едином методологическом ключе, с единых методологических позиций и ориентиром конечный результат. Переход на трехуровневую образовательную модель в Казахстане требовало разработки принципиально новых образовательных программ, обеспечения преемственности всех уровней обучения, устранения излишнего дублирования содержания и усиления научной составляющей учебного процесса. Образовательные программы трех уровней строятся с учетом Дублинских дескрипторов. Образовательная программа по направлению травматология и ортопедия направлена на совершенствование знаний и навыков, полученных в бакалавриате. В качестве результатов обучения определены базовые компетенции. Связь между образовательной программой и последующим этапом профессиональной подготовки и дальнейшей практической деятельностью осуществляется через привлечение к разработке и оценке образовательных программ представителей практического здравоохранения. Оценка учебных программ проводится путем рецензирования содержания программ представителями практического здравоохранения.

Организация обучения резидентов определена в УМКД, силлабусе дисциплины с указанием объема в кредитах и часах, продолжительности изучения в неделях, сроков сдачи заданий по СРР и выполнению заданий по СРРП и т.д., имеется полное методическое обеспечение лекций и семинаров, тестовые вопросы и ситуационные задачи, экзаменационные билеты и тестовые вопросы.

По каждому проводимому циклу имеется вся необходимая документация: расписание занятий, журнал успеваемости и посещаемости, индивидуальные планы работ резидентов.

Освоение дисциплины осуществляется через теоретический и практический курс обучения.

Теоретическое обучение проводится путем лекций, семинаров, которые обеспечивают качественное усвоение информации по наиболее актуальным вопросам травматологии и ортопедии. Для успешного освоения образовательных программ используются в учебном процессе инновационные методы обучения в форме деловых и ролевых игр, имитационных тренингов, дискуссии, мозгового штурма, ситуационных игр, оформления слайд-шоу с применением интерактивных досок, мультимедийных проекторов, электронных учебников и т.д.

Помимо лекций, семинаров, конференций и практических занятий по специальности в теоретическую подготовку входят вопросы общественного здравоохранения, доказательной медицины, статистического анализ в здравоохранении, менеджмента научных исследований.

Практический курс обучения проходит на базе Городской Клинической Больницы №4. Обязательным компонентом практической подготовки специалиста заключается в непосредственной работе с пациентами: курация травматологических больных в соответствии с учебным планом и программой. Одним из важных разделов практической подготовки резидента на кафедре является их участие в проведении клинических разборов, трудных клинических случаев (ежедневные текущие обсуждения, консилиумы), хирургических оперативных вмешательствах различной степени сложности, а также участие в клинических, патологоанатомических конференций. В ходе клинической работы резидент осваивает необходимую для работы документацию, в соответствии с приказами и инструкциями МЗ РК (клинические протоколы и национальные руководства, приказы). Рациональным представляется обучение в виде ротации резидентов по основным подразделениям клинической базы кафедры в соответствии с индивидуальными планами резидентов и степени сложности практических навыков.

Самостоятельная работа реализуется в двух формах – самостоятельная работа резидента под руководством преподавателя (СРРП) и самостоятельная работа резидента (СРР). Объем самостоятельной работы по каждой учебной дисциплине определен в силлабусе по специальности. СРР включает все формы организации – это и освоение теоретического материала по определенному перечню тем для самостоятельного изучения, тесты, решение ситуационных задач, применение полученных знаний для анализа ситуации и принятия решений, формирования собственной позиции при работе с пациентами. На кафедре уделяется большое внимание самостоятельной работе резидента по внеаудиторным часам в виде обязательных 4-х дежурств в месяц на клинических базах, участие во внутрибольничных и патологоанатомических конференциях, научных и практических конференциях, а также изучение дополнительной литературы в библиотеке и интернете. Каждому обучающемуся предоставлен доступ к информационно-образовательной среде КазНМУ, максимально созданы благоприятные условия для овладения знаниями, развития и проявления творческой индивидуальности.

Важным аспектом в дальнейшем совершенствовании профессиональной подготовки является вовлечение резидентов в научно – аналитическую работу, итогом которой являются научные публикации в изданиях различного уровня (Сборник материалов Международного Форума специалистов перинатальной медицины, НЦАГиП МЗ РК, Алматы, Научно-практический журнал «Вестник КазНМУ», журнал «Практический врач», журнал «Медицина» и т.п.), участия в научно-практических конференциях (Республиканская межвузовская научно-практическая конференция «Защита врача. Правовые основы и проблемы реализации», КазНМУ; Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученных «Интерграция студенческой науки в международное пространство».

Общедоступность содержания образовательных программ обеспечивается размещением на сайте университета ГОСО, ТУПов, РУПов, УМКД, наличием в библиотеке и выдача резидентам на руки УМКД, силлабусов, КЭД. Информатизация образовательного процесса также реализуется через развитие АИС-КазНМУ, которая позволяет обучающимся дистанционно получать доступ к учебно-методическим материалам, контрольно-измерительным средствам, расписанию занятий, производить выбор преподавателей и элективных дисциплин.

2.1.2 Медицинская организация образования должна обеспечить соответствие содержания программы резидентуры требованиям ГОСО РК и обеспечивать широту подготовки специалистов в соответствии с наименованием программы и необходимую глубину подготовки в области, определяемой специальностью.

ТУП (2010) и Образовательная программа (2015) по специальности Травматология и ортопедия» в том числе детская», разработаны на основании ГОСО (2009 и 2015 гг.) и содержат полный перечень учебных дисциплин, сгруппированных в циклы базовых (БД), профилирующих дисциплин (ПД), как по обязательным, так и компонент по выбору, с указанием трудоемкости каждой учебной дисциплины в кредитах и академических часах.

В соответствии с ГОСО специальности, типовыми учебными планами отделом планирования и контроля учебного процесса (ОПиКУП) разрабатываются рабочие учебные планы (РУП) на весь период обучения. Ежегодно с учетом допустимого изменения за счет вузовского компонента РУПы пересматриваются и утверждаются Методическим и Ученым советом Университета.

Комитетом образовательных программ (КОП) по хирургии и Методическим советом Университета рассмотрены и утверждены структура, формы разработки образовательной программы и силлабусов, в которых указываются: код дисциплины, наименование дисциплины, распределение по семестрам, объем в часах и кредитах, распределение по видам работ: лекции, семинарские, СРРП, СРР; распределение этих видов работ по семестрам.

В соответствии с ГОСО 2009 РК в учебных планах выдерживается соотношение объема дисциплин циклов:

· объем БДО – 8,6% (594 часов), который состоит из обязательного компонента (594 часа).

· объем ПДО составляют 86,0% (5940 часов). Из них 5346 часов – дисциплины обязательного компонента и 378 часов – компонент по выбору.

В соответствии с ГОСО 2015 РК в учебных планах выдерживается соотношение объема дисциплин циклов:

· БДО - составляет 6,2% от общего объема или 12 кредита;

· ПДО – 86,2% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 112 кредита,

· ПДВ – 7,6% от общего объема дисциплин или 7 кредитов отводится на дисциплины компонента по выбору.

Образовательная программа предусматривает последовательное изучение дисциплин.

Цикл базовых дисциплин направлен на формирование и понимание научных концепций и методов в области базовых биомедицинских наук, являющихся основополагающими для приобретения клинических научных знаний и применения их в практической деятельности.

Цикл профилирующих дисциплин направлен на формирование клинических знаний и навыков, необходимых для решения ключевых задач в профессиональной деятельности специалиста медицинского профиля, эффективного взаимодействия с пациентами и другими специалистами системы здравоохранения при оказании медицинской помощи населению, развитие клинического мышления, формирование навыков принятия решений, основанных на принципах доказательной медицины. Необходимым условием для обеспечения образовательного процесса по клиническим дисциплинам является наличие соответствующей клинической базы.

На основании типовой и образовательной программ по всем дисциплинам специальности разработаны учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД), включающие: силлабусы, лекционный комплекс; контрольно-измерительные средства; карту учебно-методической обеспеченности дисциплины; формы отчетной документации. Учебно-методический комплекс дисциплины адаптирован к Модели медицинского образования КазНМУ и кредитной системе обучения, обсуждены на заседании кафедры, рассмотрены на заседании КОП, Методическом совете университета и утверждены проректором по учебно-воспитательной работе.

На основе действующих ГОСО 2009 и ГОСО 2015 по специальности ежегодно разрабатываются и издаются Каталоги элективных дисциплин (КЭД) по каждому направлению подготовки внутри специальности. Утвержденный КЭД размещен в АИС – КазНМУ.

Резиденты формируют свою индивидуальную образовательную траекторию путем выбора элективных дисциплин в соответствии с выбранным направлением подготовки, что является отражением индивидуализации обучения. Помощь резидентам в формировании индивидуальной траектории оказывают кураторы, которые назначаются из числа преподавателей кафедр. Таким образом, реализуется системный компетентностный подход в подготовке специалистов различных направлений в рамках образовательной программы.

2.1.3. Медицинская организация образования должна использовать ориентированную на практику подготовку обеспечивая личное участие резидентов в оказания медицинской помощи и ответственности по уходу за пациентами.

Образовательные программы в резидентуре направлены на усиление практической подготовки врачей травматологов-ортопедов.

Цикл профилирующих дисциплин по специальности направлен на совершенствование клинических зананий и навыков, необходимых для решения ключевых задач в профессиональной деятельности, эффективного взаимодействия с пациентами и другими специалистами системы здравоохранения при оказании медицинской помощи; развитие клинического мышления, формирования навыков принятия решений, основанных на принципах доказательной медицины. Компетенции резидента и перечень практических навыков отражены в ГОСО (2009, 2015), квалификационных характеристиках выпускника резидента (2013) согласно Модели профессиональной компетентности выпускника КазНМУ (Решение Ученого совета от 24.11.2009).

Согласно ГОСО 2009 г. программа обучения резидентов по травматологии и ортопедии включает следующие профилирующие дисциплины по специальности:

• Травматология амбулаторно поликлиническая-1

• Травматология амбулаторно поликлиническая-2

• Травматология в стационаре – 1

• Травматология в стационаре – 2

• Травматология в стационаре – 3

• Комбустиология

а также компоненты по выбору:

Согласно ГОСО 2015 г. образовательная программа по специальности 6R113500 «Травматология и ортопедия, в том числе детская» содержит следующие профилирующие дисциплины:

• Травматология амбулаторно поликлиническая-1

• Травматология амбулаторно поликлиническая-2

• Травматология в стационаре – 1

• Травматология в стационаре – 2

• Травматология в стационаре – 3

• Комбустиология

• Клиническая фармакология в травматологии и ортопедии

• Лучевая диагностика в травматологии и ортопедии

• Общая хирургия

• Урология

• Анестезиология и реанимация

а также компоненты по выбору:

• Основы эндопротезирования крупных суставов

• Дифференциальньная лучевая диагностика в травматологии

• Хирургическое лечение травмы головы

 

Обучение резидентов проводится на клинических базах с личным участием в лечебно-диагностическом процессе, как в аудиторное время, так и во время самостоятельной работы.

В силлабусах по каждой дисциплине отражена «Политика кафедры», которая определяет требования к поведению резидента, как на территории кафедры, так и на клинической базе. Ежегодно на первом занятии преподаватели знакомят резидентов с данным документом, проводят разъяснительную работу с раздачей электронного варианта.

Практическая подготовка осуществляется путем ежедневного личного участия молодого специалиста в медицинской деятельности: ведение пациентов с травматическими повреждениями, участие в оперативных вмешательствах, участие в консультации тяжелых больных, дежурство на клинических базах, освоение практических навыков, предусмотренных программой обучения, работа по пропаганде здорового образа жизни.

Таким образом, благодаря возможности работы в клинике и самостоятельно заниматься лечебной работой, у резидентов повышается ответственность перед пациентом и коллегами.

2.1.4. Медицинская организация должна использовать соответствующие методы преподавания и обучения и гарантировать интеграцию компонентов по практике и теории, которые включают дидактические занятия и опыт по оказанию помощи пациенту также самостоятельное и активное обучение

Для совершенствования образовательного процесса: от передачи знаний к формированию профессиональных компетенций, кафедры, реализующие ОП резидентуры, применяют различные методы обучения, используемые для формирования определенной компетенции. При этом, наряду с традиционными (пассивными) методами, активно внедряются инновационные методы обучения, носящие практико-ориентированный характер. Анализ методик обучения, экспертиза качества образовательных программ проводится регулярно кафедрой и профильным комитетом образовательных программ (КОП), путем взаимопосещения занятий, проведением открытых занятий, их обсуждением на заседаниях кафедр, участием ППС в научно-методических семинарах, конференциях.

Методы обучения резидентов по травматологии и ортопедии включают:

1) пассивные методы теоретического обучения: лекции, семинары, научно-исследовательские работы, устные презентации, видеоконференции;

2) интерактивные методы теоретического обучения: кейс-стади, проблемно-ориентированное обучение (PBL); обучение, основанное на случае (CBL), командно-ориентированное обучение (TBL); обучение, основанное на симуляционных технологиях, ролевые игры, метод «мозгового штурма», метод групповой дискуссии, портфолио, комбинированный опрос, метод обучения в малых группах, презентации. На кафедре имеются 7 актов внедрения по интерактивным методам преподавания:

информационно-дидактический блок (аудио-лекция) по темам: «Основные аспекты профилактики травматизма», «Особенности консервативного и оперативного лечения в зависимости от вида травмы и врожденных патологий.», «Международные классификации», «Клиническая диагностика», «Современные технологии протезирования в травматологии и ортопедии, эндовидеотехнологии»;

• метод обучения с элементами (TBL Team-based learning), лекция для резидентов на тему: «Политравма. Сочетанные и множественные повреждения»;

• ролевая игра на тему: «Особенности лечебной тактики при травмах в различные возрастные периоды.».

3) клиническое обучение (практические навыки): ведение пациентов с травматическими повреждениями, виды иммобилизации на догоспитальном этапе. Методика их выполнения, дежурства по клинике, участие в клинических разборах сложных случаев и обходов профессоров и доцентов, в оперативных вмешательствах различной сложности, с последующим отчетом на утренних конференциях, подготовка отчета о деятельности отделений, организация и участие в тренингах с врачами практического здравоохранения, обучение в симуляционном Центре практических навыков им. К.Кожаханова, оснащенный интерактивными компьютерными манекенами.

Оснащение клинических баз позволяет эффективно реализовывать активные методы обучения (разбор клинических случаев, ведение медицинской документации, экспертиза качества оказания медицинской помощи, ведение пациентов, обучение в клинике с участием реального пацента, обучение в условиях первичной медико-санитарной помощи, посещение врачебных конференции, консилиумов, преподавание с использованием web – технологий); обучение через исследование (участие в НСК).

Для широкого использования ППС интерактивных и активных методов обучения и преподавания в университете в 2011 г. создана Школа педагогического матерства им. Х.С.Насыбуллиной, где преподаватели обучаются данными методами. За 5 лет в Школе обучено 3 сотрудников кафедры. В рамках ежегодной Зимней Школы Департаментом по учебно-методической работе (ДУМР), также организовываются обучающие семинары по развитию педагогических компетенций ППС КазНМУ, по вопросам организации учебного процесса, учебно-методической, воспитательной и клинической работы. За период 2011-2015 гг. по вопросам тестологии прошли обучение 2 сотрудников кафедры.

Таким образом, методы преподавания и обучения соответствуют содержанию и конечным результатам обучения, способствуют активному обучению и личному участию резидентов в оказании медиицинской помощи, развивают способности брать на себя ответственность за свой процесс обучения и определять свои потребности, способствовать обучению на протяжении всей жизни.

2.1.5 Медицинская организация образования должна гарантировать, что обучение проводится в соответствии с принципами равенства .

Принцип равенств означает равное отношение к студентам независимо от пола, национальности, религии, социально-экономического статуса и принимает во внимание физические возможности. В КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова соблюдаются основные принципы государственной политики в области образования, согласно Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III (сизменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2015 г.): равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование; доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина; светский характер образования; стимулирование образованности личности и развитие одаренности; непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней; единство обучения и воспитания; разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования; демократический характер управления образованием, расширение академических свобод и полномочий организаций образования; гуманистический и развивающий характер образования; интеграция образования, науки и производства; профессиональная ориентация обучающихся; информатизация системы образования.

2.1.6 Медицинская организация образования должна использовать резидент-ориентированный подход в обучении, который стимулирует, готовит и поддерживает обучающихся принять на себя ответственность за свой собственный процесс обучения и демонстрировать в своей практике.

В КазНМУ приоритетом является резидент-ориентированный подход к обучению, который позволяет преподавателю развивать собственный опыт резидента, обеспечить развитие личностных структур, возможность самостоятельного получения и применения знаний, выработки рефлексивно-оценочных умений.

В ГОСО, ТУП, образовательной программе, квалификационной характеристике резидентов четко конкретизированы требования к трудовым функциям и качеству их выполнения, что дает выпускникам ясные ориентиры, позволяющие методично повышать свой профессиональный уровень и развивать профессиональные компетенции. А работодатели получают критерии оценки эффективности работы специалиста за счет развития его компетенций, освоения требуемых квалификаций.

Для профессионального обучения Университет обеспечил резидентов клиническими базами и ресурсами, соответствующие элементам программы, уровням образования, сложности практических навыков в зависимости от года обучения.

Обучение резидентов на клинических базах проводится под руководством кураторов, которые назначаются из числа ППС, имеющих ученую степень доктора, кандидата медицинских наук, а также высшую или первую квалификационную категорию. Помимо куратора за резидентом закрепляется наставник – врач практического здравоохранения, имеющий высокую квалификацию. Закрепление на лечебных базах наставников, позволяет резидентам ежедневно работать с современным оснащением и медицинским оборудованием клиник. Наставники принимают активное участие в подготовке молодых специалистов, передают молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучают наиболее рациональным приемам и передовым методам работы.

В учебной программе значительное время уделяется самостоятельному обучению (стандарт 2.1.1), к которому постоянно мотивируют преподаватели. Творческий потенциал резидента раскрывается путем участия в НИРР: выступления с докладами на конференциях и семинарах, проводимых на уровне университета, РК, зарубежных странах, публикации в республиканских и зарубежных изданиях; участие в различных студенческих организациях, объединениях и творческих коллективах, спортивных секциях. Резиденты имеют постоянный свободный доступ к электронным библиотечным ресурсам, в том числе к Кокрановской базе данных, PUBMED, MEDLINE и полнотекстовым статьям из ведущих журналов по медицине.

2.1.7 Медицинская организация образования должна направлять резидента посредством наставничества, регулярной оценки и обратной связи, информировать о программе и правах и обязанностях резидентов, а также включать обязательства по вопросам этики в программе.

В резидентуре наставниками являются сотрудники кафедры и врачи практического здравоохранения клинических баз. Наставник обеспечивает соответствующее сопровождение в профессиональном и личностном формировании и развития резидента, делится опытом, знаниями и поддерживает подопечного способом, который является эффективным и результативным, воспитывает в нем самостоятельность, основательно изучив способности молодого специалиста, его наклонности, интересы, отношение к коллективу и т.д., наставник является авторитетом для своего подопечного, стимулом для его самовоспитания, более быстрого вхождения в коллектив, а также при осуществлении научно-исследовательской деятельности резидентов, овладении практических навыков, во время совместной клинической работы и т.д.

На кафедре внедрено и совершенствуется наставничество среди самих обучающихся (схема 1):

наставничество над коллегами из младших курсов (один из наиболее эффективных методов стимулирования обучения, способствует выработке самодисциплины и ответственности);

индивидуальное и групповое наставничество и консультации резидентами младших коллег по обучению являются важными компонентами эффективного образования;

индивидуальное и групповое наставничество даёт возможность подготовить потенциальных преподавателей;

обучение младших коллег является одним из наилучших способов получения знаний, это также способствует самосовершенствованию самих резидентов.

Схема – 1. Наставничество

 

Обратная связь между наставниками и резидентами проводится путем регулярного анкетирования сотрудников клинической базы о деятельности резидента, резидентов о работе куратора и клинического наставника.

По каждой дисциплине резидентуры по травматологии и ортопедии разработаны силлабусы, в которых конкретно расписаны содержание дисциплины, права и обязанности обучающегося, требования к поведению резидента, как на территории кафедры, так и на клинической базе и т.п. Ежегодно на первом занятии преподаватели знакомят резидентов с данным документом, проводят разъяснительную работу с раздачей электронного варианта. Кураторы и наставники в ходе повседневной работе дают конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства, овладении нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня.

2.1.8 Медицинской организации образования следует повышать степень самостоятельности и ответственности резидентов относительно их знаний, навыков и развития опыта.

Траектория образования резидента и ступенчатый подход к освоению практических навыков по принципу «от простого к сложному» четко прописаны во всех дисциплинах образовательных программ по специальности.

Требования образовательной программы по специальности «Травматология и ортопедия, в том числе детская» это непосредственная работа в клинике с пациентами начиная с 1-го года обучения на кафедре. Различные уровни освоения клинических навыков структурированы в соответствии с конкретным этапом программы обучения и соответствующим уровнем клинической базой, в зависимости от степени сложности оказания медицинской помощи. Программа обучения построена таким образом, что резиденты осваивают знания и навыки по принципу от простого к сложному. По мере обучения, постепенно увеличивается уровень ответственности для того, чтобы они были готовы самостоятельно практиковать клиническую деятельность после завершения своего обучения.

Первый год обучения резидентов предусматривает изучение клинических случаев с низким риском развития осложнений в травматологии и ортопедии, ведение пациентов и проведение малых оперативных вмешательств под контролем преподавателя (куратора) с регулярной оценкой и обратной связью своих знаний и навыков с фиксацией в журнале, может получить комментарии и консультации по проблемным вопросам. Клиническими базами на первом году подготовки обучающихся являются базы 1 и 2 уровня родовспомогательных учреждений, что обеспечивает уровень сложности практической работы, согласно требованиям образовательных программ.

На втором году обучения в резидентуре врачи получают большую самостоятельность в практической деятельности:

Ÿ могут самостоятельно проводить наложение скелетного вытяжения (на бедро, голень, плечо, при переломах таза);

Ÿ самостоятельно проводить малые оперативные манипуляции ассистировать на сложных оперативных вмешательствах;

Ÿ ведение больных со средним риском и осложнений под контролем преподавателя или клинического наставника.

Клиническими базами на втором году обучения резидентов являются базы 2 и 3 уровня.

На третьем году обучения молодые врачи уже работают в высокоспециализированных травматологических учреждениях, где им предоставлена возможность вести пациентов с тяжелой травматологической и ортопедической патологией с использованием высокотехнологической аппаратуры.

С целью повышения степени самостоятельности и совершенствованию навыков самостоятельного обучения на кафедре применят активные методы обучения: интерактивные лекции, проблемно-ориентированное обучение (PBL), командное обучение (TBL).

Способность к постоянному профессиональному росту обучающегося, представляющую совокупность индивидуальных образовательных достижений резидент представляет в виде «портфолио». Портфолио деятельности резидента формируется с момента поступления в резидентуру. Портфолио создается в течение всего периода обучения лично обучающимся. Завершается его формирование вместе с завершением обучения. Резидент, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений, и оно структурируется по учебным годам и рекомендуемым разделам. Портфолио заполняется в печатном и электронном варианте с приложением сертификатов, дипломов, грамот, благодарственных писем и передается на проверку куратору группы. Куратору (наставнику) в течение учебного года рекомендуется стимулировать деятельность резидента и консультировать его по созданию портфолио. Контроль оформления портфолио, проверку подлинности документов осуществляет куратор (наставник) группы. Куратор (наставник) подтверждает своей подписью сведения, перечисленные обучающимся, характеризующих формирование компетенции «самосовершенствование».

Проведение резидентами санитарно-просветительной работы в общеобразовательных школах, колледжах и т.п., а также преподавание коллегам из младших курсов является одним из наиболее эффективных методов стимулирования обучения и самосовершенствования.

2.1.9 Медицинской организации образования следует признавать гендерные, культурные и религиозные особенности и подготовить резидентов к соответствующим взаимоотношениям с пациентами.

Для обеспечения необходимого уровня образовательных услуг в области здравоохранения в соответствии с законодательно - нормативными требованиями (ИСО 9001:2008, ст. 175, раздел 8, глава 29 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения, Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»), разработана политика в области кадрового обеспечения университета, которая неразрывно связана с миссией КазНМУ и миссией образовательной программы, и направлена на постоянное обеспечение гарантированного равенства в широком смысле слова.

Ежегодно в начале учебного года каждый преподаватель подписывает «Кодекс чести преподавателя» (информация размещена на веб-сайте www.kaznmu.kz), где указаны правила поведения преподавателя Университета с учетом миссии и видения.

Не допускается установление при поступлении на работу в медицинскую организацию, каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по любым иным обстоятельствам. Коллектив Университета многонациональный. В университете принята политика свободы духовного вероисповедания, отношение к религии – сугубо личное, не преследуется. На кураторских часах обсуждаются вопросы религии, ее влиянии на психику человека. Однако в стенах Университета никакой религиозной пропаганды не проводится.

В рамках реализации Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг. Управлением развития человеческих ресурсов КазНМУ совместно с модулем Медицинского права с основами законодательства в здравоохранении 24 апреля 2013г. в университете была проведена международная научно-практическая конференция «Гендерное равен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.3 (0.018 с.)