Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институционализм и основные направления его развития в 20 веке.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Институционализм и основные направления его развития в 20 веке. Институционализм - направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов. Институт - правила и принципы поведения, которым следуют люди в своих действиях. 1. Взгляды Т. Веблена. Критика неоклассического понимания человека как рационального оптимизатора. Ч. не сразу вычисляет выгоды и издержки получения благ. Поведение хозяйствующего субъекта определяется инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами - средствами достижения этих целей. Инстинкты - цели осознанного человеческого поведения, формирующиеся в определенном культурном контексте и передающиеся из поколения в поколение. Перечень основных инстинктов: а) Инстинкт мастерства.. б) Родительский инстинкт в) Инстинкт праздного любопытства. г) Инстинкт приобретательства. д) Инстинкт соперничества, агрессии и желания прославиться. е) Инстинкт привычки. Выбор средств для достижения целей, формируемых инстинктами, определяется, институтами. Институты, по Т. Веблену, это различные правила и стереотипы поведения, часть из которых закреплена в виде правовых норм и общественных учреждений. Теория «демонстративного потребления Т. Веблена. Представители класса богатых покупают многие товары из-за того чтобы «выделиться» среди других, продемонстрировать себя как состоятельных людей. Таким образом, чем выше цена таких товаров, тем больше объем спроса на них («эффект Веблена»). Концепция развития рыночного хозяйства ( социально-психологический вариант институциональных исследований ). Эпоха рыночного (денежного) хозяйства охватывает две стадии. 1. собственность и управление находятся в руках предпринимателей. 2. появление дихотомии между «бизнесом» (владельцы финансовых активов) и «индустрией» (инженерно-технический персонал предприятий). Дихотомия заключается в следующем: представители «индустрии» («промышленное» поведение) стремятся к бескорыстному развитию производства и технологий, но не имеют собственных средств для обеспечения такого развития. Представители «бизнеса» («эгоистические» инстинкты), стремятся к максимизации своих доходов посредством различных финансовых спекуляций, в результате которых начинается экономический спад, контроль бизнеса над индустрией усиливается ещё больше. Развитие производства и технологий оказывается не в интересах «бизнеса», и динамика рыночного хозяйства на второй стадии отличается нестабильностью и неэффективностью, а также социальной несправедливостью. Решение проблемы: переход власти к инженерно-техническому персоналу (замена «финансового капитализма» «технократизмом») Концепция содержит конкретные элементы утопизма. 2. Экономические воззрения У. К. Митчелла. (эмпирико-прогностический вариант исследований). Основные работы: «Экономические циклы» (1913);
2. Неоинституциональная теория: предпосылки анализа и основные направления. В 80-е годы XX-го века. Анализ методологического основания неоинституционализма. Основным методологическим принципом традиционного институционализма является холизм (в качестве основной исследовательской задачи предполагает познание сущности изучаемого объекта). Атомизм как основной методологический принцип неоинституционализма, предполагает изучение, прежде всего, поведения объекта во внешней среде и функциональных взаимосвязей объекта со средой. Методы: 1. абстрактное моделирование Абстрактные модели позволяют выделять главные и второстепенные факторы в экономической динамике. Абстрактные модели обладают большей предсказательной силой, по сравнению со структурными (использ. в традиционном инст.: предполагается, что все факторы способны влиять на остальные и получать от них ответные импульсы), хотя можно поставить под сомнение их применимость для широкого спектра социально-экономических систем.. 2. Формализм (1)строго формальное отношение к чему-н, сводящее действительность к абстрактным формам и схемам) позволяет неоинституционализму реализовывать познавательную, практическую и предсказательную функции. Н –р базовая предпосылка об ограниченно рациональном экономическом агенте. Определение институтов как ограничительных рамок, минимизирующих трансакционные издержки, позволяет изучить их роль в производстве, обмене и потреблении экономических благ. Модель взаимодействия экономических агентов на контрактной основе позволяет предсказывать действия сторон, как в ходе исполнения контракта, так и в случае отклонения от его условий. Таким образом формализм позволяет создавать теории, обладающие значительной предсказательной силой. Исследование границ применимости неоинституционализма позволяет обосновать вывод о том, что атомистические экономические теории достаточно эффективны для изучения социально-экономических систем с устойчивой рыночной экономикой, индивидуалистическими поведенческими установками населения, развитой системой прав собственности. Основные направления. П онятие трансакционных издержек Р. Коуз Показал, что при каждой сделке между экономическими субъектами возникают издержки, связанные с ее заключением – трансакционные издержки. Принято выделять 1) издержки поиска информации — затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах, интересующих товарах, услугах, имеющихся поставщиках, потребителях; 2) издержки ведения переговоров; 3) издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг; 4) издержки по спецификации и защите прав собственности; 5) издержки оппортунистического поведения: при асимметрии информации возникает и стимул, и возможность работать не с полной отдачей. Теория прав собственности (А. Алчиан, Г. Демсец) Положили начало систематическому анализу экономического значения отношений собственности. Система прав собственности - все множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Права собственности можно представить как «правила игры», упорядочивающие отношения между отдельными агентами. «пучок прав собственности»: каждый «пучок» может расщепляться, так что одна часть правомочий на принятие решений по поводу того или иного ресурса начинает принадлежать одному человеку, другая — другому и.т.д. Основные элементы пучка прав собственности: 1) право на исключение из доступа к ресурсу других агентов; 2) право на пользование ресурсом; 3) право на получение от него дохода; 4) право на передачу всех предыдущих правомочий. Н еобходимое условие эффективной работы рынка: точное определение -«спецификация»- прав собственности, которая является небесплатной, поэтому в реальной экономике она не может быть с исчерпывающей полнотой определена и с абсолютной надежностью защищена. Контракт. Любая сделка предполагает обмен «пучками прав собственности» и происходит это посредством контракта, который фиксирует правомочия и условия, на которых они передаются. Экстерналии (Р. Коуза «Проблема социальных издержек» (1960))- внешние побочные эффекты от хозяйственной деятельности. Взгляды предшествующих исследователей: (А. Пигу): наличие внешних эффектов - «провал рынка», который является основанием для государственного вмешательства. Позиция Коуза: при четком определении прав собственности и отсутствии трансакционных издержек: структура производства остается неизменной и оптимальной, проблемы внешних эффектов не возникает и, следовательно, нет оснований для действий государства. Т еорема раскрывает экономический смысл прав собственности. Экстерналии появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко. Не случайно внешние эффекты возникают, как правило, по поводу ресурсов, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало. Для решения этой проблемы достаточно создание новых прав собственности в тех областях, где они нечетко определены. Коуз объясняет существование фирмы стремлением избегать издержек по заключению сделок на рынке. Внутри фирмы распределение ресурсов происходит административным путем, сокращаются затраты на ведение поиска, деловые связи приобретают устойчивость. Однако, с ростом размеров фирмы возрастают издержки, связанные с координацией ее деятельности. Поэтому оптимальный размер фирмы можно рассчитать в точке, где трансакционные издержки равны издержкам координации фирмы. Теория общественного выбора. (ТОВ) (Дж. Бьюкенен в1960-х гг.) «Расчет согласия», «Границы свободы», Политика подобна рынку. Основные субъекты политических рынков - избиратели, политики и чиновники. В дем-й сис-е избиратели будут отдавать свои голоса политикам, чьи предвыборные программы в наибольшей степени соответствуют их интересам. Поэтому и политики, для достижения своих целей, должны ориентироваться на избирателей. Т. о., политики принимают определенные программы, за которые высказались избиратели, конкретизируют и контролируют ход выполнения этих программ чиновники.
«Экономические циклы. Проблема и ее постановка» (1927) Развивал идеи Т. Веблена о человеческом поведении и нестабильности рыночной экономики, отрицал взгляд на человека как на «рационального оптимизатора». Полагал, что денежная (рыночная) экономика нестабильна, и проявлением такой нестабильности являются деловые циклы. В основе циклов лежит стремление предпринимателей к прибыли, которая, в свою очередь, зависит от взаимодействия ряда экономических переменных. Рыночная экономика децентрализована, поэтому эти взаимодействия не синхронизированы. Таким образом, возникают разнообразные «опережения» и «запаздывания» - например, «запаздывания» розничных цен по сравнению с оптовыми, или «опережения» цен на сырье по сравнению с ценами на потребительские блага, - что приводит к колебаниям реального выпуска, т.е. к циклам. Более же фундаментальной причиной циклов является все та же денежная система, в рамках которой стремление к прибыли кладется в основу организации хозяйственной деятельности. Наличие таких циклов, в свою очередь, порождает необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику. 3. Теория трансакций Дж. Коммонса.. (социально-правовой (юридический) вариант исследований) «Институциональная экономическая теория» (1934) Главная научная заслуга - теория трансакций. В основе - идея редкости ресурсов. Конфликт по поводу использования ресурсов разрешается путем совершения трансакций - базовых институтов общества «Трансакция - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом». Различие между обменом и трансакцией указывает на различие между физическим перемещением благ и перемещением прав собственности на эти блага. Виды трансакций: Рыночная - обмен правами собственности на блага, происходящий на основе добровольного соглашения обеих сторон этой трансакции (любые сделки на свободных рынках). Управленческая, напротив, предполагает правовое преимущества одного из контрагентов, которому принадлежит право принятия решения (на основе отношений управления – подчинения). У. трансакции играют ведущую роль в организациях, базирующихся на иерархических отношениях. Рационирующая похожа на управленческую асимметричностью правового статуса контрагентов. Стороной, наделенной исключительными полномочиями принятия решений является некий коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав собственности. Этим органом является государство. Пример: налоги. Государство, по Дж. Коммонсу, играет большую роль и как орган, примиряющий интересы стороны трансакций, и как сила, принуждающая к выполнению обязательств, взятых на себя участниками трансакций. Таким образом, государство способствует более гармоничному разрешению конфликтов между коллективными группами хозяйствующих субъектов. 3.Институты и их функции в экономике. Без наличия информации о ресурсных ограничениях, о целях действия экономического субъекта экономический выбор варианта действий невозможен. Для принятия точных решений необходима достоверная информация. Если информация доступна экономическому агенту (т.е. она содержится в его памяти, доступ к ней происходит мгновенно) выбор может производиться мгновенно. Когда информации недостаточно, то эк. Агент должен собирать её специально, и в этом случае выбор варианта действий произойдёт с определённым временным лагом. Ограничения при экономическом выборе: 1. Материально-вещественный доступ к ресурсам 2. Доступ к информации 3. Временной лаг Индивид, принимающий решения ограничен в своих действиях, поэтому экономических агентов, входящих в права собственности считают ограниченно-рациональными субъектами, т. к. чаще люди действуют по привычке, либо используют определённые модели или образцы. Привычки позволяют экономическим агентам экономить ограниченные ресурсы. Поэтому, следуя модели поведения, люди ведут себя рационально и максимизируют свою полезность. Ограниченная рациональность экономических субъектов приводит к формированию потребности в правилах использования ограниченных ресурсов. Правило использования ресурса вкл. в себя следующие компоненты: 1.Ситуация (описание ситуации, в которой индивид должен следовать образцу) 2.Описание образца действий (содержание правила) 3.Индивид (адресат, который должен выполнять правила) 4. Гарант правила (субъект, следящий за выполнением правил) 5. Санкции (следствия, возникающие при нарушении правил) Правила являются основой институтов. Институт в институциональной экономике – правило игры на рынке. Существование института говорит о том, что действия экономического субъекта зависят друг от друга и влияют друг на друга. Важным свойством институтов является их влияние на формирование мыслительных конструкций, обеспечивающих взаимодействие между людьми. Взаимопонимание экономических агентов выражается в формировании согласованных ожиданий при минимальном обмене информацией. Поэтому общие мыслительные конструкции позволяют передавать информацию с минимальными искажениями смысла для участников обмена. Знания, которыми человек пользуется в процессе принятия решений имеют неявную природу, поэтому процесс восприятия различных решений происходит автоматически. Функции институтов: 1. Институты ограничивают доступ агентов к ресурсам. 2. Ограничивают разнообразие вариантов использования ресурсов 3. Институт координирует поведение экономических агентов, т. е. делает его предсказуемым и повышает эффективность функционирования экономики. 4. Создают условия для перераспределения издержек и выгод от использования ресурсов. Т. о., Институты представляют собой наборы правил, выполняющих функцию ограничений и механизмов, обеспечивающих соблюдение правил.
4. Иерархия правил. Формальные и неформальные правила. Роль неформальных норм в обществе. Различают формальные и неформальные правила. Неформальные правила существуют в памяти участников, в роли гаранта которых выступает любой участник группы, заметивший их нарушение. Формальные правила существуют в форме официальных жестов, в роли гарантов которых выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции. Особенности неформальных институтов. Неформальные институты создают преимущества для индивидов, которые экономят по цене подчинения закону, Цена подчинения закону вкл. в себя издержки контракта, защиты прав собственности, издержки защиты от 3-х лиц, когда экономические агенты прибегают к использованию неформальных правил, то издержки поиска информации минимальны, т. к. доступ к инф-ии связан с высокой степенью доверия эк-х агентов друг к другу, а также с тем, что каждый экономический агент дорожит своей репутацией. В любом обществе существуют неформальное институциональное пространство, если оно приносит положительный эффект, то оно преобразуется в формальное институциональное пространство. Особенности формальных институтов В отношении формальных правил назначаются государством или обществом гаранты, которые имеют право принуждать к исполнению формальных правил. Успешность деятельности гарантов зависит от того, какие стимулы сформировались у гарантов к исполнению их обязанностей. Выбор между формальными и неформальными правилами зависит от соотношения балансов выгод и издержек сопоставляемых норм. Формальные и неформальные правила могут противоречить друг другу, конкурировать, взаимно дополнять и поддерживать друг друга. Поэтому соотношения формальных и неформальных институтов может быть представлено следующим образом: 1. когда формальные правила вводятся на базе позитивно проявивших себя неформальных правил (формализация института) 2. Когда формальные правила вводятся в противодействие сложившимся неформальным правилам. 3. Когда неформальные правила вытесняют правила, если последние порождают издержки. 4. Когда возникающие неформальные правила способствуют реализации формальных. Иерархия правил Связана с взаимодействием индивидов. Инст среда
Инст соглашения
Индивид Институциональные соглашения – договорённости между индивидами и их группами, определяющие способы кооперации и конкуренции. Институциональная среда: 1. Надконституционные правила определяют иерархии ценностей, разделяемых широкими слоями общества, связаны с психологическими стереотипами, религиозными представлениями и установками людей. 2. Конституционные правила– устанавливают иерархическую структуру государства, определяют правила принятия решений органами государственной власти и определяют формы контроля государственной власти со стороны общества. 3. Экономические непосредственно определяют формы организации хозяйственной деятельности. 5. Понятие и классификация институциональных изменений «Главная роль, которую, институты играют в обществе - уменьшение неопределенности путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми». С этим положением согласуется фундаментальная идея Шумпетера о том, что сущность экономического развития заключается не столько в накоплении капитала и приращении дополнительной рабочей силы, сколько в перераспределении наличного капитала и наличной рабочей силы из менее эффективных сфер экономической деятельности в более эффективные. Такое перераспределение в равной степени зависит от относительных цен и институтов. Институционализация – закрепление в отношениях между индивидами определённых правил или норм с возрастающей частотой их использования для всё большей части общества. Источником изменений служат меняющиеся относительные цены или предпочтения. Если институциональная структура находится в стадии формирования или изменения, то институты, конституирующие ее, будут возникать и закрепляться в зависимости от сравнительной эффективности альтернативных способов координации хозяйственной деятельности. Все типы институциональных изменений можно сгруппировать так: 1. Инкрементные. за счет закрепления неформальных правил, норм, институтов в относительно малых группах с семейно-родственными связями. Эффективно снижают трансакционные издержки для членов группы. 2. Эволюция институтов. Возникающие неформальные практики постепенно закрепляются как общепризнанные в формальных институтах. 3. Революционные институциональные изменения. Обычно проявляются при экзогенном заимствовании институтов, или их «импорте». Можно выделить такие типы институциональных изменений, как эндогенные и экзогенные. Эндогенными являются такие трансформации институциональной структуры экономики, которые осуществляются путем эволюционного изменения существующих правил и норм, составляющих основу институтов. В свою очередь, экзогенные институциональные изменения являются по своей природе более радикальными и чаще всего проявляются при импорте институтов. Экзогенные институциональные изменения осуществляются и в том случае, когда институты конструируются на основании мыслительных конструкций, идеологий и теоретических построений, которые нигде не существовали на практике. Примером этому может служить конструирование нового общества и новой экономики после Октябрьской революции в России 1917 года. Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.
Новая экономическая история Особенности институтов и их изменения находились в центре внимания традиционной экономической истории. Однако она была чисто описательной дисциплиной, без прочного теоретического фундамента. Поворот произошел на рубеже 50--60-х гг. с проникновением в историкоэкономические исследования понятий неоклассической теории и строгих количественных методов. Вновь предметом активного изучения институты стали благодаря "новой экономической истории". Лидер -Д.Норт. Из многочисленных работ самого Норта и его последователей вырисовывается широкая концепция институтов и институциональной динамики, опирающаяся на понятия прав собственности, трансакционных издержек, контрактных отношений и групповых интересов и претендующая на объяснение самых общих закономерностей развития человеческого общества. Будучи "правилами игры", институты задают систему стимулов (положительных и отрицательных), направляя деятельность людей по определенному руслу. Этим они снижают неопределенность и делают социальную среду более предсказуемой. Так институты выполняют свою главную функцию -- экономии трансакционных издержек. Однако создание и поддержание общих "правил игры" в свою очередь требует немалых затрат. Толчок к разработке новой экономической истории дало именно осознание небесплатности действия институтов. Д.Норт выделяет три главных составляющих институтов: а) неформальные ограничения; б) формальные правила в) механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил Неформальные институты складываются спонтанно, как побочный результат взаимодействия множества людей, преследующих собственные интересы. Формальные институты и механизмы их защиты устанавливаются и поддерживаются сознательно, в основном - силой государства. Они выстраиваются в определенную иерархию: правила высшего порядка изменить труднее, чем правила низшего порядка, допускают резкую одномоментную ломку (в периоды революций), тогда как неформальные меняются лишь постепенно. Д.Норт выделяет два основных источника изменений: 1. сдвиги в структуре относительных цен. При изменении цен один или оба участника сделки начинают понимать, что им было бы выгоднее пересмотреть ее условия. Однако организационные формы "вписаны" в правила более высокого порядка. Если переход к контракту нового типа требует пересмотра какого-либо фундаментального правила, участники обмена могут пойти на затраты ради того, чтобы попытаться его заменить. Что касается неформальных норм, то они "разъедаются" ценовыми сдвигами постепенно: просто со временем их начинают соблюдать все реже и реже. 2. идеология, под воздействием которой формируется структура предпочтений людей. Под идеологией Норт понимает субъективные модели, через призму которых люди осмысливают и оценивают окружающий мир. Идеологические убеждения также не свободны от влияния изменений относительных цен: чем больше прибыльных возможностей блокирует чья-либо субъективная картина мира, тем сильнее стимулы к внесению в нее поправок.
17. Государство как агентство по производству общественных благ Под общественными понимаются блага, для которых отсутствуют как исключительность доступа, так и конкурентное потреблении. (Н.:защита населения страны от угрозы внешней агрессии) Предоставляемые государством общественные блага можно рассматривать как общественные внешние эффекты, которые для одних индивидов могут быть положительными, а для других - отрицательными. Например, для убежденного пацифиста оружие, скорее всего, будет являться антиблагом. Однако, если производство оружия финансируется из государственного бюджета (то есть оружие выступает как средство обеспечения блага «безопасность от внешней агрессии»), то пацифист вынужден своими налогами оплачивать то, что для него представляет отрицательную ценность. проблема безбилетника и организация коллективных действий: затруднённость осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках Создание общественных благ как функция государства: Во-первых, государство может как самостоятельно производить общественные блага (например, такие блага как оборона от внешней агрессии или установление единых общегосударственных стандартов), так и финансировать их производство частными структурами (например, строительство автомобильных дорог или утилизация мусора). И в том и в другом случае государство берет на себя расходы, связанные с производством общественных благ. Во-вторых, практически все производимые государством общественные блага можно свести к спецификации и защите прав собственности и свободы. Это касается и тех благ, которые, на первый взгляд, не имеют к спецификации и защите прав никакого отношения. Например - общественное благо под названием «средний уровень образования членов общества», склонность индивидов к участию в противоправных действиях сокращается по мере роста их образовательного уровня. Подход Коуза-Уильямсона Введение трансакционных издержек в экономический анализ Коузом необходимо для объяснения существования фирмы. трансакционные издержки - "издержки использования механизма цен", "издержки осуществления трансакций обмена на открытом рынке", или "рыночные издержки".По устоявшейся классификации трансакционные издержки принято подразделять следующим образом: 1) издержки поиска информации 2) издержки ведения переговоров; 3) издержки измерения кол-ва и кач-ва вступающих в обмен товаров и услуг; 4) издержки спецификации и защиты прав собственности 5) издержки защиты от оппортунистического поведения. В мире с нулевыми трансакционными издержками размещение ресурсов не зависит от правовых позиций. При отсутствии трансакционных издержек нет никакой экономической основы для существования фирмы. В мире с положительными трансакционными издержками…причины сущ-я фирмы. Относительным преимуществом фирмы Коуз называл возможность экономии на трансакционных издержках. Дальнейшие разработки: Алчиян и Демсецем, Меклингом и Дженсеном, Барцелем. Огромный вклад внесен Уильямсоном. "Экономические институты капитализма" (1985) - разработаны и применены для исследования различных организационных структур на микроуровне основные методологические принципы теории: 1. Трансакция - базовая единица анализа. 2. Любую проблему, которую прямо или косвенно можно понимать как контрактную, полезно изучать с точки зрения минимизации трансакционных издержек. 3. Экономия трансакционных издержек достигается путем закрепления различных трансакций за структурами управления ими (представляющими собой организационные оболочки контрактных отношений, в рамках которых обеспечивается устойчивость последних). 4. Выбор организационной структуры происходит на основе сравнительной институциональной оценки дискретных альтернатив, среди которых классическая рыночная контрактация расположена на одном полюсе, централизованная иерархическая организация – на другом. По У., трансакционные издержки –издержки, не связанные с процессом производства. При исследовании трансакций О. Уильямсон исходит из следующих положений: 1. эффективность сделки зависит от того, насколько "структура управления точно "состыкована" с атрибутами данной трансакции; 2. все сложные контракты неизбежно являются несовершенными, т.к. ввиду ограниченной рациональности людей, заключающих сделку, невозможно предусмотреть в контракте все обстоятельства и условия его выполнения, Исследования У. экономической организации учитывали влияние на ее развитие таких условий, как ограниченная рациональность, оппортунизм и специфичность активов. Неопределенность является следствием каждого из перечисленных условий. Особое внимание У. уделяет феномену оппортунизма. Поведенческая неопределенность осложняет осуществление трансакций. Вероятность совершения индивидом оппортунистического поступка не может быть рассчитана заранее и в полном объеме, невозможно запланировать сумму издержек, связанных с заключением таких сделок. Если бы отсутствовала неопределенность хозяйственной жизни, 7. Механизмы институциональных изменений Зависимость от траектории предшествующего развития (ЗТПР). Суть: в каждый данный момент времени в экономике могут произойти не любые институциональные изменения, а лишь те, которые оказываются осуществимыми в сложившихся ранее условиях, которые, в свою очередь, возникли как следствия более ранних аналогичных ситуаций. Понятие было введено в статьях Девида и Артура для характеристики особенностей изменений в производственных технологиях. Оно означало ситуации, в которых продолжение применения неэффективных технологий обуславливалось влиянием случайного выбора на начальном этапе использования и закреплялось вследствие эффекта возрастающей отдачи. Трактовки ЗТПР, восходящие к идеям Девида и Артура. Ситуация в технологическом развитии характеризуется данным понятием, если: 1. выбор наблюдаемой массовой технологии был непредсказуем; 2. этот выбор практически невозможно изменить из–за величины издержек, которые нужно осуществить скоординировано и одновременно; 3. массово распространенная технология с большой вероятностью неэффективна. Возникновение таких ситуаций является результатом функционирования двух механизмов: возрастающей отдачи от масштаба и воздействия малых случайных событий. Возрастающая отдача - следствие взаимосвязанности технологии и совершенствующихся навыков работы с ней, возникающей в результате процесса обучения в ходе применения технологии, а так же внешних эффектов и неперемещаемости инвестиций. Понятие ЗТПР используется и в рамках шумпетеровской и неошумпетеровской традиции анализа технологических изменений. Здесь ЗТПР обусловлена причинами: базовая инновация развивается и совершенствуется путем малых улучшений до тех пор, пока не возникнет новая базовая инновация. Экономические факторы здесь - общие требования обеспечения максимальной экономической эффективности для инвестиционного решения. Обе охарактеризованные трактовки ЗТПР в сфере технологических изменений приводят к существенно различным оценкам возможности осуществления значительных или резких смен институционального устройства экономик. В соответствии с первой трактовкой нет никаких ограничений на содержание идеи нового института, кроме ограничений творческих способностей индивидов. В соответствии со второй трактовкой в рамках сложившейся институциональной среды не могут возникнуть идеи институциональных инноваций, не являющиеся компонентом правил, составляющих эту среду. Эффект блокировки. (создание препятствий изменению правил организациями, получающими распределительные выгоды от использования действующих правил) Способы блокировки потенциально эффективных институциональных изменений, используемые на практике весьма разнообразны: от идеологических обоснований недопустимости этих изменений, до прямого подкупа законодателей или руководителей исполнительной власти. Рынок институтов - процесс, позволяющий индивидам выбирать правила игры в их сообществе. Индивиды оценивают уже существующие правила, определяют и проверяют пригодность новых. Важнейшей функцией этого конкурентного рынка выступает, следовательно, поощрение институциональных инновации и форм адаптивного поведения. На любом рынке продавцы и покупатели заключают сделки. На рынке институтов заключаются институциональные трансакции. Явные институциональные сделки - совместные действия индивидов, непосредственно направленные на изменение существующего институционального устройства. Неявные — их совместные действия по выбору того или иного правила, в соответствии с которым осуществляются действия в связи с желанием совершить некоторую товарную сделку. Институциональное равновесие — это такая ситуация, в которой при данном соотношении сил и игроков и данном наборе котнрактных отношений, образующих экономический обмен, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений. Иначе говоря, институциональное равновесие представляет собой отправную точку всякого институционального изменения, т.е. то исходное состояние, по отношению к которому рассматриваются институциональные изменения. Импорт институтов. При удачном внедрении института за относительно короткий период происходит его позитивная адаптация к новой институциональной и культурной среде, в которой институт выполняет ту же роль, что и в экономике, откуда он был заимствован. С адаптацией института у экономических агентов расширяется поле деятельности, появляются новые стратегии, связанные с изменением институциональных рамок, в том числе и законодательных. Одни из стратегий остаются внутри этих рамок, другие — предусматривают их нарушение. Принятие нового института агентами и его устойчивое функционирование зависят от трансформационных издержек и последующих трансакционных издержек эксплуатации института. Издержки, в свою очередь, определяются институциональной структурой и культурной средой страны-экспортера, макроэкономической ситуацией, механизмами координации, принуждения, сопряжения, инерции и обучения. Негативные последствия импорта институтов: 1. Активизация альтернативной нормы нередко ведет к формированию неэффективных устойчивых равновесии — институциональных ловушек. 2 «Утечка человеческого капитала», или «утечка мозгов» в других странах. Процесс заимствования, основанный на тщательном изучении институциональной среды, включает три основные стадии: 1.выбор института и стратегии; 2. создание соответствующей инфраструктуры, в том числе разработку и лоббирование новых законов, создание вспомогательных и промежуточных институтов; 3. осуществление мер, облегчающих адаптацию экономических агентов к новому институту. Для заимствования может быть выбран действующий институт любой страны, либо институт, существовавший в прошлом. Успешные стратегии заимствования: 1)стратегия «выращивании» институтов. 2) создание цепочки промежуточных институтов
то проблемы экономической организации были бы относите
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.253.199 (0.013 с.) |