Должен держаться, Сколько Возможно -- уединения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должен держаться, Сколько Возможно -- уединения.



Избегать -- бесед с людьми.

Молитву творить – НЕ СПЕШНО и по немногу, с некоторою расстановкою, углублять ум в молитвенные глаголы таким образом, как бывает при внимательном чтении книги.

По возможности ОТГОНЯТЬ -- помыслы и всемерно ВНИМАТЬ Иисусу, которого призывает, и его умилостивлению, которого просит:

Иногда, сотворивши одну молитву, побезмолвствовать немного, как бы ждя ответа Божия, стараться удерживать внимание и в случае рассеяния, и всегда помнить, что ты решился для Господа -- пребывать в непрестанном внимании молитве, при очищении ума от помыслов.

 

КЛЮЧ ТРЕТИЙ.

Третий ключ есть -- вхождение внутрь себя или в сердце. Не распространяясь о сем своим рассуждением, представим изображение и учение св. отцов о самоуглублении и вхождении в сердце, при способах, испытанных ими, как верных путевождях к истинной духовной внутренней молитве. Самые наставления о сем св. отцов изложим здесь их собственными словами, разделивши их для удобства на три ряда и расположивши в следующем порядке:

 

Первый ряд составят отцы, оставившие нам полное наставление об Иисусовой молитве, как-то:

1) Симеон Новый Богослов, 2) Григорий Синаит, 3) Никифор монах, и 4) иноки Каллист и Игнатий Ксантопулы.

 

Второй ряд – отцы, оставившие краткие изречения о внутренней молитве, каковы:

1) Исихий иерусалимский пресвитер, 2) Филофей Синайский, 3) Феолипт митрополит и 4) Варсонофий и Иоанн.

На третьем месте поставим душеспасительное сказание об Авве Филимоне. Он весь путь подвижничества приводит на память.

МОГУЧАЯ СИЛА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ.

Из книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».

СХИМНИК. Иисусова Молитва столь -- СИЛЬНА и Могущественна, что молись и делай, что хочешь, и молитва сама -- ВОЗВЕДЕТ тебя -- к ПРАВИЛЬНОМУ и Праведному деланию.

 

Для богоугождения ничего не нужно, как любить, -- люби и делай все, что хочешь, говорит блаженный Августин: ибо кто истинно любит Господа, тот – НЕ МОЖЕТ и хотеть сделать что-либо -- Неугодное Богу...

 

Так, как Иисусова молитва ЕСТЬ -- Излияние и ДЕЙСТВИЕ Любви, то поистине о ней можно сказать, что для нашего спасения – НИЧЕГО более и не нужно, как ПОСТОЯННАЯ молитва: МОЛИСЬ и делай что хочешь, и ты ДОСТИГНЕШЬ – Цели молитвы, приобретёшь ею Освящение и Спасёшься!...

 

Чтобы обстоятельнее развить понятие о сем предмете, поясним оное примерами:

 

Молись, и мысли всё, что хочешь, и мысль твоя -- ОЧИСТИТСЯ молитвою. Молитва ПОДАСТ тебе -- Просветление ума, утишит и ОТГОНИТ -- все неуместные, дурные помыслы.

 

Это говорит св. Григорий Синаит: "Если хочешь, советует он, -- ПРОГНАТЬ помыслы и ОЧИСТИТЬ ум, -- ПРОГОНЯЙ эти помыслы -- Молитвою, ибо кроме молитвы ничем не можно удержать мысли". Об этом также говорит и св. Иоанн Лествичник: "Иисусовым Именем -- ПОБЕЖДАЙ мысленных врагов, кроме сего оружия -- не найдешь иного".

 

Молись, и делай, что хочешь, и ДЕЛА твои БУДУТ -- БОГОУГОДНЫ, и для тебя ПОЛЕЗНЫ и спасительны.

Марк Подвижник. Частая Иисусова молитва, о чём бы ни была, не останется без плода -- так как в ней самой -- ЕСТЬ сила Божия Благодатная. "Свято имя Его и всяк, иже призовет Имя Господне, -- Спасется."

 

Например, человек, погрязший в Грехах и в Греховной жизни -- читавший постоянно Иисусову молитву -- в сей молитве ПОЛУЧИЛ Вразумление и зов к Раскаянию -- и ИСПРАВИЛСЯ. Сластолюбивая девица -- молилась при возвращении и молитва -- УКАЗАЛА ей путь -- к Девственной жизни и к Слышанию -- наставлений Иисуса Христа.

 

3) Молись, и не трудись много – НЕ НАДЕЙСЯ своею силою -- побеждать Страсти. Ибо без Господа человека – НИЧЕГО доброго сделать -- Не может. Молитва сама -- РАЗРУШИТ все СТРАСТИ в тебе: "Иже в вас болий есть того, иже в мире", говорит Священное Писание.

 

А св. Иоанн Карпафийский учит, что если ты -- не имеешь дара воздержания, не печалься; но знай, что Бог ТРЕБУЕТ от тебя -- ПРИЛЕЖАНИЯ к Молитве, и молитва -- СПАСЕТ тебя. Описанный в Отечнике старец, - преткнувшись Грехом, не уныл, но обратился -- к Молитве и ею -- ВРАЗУМИЛСЯ и Исправился, служит доказательным сему примером.

 

Молись и НЕ ОПАСАЙСЯ -- ничего, НЕ БОЙСЯ -- никаких Бед, не страшись напастей, МОЛИТВА -- ЗАЩИТИТ, отвратит их и ИЗБАВИТ от них.

 

Вспомни утопавшего -- маловерного Петра; Павла, молившегося в темнице; инока, Избавленного молитвою -- от Постигшего искушения; девицу -- Спасенную СИЛОЙ молитвы к Господу -- от злонамеренного воина и тому подобные случаи: всё это ПОДТВЕРЖДАЕТ – Великую СИЛУ, Мощность и всеобъемленность молитвы -- во имя Господа Иисуса Христа!

 

Молись, хоть как-нибудь, но только ВСЕГДА -- ПОСТОЯННО, чего бы ты – ни делал и куда бы -- ни шел и ни -- ехал, и не смущайся ничем; будь духовно весел и спокоен: МОЛИТВА к Господу – САМА всё УСТРОИТ и Вразумит тебя.

 

Помни, что о СИЛЕ Иисусовой Молитвы говорят святые -- Иоанн Златоустый и Марк Подвижник: первый утверждает, что «Иисусова Молитва, хотя бы приносилась от нас, наполненных Грехами, тотчас – ОЧИЩАЕТ»...

 

А второй, так об этом говорит: "Молиться как-нибудь состоит -- в нашей силе; а молиться ЧИСТО -- ЕСТЬ дар Благодати". Итак, что в твоей силе, тем пожертвуй Богу; хотя количество (для тебя возможное) приноси вначале Ему в жертву, и Божия сила -- ИЗОЛЬЁТСЯ в твою немощную силу; и молитва сухая и рассеянная, но частая -- постоянная, обретши навык, и обратясь в натуру, соделается -- молитвою чистою, светлою, пламенною и достодолжною.

 

Если бы время бодрствования сопровождалось молитвою, то – НЕ ОСТАВАЛОСЬ бы времени не только -- на Греховные дела, но даже и на помышления -- об них.

Теперь видишь ли, сколько глубоких мыслей сосредоточивается в сем мудром изречении: "Люби, и делай, что хочешь. Молись, и делай, что хочешь!"... Как отрадно и утешительно все сказанное для грешника, отягченного слабостями, -- для стенящего под бременем воюющих страстей!

 

Молитва -- вот всё, что нам Богом ДАНО, как всеобъемлющее СРЕДСТВО -- ко Спасению и усовершенствованию души... Так! Но с именем молитвы -- тесно соединено здесь и её непременное условие: «НЕПРЕСТАННО Молитесь», -- ЗАПОВЕДУЕТ нам слово Божие. Следовательно, молитва тогда явит вседействующую силу и плод, когда будет производима -- часто, непрестанно, ибо частость молитвы безусловно принадлежит нашей воле: как и чистота, усердие и совершенство молитвы -- ЕСТЬ дар Благодати.

 

Итак, будем молиться, как можно -- ЧАЩЕ, посвятим всю жизнь нашу молитве, хотя и развлеченной вначале! Частое упражнение оной -- НАУЧИТ Вниманию, количество непременно -- ПРИВЕДЁТ в своё время -- к Качеству молитвы.

 

Чтобы научиться делать, что-либо хорошо, надобно делать это -- как можно чаще, сказал один опытный духовный писатель.

 

Для возбуждения прилежности к молитве: как например:

Советуют углубляться в размышления -- о необходимости, превосходстве и плодотворности Иисусовой молитвы -- для Спасения души.

 

Твердо убедить себя, что Бог безусловно требует от нас молитвы, и слово Его везде о сем проповедует.

 

Постоянно помнить, что -- по лености и небрежению о молитве -- не можно успевать в делах Благочестия и приобрести -- покой и спасение; а потому и неминуемо должно будет подвергнуться за сие, как наказанию -- на земле, так и мучению -- в Вечной жизни.

 

4. Воодушевить решимость свою примерами -- Угодников Божиих, кои все путем непрестанной Иисусовой молитвы ДОСТИГЛИ -- Освящения и спасения и проч.

 

Хотя все сии средства имеют свое достоинство и вытекают из истинного разумения, но болящая нерадением сластолюбивая душа употребляя оные, редко видит их плодотворность по той причине, что сии врачевства горьки -- для избалованного ее вкуса, и слабы для глубоко поврежденной ее натуры.

 

Ибо кто из христиан не знает, что молиться НУЖНО часто и прилежно, что этого ТРЕБУЕТ -- Бог; что за ЛЕНОСТЬ к молитве – будем наказаны, что все святые усердно и непрестанно молились; однако, все сие познание так редко оказывает свое благотворное последствие! Каждый наблюдатель видит в себе, что он или мало, или нисколько не оправдывает деятельностью сих внушений разума и совести, и при нередком воспоминании о сем живет -- все так же худо и леностно...

 

Поэтому опытные св. Отцы, зная слабость произволения и леность сердца человеческого, действуют на него и с сей стороны, подобно врачам -- Приправляющим горькое лекарство - сладкими сиропами – ОТКРЫВАЮТ нам всем грешным людям -- Иисусову Молитву – как ЛЕГЧАЙШЕЕ и ВЕРНОЕ средство, истребляющее -- ЛЕНОСТЬ к молитве, состоящее при помощи Божией -- ДОСТИГНУТЬ Совершенства и Спасения.

 

Святые отцы советуют как можно чаще -- размышлять о таковом состоянии души, и внимательно читать о сем повествования Отцов, которые уверяют, как легко при помощи постоянной Иисусовой молитвы -- можно ДОСТИГНУТЬ этих Сладостных внутренних ощущений -- в молитве; и сколь они вожделенны, как-то: усладительная теплота и Свет, изливающиеся внутри; неизреченный Восторг, легкость, глубокий Покой и радость жизни, внушаемое -- при действии тайной Иисусовой молитвы в сердце человека.

 

Углублением в сии размышления, слабая и хладная душа -- СОГРЕВАЕТСЯ, укрепляется, ободряется успехом к молитве, и как бы -- приманивается к опытам молитвенного упражнения, как говорит святой Исаак Сирин: "Приманка для души -- ЕСТЬ Радость процветающею в сердце; и преспеяние сердца есть размышление -- о своем уповании".

 

Он же продолжает: "В начале этого молитвенного делания и до конца предполагается какой-либо способ и надежда совершения... а сие и побуждает -- ум положить основание дела и в воззрении на сию цель, заимствует ум для своего утешения в деле молитвы".

А из сего следует, что поощрением к усердию о молитве наставляет сей Отец "Сладостное ее чувство и веселие"... Подобно этому и Великий Макарий учит, "Что духовные труды наши (молитву) с целию и надеждою плодов, т. е. с наслаждением -- в сердцах наших, мы исполнять должны (ел. 3., гл. 5).

 

Пример этого способа, как мощного средства, виден в многих местах "Добротолюбия"-- в описаниях молитвенных наслаждений; эти места -- надо, как чаще -- ПРОЧИТЫВАТЬ борющемуся с Недугом ЛЕНОСТИ или Сухости при молитве, почитая себя однако же -- НЕДОСТОЙНЫМИ этих наслаждений и -- укоряя себя в нерадении о молитве Иисусовой.

ПРИТЧА. КАК НАДО МОЛИТЬСЯ?

 

«Когда одного византийского святого X века спросили, как надо молиться, он сказал: «Молитва-то простая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Вопрос в том, как её говорить. Представьте себе, что человека обвинили в преступлении. Неважно, заслуженно или нет – но его ведут на смертную казнь. Никакие апелляции не помогли, приговор окончательный. Его ведут из тюрьмы на центральную площадь города, на плаху. И путь его лежит мимо царского дворца. И последний шанс его в том, что царь может помочь.

 

И он должен -- Закричать: «Государь, помилуй!», да так громко, чтобы царь – обязательно -- УСЛЫШАЛ и помог. Вот так же надо -- КРИЧАТЬ в своем сердце -- «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!». Не в смысле громко.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.022 с.)