Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава государства и исполнительная власть в Российской Федерации

Поиск

1. Конституционно-правовой статус и общее положение главы государства в системе органов государственной власти.

2. Порядок избрания и прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

3. Полномочия Президента

а) во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания,

б) во взаимоотношениях с Правительством России,

в) во взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации,

г) в отношении судебной власти,

д) иные, в том числе по формированию и определению статуса органов при Президенте РФ.

4. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти в РФ: порядок формирования, статус, состав, полномочия, акты.

5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в России.

Лекция 7

Конституционно-правовые принципы территориальной организации публичной власти

1. Конституционно-правовой статус России как суверенного государства.

2. Принципы федеративного устройства и природа федерации в России.

3. Конституционно-правовой статус субъектов федерации.

4. Федеральное вмешательство в права субъектов: основания и порядок.

5. Местное самоуправление – уровень публичной власти и форма народовластия: конституционно-правовые основы.

Лекция 8

Судебная система в Российской Федерации. Органы конституционного контроля

1. Общая характеристика организации и функций судебной власти.

2. Принципы судопроизводства.

3. Статус судей в Российской федерации.

4. Органы конституционной юстиции в России: Конституционный Суд РФ и Конституционные (Уставные) суды субъектов РФ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

Примечание. Помещенные в этом разделе учебно-методические разработки предназначены для студентов очной формы обучения и являются основной программой подготовки к семинарским занятиям. Предлагаемые вопросы для обсуждения вынесены в план занятия, их следует прорабатывать вне зависимости от того, был ли затронут тот или иной вопрос на лекциях. Пересказ лекций на занятиях недопустим! Он означает отсутствие самостоятельной работы, которая и составляет основную часть учебного времени и учебной нагрузки студентов. К некоторым пунктам плана указана литература, наиболее удачно освещающая данный вопрос. Нужно также пользоваться литературными источниками, указанными в тематическом списке источников. Вопросы и задания для самостоятельной работы выполняются устно или, по указанию преподавателя, письменно. В конце темы даются термины и понятия, которым необходимо дать письменное определение в тетради для семинарских занятий или специальном рабочем блокноте и выучить его наизусть.

Семинар 1. Конституционное право как отрасль права. Источники конституционного права

План занятия

1. Понятие отрасли конституционного права, ее особенности, место в системе российского права. Связь с другими отраслями права.

2. Предмет, метод, система конституционного права России.

3. Источники конституционного права России:

а) понятие источника конституционного права. Естественное право и позитивное право,

б) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, их роль и место в правовой системе. Соотношение внутригосударственного и международного права,

в) закон как источник права. Виды законов,

г) договорные источники. Виды внутригосударственных договоров,

д) судебная практика как источник права. Проблема прецедентного характера решений высших судов,

е) подзаконные акты в системе источников права.

4. Ответственность в конституционном праве.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Что означает понятие «фундаментальная, системообразующая отрасль права»?

2. Чем обусловливается выбор названия данной отрасли и науки? Каково различие между терминами «конституционное» и «государственное» право?

3. Изучите статью Б.А. Страшуна "К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА" ("Журнал российского права", 2006, N 10) и попытайтесь сформулировать проблему предмета и места конституционного права в системе российского права.

4. Что такое конституционно-правовая ответственность? Чем она отличается от публично-правовой, конституционной, политической?

5. Какими факторами обусловлена система конституционного права?

6. Почему конституционное право называют политическим правом?

7. Какими принципами определяется круг общественных отношений, регулируемых конституционным правом?

8. В чем отличие таких источников конституционного права, как конституция, конституционное законодательство, обычное законодательство?

9. Как соотносятся международные и внутригосударственные нормативные акты?

10. В случае, если международный договор противоречит Конституции, какая норма действует?

11. Когда в России возникло конституционное право как наука?

12. В чем особенность договоров как источников конституционного права? Какие виды договоров признаются источниками конституционного права?

13. В чем значение Федеративных договоров от 31 марта 1992 года?

14. Можно ли считать решения высших судов прецедентами? Чем отличаются решения Конституционного Суда и других высших судов?

15. Что означает понятие «нормативное толкование»? Являются ли акты нормативного толкования источниками права?

 

 

Семинар 2. Теория конституции. Конституционализм.

Поправки и пересмотр Конституции РФ

План занятия

1. Понятие и особенности Конституции как правового акта. Сущность, функции и принципы Конституции.

2. Виды конституционных законов (по форме; структуре; порядку принятия; содержанию; соотношению фактического и юридического).

3. Конституция и конституционализм. Исходные начала конституционализма.

4. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

5. Поправки и пересмотр Конституции РФ.

6. Законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Федеральные конституционные законы. Декларации. Законы, обычные по форме, но конституционные по содержанию.

7. Конституции республик и уставы других субъектов Российской Федерации. Структура и содержание Устава Нижегородской области (см.: Жученко А.А. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИК ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ//Государственная власть и местное самоуправление,N1,2001).
8. Правовая охрана Конституции РФ (см.: Коровинских Д.С., Доронина О.Н. СИСТЕМА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ//Государственная власть и местное самоуправление, 2005, N 5)
9. Толкование Конституции.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Что вкладывает доктрина конституционного права в понятие конституционализм? Как оценить современное конституционное развитие России с точки зрения идей конституционализма?

2. Как соотносятся понятия «конституция», «конституционное законодательство», «законодательство»?

3. Как соотносятся нормы Конституции и текущего отраслевого законодательства?

4. Составьте схему «Виды конституций в России в историческом и современном понимании».

5. Опишите Конституцию РФ 1993 года с позиций политико-правовой модели, положенной в ее основу, и формы государства. К какому поколению конституций относится Конституция РФ 1993 года?

6. В чем заключаются свойства Конституции (юридические, политические, идеологические)?

7. Справедливо ли утверждение, что конституция - документ прежде всего политический? В чем сущность конституции как основного правового акта государства?

8. Почему действующая российская Конституция не имеет второго названия – Основной закон, которое присутствовало в Конституции РСФСР 1978 года? Что означает понятие «Основной закон»?

9. Изучите Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ и выясните принципы и случаи непосредственного применения Конституции РФ? Как определяется право или обязанность судов обращаться в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции?

10. Составьте таблицу «Порядок изменения и пересмотра Конституции РФ»:

 

  Пересмотр положений глав 1,2, 9 Конституции РФ Внесение изменений в главы 3-8 Конституции РФ
Субъекты инициативы    
Порядок реализации инициативы    
Ратификация поправок    
Способ включения в текст Конституции    
Примеры    

 

11. Каков статус Закона Российской Федерации о поправках к Конституции РФ? Относится ли он к числу федеральных, федеральных конституционных? Каким образом принятая поправка инкорпорируется в текст Конституции?

12. В чем особенность правовых актов бывшего СССР и РСФСР в системе источников конституционного права?

Задачи

1.Государственная Дума Федерального Собрания обратилась в Конституционный Суд России с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Государственная Дума в своем запросе исходит из того, что Конституция РФ не определяет, кто и каким образом осуществляет включение нового наименования субъекта Российской Федерации в ст. 65 Конституции РФ. Представитель заявителя полагает, что указанное изменение вносится указом Президента РФ. Прав ли заявитель? Аргументируйте данную правовую позицию.

2. Милицией г. Вознесенска была задержана группа нетрезвых студентов и их преподавателей, праздновавших Татьянин день. В отделении милиции их продержали 5 часов, оскорбляли нецензурными выражениями, изъяли документы и некоторые личные вещи. Двое студентов оказались гражданами Алжира и Сирии. На всех был наложен штраф. На следующий день руководство вуза, в котором они обучались, на основании представления из милиции отчислило всех студентов, а двух преподавателей уволило на основании совершения проступка, порочащего честь и достоинство. Нарушены ли здесь конституционно-правовые нормы? Имеются ли в этой ситуации отношения конституционно-правового характера?

 

Словарь

Конституция, конституционное законодательство, правовая охрана Конституции, прямое действие Конституции, высшая юридическая сила Конституции, верховенство Конституции, конституционализм, толкование Конституции, конституционно-правовая ответственность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.98 (0.011 с.)