Теория трансакционных издержек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория трансакционных издержек



Подход Коуза-Уильямсона

Введение трансакционных издержек в экономический анализ Коузом необходимо для объяснения существования фирмы. трансакционные издержки - "издержки использования механизма цен", "издержки осуществления трансакций обмена на открытом рынке", или "рыночные издержки".По устоявшейся классификации трансакционные издержки принято подразделять следующим образом: 1) издержки поиска информации 2) издержки ведения переговоров; 3) издержки измерения кол-ва и кач-ва вступающих в обмен товаров и услуг; 4) издержки спецификации и защиты прав собственности 5) издержки защиты от оппортунистического поведения.

В мире с нулевыми трансакционными издержками размещение ресурсов не зависит от правовых позиций. При отсутствии трансакционных издержек нет никакой экономической основы для существования фирмы. В мире с положительными трансакционными издержками…причины сущ-я фирмы. Относительным преимуществом фирмы Коуз называл возможность экономии на трансакционных издержках. Дальнейшие разработки: Алчиян и Демсецем, Меклингом и Дженсеном, Барцелем.

Огромный вклад внесен Уильямсоном. "Экономические институты капитализма" (1985) - разработаны и применены для исследования различных организационных структур на микроуровне основные методологические принципы теории: 1. Трансакция - базовая единица анализа. 2. Любую проблему, которую прямо или косвенно можно понимать как контрактную, полезно изучать с точки зрения минимизации трансакционных издержек. 3. Экономия трансакционных издержек достигается путем закрепления различных трансакций за структурами управления ими (представляющими собой организационные оболочки контрактных отношений, в рамках которых обеспечивается устойчивость последних). 4. Выбор организационной структуры происходит на основе сравнительной институциональной оценки дискретных альтернатив, среди которых классическая рыночная контрактация расположена на одном полюсе, централизованная иерархическая организация – на другом.

По У., трансакционные издержки –издержки, не связанные с процессом производства. При исследовании трансакций О. Уильямсон исходит из следующих положений: 1. эффективность сделки зависит от того, насколько "структура управления точно "состыкована" с атрибутами данной трансакции; 2. все сложные контракты неизбежно являются несовершенными, т.к. ввиду ограниченной рациональности людей, заключающих сделку, невозможно предусмотреть в контракте все обстоятельства и условия его выполнения,

Исследования У. экономической организации учитывали влияние на ее развитие таких условий, как ограниченная рациональность, оппортунизм и специфичность активов. Неопределенность является следствием каждого из перечисленных условий.

Особое внимание У. уделяет феномену оппортунизма. Поведенческая неопределенность осложняет осуществление трансакций. Вероятность совершения индивидом оппортунистического поступка не может быть рассчитана заранее и в полном объеме, невозможно запланировать сумму издержек, связанных с заключением таких сделок.

Если бы отсутствовала неопределенность хозяйственной жизни,

7. Механизмы институциональных изменений Зависимость от траектории предшествующего развития (ЗТПР).

Суть: в каждый данный момент времени в экономике могут произойти не любые институциональные изменения, а лишь те, которые оказываются осуществимыми в сложившихся ранее условиях, которые, в свою очередь, возникли как следствия более ранних аналогичных ситуаций.

Понятие было введено в статьях Девида и Артура для характеристики особенностей изменений в производственных технологиях. Оно означало ситуации, в которых продолжение применения неэффективных технологий обуславливалось влиянием случайного выбора на начальном этапе использования и закреплялось вследствие эффекта возрастающей отдачи. Трактовки ЗТПР, восходящие к идеям Девида и Артура. Ситуация в технологическом развитии характеризуется данным понятием, если: 1. выбор наблюдаемой массовой технологии был непредсказуем; 2. этот выбор практически невозможно изменить из–за величины издержек, которые нужно осуществить скоординировано и одновременно; 3. массово распространенная технология с большой вероятностью неэффективна. Возникновение таких ситуаций является результатом функционирования двух механизмов: возрастающей отдачи от масштаба и воздействия малых случайных событий. Возрастающая отдача - следствие взаимосвязанности технологии и совершенствующихся навыков работы с ней, возникающей в результате процесса обучения в ходе применения технологии, а так же внешних эффектов и неперемещаемости инвестиций.

Понятие ЗТПР используется и в рамках шумпетеровской и неошумпетеровской традиции анализа технологических изменений. Здесь ЗТПР обусловлена причинами: базовая инновация развивается и совершенствуется путем малых улучшений до тех пор, пока не возникнет новая базовая инновация. Экономические факторы здесь - общие требования обеспечения максимальной экономической эффективности для инвестиционного решения.

Обе охарактеризованные трактовки ЗТПР в сфере технологических изменений приводят к существенно различным оценкам возможности осуществления значительных или резких смен институционального устройства экономик.

В соответствии с первой трактовкой нет никаких ограничений на содержание идеи нового института, кроме ограничений творческих способностей индивидов. В соответствии со второй трактовкой в рамках сложившейся институциональной среды не могут возникнуть идеи институциональных инноваций, не являющиеся компонентом правил, составляющих эту среду.

Эффект блокировки. (создание препятствий изменению правил организациями, получающими распределительные выгоды от использования действующих правил) Способы блокировки потенциально эффективных институци­ональных изменений, используемые на практике весьма разнооб­разны: от идеологических обоснований недопустимости этих изменений, до прямого подкупа законодателей или руководителей исполнительной власти.

Рынок институтов - процесс, позволяющий индивидам выбирать правила игры в их сообществе. Индивиды оценивают уже существующие правила, определяют и проверяют пригодность новых. Важнейшей функцией этого

конкурентного рынка выступает, следовательно, поощрение институциональных инновации и форм адаптивного поведения.

На любом рынке продавцы и покупатели заключают сделки. На рынке институтов заключаются институциональные трансакции. Явные институциональные сделки - совместные действия индивидов, непосредственно направленные на изменение существующего институционального устройства. Неявные — их совместные действия по выбору того или иного правила, в со­ответствии с которым осуществляются действия в связи с желани­ем совершить некоторую товарную сделку. Институциональное равновесие — это такая ситуация, в ко­торой при данном соотношении сил и игроков и данном наборе котнрактных отношений, образующих экономический обмен, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений.

Иначе говоря, институциональное равновесие представляет собой отправную точку всякого институциональ­ного изменения, т.е. то исходное состояние, по отношению к ко­торому рассматриваются институциональные изменения.

Импорт институтов. При удачном внедрении института за относительно короткий период происходит его позитивная адаптация к новой институцио­нальной и культурной среде, в которой институт выполняет ту же роль, что и в экономике, откуда он был заимствован.

С адаптацией института у экономических агентов расширяется поле деятельности, появляются новые стратегии, связанные с изме­нением институциональных рамок, в том числе и законодательных. Одни из стратегий остаются внутри этих рамок, другие — предусмат­ривают их нарушение. Принятие нового института агентами и его устойчивое функционирование зависят от трансформационных из­держек и последующих трансакционных издержек эксплуатации ин­ститута. Издержки, в свою очередь, определяются институциональ­ной структурой и культурной средой страны-экспортера, макроэко­номической ситуацией, механизмами координации, принуждения, сопряжения, инерции и обучения.

Негативные последствия импорта институтов: 1. Активизация альтернативной нормы нередко ведет к фор­мированию неэффективных устойчивых равновесии — ин­ституциональных ловушек. 2 «Утечка человеческого капитала», или «утечка мозгов» в других странах.

Процесс заимствования, основанный на тщательном изучении институциональной среды, включает три основные стадии: 1.выбор института и стратегии; 2. создание соответствующей инфраструктуры, в том числе раз­работку и лоббирование новых законов, создание вспомога­тельных и промежуточных институтов; 3. осуществление мер, облегчающих адаптацию экономических агентов к новому институту. Для заимствования может быть выбран действующий институт любой страны, либо институт, существовавший в прошлом. Успешные стратегии заимствования: 1)стратегия «выращивании» институтов. 2) создание цепочки промежуточных институтов

 

 

то проблемы экономической организации были бы относительно неинтересны. Такой подход позволяет ответить на многие вопросы, связанные с выбором вида экономической организации..

2. Подход Норта. Основные силы, сдерживающие изменения: 1) государство (если это способствует минимизации разницы между доходами и расходами казны); 2) влиятельные группы, преследующие свои личные интересы; 3) институциональная матрица, которая определяет зависимость общества от траектории его предшествующего развития.

Высокие трансформационные издержки являются своеобразным стабилизатором уже сложившейся институциональной системы независимо от ее эффективности.

Введение более эффективных "правил игры" и создание институтов связано со значительными трансформационными издержками, однако отдача от новых институтов (по экономии трансакционных издержек) может быть гораздо большей.

Несмотря на то, что вложения в реформы сопряжены с гораздо большим риском, чем обычные инвестиции, ожидание большей эффективности новых институтов движут реформаторами, осуществляющими импорт институтов.

В связи с широкомасштабными институциональными изменениями, происходящими в настоящее время в странах с переходной экономикой, а также развивающихся странах, проблема высоких трансформационных издержек стоит очень остро.

При искусственном изменении институциональной среды сокращению трансформационных издержек во многом должно способствовать тщательное изучение опыта стран, где подобные институты сформировались в ходе эволюции общества или куда были импортированы и где успешно функционируют.

На проблему трансформационных издержек ученые обратили внимание лишь в последнее время и они остаются малоизученным фактором.

Вывод: теория трансакционных издержек обогащает анализ как экономической организации и экономической системы путем раскрытия особенностей, связанных с видами издержек, которыми ранее пренебрегали; представляет уникальные возможности комплексного изучения экономических, правовых и организационных аспектов институциональной структуры от рыночного хозяйства на разных стадиях развития и с различной степенью государственного вмешательства, вплоть до его антипода – административно-командной экономики.


11. Количественная оценка трансакционных издержек. Проблема количественной оценки трансакционных издержек сводится к определению их относительного значения в масштабах национальной экономики, а также их динамики в течение истории. С наиболее известной попыткой их измерения связана работа Дж. Уоллиса и Д. Норта «Измерение трансакционного сектора в американской экономике в 1870-1970 гг.». Предложено понятие трансакционного сектора ( отрасли хозяйства, обеспечивающие осуществление трансакций). К этим отраслям они отнесли 1) оптовую и 2) розничную торговлю, 3) страхование, 4) банковскую систему, 5) риэлтерскую деятельность, 6) управленческий аппарат в любой отрасли и государственный трансакционный сектор, включающий в себя 7) правоохранительные органы и 8) судебную систему.

Для определения трансакционных издержек предложен такой критерий: для потребителя этими издержками являются его затраты, которые не входят в цену, уплачиваемую им продавцу; для продавца этими издержками являются его затраты, которые он не нес бы, если бы продавал товар самому себе.

По их подсчетам доля трансакционного сектора в США выросла с 26,1% в 1870 г. до 54,7%% в 1970 г., в том числе доля государственного трансакционного сектора — с 3,6% в 1870 г. до 13,9% в 1970 г. Такое значительное увеличение трансакционного сектора авторы рассматривают как «структурный сдвиг первостепенной важности», поскольку это обеспечило снижение удельных трансакционных затрат, т. е. отдельная трансакция в среднем стала обходиться дешевле, что, по их мнению, и обеспечило экономическое превосходство США в мире. Кроме того, опережающий рост государства в трансакционном секторе США также нередко рассматривается как источник роста эффективности экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.01 с.)