Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опред, объект, предмет, задачи ПС труда. Место психологии труда в системе наук.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Опред, объект, предмет, задачи ПС труда. Место психологии труда в системе наук. 1й из важн-х задач,стоящ перед людьми явл совершенствование способов и форм, котми оно произв необход для своего сущ-ния и развития ср-ва и продукты. Пути решения: 1.Технй (сост в пост-м технологич соверш-вании, в прогрессе ср-в ТРа). 2.Организа-й (связ с соверш-нием не технич стороны труд деят-сти(объект), а с познанием особ-тей самого субъекта ТРа – чела).Т.о. субъект Тра – чел, кот использ различн технич ср-ва. Сис-ма субъект-х особ-й разнообразна. В нее вход не только псих-е хар-ки чела, но и иные его особ-сти (этот комплекс наз чел-й фактор труд-го проца). ПС ТРа – отрасль псих-й науки, изуч трудовую деят-сть чела и ее псих-кие особ-сти в завис-сти от использ-х орудий ТРа, организации проиводств-го проца, конкретных ф-ций чела и его индивид-псих харок. Объект – труд-я деят-сть чела. Предмет – псих-е компоненты, кот побужд, направл и регулир труд-ю активность субъекта и реализ ее в исполн-х д-ях, св-ва ЛИ, через кот эта акт-сть реализ-ся. Задачи: 2 осн (макрозадачи) – 1)повыш произв-сти, эффект-сти труд деят-сти. 2)Гуманизация труд деят-сти и содействие развитию ЛИ в ней. Классифик-я зад-ч. 1.Теоретич-е (исслед-кие): исслед особ-й психич процов (ощущ,воспр,вниман,память,мышл) как регуляторов труд деят-сти и иих развит в деят-сти; изуч осн псих cв-в субъекта и их стр-ры как факторов организац труд деят-сти и ее эффект-сти; исслед соц-псих факторов труд деят-сти, опред-х содерж «организационной среды» деят-сти и влияющ на эфф-сть деят-сти и удовлетворенность трудом. 2.Прикладные (направл на достих конечного практич-го рез-та псих-х разраб-к): разраб теоретико-психол основ и конкретных прикладных процедур проф-го отбора; развит исслед-й и разраб-к по проблеме проф ориент ЛИ, разраб норм, правил и процедур техники безоп-сти. Место в сис-ме наук: Сложн взаимосв ПС ТР с др ветвями ПС во многом обусл запросами соц практики. Тейлор,Парсонс,Штерн залож основы экспер-х методов оценки проф важных кач-в рабочиз 0 тестологии. Эти идеи распростр и на нач школу как 1ю ступень подготовки кадров (педология). ПС ТР тесно связ с такими отрасл псих науки, как обща ПС; соц ПС; педагогич ПС; возрастн ПС; мед ПС;соц ПС и др. Каждая из указ отраслей изуч соотв-й аспект псих науки и в связи с этим опредм образ связана с ПС ТР. Вследствие быстрого расшир сферы исследй по ПС ТР психологи испыт все больш интерес к теориям, понятиям и методам из др обл знаний физиологии, социологии и особенно промышл инженерии. Спец-сты, занятые в пром-сти, особенно инженеры и социологи, эргономисты, часто сталкив с?ми, кот явл насущными проблемами клиентов, работников и руководй предприятий и решение кот не м ограничиваться 1 отдельно взятой дисципл. ПС ТР тесно связ со след наук и прикладными дисцип физиоло ТР – изуч взаимосвязь ТР и здоровья, физиологич развит чела; социология — изучает обществ связи в проце ТР; трудовое право — изучает?ы правового регулирования трудовых отнош; охрана труда и техника безопасности — изучает вопросы охраны здоровья и безопасности челвека в проце труда. Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и другими науками. Принцип – это осн правило, центр-е понятие, кот руководств в познании и практике. Осн психол-е принципы, использ в ПС ТР: пр детерзминизма (заключ в том,что психика опред образом жизни и измен с изменением образа жизни. Психика чела, ее особ-сти обусловлены общественно-историч усл-ми, усл-м и хар-ром его труд деят-сти). Пр единсва созн и деят-сти (раскрыв взаимосвязь м-у соз-м и деят-стью: с одн стороны созн развив-ся в деят-сти, с др – созн опред-т хар-р и сод-ние деят-сти). Пр развит психики в деят-сти (раскрыв-т поступательную законом-сть формир-я и соверш-я психич-х ф-ций, процов и св-в ЛИ при овладении челом различн-ми видами деят-сти: трудом, игрой, учебой..). Пр сис-сти (поним как общ методологич подхд к анализу психич явл, согласно кот явл рассматр-ся как сис-ма, не сводимая к сумме эл-тов, облад-0я ценностной стр-рой и новыми кач-вам). Пр антропоцентризма (фиксир центр-е, главное полож-е чела в стр-ре деят-сти, его активн позицию по отнош к окруж среде). Пр специфичности (предплаг учитывать особ-сти ар-ра и форм разл-х видов деят-сти, кот обусл-ны специфич-ми для каждой деят-сти усл-ми и требованиями к челу). История зарубежной психологи труда. Прогрес-ное развитие общва связ с повышм роли человго фактора в сисме проф деятсти. Выявлено, что соверш-вание ТР за счет техничх преобразов не обеспеч в полной мере требуемого урня эффект-сти —> это ставит задачу исслед-я психологич и Лих фактв чела. Формир знаний о психике уходит в глубок прошлое. Кристенсен (ам псих) понятие о взаимод чела и орудии ТР столь же древнее, как и само чел-во. Кристенсен выд 2 этапа развит знаний о взаимод чела-орудия: век ручных орудий (длит пер с накоплм примитх знаний о взаимод); век машин (перех к пониманию когнитго аспекта взаимод чела и орудия). Начин с серед 18 в и продолж до наст врни: Пром революц- появл 1х пром предприят, мануфактур и оформление профессии инженера.Интерес к изуч техники переносся на чела как на аналогичн мехма.Энергетическая рев- широк использ силовых двигателей перевернуло представл о возможностях орудий труда. Поставлен вопрос об адаптации человека к условиям труда и оборудованию. Тейлор разраб сисму оптимизации трудовых действий. Научно обосновал возможность и технологию конвейера, разделил всех на менеджеров и рабочих: произошло формирование разделения труда, после этого произвели нормирование. Пер интеллектуализации машин: начаты работы по созданию компьютеров и сейчас: принцип интеллектуального взаимодействия. Личностный и психологический уровни стали центральными объектами внимания в трудовом процессе. Остро встаёт проблема безопасности производства. Возрастает роль профессиональной подготовки и управления - эти стороны организации труда. История развития психологии труда в Республике Беларусь. Василейский возгл 1. психотехнич лабор, кот б созд при БГУ в Минске. Вместе с ним работали Гайворовский и Вержболович. Они заним?ми профориент, профотбором и соотв-ми методами исслед-я. Позже лаб-я переехала в Инстит охраны ТР, что позвол ей расшир-ся. ПС ТР б связ с др ораслями ПС и кооринировала свои усилия с физиологией и гигиеной ТР, инжен ПС, эргономикой, дизайном, технич науками, педагогикой. Обширн исслед-я в обл ПС ТР б начаты в Бел филиале Всесоюзного научно-исследовательского института технич-й эстетики. Тут б созн многопрофильный отдел эргономики, в кот работали инженеры, медики, физиологи, решая разичн приклад задачи по научн организации ТР на многих предприят-х. Позже он был переобразов в Бел инстит дизайна. Тут добавилась лаборатор ПС ТР операторов автоматизир-з сис-м управл-я и контроля мобильной техники. В 1995 на базе этих лаб-й б созн Бел НПО по ПС ТР и эргономики (Вайнштейн), выполняющ многочисл научн исслед-я и промышл-е разраб и активно сотрудничавшее с крепн предприятиями МТЗ, МАЗ, БелАЗ. Современные тенденции развития психологии труда На сегодняшний день психология труда — это наука, решающая различные прикладные проблемы, например, отбора кандидатов на вакантные места; разработки программ профессионального обучения и переподготовки кадров; проектирования средств предъявления информации; планирования организационных изменений и т. д. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей в рамках той или иной организации. Область исследований психологии труда и организационной психологии объединяет все исследования, связанные со сферой труда и деятельности профессиональных организаций. Профессиограмма: цели и соответствующие структуры профессиограмм. Содержание профессиограммы и психограмма. Профессиография – описание профессий и специальностей с точки зрения требований‚ предъявляемых к человеку. При этом мы говорим о требованиях профессии. - сводка знаний о профессии и о системе требований профессии или группы профессий (обобщении). Важнейшей частью профессиограммы является психограмма. Она представляет собой анализ структуры профессиональной деятельности.Содержание и объем профессиограммы зависит от цели с которой производится изучение профессии. Возможная цель: Профессиональный отбор Профориентация и профконсультация Производственное или профессиональное обучение Рационализация режима и условий труда Профессиограмма определяет не одно изолированное качество в той или иной профессии‚ а их совокупность. Структура профессиограммы: I. Общая часть профессии Определение профессии и краткие сведения о ее назначении. Социально-экономическое значение профессии и перспективы ее развития Распространенность‚ связи с другими профессиями. Типичные организация‚ где человек с такой профессией может работать Уровень технической сложность. Основные производственные операции Требования к общей и специальной подготовке Индивидуальные качества Состав рабочих групп. Перспективы продвижения по службе Режим распределения отдыха и отдыха II. Основные производственные операции и условия труда Наименование и анализ наиболее распространенных операций Основные задачи решаемы работником: Структура деятельности по приему информации; по оценке информации; Структура деятельности на этапе принятия решения; реализации решения; Характеристика действия работника по следующим параметрам; форма действия (моторная‚ речевая, перцептивная‚ умственная) Уровень обобщенности действия Мера развернутости действия‚ необходимая для эффективной деятельности Требуемая степень автоматизированности действия (уровень освоения) Характеристика параметров (скорости, точности, быстроты) Характеристика рабочих мест и информационных средств Показатель санитарно-гигиенических условий III. Психограмма. Психофизиологические функции и анализаторные системы‚ находящиеся под преимущественной и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса работы. Пороги ощущений (оперативные – в анализаторах‚ ведущих для данной профессии). Характеристика динамики включения в работу разных анализаторов, ведущих для данной профессии Пространственное восприятие и восприятие времени Важнейшие характеристики внимания и способы его организации Координационные сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость моторных ответов при длительном их повторении. Преимущественны вид установки в данной деятельности (на скорость‚ точность‚ надежность, безопасность) Быстрота формирования переделки навыков‚ прочность психомоторных навыков Особенности хранения информации‚ объем и характер материала для запоминания. Требования к памяти: долговременной‚ ратковременной и оперативной, зрительной слуховой. Характеристика реимущественных способов переработки информации‚ принятия решений. Требования к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления‚ его гибкости и критичности. Требования к надежности в работе (допустимые количественные отклонения от заданного значения; допустимые колебания времени выполнения действия). Характеристика типичных ошибок по количественному признаку; по качественному; по степени осознанности; в зависимости от информационной нагрузки - чрезмерный объем, скорость информации); в зависимости от эмоционального состояния организма (норма‚ усталость…); под влиянием патологического процесса (алкоголь) Наличие и чистота ситуаций‚ вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий‚ большой ответственности, требования к эмоциональной устойчивости. Требования к волевым качествам характера (смелость‚ решительность, самообладание, находчивость‚ уверенность в своих силах). Особенности профессионального общения и требования к коммуникативным чертах. Организация трудовой деятельности. Планирование продолжительности рабочего времени, регламентация перерывов в работе. Разработка режимов труда и отдыха. Рацион режим ТР и отдыха – это чередов работы и перер-в, устанавливаемое на осн анализа работоспос с целью обеспеч-я высокой произво-сти ТР и сохран здоровья работников. Разраб РРТиО операторов предполаг реш-е рядя взаимосвяз?в: 1. Опред продолж раб смены. 2. Опред прод, переодичности и спос-в провед перер-в в работе в теч раб дня. 3. Планиров работы чела в теч раб смены, суток, нед. 4. Опред оптимальных интервалов м\у сменами. 3 осн подхода к опред допуст-й длит-сти раб смены: 1. При раб оператора в усл действия проф вредностей, опред-м явля время допустим возд-я данной вредности. 2. В некот случ хар-р труд проца не допуск смены людей до его оконч-я (экипаж самолета). В этих усл лит-сть смены опред-ся циклом раб проца с послеж отдыхом персонала, рассчит-м на полную компенсац утомления. 3. Динамика работоспос чела в теч раб дня. В этом слу критич точкой явл развит утомл у работ-го чела и этот факт д свидетельствовать об окончании раб смены. Опред-е длительности раб смены по критерию утомл обяхывает учитывать такие факторы, как интенсивность труд-го проца, условия производств-й среды, тяжесть и напряж-сть ТР.Общ подход к опред прод-сти раб смены заключ в: в рез-те анализа деят оператора выявл психофизологич показатели, определяющие эффект-сть данной деят. Затем осущ анализ изменения этих показ-й на протяж раб ня. Ддопустим длит-сть раб смены опред-ся тем моментом времени, когда происх значимое ухудш изучаемых показ-й. Перерывы в раб необходимы для восстанов работоспос и достиж равномерн производ ТР. Виды: 1.регламентированные проектир-ся на основе динамики кривой работоспос-сти. Они устанавл-ся в мом-ты, предшеств-е ее сниж-ю, для того, чтобы предотвратить дальнейш развит устомл. Перерывы больше 20 мин(кроме обед-го) нежелат-ны, т.к. они приводят к появл-ю доп-х периодов врабатываемости. 2.Произвольные перер (микропаузы) возник в те промеж врем, когда оператор не занят обраб-й поступ-й инфы. Виды психических состояний. Классификация и континуум психических функциональных состояний (ПФС). Классификация факторов, обуславливающих динамику функциональных состояний человека в трудовой деятельности. В псих сост отраж их отнош к объекту, оценка и пережив. Настроение\эмоц фон оказ полож и отриц возд на жизнед-сть чела. Осн черты: настроение непредметно, оно не явл пережив-м, относ к какому-либо частному соб. Оно проявл в леят, влияет на взаимоотнош с окруж-ми. Дезорганизующие повед псих-е сост – аффект (м измен действие; появл ошибок в работе вплоть до созд аварийной сит), страсть, депрессия, фрустрация (псих сост, вызыв объективно непреодол трудностями на пути к достиж цели). Классифик ПФС(Медведев и Леонова), в ка-ве оснований использ показатель деят – надежность ( критерий – безотказность, безошибочность) и психофизиологич показ сост – цена деят ( опред-ся по соотнош величин физиологич и сихологич затрат, обеспеч выполн работы на заданном ур-не). Во множ-во функц-х сост б выделено 2 осн класса – допустимых и недопустимых (измен ПФС, при кот эффективность деят перех нижние граница зад-й нормы). ПФС еще бывают нормальные и патологич (чрезмерное напряж) состояния. Исходным представл-м для больш-ва соврем исслед-телей ПФС явл идея о сущ-нии некот упорядоч-го множ-ва (континуума) сост-й. Его содерж описы-ся с пом разных понятий, разрабатыв-х в рамках конкретных аспектов изуч проблемы. Подход Медведева, в соотв с кот все ПФС располаг в континууме «экстенсивные (кач-но неоднородн класы сост, имею разную нейрофзиологич основу и психологич содерж, что затрудняет сопоставление этих сост) сост – интенсивн сост». В люб деят выдел 2 континуума ПФС, развивающ у чела в завис от собств-х возможностей и требований, кот предъявл к нему специфика деят: сост монотонии и утомл.В проце анализа работоспос вне концепц утомл выдел 3 близких сост, привод к сниж эффект работы при длит-ных ее выполн: монотония (погруж чела в дремотное сост) и психич пресыщение (аффективн эмоц комплекс). Факторы: 1.среды обитания, 2.соц среды, индивид особ-сти чела. Опред, объект, предмет, задачи ПС труда. Место психологии труда в системе наук. 1й из важн-х задач,стоящ перед людьми явл совершенствование способов и форм, котми оно произв необход для своего сущ-ния и развития ср-ва и продукты. Пути решения: 1.Технй (сост в пост-м технологич соверш-вании, в прогрессе ср-в ТРа). 2.Организа-й (связ с соверш-нием не технич стороны труд деят-сти(объект), а с познанием особ-тей самого субъекта ТРа – чела).Т.о. субъект Тра – чел, кот использ различн технич ср-ва. Сис-ма субъект-х особ-й разнообразна. В нее вход не только псих-е хар-ки чела, но и иные его особ-сти (этот комплекс наз чел-й фактор труд-го проца). ПС ТРа – отрасль псих-й науки, изуч трудовую деят-сть чела и ее псих-кие особ-сти в завис-сти от использ-х орудий ТРа, организации проиводств-го проца, конкретных ф-ций чела и его индивид-псих харок. Объект – труд-я деят-сть чела. Предмет – псих-е компоненты, кот побужд, направл и регулир труд-ю активность субъекта и реализ ее в исполн-х д-ях, св-ва ЛИ, через кот эта акт-сть реализ-ся. Задачи: 2 осн (макрозадачи) – 1)повыш произв-сти, эффект-сти труд деят-сти. 2)Гуманизация труд деят-сти и содействие развитию ЛИ в ней. Классифик-я зад-ч. 1.Теоретич-е (исслед-кие): исслед особ-й психич процов (ощущ,воспр,вниман,память,мышл) как регуляторов труд деят-сти и иих развит в деят-сти; изуч осн псих cв-в субъекта и их стр-ры как факторов организац труд деят-сти и ее эффект-сти; исслед соц-псих факторов труд деят-сти, опред-х содерж «организационной среды» деят-сти и влияющ на эфф-сть деят-сти и удовлетворенность трудом. 2.Прикладные (направл на достих конечного практич-го рез-та псих-х разраб-к): разраб теоретико-психол основ и конкретных прикладных процедур проф-го отбора; развит исслед-й и разраб-к по проблеме проф ориент ЛИ, разраб норм, правил и процедур техники безоп-сти. Место в сис-ме наук: Сложн взаимосв ПС ТР с др ветвями ПС во многом обусл запросами соц практики. Тейлор,Парсонс,Штерн залож основы экспер-х методов оценки проф важных кач-в рабочиз 0 тестологии. Эти идеи распростр и на нач школу как 1ю ступень подготовки кадров (педология). ПС ТР тесно связ с такими отрасл псих науки, как обща ПС; соц ПС; педагогич ПС; возрастн ПС; мед ПС;соц ПС и др. Каждая из указ отраслей изуч соотв-й аспект псих науки и в связи с этим опредм образ связана с ПС ТР. Вследствие быстрого расшир сферы исследй по ПС ТР психологи испыт все больш интерес к теориям, понятиям и методам из др обл знаний физиологии, социологии и особенно промышл инженерии. Спец-сты, занятые в пром-сти, особенно инженеры и социологи, эргономисты, часто сталкив с?ми, кот явл насущными проблемами клиентов, работников и руководй предприятий и решение кот не м ограничиваться 1 отдельно взятой дисципл. ПС ТР тесно связ со след наук и прикладными дисцип физиоло ТР – изуч взаимосвязь ТР и здоровья, физиологич развит чела; социология — изучает обществ связи в проце ТР; трудовое право — изучает?ы правового регулирования трудовых отнош; охрана труда и техника безопасности — изучает вопросы охраны здоровья и безопасности челвека в проце труда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.014 с.) |