Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметно-тематический указатель↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 80 из 80 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(страницы указаны по печатному изданию)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА........................................................................................................ 5 ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 7
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ
Глава I
ЧЕЛОВЕК – ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ.................. 11 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.................................... 21
Глава II
ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”......................................................................... 23 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.................................... 30
Глава III
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ........................................... 31 § 1 Культура как результат человеческой деятельности................. 31 § 2 Культура как деятельность........................................................ 44 § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций) 49 § 4 Культура — системная целостность.......................................... 53 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.................................... 54
Глава IV
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ..................................................................... 56 § 1 Материальная культура............................................................. 56 Культура производства.............................................................. 57 Культура быта............................................................................ 62 Физическая культура................................................................... 64 § 2 Духовная культура..................................................................... 65 Интеллектуальная культура....................................................... 66 Культура речи............................................................................ 68 Мораль как явление культуры................................................... 70 Искусство как явление культуры............................................... 74 Религия как явление культуры................................................... 79 § 3 Наука как явление культуры...................................................... 84 Материально-духовные виды культуры................................... 85 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................... 89
Глава V
ПРИРОДА, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО.................................................... 91 § 1 Природа и культура.................................................................. 91 Природа и восточная культура................................................ 97 Природа и западная культура.................................................. 98 § 2 Функции культуры.................................................................. 100 § 3 Культура и цивилизация......................................................... 103 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 105 КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 106 Темы для рефератов и выступлений............................................... 108
Раздел второй. ДРЕВНЯЯ И ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРЫ
Глава VI ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА................................................................ 109 § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества.......................................................... 111 § 2 Основные этапы развития первобытной культуры............... 115 § 3 Специфика архаического сознания......................................... 120 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 124
Глава VII КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ............................................................. 126 § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций................. 126 § 2 У истоков древней мифологии................................................ 131 § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока..................................... 133 § 4 Наука и техника древнего Двуречья...................................... 135 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 136
Глава VIII КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА........................................................ 137 § 1 Египет — культура “речной” цивилизации........................... 137 § 2 Пирамида как символ египетской культуры......................... 143 § 3 Религия Древнего Египта....................................................... 145 § 4 Искусство, наука и техника в Древнем Египте....................... 151 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 157
Глава IX КУЛЬТУРА ИНДИИ............................................................................... 158 § 1 Индийская культура в контексте восточных культур.......... 158 § 2 Социальная структура Индии................................................ 160 § 3 Основные направления духовной культуры Индии............. 164 § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества................. 176 § 5 Искусство Индии.................................................................... 179 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 185
Глава X ОСОЕБННОСТИ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ................................................. 186 § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм........................................... 190 § 3 Особенности менталитета китайского общества................... 198 § 4 Специфика художественной культуры Китая....................... 202 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 206
Глава XI КУЛЬТУРА ЯПОНИИ............................................................................ 208 § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца............. 208 § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии............. 212 § 3 Японская художественная культура...................................... 216 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 224
Глава XII МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ......................................................... 226 § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама.................. 226 § 2 Сущность мусульманского вероучения................................. 230 § 3 Нравственные ценности ислама............................................. 235 § 4 Наука и искусство................................................................... 239 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 247 КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 249 Темы для рефератов и выступлений:.............................................. 252
Раздел третий. АНТИЧНАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Глава XIII КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.......................................................... 253 § 1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация...... 253 § 2 Культура греческого полиса.................................................. 257 § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры..... 264 § 4 Философия — научная система Греции................................ 275 § 5 Культура эпохи эллинизма.................................................... 279 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 288
Глава XIV КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА............................................................. 290 § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия......... 290 § 2 Римская республика — гражданское общество.................... 295 § 3 Блеск и нищета римской империи.......................................... 302 § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству.......................................... 304 § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима....................................... 308 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 313
Глава XV....................................................................................................... 315 КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ........................................................................ 315 § 1 Между Востоком и Западом.................................................. 316 § 2 “Град выше слова и разума”.................................................. 322 § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия................. 327 § 4 Художественная культура Византии..................................... 335 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 345
Глава XVI КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ......... 346 § 1 Основные факторы становления культуры средних веков... 346 § 2 Наследие варварства в средневековой культуре.................. 348 § 3 Особенности менталитета средневекового человека............. 350 § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья..... 357 § 5 Образование и образованность всредние века..................... 361 § 6 Культура средних веков и христианство.............................. 366 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 370
Глава XVII КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................................... 372 § 1 “Проблема Возрождения” вкультурологии......................... 372 § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса............................ 375 § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения............................ 377 § 4 Эпоха Возрождения и религия.............................................. 382 § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса........................... 387 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 392
Глава XVIII КУЛЬТУРА XVII ВЕКА....................................................................... 394 § 1 Специфика начала Нового времени....................................... 394 § 2 Новое время — век новой науки............................................ 397 § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века.......................................... 401 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 407
Глава XIX ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII век) 408 § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения................. 408 § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения........................ 413 § 3 Искусство века Просвещения................................................. 418 § 4 Последний парадокс эпохи.................................................... 425 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 426
Глава XX ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ВЕКА КЛАССИКИ (XIX век)............. 428 § 1 Великая философия великого века........................................ 428 § 2 “Золотой” век искусства......................................................... 432 § 3 Человек на грани времен........................................................ 440 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 442
Глава XXI ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА............................................ 443 § 1 Век техники: добро и зло....................................................... 443 § 2 XX век: человек в мире и мир человека................................ 446 § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство........................ 448 § 4 Массовая культура — порождение XX века......................... 451 § 5 Постмодернизм — культура конца XX века......................... 453 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 456 КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 457 Темы для рефератов и выступлений:.............................................. 460
Раздел четвертый. РУССКАЯ КУЛЬТУРА
Глава XXII НАЧАЛО НАЧАЛ................................................................................. 462 § 1 “Откуда есть пошла русская земля”...................................... 462 § 2 Появление государства российского..................................... 468 § 3 Материальная культура раннего периода............................ 470 § 4 Начало русской литературы: фольклор................................ 471 § 5 Русская письменность и литература...................................... 474 § 6 Летописание............................................................................ 477 § 7 Архитектура и искусство Древней Руси................................ 479 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 482
Глава XXII КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ............................................. 483 § 1 От язычества к христианству................................................. 483 § 2 Господин Великий Новгород................................................. 487 § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”...................... 490 § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода............. 494 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 496
Глава XXIV МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА............. 498 § 1 Особенности русской государственности к концу XII — началу XIII веков.......................................... 498 § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия....................................................... 500 § 3 Духовная культура XIII—XV веков...................................... 502 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 506
Глава XXV ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА........................... 508 § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен................................ 508 § 2 Проблема человека в русской культуре................................ 509 § 3 Искусство и гуманизм............................................................ 513 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 516
Глава XXVI ОТ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ...................... 517 § 1 Смута: от политики до религии............................................. 517 § 2 Развитие образования и образованности.............................. 521 § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания.............. 522 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 525
Глава XXVII РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ............................................... 527 § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”............................ 527 § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века...................... 531 § 3 Развитие науки и российское Просвещение.......................... 532 § 4 Основные тенденции развития искусства.............................. 539 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 544
Глава XXVIII “ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ”........................................ 546 § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века.. 546 § 2 Общественная и философская мысль..................................... 551 § 3 Великое искусство XIX века................................................... 555 § 4 Становление русской журналистики..................................... 565 § 5 Развитие науки и техники....................................................... 568 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 569
Глава XXIX................................................................................................... 571 ОТ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” К НОВЕЙШЕМУ ВРЕМЕНИ: XX ВЕК 571 § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века............ 571 § 2 Общественная мысль и философия в начале века................. 574 § 3 Русское искусство начала века............................................... 578 § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения............................................................ 584 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ............................... 597
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 599 Темы для рефератов и выступлений.............................................. 601
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ........................................................................... 602 ТЕСТЫ.......................................................................................................... 610 ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 626 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................................ 637 ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ....................................... 653
[1] Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века.
[2] Этнография (греч. ethnos “племя, народ” + grapho “пишу”)— народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особености народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторические взаимоотношения народов.
[3] Благодать — в христианстве божественная сила, обеспечивающая человеку избавление от греха, достижение добродетельной жизни, спасение и воссоединение с богом.
[4] Аксиология (грсч. axia “ценность” + logos “учение”) — учение о ценностях.
[5] Геноцид (греч. genos “род, племя” + лат. caedo “убиваю”) — одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).
[6] Эвристика (греч. heurisko “отыскиваю, открываю”) — наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).
[7] Семиотика (греч. semeion “знак, признак”) — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
[8] Онтология (греч. on, род. п. ontos “сущее” + logos “учение”) — учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).
[9] Феноменология (греч. phainomenon “являющееся” + logos “учение”) — учение о феноменах (явлениях), данных нам в опыте, в чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена). Термин “ноумен” (поитепоп) введен Платоном.
[10] Эргономика (грсч. ergon “работа” + nomos “закон”) — научная дисциплина, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условии и процесса груда. Основной объект эргономики — системы “человек — машина”; метод исследования — системный подход.
[11] Рефлексия (позднелат. reflexio “обращение назад”') — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
[12] Арго (фр. argot) — диалект (греч. dialektos “говор, наречие”) определенной социальной группы (первоначально воровской язык), создаваемый с целью языкового обособления на основе специальной (узкопрофессиальной) или своеобразно освоенной общеупотребительной лексики. Жаргон (фр. jargon) — социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией; иногда так называют искаженную, неправильную речь. Сленг (англ. slang) — вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка; то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах.
[13] Обычай — стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
[14] Традиция (лат, traditio “передача”) — элементы социального и культурного наследия (определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.), передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени и действующие так или иначе в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
[15] Ассоциация (позднелат. associatio “объединение”) — связь, возникающая при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж. Локком (1698).
[16] Иудаизм — религия, возникшая в I тысячелетии до н. э. в Палестине и распространенная главным образом среди евреев. Основные догматы — признание единого бога Яхве и богоизбранности еврейского народа, вера в небесного избавителя (мессию), святость Ветхого завета и Талмуда. Государственная религия Израиля.
[17] Римский клуб — международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ученых, общественных деятелей и руководителей международных корпораций и фондов (преимущественно из развитых стран), финансирующих исследования клуба.
[18] Эстетика (греч. aisthetikos “чувствующий, чувственный”) — философская дисциплина, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности человека. Термин ввел А. Баумгартен для обозначения “науки о чувственном знании” — низшей теории познания, дополняющей логику.
[19] Ноосфера (греч. noos “разум” + sphaira “шар”) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено Эдуаром Леруа (1870—1954) и Тейяром де Шарденом (1881 — 1955). В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.
[20] Биосфера (греч. bios “жизнь”) — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы тропосферу (греч. tropos “поворот, изменение”), гидросферу (воды рек, озер, морей, океанов) и верхнюю часть литосферы (греч. lithos “камень”) — верхней твердой оболочки Земли. Термин биосфера ввел в 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 — 1914). Учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (включая человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создал В. И. Вернадский.
[21] Непра — бог зерна.
[22] Мирра — ароматическая смола.
[23] Медитация (лат. meditatio “размышление”) — умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.
[24] Аскетизм (греч. asketes “упражняющийся в чем-нибудь”) — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых философских школ и особенно различных религий (монашество и т.д.).
[25] Пагода (санскр. бхагават “священный”) — буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.
[26] У евреев священные книги состоят из трех частей: Танах — Ветхий Завет, куда входили Тора — Пятикнижие Моисея, Небиим — Книги пророков и Хеубим — различные комментарии; у христиан — это Евангелие.
[27] Мойры — три богини человеческой судьбы в древнегреческой мифологии.
[28] Фаэтон — божество солнца и света в римской мифологии.
[29] Vita nuova — новая жизнь — название раннего произведения Данте Алигьери и новый культурный феномен, воспетый им позднее в “Божественной комедии”: любовь, являющаяся космической силой, любовь преобразующая, перерождающая человека [306, с. 394].
[30] Диалектика (греч. dialektike “искусство вести беседу, спор”) — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основные категории диалектики: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность и др. Основные ее законы: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания.
[31] Так в тексте! — А. Б.
[32] Лествица (старорус.) — лестница.
[33] В язычестве.— Прим. авт.
[34] Заброшены.— Прим. авт.
[35] Положение.— прим. авт.
[36] Термин введен в 60-е годы писателем П. Д. Боборыкиным (1836—1921) и принят в других языках, — А. Б.
[37] Гносеология (греч. gnosis “познание” + logos “учение”) — теория познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
[38] А. Печчеи. Человеческие качества.— М.: Прогресс, 1980.— С. 224.
[39] Э. Фромм. Догмат о Христе, — М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998. — С. 265.
[40] Там же. — С. 264.
[41] Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. — М.: Искусство, 1981. — Т. 1. — С. 250.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.014 с.) |