одель оседлого бандита МакГира - Олсона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

одель оседлого бандита МакГира - Олсона.



В рассматриваемом случае речь идет об обществе, в котором господствуют так называемые бандиты-гастролеры.(нет стимулов не только содействовать производству общест­венных благ, у них отсутствуют стимулы к какому-либо самоограничению сво­ей бандитской деятельности). Он будет стре­миться максимизировать свой краткосрочный доход. Конкуренция между бандитами-гастролерами приводит к появлению оседлого бандита. Будущее для него становится дороже, так как уменьшается неопреде­ленность (способен контроли­ровать определенную территорию).

Из модели Олсона - МакГира можно сделать вывод, что оседлый бандит всегда будет стремиться обеспечить некий оптимальный уровень спецификации и за­щиты прав собственности для своих подданных.

Контрактная модель государства. Модель консенсусной демократии (М.Олсон и М.М. Гир).

Для общества консенсусной демократии характерны следующие условия: во-

 

Альтернативные режимы собственности. Внешние эффекты.

Определение и классификации внешних эффектов.

Внешние эффекты - величина полезности или издержек, которые не отра­жены (неспецифированы) в условиях контрактов

Внешние эффекты создают тем самым различие, с одной стороны, между обществен­ными выгодами и частными выгодами (для позитивных внешних эффектов), с другой стороны, между частными и общественными издержками (для отрицательных внешних эффектов).

Многообразие форм взаимодействия между экономическими агентами выража­ется в многообразии возникающих внешних эффектов. Они могут классифици­роваться по целому ряду критериев.

Первый критерий фактически уже был обозначен — это «знак» внешних эффектов. В соответствии с ним следует выделять положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии).

По особенностям возникновения (основаниям) внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими или денежными.

Потребительская экстерналия — это внешний эффект, возникающий на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимо­сти полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной (прямой) функциональной зависимости для другого человека.

Технологический внешний эффект — экстерналия, возникающая на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономиче­ского агента от объема производимых товаров или услуг другого экономи­ческого агента.

Денежный внешний эффект — экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов кон­куренции другого экономического агента

В зависимости от того, какое отношение возникающий внешний эффект имеет к сторонам, заключающим контракт по поводу обмена правами собственности на соответствующий товар, можно выделить внутреннюю и внешнюю экстерна­лии.

Внешние экстерналии — такие эффекты, которые являются внешними не только по отношению к данному контрактному отношению, но и по отно­шению к группе субъектов, участвующих в контракте.

Внутренние экстерналии — такие эффекты, которые являются внешними по отношению к данному контрактному отношению, но внутренними по отношению к группе, участвующей в контракте.

Альтернативные режимы собственности

Альтернативные системы собственности предполагают разный уровень трансакционных издержек на один и тот же вид хозяйственной деятельности.

В условиях системы частной собственности собственником является индивидуум, чье слово в решении вопросов об использовании ресурса общество признает окончательным. Таким образом, отдельные индивидуумы находятся в привилегированных позициях в смысле доступа к тем или иным ресурсам: доступ открыт только собственнику или лицам, которым он передал или делегировал свои правомочия.

 

При системе государственной (коллективной) собственности проблема решается введением правил, согласно которым доступ к редким ресурсам регулируется ссылками на коллективные интересы общества в целом. Это предполагает, во-первых, установление неких правил, определяющих, в чем же именно заключается коллективный интерес (благо общества), а во-вторых, разработку процедур, переводящих этот общий принцип в конкретные способы принятия решений по использованию каждого отдельного ресурса (т. е. решается ли это голосованием, делегированием прав профессиональным экспертам, единоличным распоряжением верховного правителя и т. д.). Никто в этих условиях не находится в привилегированном положении в том смысле, что как индивидуумы все исключены из доступа к ресурсам, поскольку ничья ссылка на личный интерес не признается достаточной для их использования. Совладельцы государственной собственности не обладают единоличными исключительными, продаваемыми на рынке правами по использованию ресурса.

При системе общей (коммунальной) собственности также никто не находится в привилегированной позиции, но здесь, наоборот, доступ открыт всем без исключения. Когда объем ресурсов ограничен, регулятором становится принцип «первым занял, первым воспользовался».

По мнению западных авторов, эти три системы собственности нигде не встречаются в чистом виде, во всех обществах они «перемешаны» в различных пропорциях. При этом на некоторые виды ресурсов во всех обществах распространяется одна и та же форма собственности. Так, практически везде предметы одежды находятся в индивидуальной собственности, городские парки - в общей, оборона - в государственной и т. д. Кроме того, при системе частной собственности благодаря свободе отпочковывания и рекомбинирования частичных правомочий могут складываться формы, «имитирующие» государственную или коммунальную собственность (акционерная собственность, например).

 

первых, все средства, которые общество собирает в виде налогов идут на произ­

водство общественных благ; во-вторых, достающееся каждому индивиду коли­чество общественных благ прямо пропорционально его вкладу в производство этих благ. Для общества консенсусной демократии целью является максимизация не рентных доходов государства, а совокупного произведенного дохода, поэтому объем пре­доставляемых общественных благ здесь будет соответствовать затратам труда.

П

ерераспределительные функции государства и синтетиче­ская модель государства. Нор т - госу­дарство как совокупность противоречивых целей и не совпадающих интересов. Особенностями: во-первых, понимание государ­ства как агентства, оказывающего услуги обороны и правосудия; во-вторых, го­сударство рассматривается как дискриминирующий монопо­лист, который разбивает подданных на группы, для каждой из которых права собственности специфицируются и защищаются по-своему; в-третьих, ограниченность монопольной власти правителя. Под распределительной демократией Олсон и МакГир понимают такое государственное устройство, при котором власть посредством демократических процедур достается определен­ной группе людей. У этой властной группы имеется два основных источника доходов: первый — собствен­ная коммерческая деятельность участников группы; второй — перераспределение, с помощью налогообложения, доходов общества от аутсайдеров (индивидов, не входящих во властную группу) к носителям власти. Основной причиной очень быстрого, по сравнению со всеми предыдущими пе­риодами мировой истории, экономического роста, продолжающегося уже более двух столетий по общему признанию стало расширение специализации и разде­ления труда между индивидами. Возросшая специализация, с одной стороны, привела к сокращению трансформационных издержек обмена, в частности, за счет сокращения транспортных расходов, а с другой стороны, увеличение спе­циализации способствовало росту



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.32 (0.005 с.)