Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опред, объект, предмет, задачи ПС труда. Место психологии труда в системе наук.

Поиск

Опред, объект, предмет, задачи ПС труда. Место психологии труда в системе наук.

1й из важн-х задач,стоящ перед людьми явл совершенствование способов и форм, котми оно произв необход для своего сущ-ния и развития ср-ва и продукты. Пути решения: 1.Технй (сост в пост-м технологич соверш-вании, в прогрессе ср-в ТРа). 2.Организа-й (связ с соверш-нием не технич стороны труд деят-сти(объект), а с познанием особ-тей самого субъекта ТРа – чела).Т.о. субъект Тра – чел, кот использ различн технич ср-ва. Сис-ма субъект-х особ-й разнообразна. В нее вход не только псих-е хар-ки чела, но и иные его особ-сти (этот комплекс наз чел-й фактор труд-го проца). ПС ТРа – отрасль псих-й науки, изуч трудовую деят-сть чела и ее псих-кие особ-сти в завис-сти от использ-х орудий ТРа, организации проиводств-го проца, конкретных ф-ций чела и его индивид-псих харок. Объект – труд-я деят-сть чела. Предмет – псих-е компоненты, кот побужд, направл и регулир труд-ю активность субъекта и реализ ее в исполн-х д-ях, св-ва ЛИ, через кот эта акт-сть реализ-ся. Задачи: 2 осн (макрозадачи) – 1)повыш произв-сти, эффект-сти труд деят-сти. 2)Гуманизация труд деят-сти и содействие развитию ЛИ в ней. Классифик-я зад-ч. 1.Теоретич-е (исслед-кие): исслед особ-й психич процов (ощущ,воспр,вниман,память,мышл) как регуляторов труд деят-сти и иих развит в деят-сти; изуч осн псих cв-в субъекта и их стр-ры как факторов организац труд деят-сти и ее эффект-сти; исслед соц-псих факторов труд деят-сти, опред-х содерж «организационной среды» деят-сти и влияющ на эфф-сть деят-сти и удовлетворенность трудом. 2.Прикладные (направл на достих конечного практич-го рез-та псих-х разраб-к): разраб теоретико-психол основ и конкретных прикладных процедур проф-го отбора; развит исслед-й и разраб-к по проблеме проф ориент ЛИ, разраб норм, правил и процедур техники безоп-сти. Место в сис-ме наук: Сложн взаимосв ПС ТР с др ветвями ПС во многом обусл запросами соц практики. Тейлор,Парсонс,Штерн залож основы экспер-х методов оценки проф важных кач-в рабочиз 0 тестологии. Эти идеи распростр и на нач школу как 1ю ступень подготовки кадров (педология).

ПС ТР тесно связ с такими отрасл псих науки, как обща ПС; соц ПС; педагогич ПС; возрастн ПС; мед ПС;соц ПС и др. Каждая из указ отраслей изуч соотв-й аспект псих науки и в связи с этим опредм образ связана с ПС ТР. Вследствие быстрого расшир сферы исследй по ПС ТР психологи испыт все больш интерес к теориям, понятиям и методам из др обл знаний физиологии, социологии и особенно промышл инженерии. Спец-сты, занятые в пром-сти, особенно инженеры и социологи, эргономисты, часто сталкив с?ми, кот явл насущными проблемами клиентов, работников и руководй предприятий и решение кот не м ограничиваться 1 отдельно взятой дисципл. ПС ТР тесно связ со след наук и прикладными дисцип физиоло ТР – изуч взаимосвязь ТР и здоровья, физиологич развит чела; социология — изучает обществ связи в проце ТР; трудовое право — изучает?ы правового регулирования трудовых отнош; охрана труда и техника безопасности — изучает вопросы охраны здоровья и безопасности челвека в проце труда.

Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и другими науками.

Принцип – это осн правило, центр-е понятие, кот руководств в познании и практике. Осн психол-е принципы, использ в ПС ТР: пр детерзминизма (заключ в том,что психика опред образом жизни и измен с изменением образа жизни. Психика чела, ее особ-сти обусловлены общественно-историч усл-ми, усл-м и хар-ром его труд деят-сти). Пр единсва созн и деят-сти (раскрыв взаимосвязь м-у соз-м и деят-стью: с одн стороны созн развив-ся в деят-сти, с др – созн опред-т хар-р и сод-ние деят-сти). Пр развит психики в деят-сти (раскрыв-т поступательную законом-сть формир-я и соверш-я психич-х ф-ций, процов и св-в ЛИ при овладении челом различн-ми видами деят-сти: трудом, игрой, учебой..). Пр сис-сти (поним как общ методологич подхд к анализу психич явл, согласно кот явл рассматр-ся как сис-ма, не сводимая к сумме эл-тов, облад-0я ценностной стр-рой и новыми кач-вам). Пр антропоцентризма (фиксир центр-е, главное полож-е чела в стр-ре деят-сти, его активн позицию по отнош к окруж среде). Пр специфичности (предплаг учитывать особ-сти ар-ра и форм разл-х видов деят-сти, кот обусл-ны специфич-ми для каждой деят-сти усл-ми и требованиями к челу).

История зарубежной психологи труда.

Прогрес-ное развитие общва связ с повышм роли человго фактора в сисме проф деятсти. Выявлено, что соверш-вание ТР за счет техничх преобразов не обеспеч в полной мере требуемого урня эффект-сти —> это ставит задачу исслед-я психологич и Лих фактв чела. Формир знаний о психике уходит в глубок прошлое. Кристенсен (ам псих) понятие о взаимод чела и орудии ТР столь же древнее, как и само чел-во. Кристенсен выд 2 этапа развит знаний о взаимод чела-орудия: век ручных орудий (длит пер с накоплм примитх знаний о взаимод); век машин (перех к пониманию когнитго аспекта взаимод чела и орудия). Начин с серед 18 в и продолж до наст врни: Пром революц- появл 1х пром предприят, мануфактур и оформление профессии инженера.Интерес к изуч техники переносся на чела как на аналогичн мехма.Энергетическая рев- широк использ силовых двигателей перевернуло представл о возможностях орудий труда. Поставлен вопрос об адаптации человека к условиям труда и оборудованию. Тейлор разраб сисму оптимизации трудовых действий. Научно обосновал возможность и технологию конвейера, разделил всех на менеджеров и рабочих: произошло формирование разделения труда, после этого произвели нормирование. Пер интеллектуализации машин: начаты работы по созданию компьютеров и сейчас: принцип интеллектуального взаимодействия. Личностный и психологический уровни стали центральными объектами внимания в трудовом процессе. Остро встаёт проблема безопасности производства. Возрастает роль профессиональной подготовки и управления - эти стороны организации труда.


История развития психологии труда в Республике Беларусь.

Василейский возгл 1. психотехнич лабор, кот б созд при БГУ в Минске. Вместе с ним работали Гайворовский и Вержболович. Они заним?ми профориент, профотбором и соотв-ми методами исслед-я. Позже лаб-я переехала в Инстит охраны ТР, что позвол ей расшир-ся. ПС ТР б связ с др ораслями ПС и кооринировала свои усилия с физиологией и гигиеной ТР, инжен ПС, эргономикой, дизайном, технич науками, педагогикой. Обширн исслед-я в обл ПС ТР б начаты в Бел филиале Всесоюзного научно-исследовательского института технич-й эстетики. Тут б созн многопрофильный отдел эргономики, в кот работали инженеры, медики, физиологи, решая разичн приклад задачи по научн организации ТР на многих предприят-х. Позже он был переобразов в Бел инстит дизайна. Тут добавилась лаборатор ПС ТР операторов автоматизир-з сис-м управл-я и контроля мобильной техники. В 1995 на базе этих лаб-й б созн Бел НПО по ПС ТР и эргономики (Вайнштейн), выполняющ многочисл научн исслед-я и промышл-е разраб и активно сотрудничавшее с крепн предприятиями МТЗ, МАЗ, БелАЗ.

Современные тенденции развития психологии труда

На сегодняшний день психология труда — это наука, ре­шающая различные прикладные проблемы, например, от­бора кандидатов на вакантные места; разработки программ профессионального обучения и переподготовки кадров; про­ектирования средств предъявления информации; планиро­вания организационных изменений и т. д. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей в рам­ках той или иной организации. Область исследований пси­хологии труда и организационной психологии объединяет все исследования, связанные со сферой труда и деятельнос­ти профессиональных организаций.


Профессиограмма: цели и соответствующие структуры профессиограмм. Содержание профессиограммы и психограмма.

Профессиография – описание профессий и специальностей с точки зрения требований‚ предъявляемых к человеку. При этом мы говорим о требованиях профессии.

- сводка знаний о профессии и о системе требований профессии или группы профессий (обобщении). Важнейшей частью профессиограммы является психограмма. Она представляет собой анализ структуры профессиональной деятельности.Содержание и объем профессиограммы зависит от цели с которой производится изучение профессии. Возможная цель: Профессиональный отбор Профориентация и профконсультация Производственное или профессиональное обучение Рационализация режима и условий труда Профессиограмма определяет не одно изолированное качество в той или иной профессии‚ а их совокупность. Структура профессиограммы: I. Общая часть профессии

Определение профессии и краткие сведения о ее назначении. Социально-экономическое значение профессии и перспективы ее развития Распространенность‚ связи с другими профессиями. Типичные организация‚ где человек с такой профессией может работать Уровень технической сложность. Основные производственные операции Требования к общей и специальной подготовке Индивидуальные качества Состав рабочих групп. Перспективы продвижения по службе Режим распределения отдыха и отдыха II. Основные производственные операции и условия труда Наименование и анализ наиболее распространенных операций Основные задачи решаемы работником: Структура деятельности по приему информации; по оценке информации; Структура деятельности на этапе принятия решения; реализации решения; Характеристика действия работника по следующим параметрам; форма действия (моторная‚ речевая, перцептивная‚ умственная)

Уровень обобщенности действия Мера развернутости действия‚ необходимая для эффективной деятельности Требуемая степень автоматизированности действия (уровень освоения) Характеристика параметров (скорости, точности, быстроты) Характеристика рабочих мест и информационных средств Показатель санитарно-гигиенических условий

III. Психограмма. Психофизиологические функции и анализаторные системы‚ находящиеся под преимущественной и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса работы. Пороги ощущений (оперативные – в анализаторах‚ ведущих для данной профессии). Характеристика динамики включения в работу разных анализаторов, ведущих для данной профессии Пространственное восприятие и восприятие времени

Важнейшие характеристики внимания и способы его организации Координационные сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость моторных ответов при длительном их повторении. Преимущественны вид установки в данной деятельности (на скорость‚ точность‚ надежность, безопасность) Быстрота формирования переделки навыков‚ прочность психомоторных навыков Особенности хранения информации‚ объем и характер материала для запоминания. Требования к памяти: долговременной‚ ратковременной и оперативной, зрительной слуховой. Характеристика реимущественных способов переработки информации‚ принятия решений. Требования к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления‚ его гибкости и критичности. Требования к надежности в работе (допустимые количественные отклонения от заданного значения; допустимые колебания времени выполнения действия). Характеристика типичных ошибок по количественному признаку; по качественному; по степени осознанности; в зависимости от информационной нагрузки - чрезмерный объем, скорость информации); в зависимости от эмоционального состояния организма (норма‚ усталость…); под влиянием патологического процесса (алкоголь)

Наличие и чистота ситуаций‚ вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий‚ большой ответственности, требования к эмоциональной устойчивости. Требования к волевым качествам характера (смелость‚ решительность, самообладание, находчивость‚ уверенность в своих силах). Особенности профессионального общения и требования к коммуникативным чертах.

Организация трудовой деятельности. Планирование продолжительности рабочего времени, регламентация перерывов в работе. Разработка режимов труда и отдыха.

Рацион режим ТР и отдыха – это чередов работы и перер-в, устанавливаемое на осн анализа работоспос с целью обеспеч-я высокой произво-сти ТР и сохран здоровья работников. Разраб РРТиО операторов предполаг реш-е рядя взаимосвяз?в: 1. Опред продолж раб смены. 2. Опред прод, переодичности и спос-в провед перер-в в работе в теч раб дня. 3. Планиров работы чела в теч раб смены, суток, нед. 4. Опред оптимальных интервалов м\у сменами. 3 осн подхода к опред допуст-й длит-сти раб смены: 1. При раб оператора в усл действия проф вредностей, опред-м явля время допустим возд-я данной вредности. 2. В некот случ хар-р труд проца не допуск смены людей до его оконч-я (экипаж самолета). В этих усл лит-сть смены опред-ся циклом раб проца с послеж отдыхом персонала, рассчит-м на полную компенсац утомления. 3. Динамика работоспос чела в теч раб дня. В этом слу критич точкой явл развит утомл у работ-го чела и этот факт д свидетельствовать об окончании раб смены. Опред-е длительности раб смены по критерию утомл обяхывает учитывать такие факторы, как интенсивность труд-го проца, условия производств-й среды, тяжесть и напряж-сть ТР.Общ подход к опред прод-сти раб смены заключ в: в рез-те анализа деят оператора выявл психофизологич показатели, определяющие эффект-сть данной деят. Затем осущ анализ изменения этих показ-й на протяж раб ня. Ддопустим длит-сть раб смены опред-ся тем моментом времени, когда происх значимое ухудш изучаемых показ-й. Перерывы в раб необходимы для восстанов работоспос и достиж равномерн производ ТР. Виды: 1.регламентированные проектир-ся на основе динамики кривой работоспос-сти. Они устанавл-ся в мом-ты, предшеств-е ее сниж-ю, для того, чтобы предотвратить дальнейш развит устомл. Перерывы больше 20 мин(кроме обед-го) нежелат-ны, т.к. они приводят к появл-ю доп-х периодов врабатываемости. 2.Произвольные перер (микропаузы) возник в те промеж врем, когда оператор не занят обраб-й поступ-й инфы.

Виды психических состояний. Классификация и континуум психических функциональных состояний (ПФС). Классификация факторов, обуславливающих динамику функциональных состояний человека в трудовой деятельности.

В псих сост отраж их отнош к объекту, оценка и пережив. Настроение\эмоц фон оказ полож и отриц возд на жизнед-сть чела. Осн черты: настроение непредметно, оно не явл пережив-м, относ к какому-либо частному соб. Оно проявл в леят, влияет на взаимоотнош с окруж-ми. Дезорганизующие повед псих-е сост – аффект (м измен действие; появл ошибок в работе вплоть до созд аварийной сит), страсть, депрессия, фрустрация (псих сост, вызыв объективно непреодол трудностями на пути к достиж цели). Классифик ПФС(Медведев и Леонова), в ка-ве оснований использ показатель деят – надежность ( критерий – безотказность, безошибочность) и психофизиологич показ сост – цена деят ( опред-ся по соотнош величин физиологич и сихологич затрат, обеспеч выполн работы на заданном ур-не). Во множ-во функц-х сост б выделено 2 осн класса – допустимых и недопустимых (измен ПФС, при кот эффективность деят перех нижние граница зад-й нормы). ПФС еще бывают нормальные и патологич (чрезмерное напряж) состояния. Исходным представл-м для больш-ва соврем исслед-телей ПФС явл идея о сущ-нии некот упорядоч-го множ-ва (континуума) сост-й. Его содерж описы-ся с пом разных понятий, разрабатыв-х в рамках конкретных аспектов изуч проблемы. Подход Медведева, в соотв с кот все ПФС располаг в континууме «экстенсивные (кач-но неоднородн класы сост, имею разную нейрофзиологич основу и психологич содерж, что затрудняет сопоставление этих сост) сост – интенсивн сост». В люб деят выдел 2 континуума ПФС, развивающ у чела в завис от собств-х возможностей и требований, кот предъявл к нему специфика деят: сост монотонии и утомл.В проце анализа работоспос вне концепц утомл выдел 3 близких сост, привод к сниж эффект работы при длит-ных ее выполн: монотония (погруж чела в дремотное сост) и психич пресыщение (аффективн эмоц комплекс). Факторы: 1.среды обитания, 2.соц среды, индивид особ-сти чела.

Опред, объект, предмет, задачи ПС труда. Место психологии труда в системе наук.

1й из важн-х задач,стоящ перед людьми явл совершенствование способов и форм, котми оно произв необход для своего сущ-ния и развития ср-ва и продукты. Пути решения: 1.Технй (сост в пост-м технологич соверш-вании, в прогрессе ср-в ТРа). 2.Организа-й (связ с соверш-нием не технич стороны труд деят-сти(объект), а с познанием особ-тей самого субъекта ТРа – чела).Т.о. субъект Тра – чел, кот использ различн технич ср-ва. Сис-ма субъект-х особ-й разнообразна. В нее вход не только псих-е хар-ки чела, но и иные его особ-сти (этот комплекс наз чел-й фактор труд-го проца). ПС ТРа – отрасль псих-й науки, изуч трудовую деят-сть чела и ее псих-кие особ-сти в завис-сти от использ-х орудий ТРа, организации проиводств-го проца, конкретных ф-ций чела и его индивид-псих харок. Объект – труд-я деят-сть чела. Предмет – псих-е компоненты, кот побужд, направл и регулир труд-ю активность субъекта и реализ ее в исполн-х д-ях, св-ва ЛИ, через кот эта акт-сть реализ-ся. Задачи: 2 осн (макрозадачи) – 1)повыш произв-сти, эффект-сти труд деят-сти. 2)Гуманизация труд деят-сти и содействие развитию ЛИ в ней. Классифик-я зад-ч. 1.Теоретич-е (исслед-кие): исслед особ-й психич процов (ощущ,воспр,вниман,память,мышл) как регуляторов труд деят-сти и иих развит в деят-сти; изуч осн псих cв-в субъекта и их стр-ры как факторов организац труд деят-сти и ее эффект-сти; исслед соц-псих факторов труд деят-сти, опред-х содерж «организационной среды» деят-сти и влияющ на эфф-сть деят-сти и удовлетворенность трудом. 2.Прикладные (направл на достих конечного практич-го рез-та псих-х разраб-к): разраб теоретико-психол основ и конкретных прикладных процедур проф-го отбора; развит исслед-й и разраб-к по проблеме проф ориент ЛИ, разраб норм, правил и процедур техники безоп-сти. Место в сис-ме наук: Сложн взаимосв ПС ТР с др ветвями ПС во многом обусл запросами соц практики. Тейлор,Парсонс,Штерн залож основы экспер-х методов оценки проф важных кач-в рабочиз 0 тестологии. Эти идеи распростр и на нач школу как 1ю ступень подготовки кадров (педология).

ПС ТР тесно связ с такими отрасл псих науки, как обща ПС; соц ПС; педагогич ПС; возрастн ПС; мед ПС;соц ПС и др. Каждая из указ отраслей изуч соотв-й аспект псих науки и в связи с этим опредм образ связана с ПС ТР. Вследствие быстрого расшир сферы исследй по ПС ТР психологи испыт все больш интерес к теориям, понятиям и методам из др обл знаний физиологии, социологии и особенно промышл инженерии. Спец-сты, занятые в пром-сти, особенно инженеры и социологи, эргономисты, часто сталкив с?ми, кот явл насущными проблемами клиентов, работников и руководй предприятий и решение кот не м ограничиваться 1 отдельно взятой дисципл. ПС ТР тесно связ со след наук и прикладными дисцип физиоло ТР – изуч взаимосвязь ТР и здоровья, физиологич развит чела; социология — изучает обществ связи в проце ТР; трудовое право — изучает?ы правового регулирования трудовых отнош; охрана труда и техника безопасности — изучает вопросы охраны здоровья и безопасности челвека в проце труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.014 с.)