Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления и развития эк-ой теории

Поиск

Микроэкономика

Этапы становления и развития эк-ой теории

Становление развития науки связано с изучением эк-ой науки с древ времен Аристотелем и Платоном.

Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хоз дея-и, именно он определил эк-ку как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости цены и денег. Сам термин эк-ка произошел от др слов экономия, который изобрел Ксенофон.

- Меркантилизм – новая школа. Концепция, которая видела основу нац процветания в накоплении благородных металлов. Мантуадемонтекье–фр. Ученый, томасмелл,Джамбо Искальер.

- Школа физиократ (18 век, Франция). Франсуа Кене, Ан Тюрго. Они считали, что только земля продуктивна и что только труд сельхоз работника способен создать чистый продукт, т.е. Доход превышающий затраты.

- Классич полит эк-ка – Адам Смитт, Джон Стюарт, Куля Бетие. Эта школа рассматривает чела прежде всего как чела эк-го. Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к преумножению всего об-ва.

- Марксизм – Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Они разр-ли период-цию развития об-ва, теорию капитала, его воспроиз-ва и накопления, прибавочную стоимость и распределение.

- Маржинализм –Альфред Маршал. Трактовал что все эк-е законы – общие законы, относящиеся к тем областям поведения чела, которые можно измерить денежной массой. Квазирента – продукт, извлекаемый из созданных челом машин и других средств произ-ва.

- Эффективный спрос – Артур Пигу, Карл Мергер, Вильфредо Парэтто. В их трудах были окончательно сформулированы основные принципы маржинализма или теории предельной полезности.

Кейнсианство – Джон Мейнар Кейнс. Двигателм эк-ки по мнению Кейнса является не предложение, спрос. Именно он выступает решающим фактором развития произ-ва и предложения. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику гос-ва.

- Монетаризм – Дэвид Юнг, Милкон Фридан. Макроэк-ая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития эк-ки. Одно из главных напр-ий неокласс-ой эк-ой мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических иссл-ий в области ден-го обращения. Несмотря на то, что основопол-ом монетаризма явл-ся М. Фридман, название новой эк-ой теории было дано К. Бруннером

-Теория эк-ки и пред-я – По с 1970-1980. Артур Лаффе

Появление теории эк-ки предложения было обусловлено серьезным кризисом государственного регулирования рыночной эк-ки на основе Кейсианских рецептов. Авторы противостоят теории Кейсиантсва. Главное вним-е – регулир-е спроса.

- Институционализм – Терстейн Эбмен, Джон Комманс - зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Институционализм - это направление буржуазного государствления 20 века, рассматривающее политическую организацию об-ва, как комплекс различных объединений граждан - "институций"(семья, партия, профсоюз и т.д.). Последователи институционализма стремились расширить рамки эк-го анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение эк-го чела форм-тся главным образом под возд-ем соц групп

- Неоинституционализм – современная эк-ая теория, принадлежащая к неоклассическому направлению, начало которой положила книга Рональда Коуза «Природа фирмы», вышедшая в 1937 году. Однако интерес к этой сфере проявился лишь к концу 1970-х годов в США, а затем в Европе. Сам термин был введен в научный оборот Оливером Уильямсоном.

 

Предмет и метод эк. Теории. Эк законы и категории

Предмет эк-ки - общественные отношения по созданию и распределению богатства, объекта эк-ки, между субъ-ми эк-ки.

Предмет эк-ки различается в зависимости от уровней эк-ки.

Предмет эк-ки на уровне макроэк-ки - общественные отношения по созданию и распределению официального и теневого валового нац-го продукта (ВНП) и его части - нац-го дохода.

Предмет эк-ки на уровне микроэк-ки - общественные отношения по созданию и реализации валовой продукции предприятия, по форимров и распределению прибыли предприятия.

Эк-е категории, такие как товар, споживна стоимость, минова стоимость, деньги, цена, капитал, рабочая сила, прибыль, заработная плата, рента, дают возможность исследовать производственные отношения. Эти категории выражают взаимосвязь эк-х явлений, их взаимодействие. Каждая из них имеет особое самостоятельное значение и занимает определенное место во всей системе категорий.

С эк-ими категориями неразрывно связаны эк-е законы. Эк-й закон – это существенное, необходимое, устойчивое отношение в эк-х явлениях и процессах, определяющее их развитие.

Различают следующие эк-е законы:

1. Всеобщие законы - действующие на всех ступенях развития человеческого об-ва, во всех общественно-эк-х формациях (законы возвышающихся потребностей; законы общественного разделения труда; законы повышения производительности труда и др.)

2. Специфические законы - действуют при наличии особых социально-эк-х условий (товарно-денежные отношения): (законы стоимости; законы спроса и предложения; законы денежного обращения и. Др.)

3. Стадийные законы – действуют на какой-то стадии развития.

 

Уровни изучения Эк-ой теории

Уровни эк-ки - это обощенные по субъектам эк-ки и объектам эк-ки части эк-ой системы.

Уровни эк-ки по типовой классификации:

- Мировая эк-ка уровень эк-ки мира.

- Макроэк-ка уровень эк-ки страны.

- Микроэк-ка уровень эк-ки предприятия.

Макроэк-ка изучает экономическое состояние, «здоровье» страны в целом. В макроэкономике все величины рассматриваются в агрегированном, совокупном виде: нац-й доход, валовой нац-й продукт, совокупный спрос, совокупное предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т.д.

Микроэк-ка связана с деятельностью отдельных эк-х субъектов. Она изучает деятельность предприятий, фирм и отраслей народного хоз-м

Деление уровней эк-ки на макроэк-ку и микроэк-ку чисто условное, так как довольно часто эти два понятия трудно разграничить. Кроме того, между ними существует довольно тесная связь. Во-первых, макроэк-ка является теоретическим фундаментом для познания микроэк-ки; во-вторых, состояние эк-ки зависит в первую очередь от эффективности работы отдельных предприятий, фирм, т.е. Коммерческих ор-ций.

Ресурсы и их классийикация

Ресурсы — это элементы, которыми потенциально обладает чел. Одна часть из них имеется в неограниченном количестве (их невозможно подсчитать) и не используется в производстве (например, воздух, вода мирового океана и др.). Такие ресурсы считают не эк-ими. Другая часть ресурсов используется в производстве и имеется в определенном, ограниченном количестве (например, нефть, газ, оборудование и т.д). Такие ресурсы называют эк-ими.

Таким образом, эк-е ресурсы – это элементы, которые могут быть использованы для произ-ва эк-х благ и имеются в ограниченном количестве.

Эк-е ресурсы подразделяются на:

1) материальные ресурсы. Они включают:

А) природные ресурсы, т.е. Даровые блага природы. К ним относится в первую очередь земля с ее недрами. Произвести или накопить землю невозможно.

Б) инвестиционные ресурсы, т.е. Искусственные средства произ-ва. К ним можно отнести сырье, материалы, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь. Эти ресурсы также ограничены в силу того, что они являются продуктом человеческого труда.

2) людские ресурсы. Они ограничены количеством трудоспособного населения и тем объемом знаний и навыков, которым оно обладает.

Наличные ресурсы, которые мы можем использовать, ограничены в каждый данный момент времени. Это означает, что полное и одновременное удовлетворение всех потребностей всех членов об-ва принципиально невозможно.

Эк-ая эффективность (эффективность произ-ва)

— это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса. Для количественного определения эк-ой эффективности используется показатель эффективности, также это - результативность эк-ой системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам.

Оптимальность по Парето — такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Разгосударствление

Это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли гос-ва в экономике.
Основными способами разгосударствления являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование создания и расширение сферы дея-ти смешанных предприятий (государственно-частных);
4) денационализация.

В эк-ой литературе нет единого подхода к опреде­лению форм собственности. Существует классификация по при­знаку субъектов собственности, когда собственниками являются отдельные граждане, коллективы, семьи, гос-во и т. Д. В соответствии с этим признаком можно говорить о партийной, профсоюзной, банковской собственности, собственности об-ных ор-ций и т. Д.По форме присвоения выделяют ин­дивидуальную, коллективную и государственную собственность. По составу субъектов или постепени соц-ции собти можно выделить индивид-ю, групповую и общественную.

Эк-ая система

– способ организации эк-ой жизни об-ва. В завис от того, как об-во отвечает на три основные задачи, что, как и для кого – определяется тип эко-ой системы.

Они различаются между собой:

- по способу координации хоз де-ти людей, фирм и т.д.

- по типу собственности на факторы произ-ва: мотивы, стимулирующие ведение эк-ой деятельности.

В истории человечества известны типы эк-х систем, которые определяются в зависимости от того, как об-во отвечает на три фунд-х вопроса:

-Традиционная эк-ка – способ организации эк-ой жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении. Ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с сущ традициями.

-Планово административная – способ организации эк-ой жизни об-ва, при котором земля и капитал находятся в собственности гос-ва, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется центр-ми органами гос-ва в соответствии с планами.

-Рыночная эк-ка сформировалась в ХVIII в. И является наиболее гибкой эк-ой системой. В своем историческом развитии она проходит следующие этапы:

-Переходная эк-ка – это эк-ка, переходящая в процессе трансф-ции от одной эк-ой системы к другой.

 

Условия возникновения Рынка

Это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли сдруг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции

Условия возникновения рынка:

1. Общественно разделение труда.

2. Эк-ая обособленность производителей в форме частной собственности.

3. Самостоятельное принятие решений.

4. Расширение объема товарны х связей.

Эк-ие блага, предназначенные для обмена и продажи, называют товарами. Предметом купли-продажи могут быть блага как в виде вещей, так и в виде действий

Помимо товаров, на рынке существуют услуги – т.е. Некая полезная деятельность, выполненная за деньги.

Товар (услуга) имеет свои характеристики или свойства:

Качество – потребительские свойства товара, степень его полезности для потребителя.

Стоимость – затраты на изготовление и сбыт товара (расходы на сырье, электроэнергию, заработную плату, транспортные расходы, рекламу, и т.д.). Стоимость товара также возникает в процессе произ-ва.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Деньги — это многофункциональный товар, в котором находят отражение стоимости других товаров.

Деньги выполняют три основные функции:

1. Выступают как мера стоимости. Благодаря деньгам нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты

2. Деньги служат средством обращения. Они используются при покупке и продаже товаров и услуг, являются посредником в обмен.

3. Деньги служат средством сбережения. Т.е они являются удобной формой хранения и накопления богатства.

Структура рынка

Это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого. Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению — рынок товаров и услуг, средств произ-ва, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению — местный, региональный, нац-й и мировой.

3. По степени ограничения к-и — монополистич, олигополистич, свободный, смешанный.

4. По отраслям — автомобильный, зерновой и т. П.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций: неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраст финансов рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. Д.

Конкуренция

(термин произошел от латинского слова concurrere — состязаться) – это соперничество, в котором принимают участие члены рыночного пространства за достижение лучших условий произ-ва, возможности купли и продажи реализуемых товаров. Такое неизбежное противостояние порождается существующими объективными условиями рын эк-ки, выражающиеся: в полной хоз обособленности каждого участника рынка, его полной зависимости от действующей хоз конъюнктуры и противоборстве с другими возможными претендентами на получение наибольшего дохода. Борьба индивид-х товаровлад за обеспечение эк-го выживания и процветания является законом рыночной эк-ки.

По способу протекания различают конкуренцию свободную и управляемую (регулируемую).

По технологиям осуществления рыночное соперничество бывает:

1) ценовым (рыночные позиции противостоящих соперников конкурируют с помощью снижения цен);

2) неценовым (победа достигается с помощью повышения качества выпускаемой продукции, качества обслуживания клиентов и т. П.).

При свободной конкуренции на рынке присутствует множество полностью независимых товаровладельцев, которые самостоятельно решают, что производить и в каких количествах. Ничто не ограничивает вход на рынок и выход из него любого желающего. Покупатели при такой конкуренции свободны от любой дискриминации и имеют возможность свободного выбора товаров и услуг на любом рынке.

Свободная конкуренция характерна для периода классического капитализма. В наше время – это редкое явление. В экон развитых гос-вах такой вид конкуренции наблюдается, например, на бирже ценных бумаг и в сфере рыночного соперничества фермеров. По масштабам развития выделяют следующее виды:

§ Индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилуч условия купли-продажи товаров и услуг);

§ Местная (среди товаровлад какой-то территории);

§ Отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

§ Межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей);

§ Национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

§ Глобальная (борьба предприятий, хоз объединений и гос-в разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию.

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии произ-ва.

Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции

Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя.

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

 

Типы рыночных структур совершенная и несовершенная конкуренция

Совершенная (свободная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.

Совершенно конкурентный рынок характеризуется такими чертами:

— большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает влияние на рыночную цену, она формируется на основе спроса и предложения;

— каждый производитель выпускает однородный (стандартизированный) продукт, который не отличается от продукта других продавцов;

— барьеры для входа на рынок минимальны или отсутствуют вообще;

— никаких искусственных ограничений спроса, предложения, перемещения ресурсов;

— каждый продавец и покупатель владеет полной информацией о спросе, предложении и цене товаров на рынке.

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Монополия – власть одного продавца (монопсония – власть одного покупателя);

Абсолютная монополия — это рыночная ситуация, при которой на рынке фактически действует единственная фирма, обеспечивающая об-во необходимой продукцией, любое проявление соперничества полностью исключается.

Естественная монополия представляет собой рыночную ситуацию, когда эк-ая отрасль находится целиком и полностью в руках одной фирмы

· олигополия – власть нескольких крупных фирм (олигопсония – власть нескольких крупных покупателей);

· монополистическая конкуренция – соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Спрос и предложение …

Рис. 14.2. Факторы эластичности спроса и предложения

4. Практическое значение эластичности. Знание эластичности спроса и предложения имеет практическое значение для предпринимателя: если спрос на товар эластичен, то продавцу выгоднее снижать цены, так как в этом случае он увеличивает общую выручку от продажи. Если же он будет действовать иначе, то не сможет рационально воспользоваться сложившейся конъюнктурой рынка и недополучит возможного дохода.

 

Рыночное равновесие дефицит и убыток

Рыночное равновесие — такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения всех товаров и услуг. В этом смысле синоним термина “Равновесие” —сбалансированность. Цены и объемы благ, при которых наблюдается Р. Р., соответственно называются равновесными ценами и равновесными объемами: равновесный объем — это объем спроса и предложения товара при равновесной цене; при равновесной цене объем спроса на рынке равен объему предложения.

На графике (рис. А. 4) к ст. “Анализ спроса и предложения” показано, что Р. Р. Достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения (она называется точкой равновесия) и отклонения от этой точки приводят либо к неудовлетворенному спросу (дефициту) — когда цена совокупности благ ниже равновесной, либо к избытку этих благ в противоположном случае.

Вопрос.

Рыночное равновесие — такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения всех товаров и услуг. В этом смысле синоним термина “Равновесие” —сбалансированность. Цены и объемы благ, при которых наблюдается Р. Р., соответственно называются равновесными ценами и равновесными объемами: равновесный объем — это объем спроса и предложения товара при равновесной цене; при равновесной цене объем спроса на рынке равен объему предложения.

На графике (рис. А. 4) к ст. “Анализ спроса и предложения” показано, что Р. Р. Достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения (она называется точкой равновесия) и отклонения от этой точки приводят либо к неудовлетворенному спросу (дефициту) — когда цена совокупности благ ниже равновесной, либо к избытку этих благ в противоположном случае.

Эффект дохода и замещения

Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повыш цены товара потреб в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Эффект замещения

Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, опред решение потребителя при изменении цены одного из товаров потреб корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

Прибыль фирмы и ее формы

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как эк-ая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий

В хозяйственной практике используются следующие показатели прибыли:
1. На единицу продукции;
2. Балансовая;
2.1. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
2.2. Прибыль от прочей реализации;
2.3. Доходы и расходы от внереализац-х операций (внереализ-е р-ты):
2.3.1. По ценным бумагам и от долевого участия в совместных пред-ях;
2.3.2. Штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные;
2.3.3. Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
2.3.4. Поступления долгов и дебиторской задолженности;
2.3.5. Поступления от других предприятий и ор-ций финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.
3. Налогооблагаемая;
4. Льготируемая (необлагаемая налогом);
5. Остающаяся в распоряжении предприятия;
6. Чистая

Производ-йпроцесс — это совокупность взаимосвязанных приемов и методов рационального сочетания живого труда со средствами произ-ва, в результате которых создаются материальные блага.

Основные элементы производственного процесса — это труд, средства труда и предметы труда.

Производственная функция (ПФ) [productionfunction] (то же: функция произ-ва) — экономико-математическое уравнение, связывающее переменные величины затрат (ресурсов) с величинами продукции(выпуска). ПФ применяются для анализа влияния различных сочетаний факторов на объем выпуска в определенный момент времени (статический вариант П. Ф.) И для анализа, а также прогнозированиясоотношения объемов факторов и объема выпуска в разные моменты времени (динамический вариант Пф.) На различных уровнях эк-ки — от фирмы (предприятия) до народного хозяйства в целом (агрегированная ПФ, в которой выпуском служит показатель совокупного общественного продукта или нац-го дохода и т. П.). В отдельной фирме, корпорации и т. П. ПФ описывает максимальный объем выпуска продукции, которую они в состоянии произвести при каждом сочетании используемых факторов произ-ва. Она может быть представлена множеством изоквант, связанных с различными уровнями объема произ-ва.

 

Равновесие фирмы в коротком и долгом периодах

Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равновесием спроса и предложения.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на цены реализуемого товара. Единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема произ-ва продукции. В краткосрочном периоде количество отдельных факторов произ-ва остается неизменным. Поэтому устойчивость фирмы на рынке, ее конкурентоспособность будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

Существуют два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка.

Первое правило гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне произ-ва ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им).

Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме произ-ва уравнять свои предельные издержки с ценой товара. При этом цена должна превосходить средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки произ-ва остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

Предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара;

Фирма должна получать нулевую экономическую прибыль;

Фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения произ-ва.

Эти три условия эквивалентны следующим:

Фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;

Для всех фирм отрасли их предельные издержки произ-ва равняются цене товара;

Фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде уровень прибыльности является регулятором используемых в отрасли ресурсов.

Эффект масштаба -(англ. Returnstoscale) - в теории производственных функций соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Характерный пример - экономия на массовости произ-ва. Чем больше масштабы произ-ва, тем при прочих равных условиях ниже средней себестоимость единицы продукции, следовательно, соотношение затрат и выпуска увеличивается. Здесь сказывается влияние укрупненных единичных мощностей (на химических произ-вах или электростанциях), возможности применения автоматизации производств, процессов и другие факторы, отражающиеся на различии между постоянной и переменной долями издержек произ-ва (вторые растут при росте продукции, а первые остаются неизменными). В приведенных случаях увеличение затрат ведет к непропорционально большому росту выпуска - имеет место положительный эффект масштаба (экономия на расширении произ-ва).
Эффект масштаба не носит абсолютный характер, во многих случаях он не действует. Даже укрупнение производств, оборудования бывает целесообразно лишь до определенных, оптимальных пределов. То же относится к организационному укрупнению производств, компаний. Может быть и отрицательныйэффект масштаба. Обычно он связан с проблемами координации, управления сложными производств, комплексами (их «неуправляемостью»). Если рост продукции пропорционален росту затрачиваемых ресурсов, говорят либо об отсутствии эффекта масштаба, либо о постоянном эффекте.

 

Факторные рынки

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности.

Рынок капитала – это часть финансового рынка, на котором обращаются долгосрочные инвестиционные инструменты.

Капитал - фактор произ-ва, который можно использовать для произ-ва других товаров и услуг как мерило собственности фирмы.

Основные формы капитала:

- производ-йкапитал – запасы производственных товаров, участвующих в создании товаров и услуг;

- денежный капитал – запасы универсального товара в форме денег.

В состав капитала входят: здания, сооружения, коммуникации, станки, оборудование, сырье, полуфабрикаты. Это основной капитал.

Рынок земли - это рынок, на котором объектом купли-продажи является пользование земли, предоставляемой в аренду собственниками земли (землевладельцами) фирмам.

Как фактор произ-ва земля необходима в любой отрасли эк-ки.

В условиях рыночной эк-ки все эк-е ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый факторный доход:

§ Рента (земля.);

§ Процент (капитал);

§ Заработная плата труда (управленческие способности);

§ Прибыль (предпринимательская способность).

Рента – доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, деятельности, затраты дополнительных усилий.

Капитал - это совокупность материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых для получения дополнительных благ

Заработная плата – денежная компенсация, которую работник получает в обмен на свой труд.

Прибыль – это разница между выручкой (доходом) и затратами (расходом).

 

Инвестиции и процентная ставка

Статистические данные подтверждают наличие обратной связи между инвестициями и процентной ставкой, но в большинстве случаев связь оказывается очень слабой. Анализ, проведенный в США, показал, что падение процентной ставки на 25% приводит к росту инвестиций на 5-10%. При этом рост начинается с задержкой примерно в один год после падения ставки и происходит постепенно в течение двух последующих лет. Можно назвать две причины, по которым инвестиции обладают низкой эластичностью по отношению к процентной ставке.

1. Инвестиции очень сильно зависят от ожиданий бизнесменов, касающихся будущей

Эк-ой деятельности. Если бизнесмены с пессимизмом смотрят в будущее, то даже снижение процентной ставки не побудит их увеличить уровень инвестиций. И наоборот, если в будущем ожидается хороший бизнес, то даже высокая процентная ставка не затормозит инвестиций. 2. Бывает трудно оценить будущие доходы инвестиционных проектов, поскольку они зависят от будущего спроса на продукты фирмы. Фирмы способны оценивать нормы возврата инвестиционных проектов с точностью не более чем 10-15%. В такой ситуации изменения процентной ставки мало влияют на решения по вопросам инвестирования- Это особенно относится к тем случаям, когда инвестиции являются частью долгосрочных проектов развития фирм. Рассмотрим теперь другой подход к теории инвестиций — утверждение, что инвестиции зависят от нац-го дохода. Напомню, что при равновесном состоянии эк-ки суммарный спрос равен национальному доходу.

Права собственности

Права собственности. В 60-70-ые годы прошлого столетия в западной эк-ой науке начала формироваться теория прав собственности. У истоков ее стояли Р.Коуз и А.Алчиян.
В основе теории прав собственности лежат две важные особенности. Во-первых, вместо понятия "собственность" здесь используется понятие "право собственности". Не ресурс сам по себе выступает собственностью, а выражаясь словами Г.Демсеца, право пользования им. Пучек или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность" - подчеркивает Г.Демсец.
Права собственности - это санкционированные об-вом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. С точки зрения об-ва эти права выступают как "правила игры" или правила поведения, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. Права собственности можно рассматривать также как права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Их можно раcсматривать также как множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам, устанавливаемых и защищаемых либо гос-вом, либо другими социальными механизмами, например, обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. А с точки зрения отдельных индивидуумов права собственности на те или иные ресурсы предстают как пучки правомочий на принятие решений по поводу этих ресурсов. При этом каждый такой пучек может расщепляться, так что одна часть правомочий начинает принадлежать одному лицу, другая часть другому и т.д.
Полный пучек прав, согласно известному перечню А.Оноре, включает в себя 11 элементов, среди которых:

Право владения, (Право исключительного физ контроля над благами)

Право исполь-ния (Право применен полезных свойств блага для себя;

Право управления, т.е. Право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

Право на доход, т.е. Право обладать результатами от использования благ;

Право суверена, т.е. Право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

Право на безопасность, т.е. Право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

Право на передачу благ в наследство;

Право на бессрочность обладания благом;

Запрет вредного использования, т.е. Запрет использования вещи способом, наносящим вред имуществу других хоз-х агентов;

Право на ответственность в виде взыскания, т.е. Возможность взыскания блага в уплату долга;

Право на остаточный характер, т.е. Право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарешенных правомочий.

Общественные блага

Общ-ое благо - это специфический вид услуги, производимой в общественном секторе в экономике для общего (вплоть до одновременного) потребления физическими и юридическими лицами.

Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки об-ных благ:

- общ-ое благо - это специфический вид услуги. В специфическом секторе используются специфические факторы.

- общ-ое благо потребляется сообща, вплоть до единовременности этого процесса;

- общ-ое благо по своей сути удовлетворяет социальные потребности.

Общественные блага отличаются двумя свойствами: неконкурентоспособностью и неисключаемостью. По<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.014 с.)