Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура и живопись домонгольского периодаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздробленность Руси несла с собой две противоположные тенденции. С одной стороны, она негативно сказывается на общем политическом и экономическом положении государства, с другой, культура Руси становится более многообразной. Новые экономически самостоятельные княжества со своими династиями расширяют культурные связи, и это способствует росту и обустройству городов. Заказчиками монументальных сооружений стольных княжеских городов являются сами князья, поэтому постройки должны были служить утверждению могущества и богатства князя. К исполнению заказов князья привлекают не только прославившихся известных зодчих, но и своих мастеров, которые создают местные архитектурные и художественные школы, имея возможность полностью раскрыть свой талант. Недаром имена многих из них упоминаются в летописях: художник, занимавшийся мозаикой,— Алимпий и мастер Петр Милонег из Киева, зодчие из Новгорода Петр и Коров Яковлевич и другие. Долгое время при создании сооружений зодчие разных городов следовали установившимся традициям. В одних городах это была киевская традиция, использовавшая одинаковые строительные материалы, особенности украшений и крестокупольную конструкцию. Все эти элементы строительства для зодчего были настолько взаимосвязаны, что изменение хотя бы одного — например, строительного материала — влекло за собой изменение всего замысла целиком. Поэтому каменное строительство в Смоленском или Черниговском княжествах, следовавших киевской традиции, мало отличалось в архитектурном отношении. В других же землях — в Галиче, Суздале, Владимире, Новгороде — создавались свои направления. В Новгороде использовали для построек местный материал — известняковые плиты. Для того, чтобы поверхность была ровнее, ее перемежали рядами кирпичей. Поскольку известняк не слишком долговечен, его начали покрывать раствором. Но и это не придавало четкости линий постройке. Эту особенность отметил художник и искусствовед И. Э. Грабарь (1871 —1960) при характеристике облика новгородских построек. Сохранился сложенный из известняковых блоков, укрепленных раствором извести с битым камнем, Успенский собор в Галиче. В архитектуре этого и других храмов заметны элементы романского стиля, с которым русские мастера были несомненно знакомы. Особой красотой выделяются постройки во Владимире: сохранились белокаменные Золотые ворота, входившие в оборонительные сооружения города, два монументальных собора — Успенский и Дмитриевский: украшенные позолотой, богатой резьбой и лепниной, они отличаются высоким благородством простоты. По праву лучшим созданием владимирских мастеров считается церковь Покрова на Нерли, первоначально задуманная как сооружение, показывающее кораблям, идущим по реке Клязьме, что они приближаются к княжеской резиденции. Эта церковь сооружалась на болотистом месте, поэтому мастера были вынуждены насыпать искусственный холм для возведения своей постройки. Этот легкий и светлый белокаменный храм, глядящийся в воды реки и как бы летящий в небо, наверное, самое поэтическое создание русских мастеров домонгольского периода. Прежде чем говорить о живописи, уточним некоторые моменты. На Руси еще не существовало понятия “живопись” — это было время “иконописи”. Иконописцев называли “богомазами”, но без уничижительного оттенка. Так же, как и в архитектуре, в живописи домонгольской Руси возникают местные школы. Если на предыдущем этапе в изобразительном искусстве было сильно византийское влияние, поддержанное Киевом, то в XII веке оно начинает приобретать собственные черты. С одной стороны, усиливается влияние церкви, требовавшей отхода от “двоебожия” (проникновения языческих влияний в христианство), с другой — в живописи все более интенсивно начинает проявляться народное, древнеславянское начало, особенно заметное в работах мастеров местных школ. В результате иконопись вобрала в себя и то, и другое: образы икон становятся строже, суровее, аскетичнее и — одновременно — менее похожими на их византийские прототипы, постепенно приобретая славянский облик. Образцом византийских традиций, укрепившихся в киевской школе живописи, является “Спас Нерукотворный” (лицо Христа на плате). А вот в иконах новгородских мастеров мы видим грубоватые лица, изборожденные морщинами, лица людей, познавших всю суровость жизни, такие лица не свойственны византийскому письму. С течением времени иконы как бы вбирают в себя знание человеческой натуры и умение лаконично и ярко передать ее, суровость взгляда сменяется грустью и задумчивостью. К началу XIII века появляются принципиально новые концепции христианских образов: образ Богоматери как заступницы, покровительствующей людям (он получил название “Покрова”, и на владимирской земле появился соответствующий праздник); образ архангела Михаила приобретает значение небесного заступника; создается образ князя — борца за единство Руси (икона из города Дмитрова “Дмитрий Солунский”). Здесь мы видим даже новую символику, ранее неизвестную иконописи: меч — символ защиты, заступничества и справедливого судии; княжеский престол — символ единой Руси. Даже образ Христа претерпел изменения. Грозный и величественный бог уступает место богу милостивому, прощающему и доброму. Русское искусство домонгольской Руси прошло хоть и короткий, но блестящий путь развития. Оно смогла подняться от наивности начального периода до уровня глубоких обобщений, обрести многообразие направлений и школ и одновременно выработать черты, которые составили общенациональные особенности русского стиля.
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Русская государственность домонгольского периода развивалась по преимуществу путем централизованного правления. Однако на Руси был пример и полисной системы — в Новгороде и Пскове. Вместе же с принятием христианства в системе организации власти все более заметны элементы византийского влияния. 2. Духовная культура этого периода строится не только на противостоянии языческого и христианского начал, но и на их взаимопроникновении, что составило специфику русской культуры на долгие времена. 3. Главным тормозящим моментом домонгольского периода была экономическая и политическая раздробленность княжеской Руси. Она оставила свой неизгладимый отпечаток и на искусстве, особенно в его пространственных формах, несущих в себе не только выражение христианских идеалов, но и мысль о единстве Руси. Чувство патриотизма формируется и в летописании, и в литературной деятельности. Глава XXIV
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.011 с.) |