ТОП 10:

Прогрессивная стадия профессионального развития личности. Профессиональные способности.



Связана с формированием мотивов и профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулирует структуру и функции деятельности.

В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть различны. Потребности более низкого уровня удовлетворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств; что касается высших потребностей, то их удовлетворение в труде происходит непосредственно.

Формирование мотивации профессиональной деятельности:

Превращение общих мотивов в профессиональные мотивы.

Изменение системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации.

Реализация первого направления (превращение общих мотивов в профессиональные мотивы) заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности.

Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием, личность оценивает профессию с точки зрения удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем большую степень потребностей человека профессия удовлетворяет, тем больше включенность в профессиональную деятельность. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека.

Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь видеть все новые смыслы в профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях к падению эффективности деятельности и понижению удовлетворенности трудом.

Еще одно направление изменения мотивации (изменение мотивов на разных этапах профессионализации):

Выделяют 2 группы мотивов:

Внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда (сам процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых навыков для развития профессиональных способностей)

Внешние мотивы, находящиеся вне его содержания (в качестве мотивов выступают значимые для человека факторы: материальная выгода, социальное признание…)

На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивающими наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение профессиональной деятельности.

Психологическая классификация профессий. Формула профессии.

В настоящее время существует приблизительно 180 тысяч профессий. Одни профессии отмирают‚ какие-то изменяются‚ другие появляются. Формула Профессии -краткое обозначение подходящей для человека группы профессий.В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности. Классификация производится по:

Типу профессии (Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Природа, Человек - Художественный образ, Человек - Знаковая система).

Классу профессии (гностические, преобразующие, изыскательные)

Принадлежности основных орудий труда (ручной труд, машинный труд, автоматический труд, функциональные средства труда).

Группами профессий (работа в условиях микроклимата, в необычных условиях, с повышенной моральной ответственностью, пребывание на открытом воздухе и т.д.).

Профессиограмма: цели и соответствующие структуры профессиограмм. Содержание профессиограммы и психограмма.

Профессиография – описание профессий и специальностей с точки зрения требований‚ предъявляемых к человеку. При этом мы говорим о требованиях профессии.

- сводка знаний о профессии и о системе требований профессии или группы профессий (обобщении). Важнейшей частью профессиограммы является психограмма. Она представляет собой анализ структуры профессиональной деятельности.Содержание и объем профессиограммы зависит от цели с которой производится изучение профессии. Возможная цель: Профессиональный отбор Профориентация и профконсультация Производственное или профессиональное обучение Рационализация режима и условий труда Профессиограмма определяет не одно изолированное качество в той или иной профессии‚ а их совокупность. Структура профессиограммы: I. Общая часть профессии

Определение профессии и краткие сведения о ее назначении. Социально-экономическое значение профессии и перспективы ее развития Распространенность‚ связи с другими профессиями. Типичные организация‚ где человек с такой профессией может работать Уровень технической сложность. Основные производственные операции Требования к общей и специальной подготовке Индивидуальные качества Состав рабочих групп. Перспективы продвижения по службе Режим распределения отдыха и отдыха II. Основные производственные операции и условия труда Наименование и анализ наиболее распространенных операций Основные задачи решаемы работником: Структура деятельности по приему информации; по оценке информации; Структура деятельности на этапе принятия решения; реализации решения; Характеристика действия работника по следующим параметрам; форма действия (моторная‚ речевая, перцептивная‚ умственная)

Уровень обобщенности действия Мера развернутости действия‚ необходимая для эффективной деятельности Требуемая степень автоматизированности действия (уровень освоения) Характеристика параметров (скорости, точности, быстроты) Характеристика рабочих мест и информационных средств Показатель санитарно-гигиенических условий

III. Психограмма. Психофизиологические функции и анализаторные системы‚ находящиеся под преимущественной и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса работы. Пороги ощущений (оперативные – в анализаторах‚ ведущих для данной профессии). Характеристика динамики включения в работу разных анализаторов, ведущих для данной профессии Пространственное восприятие и восприятие времени

Важнейшие характеристики внимания и способы его организации Координационные сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость моторных ответов при длительном их повторении. Преимущественны вид установки в данной деятельности (на скорость‚ точность‚ надежность, безопасность) Быстрота формирования переделки навыков‚ прочность психомоторных навыков Особенности хранения информации‚ объем и характер материала для запоминания. Требования к памяти: долговременной‚ ратковременной и оперативной, зрительной слуховой. Характеристика реимущественных способов переработки информации‚ принятия решений. Требования к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления‚ его гибкости и критичности. Требования к надежности в работе (допустимые количественные отклонения от заданного значения; допустимые колебания времени выполнения действия). Характеристика типичных ошибок по количественному признаку; по качественному; по степени осознанности; в зависимости от информационной нагрузки - чрезмерный объем, скорость информации); в зависимости от эмоционального состояния организма (норма‚ усталость…); под влиянием патологического процесса (алкоголь)

Наличие и чистота ситуаций‚ вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий‚ большой ответственности, требования к эмоциональной устойчивости. Требования к волевым качествам характера (смелость‚ решительность, самообладание, находчивость‚ уверенность в своих силах). Особенности профессионального общения и требования к коммуникативным чертах.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.006 с.)