![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметно-тематический указательСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(страницы указаны по печатному изданию)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА........................................................................................................ 5 ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 7
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ
Глава I
ЧЕЛОВЕК – ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ.................. 11 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.................................... 21
Глава II
ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”......................................................................... 23 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.................................... 30
Глава III
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ........................................... 31 § 1 Культура как результат человеческой деятельности................. 31 § 2 Культура как деятельность........................................................ 44 § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций) 49 § 4 Культура — системная целостность.......................................... 53 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.................................... 54
Глава IV
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ..................................................................... 56 § 1 Материальная культура............................................................. 56 Культура производства.............................................................. 57 Культура быта............................................................................ 62 Физическая культура................................................................... 64 § 2 Духовная культура..................................................................... 65 Интеллектуальная культура....................................................... 66 Культура речи............................................................................ 68 Мораль как явление культуры................................................... 70 Искусство как явление культуры............................................... 74 Религия как явление культуры................................................... 79 § 3 Наука как явление культуры...................................................... 84 Материально-духовные виды культуры................................... 85 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................... 89
Глава V
ПРИРОДА, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО.................................................... 91 § 1 Природа и культура.................................................................. 91 Природа и восточная культура................................................ 97 Природа и западная культура.................................................. 98 § 2 Функции культуры.................................................................. 100 § 3 Культура и цивилизация......................................................... 103 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 105
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 106 Темы для рефератов и выступлений............................................... 108
Раздел второй. ДРЕВНЯЯ И ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРЫ
Глава VI ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА................................................................ 109 § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества.......................................................... 111 § 2 Основные этапы развития первобытной культуры............... 115 § 3 Специфика архаического сознания......................................... 120 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 124
Глава VII КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ............................................................. 126 § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций................. 126 § 2 У истоков древней мифологии................................................ 131 § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока..................................... 133 § 4 Наука и техника древнего Двуречья...................................... 135 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 136
Глава VIII КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА........................................................ 137 § 1 Египет — культура “речной” цивилизации........................... 137 § 2 Пирамида как символ египетской культуры......................... 143 § 3 Религия Древнего Египта....................................................... 145 § 4 Искусство, наука и техника в Древнем Египте....................... 151 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 157
Глава IX КУЛЬТУРА ИНДИИ............................................................................... 158 § 1 Индийская культура в контексте восточных культур.......... 158 § 2 Социальная структура Индии................................................ 160 § 3 Основные направления духовной культуры Индии............. 164 § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества................. 176 § 5 Искусство Индии.................................................................... 179 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 185
Глава X ОСОЕБННОСТИ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ................................................. 186 § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм........................................... 190 § 3 Особенности менталитета китайского общества................... 198 § 4 Специфика художественной культуры Китая....................... 202 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 206
Глава XI КУЛЬТУРА ЯПОНИИ............................................................................ 208 § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца............. 208 § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии............. 212 § 3 Японская художественная культура...................................... 216 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 224
Глава XII МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ......................................................... 226 § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама.................. 226 § 2 Сущность мусульманского вероучения................................. 230 § 3 Нравственные ценности ислама............................................. 235 § 4 Наука и искусство................................................................... 239 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 247 КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 249 Темы для рефератов и выступлений:.............................................. 252
Раздел третий. АНТИЧНАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Глава XIII КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.......................................................... 253 § 1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация...... 253
§ 2 Культура греческого полиса.................................................. 257 § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры..... 264 § 4 Философия — научная система Греции................................ 275 § 5 Культура эпохи эллинизма.................................................... 279 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 288
Глава XIV КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА............................................................. 290 § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия......... 290 § 2 Римская республика — гражданское общество.................... 295 § 3 Блеск и нищета римской империи.......................................... 302 § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству.......................................... 304 § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима....................................... 308 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 313
Глава XV....................................................................................................... 315 КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ........................................................................ 315 § 1 Между Востоком и Западом.................................................. 316 § 2 “Град выше слова и разума”.................................................. 322 § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия................. 327 § 4 Художественная культура Византии..................................... 335 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 345
Глава XVI КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ......... 346 § 1 Основные факторы становления культуры средних веков... 346 § 2 Наследие варварства в средневековой культуре.................. 348 § 3 Особенности менталитета средневекового человека............. 350 § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья..... 357 § 5 Образование и образованность всредние века..................... 361 § 6 Культура средних веков и христианство.............................. 366 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 370
Глава XVII КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................................... 372 § 1 “Проблема Возрождения” вкультурологии......................... 372 § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса............................ 375 § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения............................ 377 § 4 Эпоха Возрождения и религия.............................................. 382 § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса........................... 387 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 392
Глава XVIII КУЛЬТУРА XVII ВЕКА....................................................................... 394 § 1 Специфика начала Нового времени....................................... 394 § 2 Новое время — век новой науки............................................ 397 § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века.......................................... 401 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 407
Глава XIX ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII век) 408 § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения................. 408 § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения........................ 413 § 3 Искусство века Просвещения................................................. 418 § 4 Последний парадокс эпохи.................................................... 425 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 426
Глава XX ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ВЕКА КЛАССИКИ (XIX век)............. 428 § 1 Великая философия великого века........................................ 428 § 2 “Золотой” век искусства......................................................... 432 § 3 Человек на грани времен........................................................ 440 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 442
Глава XXI ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА............................................ 443 § 1 Век техники: добро и зло....................................................... 443 § 2 XX век: человек в мире и мир человека................................ 446 § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство........................ 448 § 4 Массовая культура — порождение XX века......................... 451 § 5 Постмодернизм — культура конца XX века......................... 453 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 456 КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 457 Темы для рефератов и выступлений:.............................................. 460
Раздел четвертый. РУССКАЯ КУЛЬТУРА
Глава XXII НАЧАЛО НАЧАЛ................................................................................. 462 § 1 “Откуда есть пошла русская земля”...................................... 462 § 2 Появление государства российского..................................... 468 § 3 Материальная культура раннего периода............................ 470 § 4 Начало русской литературы: фольклор................................ 471 § 5 Русская письменность и литература...................................... 474 § 6 Летописание............................................................................ 477 § 7 Архитектура и искусство Древней Руси................................ 479 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 482
Глава XXII КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ............................................. 483 § 1 От язычества к христианству................................................. 483 § 2 Господин Великий Новгород................................................. 487 § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”...................... 490 § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода............. 494 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 496
Глава XXIV МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА............. 498 § 1 Особенности русской государственности к концу XII — началу XIII веков.......................................... 498 § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия....................................................... 500 § 3 Духовная культура XIII—XV веков...................................... 502 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 506
Глава XXV ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА........................... 508 § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен................................ 508 § 2 Проблема человека в русской культуре................................ 509 § 3 Искусство и гуманизм............................................................ 513 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 516
Глава XXVI ОТ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ...................... 517 § 1 Смута: от политики до религии............................................. 517 § 2 Развитие образования и образованности.............................. 521 § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания.............. 522 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 525
Глава XXVII РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ............................................... 527 § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”............................ 527 § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века...................... 531 § 3 Развитие науки и российское Просвещение.......................... 532 § 4 Основные тенденции развития искусства.............................. 539 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 544
Глава XXVIII “ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ”........................................ 546 § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века.. 546 § 2 Общественная и философская мысль..................................... 551 § 3 Великое искусство XIX века................................................... 555 § 4 Становление русской журналистики..................................... 565 § 5 Развитие науки и техники....................................................... 568 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 569
Глава XXIX................................................................................................... 571 ОТ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” К НОВЕЙШЕМУ ВРЕМЕНИ: XX ВЕК 571 § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века............ 571 § 2 Общественная мысль и философия в начале века................. 574 § 3 Русское искусство начала века............................................... 578 § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения............................................................ 584 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ............................... 597
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 599 Темы для рефератов и выступлений.............................................. 601
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ........................................................................... 602 ТЕСТЫ.......................................................................................................... 610 ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 626 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................................ 637 ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ....................................... 653
[1] Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века.
[2] Этнография (греч. ethnos “племя, народ” + grapho “пишу”)— народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особености народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторические взаимоотношения народов.
[3] Благодать — в христианстве божественная сила, обеспечивающая человеку избавление от греха, достижение добродетельной жизни, спасение и воссоединение с богом.
[4] Аксиология (грсч. axia “ценность” + logos “учение”) — учение о ценностях.
[5] Геноцид (греч. genos “род, племя” + лат. caedo “убиваю”) — одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).
[6] Эвристика (греч. heurisko “отыскиваю, открываю”) — наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).
[7] Семиотика (греч. semeion “знак, признак”) — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
[8] Онтология (греч. on, род. п. ontos “сущее” + logos “учение”) — учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).
[9] Феноменология (греч. phainomenon “являющееся” + logos “учение”) — учение о феноменах (явлениях), данных нам в опыте, в чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена). Термин “ноумен” (поитепоп) введен Платоном.
[10] Эргономика (грсч. ergon “работа” + nomos “закон”) — научная дисциплина, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условии и процесса груда. Основной объект эргономики — системы “человек — машина”; метод исследования — системный подход.
[11] Рефлексия (позднелат. reflexio “обращение назад”') — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
[12] Арго (фр. argot) — диалект (греч. dialektos “говор, наречие”) определенной социальной группы (первоначально воровской язык), создаваемый с целью языкового обособления на основе специальной (узкопрофессиальной) или своеобразно освоенной общеупотребительной лексики. Жаргон (фр. jargon) — социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией; иногда так называют искаженную, неправильную речь. Сленг (англ. slang) — вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка; то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах.
[13] Обычай — стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
[14] Традиция (лат, traditio “передача”) — элементы социального и культурного наследия (определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.), передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени и действующие так или иначе в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
[15] Ассоциация (позднелат. associatio “объединение”) — связь, возникающая при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж. Локком (1698).
[16] Иудаизм — религия, возникшая в I тысячелетии до н. э. в Палестине и распространенная главным образом среди евреев. Основные догматы — признание единого бога Яхве и богоизбранности еврейского народа, вера в небесного избавителя (мессию), святость Ветхого завета и Талмуда. Государственная религия Израиля.
[17] Римский клуб — международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ученых, общественных деятелей и руководителей международных корпораций и фондов (преимущественно из развитых стран), финансирующих исследования клуба.
[18] Эстетика (греч. aisthetikos “чувствующий, чувственный”) — философская дисциплина, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности человека. Термин ввел А. Баумгартен для обозначения “науки о чувственном знании” — низшей теории познания, дополняющей логику.
[19] Ноосфера (греч. noos “разум” + sphaira “шар”) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено Эдуаром Леруа (1870—1954) и Тейяром де Шарденом (1881 — 1955). В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.
[20] Биосфера (греч. bios “жизнь”) — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы тропосферу (греч. tropos “поворот, изменение”), гидросферу (воды рек, озер, морей, океанов) и верхнюю часть литосферы (греч. lithos “камень”) — верхней твердой оболочки Земли. Термин биосфера ввел в 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 — 1914). Учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (включая человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создал В. И. Вернадский.
[21] Непра — бог зерна.
[22] Мирра — ароматическая смола.
[23] Медитация (лат. meditatio “размышление”) — умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.
[24] Аскетизм (греч. asketes “упражняющийся в чем-нибудь”) — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых философских школ и особенно различных религий (монашество и т.д.).
[25] Пагода (санскр. бхагават “священный”) — буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.
[26] У евреев священные книги состоят из трех частей: Танах — Ветхий Завет, куда входили Тора — Пятикнижие Моисея, Небиим — Книги пророков и Хеубим — различные комментарии; у христиан — это Евангелие.
[27] Мойры — три богини человеческой судьбы в древнегреческой мифологии.
[28] Фаэтон — божество солнца и света в римской мифологии.
[29] Vita nuova — новая жизнь — название раннего произведения Данте Алигьери и новый культурный феномен, воспетый им позднее в “Божественной комедии”: любовь, являющаяся космической силой, любовь преобразующая, перерождающая человека [306, с. 394].
[30] Диалектика (греч. dialektike “искусство вести беседу, спор”) — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основные категории диалектики: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность и др. Основные ее законы: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания.
[31] Так в тексте! — А. Б.
[32] Лествица (старорус.) — лестница.
[33] В язычестве.— Прим. авт.
[34] Заброшены.— Прим. авт.
[35] Положение.— прим. авт.
[36] Термин введен в 60-е годы писателем П. Д. Боборыкиным (1836—1921) и принят в других языках, — А. Б.
[37] Гносеология (греч. gnosis “познание” + logos “учение”) — теория познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
[38] А. Печчеи. Человеческие качества.— М.: Прогресс, 1980.— С. 224.
[39] Э. Фромм. Догмат о Христе, — М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998. — С. 265.
[40] Там же. — С. 264.
[41] Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. — М.: Искусство, 1981. — Т. 1. — С. 250.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.63.103 (0.013 с.) |