Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки становления и контрасты начала векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
XX век можно назвать одним из самых трагических в истории русской культуры. Он вместил в себя две мировые войны, несколько революций, последствия которых еще до сих пор ощутимы во всех сферах культуры, особенно духовной. В это время оформилась русская школа философии, включившая в себя самые различные направления философской мысли, при этом в одной только стране сошлись многие течения этой области культуры. XX век — время великой литературы, не менее великой музыки, живописи, театра. За каждым из названных видов искусства стоит множество гениальных имен. Но в этом веке, возможно более, чем когда-либо, гении и таланты гибли в бесконечных катаклизмах эпохи: в мировых войнах, революциях, репрессиях тоталитаризма, они страдали в эмиграции от непонимания, терзались от безысходности и ностальгии. Еще одно трагическое обстоятельство времени было обозначено русским философом Н. Бердяевым: огромные пространства России и количество людей, ее населяющих, не создавали возможности увидеть уникальную ценность личности, а социальный строй ни в дореволюционной России, ни в послереволюционной не ставил и не мог ставить таких задач. Это запечатлелось в общественной жизни России на протяжении целого столетия. И если в Великой Отечественной войне огромная страна, встав на защиту своих земель, смогла изгнать с них врага, то в начале века она вступила в конфронтацию в известном смысле сама с собой. Вековое стремление к освобождению народа разрешилось в двух революциях и гражданской войне. Это стало подлинной трагедией народа, уже обладающего громадным творческим потенциалом и высоким уровнем развития культуры. Возникает мысль о том, что если бы крестьянский вопрос, так остро стоявший в России во все времена и даже после реформы 1861 года, разрешился в то же примерно время, что и в Европе, и развитие общества шло естественным путем, то потрясения от разного рода переходных этапов могли оказаться значительно менее тяжелыми. Но история не знает сослагательного наклонения, случайности и закономерности ее развития составляют единое целое, то, что называется спецификой исторического развития общества. Таким же специфическим станет и развитие культуры этого общества. XX век в России — век контрастов: бурные столкновения широких масс то с властью, то друг с другом, то с внешним врагом, с одной стороны, и не меньшее, чем в прошлом веке, блестящее созвездие талантов во всех сферах человеческой деятельности — с другой. С одной стороны — тоталитаризм, унесший не только жизни, но и духовную цельность человека, с другой — удивительный всплеск энтузиазма, позволивший в краткий срок построить то, что казалось немыслимым. С одной стороны — горячая вера в правоту политических идеалов, активное служение им, с другой — “непротивление злу”, идущее от равнодушия, безразличия к своим и чужим судьбам. С одной стороны — показательные восторженные шоу с демонстрацией всенародного единства, с другой — мощная волна диссидентства, тайного и явного. Все это еще ждет своего беспристрастного анализа. Можно гневаться и восторгаться, но лучше — понимать. Как сказал бард XX века Булат Окуджава:
Но из грехов своей родины вечной Не сотворить бы кумира себе. [219, с. 189]
Можно заметить, что все предпосылки культуры новейшего времени сложились в течение всей прошлой истории России, но лишь в последние годы XIX века главные из них сошлись, соединились друг с другом, образовав тугой узел, разрубить который выпало лишь Октябрьской революции, создавшей то новое, к которому в той или иной форме стремились почти все социальные слои русского общества. Естественно, что не все российские слои были настроены радикально. Но даже в самых консервативных кругах русской действительности ждали каких-то перемен, новшеств и изменений, не всегда отчетливо представляя себе эти перемены. Этот период прекрасно представлен в романе Л. Толстого “Воскресение” и драме “Живой труп”, в тетралогии И. Гарина-Михайловского (1852—1906) об Артеме Карташове “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”, он описан в “Жизни Клима Самгина” А.М.Горького (1868— 1936), в рассказах и повестях А. И. Куприна (1870—1938) и И. А. Бунина (1870—1953). Иногда такое предчувствие перемен выражалось в горьком разочаровании в жизни, в тоске по утерянным идеалам и в ощущении безвыходности, неразрешимости конфликта личности и общества. Эти чувства овладевали людьми в то время, как правительство усиливало давление на все и всех. Из прошлого века в начало XX пришло множество социальных иллюзий. Эти иллюзии формировались еще в идеях декабризма, в иных формах они предстали в движении народничества, в идее “малых дел”, в надеждах художников на то, что народ
Выдержит все и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе [Н. Некрасов]
А между тем в обществе усиливается контроль за образованием, правительство еще более ужесточает условия доступа к нему людей из низших социальных слоев: “Гимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, прачек и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат”,— говорится в циркуляре правительства 1887 года [337, с. 209]. В это же время были предприняты меры против студенческих свобод, студентам были запрещены любые организации, при поступлении в учебные заведения требовались документы о благонадежности. Позже А. Блок (1880—1921) напишет в поэме с грозным названием “Возмездие”, в которой почти каждая глава — предвиденье:
В те годы, дальние, глухие, В сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над Россией Простер совиные крыла... [36, т. 2, с. 241]
В этой же поэме он скажет и о крушении иллюзий:
Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной беззвездный Беспечный брошен человек! В ночь умозрительных понятий, Матерьялистских малых дел, Бессильных жалоб и проклятий Бескровных душ и слабых тел! [Там же, 219]
То, что вызревало в конце прошлого века, уже не могло не грянуть. И оно грянуло в 1905 году, когда пучина народных иллюзий и надежд выплеснула волну революции, когда стремление к переменам у широкой публики оказалось в полном противоречии с не желавшим никаких перемен правительством. Позор русско-японской баталии, развитие рабочего движения, чье социальное положение было чрезвычайно сложным, потребность в переходе к иному уровню хозяйствования и правления — весь этот клубок противоречий усугубил трагические политические события 1905 года, а первая мировая война не сняла их, хотя в начале нее и ощущался некоторый патриотический порыв. На этом фоне складывались новое искусство, новая философия, новые взгляды и ценности. Нужно отметить и еще одно обстоятельство: в XX веке политика начинает еще более довлеть над всеми культурными феноменами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.008 с.) |