Право электоральных преференций, преференциальный вотум, активное и пассивное избирательное право, избирательное объединение, выборы, референдум, избирательный цикл, избирательный ценз. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право электоральных преференций, преференциальный вотум, активное и пассивное избирательное право, избирательное объединение, выборы, референдум, избирательный цикл, избирательный ценз.



Семинар 9. Референдумное право в Российской Федерации

План занятия

1. Понятие и виды референдумов (см.: А.А. Сергеев "ИНСТИТУТ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ("Государственная власть и местное самоуправление", N 2, 2004).
2. Принципы подготовки и проведения референдума.

3. Вопросы референдума.

4. Порядок инициирования, назначения и проведения кампании референдума.

5. Определение итогов референдума.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. В чем смысл референдума как высшей формы прямой демократии?

2. Обоснуйте правовые и политические причины невозможности вынесения на референдум тех или иных вопросов. Всегда ли воля законодателя объективно обоснована?

3. Какова позиция Конституционного Суда РФ по вопросу возможности совмещения выборов и референдума? Что такое избирательный цикл?

4. Чем отличается агитация по вопросам референдума от предвыборной агитации?

5. Какие референдумы федерального уровня проводились в России и каковы их результаты?

6. Как оценивать результаты принятого на референдуме решения с точки зрения их юридической силы?

7. Имеются ли особенности проведения выборов и референдумов в субъектах РФ? Применяя нормативно-правовые акты Нижегородской области, дайте характеристику этих конституционно-правовых институтов применительно к нашему субъекту.

8. Венгерский конституционалист А. Шайо пишет: «…Поскольку выборы бывают нечасто и между ними большой временной промежуток, возможность обращения к народу в противовес им же избранному законодательному органу – часто коррумпированному и одностороннему – может быть средством ограничения власти…С точки зрения конституционализма важно прежде всего то, для чего мы хотим использовать референдум. Он ни в коем случае не может являться обычным средством законотворчества, но может быть составной частью конституционного контроля, способом законодателя сдвинуть что-либо с мертвой точки (например: если две палаты парламента не в состоянии договориться, пусть решает «народ»). Проанализируйте, какие вопросы могут и какие не могут быть вынесены на референдум в России и выскажите свое мнение по поводу предназначения референдума.

9. Сравните особенности проведения референдума Российской Федерации и референдумов субъектов Федерации.

 

 

Задачи

1. Группа депутатов Государственной Думы оспорила конституционность Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", в части, устанавливающей период, в течение которого граждане РФ не могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ и проведение такого референдума не допускается. Этот закон, по мнению заявителей, фактически пересмотрел положения Конституции РФ о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа; несоразмерно ограничил право граждан РФ участвовать в референдуме. Ограничивает ли право граждан на участие в референдуме положение закона о том, что проведение всероссийского референдума не допускается в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории России, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы? Какова позиция Конституционного Суда по этому вопросу?

Что такое избирательный цикл? Касается ли решение КС только федеральных избирательных норм или распространяется на выборы и референдумы в субъектах федерации и муниципальных образованиях?

Словарь

Вопрос референдума, кампания референдума, политическая партия, право на участие в референдуме, участники референдума, вопросы, выносимые на референдум, наблюдатели.

 

Семинар 10. Президент Российской Федерации

План занятия

1. Положение Президента России в системе органов государственной власти: конституционный статус и основные функции.

2. Порядок избрания и прекращения полномочий Президента РФ.

3. Взаимоотношения Президента РФ с федеральными органами законодательной, исполнительной, судебной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

4. Военные, внешнеполитические полномочия Президента. Компетенция Президента в отношении режимов военного и чрезвычайного положений.

5. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в РФ (Администрация Президента РФ и Управление делами Президента РФ).

6. Полномочные и специальные представители Президента РФ.

7. Правовые акты Президента РФ.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Дайте характеристику конституционно-правового статуса Президента как главы государства.

2. Составьте схему «Президент РФ в системе высших органов государственной власти в РФ».

3. Сравните правовое положение президентов России, США и Франции.

4. Почему, с позиций конституционно-правового статуса Президента РФ, Россия относится к числу полупрезидентских республик? В чем отличия полупрезидентской формы правления в России и Франции?

5. В чем заключается феномен «указного права» Президента?

6. Президент РФ и органы исполнительной власти: принципы взаимоотношений.

7. Каковы полномочия Президента РФ как гаранта Конституции?

8. Как Вы оцениваете мнение о том, что правом выдвижения кандидатов на пост Президента должны обладать только политические партии, набравшие определенное число голосов на выборах?

9. Составьте схему процедуры отрешения Президента РФ от должности. Сравните основания и порядок аналогичной процедуры в отношении президентов зарубежных стран. Насколько политически и юридически осуществима эта процедура?

10. Каковы особенности Посланий Президента как правовых актов? Являются ли они нормативными?

11. Опишите правовые процедуры взаимоотношений Президента РФ с субъектами РФ.

12. Разъясните правовой статус (структуру, функции) Администрации Президента РФ.

13. Насколько самостоятелен Президент РФ в отношении полномочий в режимах чрезвычайного и военного положений?

14. В чем отличие помилования от амнистии? Акт помилования – право или обязанность Президента? Означает ли право осужденного обратиться с просьбой о помиловании обязательное ее удовлетворение? Какова точка зрения Конституционного Суда?

15. Имеются ли в конституционном законодательстве положения о партийной принадлежности Президента? Как, на Ваш взгляд, этот вопрос должен быть решен в России?

16. По какой избирательной системе избирается Президент РФ?

17. Как Вы думаете, почему в России отсутствует должность вице-президента?

18. Какое правовое значение имеет присяга Президента? Является ли принесение присяги обязательным условием вступления в должность?

19. Согласно Конституции РФ 1978 года Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В соответствии с ныне действующей Конституцией, Президент – глава государства. Какие выводы влечет за собой разница этих формулировок? Сравните статус и полномочия президента по нормам двух конституций.

20. В Указах Президента о штандарте (флаге) Президента и о знаке Президента упоминается понятие «президентская власть». Является ли это понятие конституционным? Является ли президентская власть отдельной ветвью власти?

21. Какие виды посланий Президента Вам известны?

22. Сравните иммунитет Президента и депутатов Государственной Думы по объему и сроку действия. Являются ли оба вида иммунитета ограниченными или неограниченными?

23. Проанализируйте Указ Президента о гарантиях бывшему президенту и нормы действующего Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г.

24. Проанализируйте Постановление Конституционного Суда по «чеченскому делу» (ВКС РФ. 1995. № 5) и дайте ответы на следующие вопросы. Какой принцип положил в основу своего решения Суд? Как Суд оценил норму конституции о Президенте как гаранте территориальной целостности и неделимости государства в системе конституционных норм по сравнению с нормами правового статуса человека и гражданина? Можно ли согласиться с особым мнением судьи А. Л. Кононова, который отметил, что права человека в перечне принципов и норм, на основании которых Суд выносил свое решение, оказались на последнем месте?

Задачи

1. Государственная Дума подвергает сомнению конституционность нормы пункта 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г., в соответствии с которой Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации. При этом Дума, отождествляя государственный орган и орган государственной власти, считает, что, поскольку Конституция Российской Федерации не относит Администрацию Президента Российской Федерации к органам государственной власти, она является не государственным органом, а службой, аппаратом, вспомогательным органом Президента Российской Федерации. Доказательством того, что Администрация Президента Российской Федерации в противоречие Конституции Российской Федерации наделена полномочиями, которые могут принадлежать только органам государственной власти, заявитель считает ряд пунктов Положения, в которых закреплены функции Администрации. Проанализируйте нормы Положения об Администрации Президента и разрешите спор.

2. Президент Российской Федерации отрешил от должности губернатора Приморского края Виктора Белкина за срыв отопительного сезона и массовое нарушение прав граждан в связи с непредставлением коммунальных услуг надлежащего качества. Белкин оспорил данный Указ в суде, мотивируя тем, что невыполнение плана подготовки к отопительному сезону было вызвано недостаточным финансированием предприятий коммунального хозяйства, вызванным общим снижением доходов в региональный бюджет. Вправе ли Президент отрешить от должности губернатора?

3. Президент вернул принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон без рассмотрения на том основании, что, по мнению Президента, была нарушена процедура принятия федерального закона. Она выразилась, во-первых, в том, что депутаты голосовали друг за друга, подходя к местам отсутствующих на заседании депутатов, во-вторых, не были учтены некоторые поправки, внесенные в ходе рассмотрения законопроекта, и, в-третьих, автором первоначального текста выступил Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Конституционны ли действия Президента?

4. Государственная Дума 4 июня 1997 года приняла ФЗ "О семеноводстве", одобренный Советом Федерации 11 июня 1997 года и направленный на подпись Президенту РФ. Президент РФ отклонил представленный для подписания и обнародования федеральный закон на том основании, что им предусматривалось создание Государственной семенной инспекции РФ, а такого органа не предусмотрено структурой федеральных органов исполнительной власти, которую утвердил Президент РФ. Можно ли обжаловать такое решение Президента РФ? Является ли установление видов органов государственной власти исключительной прерогативой Президента РФ? Сделайте юридическое заключение по данному спору[2].

 

Словарь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.011 с.)