Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава государства, президент, президентская республика, вето, инвеститура, импичмент, инаугурация, присяга, неприкосновенность главы государства, указ Президента.

Поиск

Семинар 11. Федеральное Собрание Российской Федерации.

Федеральный законодательный процесс

План занятия

1. Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей (см.: Б.А. Страшун "ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОЙ ПОПЫТКИ СОЗДАТЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ ПАРЛАМЕНТ" ("Журнал российского права", 2006, N 7).
2. Порядок формирования законодательных органов власти.

3. Роспуск Государственной Думы.

4. Структура палат Федерального Собрания: политическая и организационная.

5. Внутренняя организация палат Федерального Собрания.

6. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

7. Компетенция Федерального Собрания.

8. Акты палат Федерального Собрания.

9. Понятие, стадии федерального законодательного процесса.

10. Президент РФ в законотворческом процессе. Порядок обнародования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. В чем состоит и чем обусловлен принцип бикамерализма российского парламента? (см.: Волкова Е. СУДЬБЫ ВТОРОЙ ПАЛАТЫ ПАРЛАМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Государственная власть и местное самоуправление", 2005, N 6)

2. Перечислите и раскройте содержание функций парламента.

3. Составьте таблицу, в которой покажите исторические формы развития российского парламента.

4. Каков порядок выборов Государственной Думы и формирования Совета Федерации? Насколько он, по мнению Конституционного Суда РФ, соответствует Конституции РФ? Не умаляет ли этот порядок представительскую функцию парламента?

5. Сравните Совет Федерации и Государственный Совет. Обратите внимание на порядок формирования Совета Федерации и состав и функции Госсовета. Какую роль играют оба органа в системе федеративных отношений?

6. Как Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации соотносятся с нормами федерального законодательного процесса, закрепленными в Конституции?

7. Что означает понятие легислатура?

8. Какой характер носит компетенция парламента в отношении принятия законов - ограниченный или неограниченный?

9. В каких формах осуществляется парламентский контроль в Российской Федерации?

10. Укажите основания роспуска Государственной Думы РФ.

11. Какие комитеты и комиссии образуются в палатах парламента?

12. Как с точки зрения политического веса можно назвать палаты - сильными или слабыми - в отношении друг к другу и во взаимоотношениях с Президентом в ходе законотворческого процесса?

13. Что такое чтение законопроекта?

14. В чем заключается и какой характер носит право вето Президента в отношении принятых и одобренных парламентом законопроектов?

15. Какие законопроекты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации?

16. В чем отличие права вето от возвращения Федерального закона Президентом без рассмотрения? Может ли Президент возвращать закон без мотивов отклонения? Считается ли возвращение закона Президентом в порядке ч. 2 ст. 107 Конституции РФ отклонением? Каковы последствия пропуска Президентом 14-дневного срока для отклонения закона? Что думает по этому поводу Конституционный Суд?

17. Обязан ли Президент подписать законопроект, повторно рассмотренный и одобренный парламентом?

18. Как следует понимать формулировку ч. 3 ст. 107 Конституции об общем числе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации при повторном рассмотрении федерального закона – как требование об одобрении закона на базе суммы голосов членов обеих палат или же как голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной ч. 2 и 3 ст. 95 Конституции РФ?

19. Что такое депутатский индемнитет и чем он отличается от иммунитета?

20. В чем состоит ответственность депутата парламента?

21. Отличаются ли понятия «принятый федеральный закон» и «принятый Государственной Думой федеральный закон»?

22. Число фактически избранных депутатов может быть меньше установленного состава палаты, что может привести к снижению уровня представительства высшего законодательного органа. Как в связи с этим следует толковать конституционную формулировку «большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы»? Что означает «общее число депутатов»? Как устранил неопределенность этой формулировки Конституционный Суд?

23. В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Ст. 106 устанавливает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Госдумой федеральные законы по отдельным, перечисленным в этой статье, вопросам. Как следует разрешить эту коллизию?

24. Конституцией установлен 14-дневный срок для рассмотрения законопроекта Советом Федерации. Считается ли пропуск этого срока отклонением законопроекта? Как быть в случае, если Совет федерации заявляет о своем несогласии с законопроектом после истечения 14 дней? Распространяется ли этот срок на законы, подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации? Найдите разъяснения этой ситуации, данные Конституционным Судом.

25. Как распределяются полномочия по поводу обороны и внешней политики государства между Президентом и Федеральным Собранием?

26. Особенности законотворческого процесса в субъектах Российской Федерации: составьте схему, отражающую стадии законотворческого процесса в Нижегородской области.

 

Задачи

1. Депутат Степанов по причине болезни не смог посетить заседание Государственной Думы, на котором проводилось голосование по принятию федерального закона «О связи» в третьем чтении, и попросил другого депутата проголосовать за него, изложив свою позицию. Нарушает ли данное действие процедуру принятия федерального закона? Могут ли быть применены какие-либо меры ответственности к депутату, пропустившему голосование? Изменится ли ответ на вопрос, если депутат пропустил заседание по неуважительной причине?

2. Партийная фракция «Содружество за республику» на очередном голосовании по проекту закона приняла решение не поддерживать законопроект в той редакции, в которой он был представлен на голосование, однако часть депутатов фракции все же решили проголосовать «за», за что были исключены из фракции на ее заседании, а сама фракция поставила вопрос о пересмотре результатов голосования. Дайте юридический анализ дела.

3. Депутат Государственной Думы Васин, выступая на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов, систематически употреблял нецензурные выражения и грубые слова как в адрес конкретных депутатов и других лиц, так и в адрес Думы в целом, рассматриваемых законов и т. д. Группа депутатов предложила лишить его депутатского мандата. Возможно ли это? Оцените юридически такие действия депутатов, как драка на заседании палаты, обливание водой, таскание за волосы.

4. Избиратели Сумского района Астраханской области обратились в избирательную комиссию области с требованием отозвать депутата Родионова, который, по их мнению, не исполняет депутатских обязанностей, предписанных законом, в частности, не исполняет их наказы, не проводит встречи с избирателями своего округа, не способствует принятию законов, о которых он говорил в своей предвыборной кампании. Правомерны ли требования избирателей? Могут ли они осуществить процедуру отзыва депутата? Найдите нормы о правах и обязанностях депутатов Госдумы и Законодательного Собрания Нижегородской области. Какой мандат – свободный или императивный – принят в Российской Федерации? Что такое смешанный мандат?

5. Генеральный прокурор обратился в Государственную Думу для получения согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Комарова С. И. ГД отказала в этом. Прокурор посчитал такой отказ неправомерным, так как, по его мнению, он нарушает принцип равенства граждан. Дайте юридическую оценку ситуации и определите, имеются ли иные правовые возможности для привлечения Комарова к ответственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.206 (0.011 с.)