Анализ методологического основания неоинституционализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ методологического основания неоинституционализма.



Основным методологическим принципом традиционного институционализма является холизм (в качестве основной исследовательской задачи предполагает познание сущности изучаемого объекта). Атомизм как основной методологический принцип неоинституционализма, предполагает изучение, прежде всего, поведения объекта во внешней среде и функциональных взаимосвязей объекта со средой. Методы: 1. абстрактное моделирование Абстрактные модели позволяют выделять главные и второстепенные факторы в экономической динамике. Абстрактные модели обладают большей предсказательной силой, по сравнению со структурными (использ. в традиционном инст.: предполагается, что все факторы способны влиять на остальные и получать от них ответные импульсы), хотя можно поставить под сомнение их применимость для широкого спектра социально-экономических систем.. 2. Формализм (1)строго формальное отношение к чему-н, сводящее действительность к абстрактным формам и схемам) позволяет неоинституционализму реализовывать познавательную, практическую и предсказательную функции. Н –р базовая предпосылка об ограниченно рациональном экономическом агенте. Определение институтов как ограничительных рамок, минимизирующих трансакционные издержки, позволяет изучить их роль в производстве, обмене и потреблении экономических благ. Модель взаимодействия экономических агентов на контрактной основе позволяет предсказывать действия сторон, как в ходе исполнения контракта, так и в случае отклонения от его условий. Таким образом формализм позволяет создавать теории, обладающие значительной предсказательной силой. Исследование границ применимости неоинституционализма позволяет обосновать вывод о том, что атомистические экономические теории достаточно эффективны для изучения социально-экономических систем с устойчивой рыночной экономикой, индивидуалистическими поведенческими установками населения, развитой системой прав собственности.

Основные направления.

П онятие трансакционных издержек Р. Коуз Показал, что при каждой сделке между экономическими субъектами возникают издержки, связанные с ее заключением – трансакционные издержки. Принято выделять 1) издержки поиска информации — затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах, интересующих товарах, услугах, имеющихся поставщиках, потребителях; 2) издержки ведения переговоров; 3) издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг; 4) издержки по спецификации и защите прав собственности; 5) издержки оппортунистического поведения: при асимметрии информации возникает и стимул, и возможность работать не с полной отдачей.

Теория прав собственности (А. Алчиан, Г. Демсец) Положили начало систематическому анализу экономического значения отношений собственности. Система прав собственности - все множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Права собственности можно представить как «правила игры»,

упорядочивающие отношения между отдельными агентами.

«пучок прав собственности»: каждый «пучок» может расщепляться, так что одна часть правомочий на принятие решений по поводу того или иного ресурса начинает принадлежать одному человеку, другая — другому и.т.д. Основные элементы пучка прав собственности: 1) право на исключение из доступа к ресурсу других агентов; 2) право на пользование ресурсом; 3) право на получение от него дохода; 4) право на передачу всех предыдущих правомочий.

Н еобходимое условие эффективной работы рынка: точное определение -«спецификация»- прав собственности, которая является небесплатной, поэтому в реальной экономике она не может быть с исчерпывающей полнотой определена и с абсолютной надежностью защищена.

Контракт. Любая сделка предполагает обмен «пучками прав собственности» и происходит это посредством контракта, который фиксирует правомочия и условия, на которых они передаются.

Экстерналии (Р. Коуза «Проблема социальных издержек» (1960))- внешние побочные эффекты от хозяйственной деятельности. Взгляды предшествующих исследователей: (А. Пигу): наличие внешних эффектов - «провал рынка», который является основанием для государственного вмешательства. Позиция Коуза: при четком определении прав собственности и отсутствии трансакционных издержек: структура производства остается неизменной и оптимальной, проблемы внешних эффектов не возникает и, следовательно, нет оснований для действий государства.

Т еорема раскрывает экономический смысл прав собственности. Экстерналии появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко. Не случайно внешние эффекты возникают, как правило, по поводу ресурсов, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало. Для решения этой проблемы достаточно создание новых прав собственности в тех областях, где они нечетко определены.

Коуз объясняет существование фирмы стремлением избегать издержек по заключению сделок на рынке. Внутри фирмы распределение ресурсов происходит административным путем, сокращаются затраты на ведение поиска, деловые связи приобретают устойчивость. Однако, с ростом размеров фирмы возрастают издержки, связанные с координацией ее деятельности. Поэтому оптимальный размер фирмы можно рассчитать в точке, где трансакционные издержки равны издержкам координации фирмы.

Теория общественного выбора. (ТОВ) (Дж. Бьюкенен в1960-х гг.) «Расчет согласия», «Границы свободы», Политика подобна рынку. Основные субъекты политических рынков - избиратели, политики и чиновники. В дем-й сис-е избиратели будут отдавать свои голоса политикам, чьи предвыборные программы в наибольшей степени соответствуют их интересам. Поэтому и политики, для достижения своих целей, должны ориентироваться на избирателей. Т. о., политики принимают определенные программы, за которые высказались избиратели, конкретизируют и контролируют ход выполнения этих программ чиновники.

 

 

«Экономические циклы. Проблема и ее постановка» (1927)

Развивал идеи Т. Веблена о человеческом поведении и нестабильности рыночной экономики, отрицал взгляд на человека как на «рационального оптимизатора».

Полагал, что денежная (рыночная) экономика нестабильна, и проявлением такой нестабильности являются деловые циклы. В основе циклов лежит стремление предпринимателей к прибыли, которая, в свою очередь, зависит от взаимодействия ряда экономических переменных. Рыночная экономика децентрализована, поэтому эти взаимодействия не синхронизированы. Таким образом, возникают разнообразные «опережения» и «запаздывания» - например, «запаздывания» розничных цен по сравнению с оптовыми, или «опережения» цен на сырье по сравнению с ценами на потребительские блага, - что приводит к колебаниям реального выпуска, т.е. к циклам.

Более же фундаментальной причиной циклов является все та же денежная система, в рамках которой стремление к прибыли кладется в основу организации хозяйственной деятельности. Наличие таких циклов, в свою очередь, порождает необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику.

3. Теория трансакций Дж. Коммонса.. (социально-правовой (юридический) вариант исследований) «Институциональная экономическая теория» (1934)

Главная научная заслуга - теория трансакций. В основе - идея редкости ресурсов. Конфликт по поводу использования ресурсов разрешается путем совершения трансакций - базовых институтов общества

«Трансакция - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом». Различие между обменом и трансакцией указывает на различие между физическим перемещением благ и перемещением прав собственности на эти блага.

Виды трансакций: Рыночная - обмен правами собственности на блага, происходящий на основе добровольного соглашения обеих сторон этой трансакции (любые сделки на свободных рынках). Управленческая, напротив, предполагает правовое преимущества одного из контрагентов, которому принадлежит право принятия решения (на основе отношений управления – подчинения). У. трансакции играют ведущую роль в организациях, базирующихся на иерархических отношениях. Рационирующая похожа на управленческую асимметричностью правового статуса контрагентов. Стороной, наделенной исключительными полномочиями принятия решений является некий коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав собственности. Этим органом является государство. Пример: налоги. Государство, по Дж. Коммонсу, играет большую роль и как орган, примиряющий интересы стороны трансакций, и как сила, принуждающая к выполнению обязательств, взятых на себя участниками трансакций. Таким образом, государство способствует более гармоничному разрешению конфликтов между коллективными группами хозяйствующих субъектов.


3.Институты и их функции в экономике. Без наличия информации о ресурсных ограничениях, о целях действия экономического субъекта экономический выбор варианта действий невозможен. Для принятия точных решений необходима достоверная информация. Если информация доступна экономическому агенту (т.е. она содержится в его памяти, доступ к ней происходит мгновенно) выбор может производиться мгновенно. Когда информации недостаточно, то эк. Агент должен собирать её специально, и в этом случае выбор варианта действий произойдёт с определённым временным лагом. Ограничения при экономическом выборе: 1. Материально-вещественный доступ к ресурсам 2. Доступ к информации 3. Временной лаг

Индивид, принимающий решения ограничен в своих действиях, поэтому экономических агентов, входящих в права собственности считают ограниченно-рациональными субъектами, т. к. чаще люди действуют по привычке, либо используют определённые модели или образцы. Привычки позволяют экономическим агентам экономить ограниченные ресурсы. Поэтому, следуя модели поведения, люди ведут себя рационально и максимизируют свою полезность.

Ограниченная рациональность экономических субъектов приводит к формированию потребности в правилах использования ограниченных ресурсов. Правило использования ресурса вкл. в себя следующие компоненты: 1.Ситуация (описание ситуации, в которой индивид должен следовать образцу) 2.Описание образца действий (содержание правила) 3.Индивид (адресат, который должен выполнять правила) 4. Гарант правила (субъект, следящий за выполнением правил) 5. Санкции (следствия, возникающие при нарушении правил)

Правила являются основой институтов. Институт в институциональной экономике – правило игры на рынке.

Существование института говорит о том, что действия экономического субъекта зависят друг от друга и влияют друг на друга. Важным свойством институтов является их влияние на формирование мыслительных конструкций, обеспечивающих взаимодействие между людьми. Взаимопонимание экономических агентов выражается в формировании согласованных ожиданий при минимальном обмене информацией. Поэтому общие мыслительные конструкции позволяют передавать информацию с минимальными искажениями смысла для участников обмена. Знания, которыми человек пользуется в процессе принятия решений имеют неявную природу, поэтому процесс восприятия различных решений происходит автоматически.

Функции институтов:

1. Институты ограничивают доступ агентов к ресурсам.

2. Ограничивают разнообразие вариантов использования ресурсов

3. Институт координирует поведение экономических агентов, т. е. делает его предсказуемым и повышает эффективность функционирования экономики.

4. Создают условия для перераспределения издержек и выгод от использования ресурсов. Т. о., Институты представляют собой наборы правил, выполняющих функцию ограничений и механизмов, обеспечивающих соблюдение правил.

 

4. Иерархия правил. Формальные и неформальные правила. Роль неформальных норм в обществе. Различают формальные и неформальные правила. Неформальные правила существуют в памяти участников, в роли гаранта которых выступает любой участник группы, заметивший их нарушение. Формальные правила существуют в форме официальных жестов, в роли гарантов которых выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции. Особенности неформальных институтов. Неформальные институты создают преимущества для индивидов, которые экономят по цене подчинения закону, Цена подчинения закону вкл. в себя издержки контракта, защиты прав собственности, издержки защиты от 3-х лиц, когда экономические агенты прибегают к использованию неформальных правил, то издержки поиска информации минимальны, т. к. доступ к инф-ии связан с высокой степенью доверия эк-х агентов друг к другу, а также с тем, что каждый экономический агент дорожит своей репутацией. В любом обществе существуют неформальное институциональное пространство, если оно приносит положительный эффект, то оно преобразуется в формальное институциональное пространство. Особенности формальных институтов

В отношении формальных правил назначаются государством или обществом гаранты, которые имеют право принуждать к исполнению формальных правил. Успешность деятельности гарантов зависит от того, какие стимулы сформировались у гарантов к исполнению их обязанностей. Выбор между формальными и неформальными правилами зависит от соотношения балансов выгод и издержек сопоставляемых норм.

Формальные и неформальные правила могут противоречить друг другу, конкурировать, взаимно дополнять и поддерживать друг друга. Поэтому соотношения формальных и неформальных институтов может быть представлено следующим образом: 1. когда формальные правила вводятся на базе позитивно проявивших себя неформальных правил (формализация института) 2. Когда формальные правила вводятся в противодействие сложившимся неформальным правилам. 3. Когда неформальные правила вытесняют правила, если последние порождают издержки. 4. Когда возникающие неформальные правила способствуют реализации формальных. Иерархия правил Связана с взаимодействием индивидов.

Инст среда

 

Инст соглашения

 

Индивид

Институциональные соглашения – договорённости между индивидами и их группами, определяющие способы кооперации и конкуренции. Институциональная среда: 1. Надконституционные правила определяют иерархии ценностей, разделяемых широкими слоями общества, связаны с психологическими стереотипами, религиозными представлениями и установками людей. 2. Конституционные правила– устанавливают иерархическую структуру государства, определяют правила принятия решений органами государственной власти и определяют формы контроля государственной власти со стороны общества. 3. Экономические непосредственно определяют формы организации хозяйственной деятельности.


5. Понятие и классификация институциональных изменений «Главная роль, которую, институты играют в обществе - уменьшение неопределенности путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми». С этим положением согласуется фундаментальная идея Шумпетера о том, что сущность экономического развития заключается не столько в накоплении капитала и приращении дополнительной рабочей силы, сколько в перераспределении наличного капитала и наличной рабочей силы из менее эффективных сфер экономической деятельности в более эффективные. Такое перераспределение в равной степени зависит от относительных цен и институтов. Институционализация – закрепление в отношениях между индивидами определённых правил или норм с возрастающей частотой их использования для всё большей части общества. Источником изменений служат меняющиеся относительные цены или предпочтения.

Если институциональная структура находится в стадии формирования или изменения, то институты, конституирующие ее, будут возникать и закрепляться в зависимости от сравнительной эффективности альтернативных способов координации хозяйственной деятельности.

Все типы институциональных изменений можно сгруппировать так:

1. Инкрементные. за счет закрепления неформальных правил, норм, институтов в относительно малых группах с семейно-родственными связями. Эффективно снижают трансакционные издержки для членов группы.

2. Эволюция институтов. Возникающие неформальные практики постепенно закрепляются как общепризнанные в формальных институтах.

3. Революционные институциональные изменения. Обычно проявляются при экзогенном заимствовании институтов, или их «импорте».

Можно выделить такие типы институциональных изменений, как эндогенные и экзогенные. Эндогенными являются такие трансформации институциональной структуры экономики, которые осуществляются путем эволюционного изменения существующих правил и норм, составляющих основу институтов.

В свою очередь, экзогенные институциональные изменения являются по своей природе более радикальными и чаще всего проявляются при импорте институтов. Экзогенные институциональные изменения осуществляются и в том случае, когда институты конструируются на основании мыслительных конструкций, идеологий и теоретических построений, которые нигде не существовали на практике. Примером этому может служить конструирование нового общества и новой экономики после Октябрьской революции в России 1917 года.

Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.023 с.)