Рыночная и смешанная модели функционирования экономич систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная и смешанная модели функционирования экономич систем



Рыночная эк-ка – эк-ая система, основанная на принципах свободного предприн-ва, многообразия форм собственности на средства произ-ва, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства гос-ва в хоз-ую дея-ть.

Смешанная эк-ка – эк-ая система с элементами других эк-х систем. Основные черты данной эк-ой системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; эк-ая деятельность на базе количественной частной и гос собственности; активное гос-во.

Условия возникновения Рынка

Это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли сдруг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции

Условия возникновения рынка:

1. Общественно разделение труда.

2. Эк-ая обособленность производителей в форме частной собственности.

3. Самостоятельное принятие решений.

4. Расширение объема товарны х связей.

Эк-ие блага, предназначенные для обмена и продажи, называют товарами. Предметом купли-продажи могут быть блага как в виде вещей, так и в виде действий

Помимо товаров, на рынке существуют услуги – т.е. Некая полезная деятельность, выполненная за деньги.

Товар (услуга) имеет свои характеристики или свойства:

Качество – потребительские свойства товара, степень его полезности для потребителя.

Стоимость – затраты на изготовление и сбыт товара (расходы на сырье, электроэнергию, заработную плату, транспортные расходы, рекламу, и т.д.). Стоимость товара также возникает в процессе произ-ва.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Деньги — это многофункциональный товар, в котором находят отражение стоимости других товаров.

Деньги выполняют три основные функции:

1. Выступают как мера стоимости. Благодаря деньгам нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты

2. Деньги служат средством обращения. Они используются при покупке и продаже товаров и услуг, являются посредником в обмен.

3. Деньги служат средством сбережения. Т.е они являются удобной формой хранения и накопления богатства.

Структура рынка

Это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого. Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению — рынок товаров и услуг, средств произ-ва, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению — местный, региональный, нац-й и мировой.

3. По степени ограничения к-и — монополистич, олигополистич, свободный, смешанный.

4. По отраслям — автомобильный, зерновой и т. П.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций: неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраст финансов рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. Д.

Конкуренция

(термин произошел от латинского слова concurrere — состязаться) – это соперничество, в котором принимают участие члены рыночного пространства за достижение лучших условий произ-ва, возможности купли и продажи реализуемых товаров. Такое неизбежное противостояние порождается существующими объективными условиями рын эк-ки, выражающиеся: в полной хоз обособленности каждого участника рынка, его полной зависимости от действующей хоз конъюнктуры и противоборстве с другими возможными претендентами на получение наибольшего дохода. Борьба индивид-х товаровлад за обеспечение эк-го выживания и процветания является законом рыночной эк-ки.

По способу протекания различают конкуренцию свободную и управляемую (регулируемую).

По технологиям осуществления рыночное соперничество бывает:

1) ценовым (рыночные позиции противостоящих соперников конкурируют с помощью снижения цен);

2) неценовым (победа достигается с помощью повышения качества выпускаемой продукции, качества обслуживания клиентов и т. П.).

При свободной конкуренции на рынке присутствует множество полностью независимых товаровладельцев, которые самостоятельно решают, что производить и в каких количествах. Ничто не ограничивает вход на рынок и выход из него любого желающего. Покупатели при такой конкуренции свободны от любой дискриминации и имеют возможность свободного выбора товаров и услуг на любом рынке.

Свободная конкуренция характерна для периода классического капитализма. В наше время – это редкое явление. В экон развитых гос-вах такой вид конкуренции наблюдается, например, на бирже ценных бумаг и в сфере рыночного соперничества фермеров. По масштабам развития выделяют следующее виды:

§ Индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилуч условия купли-продажи товаров и услуг);

§ Местная (среди товаровлад какой-то территории);

§ Отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

§ Межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей);

§ Национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

§ Глобальная (борьба предприятий, хоз объединений и гос-в разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию.

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии произ-ва.

Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции

Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя.

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

 

Типы рыночных структур совершенная и несовершенная конкуренция

Совершенная (свободная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.

Совершенно конкурентный рынок характеризуется такими чертами:

— большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает влияние на рыночную цену, она формируется на основе спроса и предложения;

— каждый производитель выпускает однородный (стандартизированный) продукт, который не отличается от продукта других продавцов;

— барьеры для входа на рынок минимальны или отсутствуют вообще;

— никаких искусственных ограничений спроса, предложения, перемещения ресурсов;

— каждый продавец и покупатель владеет полной информацией о спросе, предложении и цене товаров на рынке.

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Монополия – власть одного продавца (монопсония – власть одного покупателя);

Абсолютная монополия — это рыночная ситуация, при которой на рынке фактически действует единственная фирма, обеспечивающая об-во необходимой продукцией, любое проявление соперничества полностью исключается.

Естественная монополия представляет собой рыночную ситуацию, когда эк-ая отрасль находится целиком и полностью в руках одной фирмы

· олигополия – власть нескольких крупных фирм (олигопсония – власть нескольких крупных покупателей);

· монополистическая конкуренция – соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Спрос и предложение …



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.012 с.)