Семинар 12. Правительство Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 12. Правительство Российской Федерации.



Федеральные органы исполнительной власти

1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти (см.: В.Г. Вишняков "СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" ("Журнал российского права", 2006, N 8).

 

2. Положение Правительства в системе органов государственной власти. Взаимодействие Правительства РФ и Президента РФ.

2. Понятие, состав Правительства РФ. Конституционные процедуры формирования Правительства РФ и его отставки.

3. Компетенция Правительства РФ.

4. Организационно-правовые формы деятельности Правительства РФ.

5. Акты Правительства РФ.

5. Статус федеральных органов исполнительной власти.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте конституционно-правовое положение Правительства в системе органов государственной власти.

2. В чем заключается коллизия между нормами Конституции и Федерального конституционного закона о правительстве в отношении статуса этого органа?

3. В чем различие понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти? Оцените позицию Конституционного Суда по этому вопросу (Постановление от 27 января 1999 года). Внес ли Указ Президента от 9 марта 2004 года с изм. и доп. какие-либо уточнения в понимание этих терминов?

4. Имеются ли правовые основания полагать, что Правительство РФ должно формироваться на партийной основе?

5. Сравните положение правительства в России и Франции. Насколько свободны главы государств в назначении членов правительства с учетом мнения парламентского большинства?

6. Раскройте содержание институтов недоверия Правительству РФ и отказа в доверии.

7. В каких формах Правительство РФ участвует в законотворческой деятельности?

8. В чем состоит обязательный характер актов Правительства РФ? Как соотносятся акты Правительства и Президента? Прокомментируйте положение ч. 6. ст. 76 Конституции РФ с учетом юридической силы актов Правительства РФ для органов исполнительной власти субъектов РФ.

Семинар 13. Судебная власть и прокуратура в Российской Федерации

План занятия

1. Судебная система Российской Федерации. Виды судов. Принципы судоустройства.

2. Статус судей.

3. Конституционные принципы судопроизводства.

4. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды.

5. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

6. Принципы, задачи и функции органов прокуратуры.

7. Прокурорский надзор.

8. Порядок назначения и компетенция Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и других прокуроров.

9. Органы военной прокуратуры.

10. Статус прокурорских работников.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Составьте схему «Судебная система Российской Федерации». Используя положения Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" и Федерального закона от 17 декабря 1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 51. Ст.6270), студенты должны составить схему судебной системы России, отразив в ней звенья органов правосудия. ВШЭ

2. Какие виды судов функционируют в России?

3. Насколько полно действующее законодательство отражает реализацию конституционных положений о статусе судов различной юрисдикции? Какие правовые акты требует принять Конституция РФ?

4. Сравните принципы судопроизводства, зафиксированные в процессуальных нормах (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ФКЗ о Конституционном Суде РФ) с конституционными принципами и поясните логику их соотношения.

5. Дайте конституционно-правовую характеристику принципам мирового судопроизводства. Каковы особенности статуса и компетенции мирового судьи?

6. В чем состоят особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей? Как оценивают введение этого процессуального института в российское уголовное судопроизводство? Какие принципы организации суда присяжных определяют его демократизм?

7. Какова роль Верховного Суда РФ в судебной системе? Какие функции он осуществляет? В чем заключаются особенности решений Верховного Суда с точки зрения источников права? Можно ли признавать их прецедентными?

8. Как Конституция РФ и законодательство РФ относятся к созданию специализированных судов - налоговых, административных, ювенальных (судов для несовершеннолетних)?

Задачи

1. При рассмотрении гражданского дела Рязанский областной суд в соответствии со ст. 26, 27, 251-253 ГПК РФ признал закон области «Об особо охраняемых природных территориях» не подлежащим применению в деле, противоречащим федеральному законодательству, недействительным и утрачивающим силу. Прокурор Рязанской области обратился в Конституционный Суд, считая, что суд общей юрисдикции превысил полномочия, так как принимать решение в порядке нормоконтроля – это компетенция Конституционного Суда РФ. Кроме того, дополнительным аргументом в пользу этой позиции служит то обстоятельство, что при проверке на соответствие закона субъекта федеральному законодательству может возникнуть вопрос о конституционности отдельных его положений. Какое решение примет Конституционный Суд? Как соотносятся компетенция органа конституционного контроля и судов общей юрисдикции в отношении проверки нормативных актов и признания их недействительными? Как в связи с этим решить вопрос о прямом действии Конституции – могут ли судьи судов общей юрисдикции разрешать вопрос о соответствии нормативных актов Конституции и применять на основании этого нормы Конституции напрямую?

Для решения задачи рекомендуем обратиться к следующим источникам:

См.: ПКС от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»

Брежнев О. В. Проблема «совместной компетенции» в сфере судебного нормоконтроля в России и пути ее решения // ЖРП. 2006. № 6;Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов // Законность. 2004. № 4.

Гаджиев Г.А. Непосредственное применение судами конституционных норм // Российская юстиция. – 1995. – N 12.

Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права.– 1998.–N 6.

Ершов В. Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного Суда РФ до постановления Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. – 1998. – N 9-10.

Лебедев В.М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов // Государство и право. – 1996. – N 7.

Малеин Н.С. Конституция – закон прямого действия// Юридический мир. – 1999. – №4.

Толстых В.Л. Прямое действие конституции//Конституционное и муниципальное право.– 2002.– № 4.

Эбзеев Б., Радченко В. Прямое действие Конституции Российской Федерации и конкретизация ее норм // Российская юстиция. – 1994. – N 7.

 

Семинар 14. Конституционная юстиция в Российской Федерации

План занятия

1. Понятие, модели, теории конституционной юстиции (См.: Брежнев О.В. «Правовая природа Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля»//Государственная власть и местное самоуправление», 2005, N 6).
2. Правовое регулирование статуса органов конституционной юстиции (См.: Митюков М.А. «КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993 ГОДА И РАЗВИТИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИИ"// Государственная власть и местное самоуправление, 2004, N 6).
3. Организация деятельности органов конституционной юстиции (см.: Н.С. Райкова "ПРИНЦИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ И РАВНОПРАВИЯ СТОРОН В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ" ("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 2).
4. Федеральный конституционный процесс (судопроизводство) (см,: Чаптыков А.В."СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ В ПОРЯДКЕ КОНКРЕТНОГО НОРМОКОНТРОЛЯ"//Государственная власть и местное самоуправление, 2005, N 4)
5. Правовые акты органов конституционной юстиции. Особое мнение судьи Конституционного Суда (см.: Басангов Д. А. Юридическая природа особого мнения судьи Конституционного Суда Российской Федерации //ЖРП. 2006. № 2).

6. Природа правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (см.: В.И. Анишина "ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АКТОВ СУДЕБНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА" ("Журнал российского права", 2006, N 10)
7. Практика Конституционного Суда РФ: основные проблемы. Преемственность в решениях Конституционного Суда РФ (см.: А.М. Кальяк "О ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 1; Зорькин В. Д. Россия и Конституция в 21 веке. Взгляд с Ильинки. М., 2007).

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Опишите особенности европейской и американской моделей конституционного контроля.

2. Является ли Конституционный Суд РФ органом правосудия, осуществляет ли он судебную власть?

3. Что такое конституционный контроль и чем он отличается от конституционного надзора?

4. В чем заключаются функции Конституционного Суда РФ?

5. Опишите порядок формирования и структуру Конституционного Суда РФ.

6. В чем состоят особенности правового статуса судей Конституционного Суда по сравнению со статусом других федеральных судей?

7. Некоторые нормативно-правовые акты, являющиеся объектами контроля со стороны Конституционного Суда в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ (нормативные правовые акты Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, законы и иные нормативные акты высших органов власти субъектов Федерации), могут быть оспорены и в судах общей юрисдикции (это предусматривается, например, ст. 26, 27, 251-253 ГПК РФ). Как решается проблема «пересечения» компетенции? (см.: Брежнев О. В. Проблема «совместной компетенции» в сфере судебного нормоконтроля в России и пути ее решения//ЖРП. 2006. № 6).

8. Перечислите виды обращений в Конституционный Суд РФ и разъясните отличия между ними.

9. Охарактеризуйте виды актов Конституционного Суда РФ.

10. Какова правовая природа позиций Конституционного Суда РФ? Являются ли они источниками права, и, если являются, то какими - доктринальными или нормативными?

11. В чем состоит механизм утраты юридической силы актов, признанных Конституционным Судом не соответствующими Конституции РФ? (см.: О ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.М. КАЛЬЯК//Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 1.)

12. В чем состоит принцип состязательности в конституционном судопроизводстве? (см.: ПРИНЦИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ И РАВНОПРАВИЯ СТОРОН В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Н.С. РАЙКОВА// Государственная власть и местное самоуправление. 2006. №2)

Задачи

1.В своей жалобе гражданин Ю.Ю. Жевченко ставит ряд вопросов, касающихся толкования Конституции Российской Федерации. Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям закона. Объясните и подтвердите нормами закона, почему Конституционный Суд Российской Федерации не находит оснований для принятия жалобы Ю.Ю. Жевченко к рассмотрению.

2. Депутаты фракции «Единая Российская республика» внесли законопроект о проведении публичных мероприятий, вводящий ряд ограничений, в частности, запрет проведения митингов и шествий до и после выборов. На стадии первого чтения выяснилось, что существует неопределенность в отношении того, соответствуют ли нормы этого законопроекта Конституции. Депутаты обратились с запросом в Конституционный Суд. Напишите проект решения от имени Конституционного Суда.

3. Государственное Собрание республики Калмыкия обратилось в Конституционный Суд с запросом о конституционности положений Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г., утверждающего Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. По мнению заявителя, данный акт находится в противоречии с нормами Конституции РФ, устанавливающими принципы федеративного устройства, в частности, Конституция не предусматривает деление страны на федеральные округа. Рассмотрите спор и примите решение от имени Конституционного Суда, которое оформите письменно.

4. По жалобе гражданки Алешниковой Конституционный Суд РФ своим постановлением от 23 мая 1995 года признал отдельные положения Закона РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» не соответствующими Конституции. В соответствии с Законом, дети, находившиеся вместе с родителями в мессах лишения свободы, на спецпоселении, относились не к репрессированным, а к пострадавшим от политических репрессий, вследствие чего эта категория детей не имела права на социальные льготы и компенсации, которые полагаются реабилитированным. Суд, основываясь на принципе равенства перед законом, уравнял обе категории жертв репрессий в правах. Каким образом будет реализовано решение Суда? Как заявители получат компенсацию причиненного ущерба?

5. В Конституционный Суд РФ обратился глава Южной Осетии Эдуард Навойто с запросом о признании Южной Осетии частью России на основании исторических документов. По мнению заявителя, существует документ о вхождении единой Осетии в состав Российской Империи 1774 года и отсутствует документ о выходе южной части Осетии из России, поэтому невозможно ставить вопрос о вхождении в состав России, если Южная Осетия никогда из нее не выходила. Каковы действия Суда?

Словарь

Конституционная юстиция, конституционный контроль, конституционный надзор, постановление, заключение, определение Конституционного Суда РФ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.022 с.)