Повечерия же великие и на них каноны о усопших текущего гласа поем в усыпальнице. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повечерия же великие и на них каноны о усопших текущего гласа поем в усыпальнице.



Каноны же настоящей субботы и Недели из Минеи поем, когда изволит экклисиарх: один на Повечерии в пятницу, другой же на Повечерии в Неделю.

Так поступаем во все пятницы святой и великой Четыредесятницы.

 


В СУББОТУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ
НА УТРЕНИ

После шестопсалмия поем Бог Господь, на глас 2, и тропарь святого Феодора дважды: Велики веры свершения: Слава, и ныне, Богородичен: Все превыше ума: И обычное стихословие. После 1 стихословия поем седальны мученикам текущего гласа Октоиха с Богородичным.

После 2 стихословия седальны
святого Феодора, глас 3

Кипя верою православной, / угасил ты заблуждение бесславное, / безбожие идолослужения упразднив; / и став всесожжением божественным, / чудодотворениями орошаешь мира концы; / мученик славный, Христа Бога моли, / даровать нам великую милость.

Другой седален святого

Как дар Божественный даровал тебя / ко спасению всей вселенной / укрепивший тебя в страданиях Господь, / душевные наши болезни исцеляющий, / и телесные страсти укрощающий; / мученик Феодор, Христа Бога моли, / даровать нам великую милость.

Богородичен: Невместимого Бога носившая / во чреве Твоем, Дева Пречистая, / прежде веков от Отца не по земным законам воссиявшего – / Слово Ипостасное, и Сына единосущного! / Моли Его с пророками и мучениками, / преподобными, подвижниками и праведными, / даровать нам избавление от согрешений.

Также читаем житие святого. Затем псалом 50 и канон святого обители со ирмосом на 6 и святого Феодора на 8: Стихословим же и «Господу поем».

Канон, имеющий акростих: «Тирон преславный, слава первой субботе». В первых же тропарях канона иной акростих.

Канон, творение Иоанна,
митрополита Евхаитскаго, глас 4.
Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста мои:

Запредельный всему миру / Тебя, неизреченно Его Родившую, / предпочел всем избранникам Своим. / Потому в сей день, Его венценосца воспевая, / мы с Тебя, Всехвальная, начинаем.

Великого среди мучеников, / подвижника пресветлого, / знаменитейшего и известного чудесами, / от концов и до концов земли почитаемого, / песнями воспою Феодора.

День веселый среди скорбных воссиял / и их сумрачность прояснил, – / праздника грядущего предвестник, / издалека просиявший благодатию / божественного мученика.

Закланный за нас и как жертва Принятый / окропляет Церковь кровию очистительной / принятого Им святого заклания, – / того, кто подвиг совершил / ради Божественной славы Его.

Богородичен: Прекрасное празднование узаконено, / хотя, казалось бы, и несвоевременно: / ибо все украсившая Владычица / и ныне его явила, приобщаясь к этой памяти / сражавшегося среди первых до крови.

Иной канон, творение его же, глас 6

Ирмос: Как по суше:

Дивный во святых воистинну Боже, / дивно яви во мне милости Твои, Христе, / даруя мне слово, чтобы мне восхвалить / чудные дела Твоего мученика.

Твердость в страданиях / и стойкость в муках / показал ты, страстотерпец Христов, / и вновь скоро являешь нам / помощь твою, Феодор.

Слава: Отринув благочестивую веру отцов / от души своей злонамеренно, / восхотел, враждуя с Богом, тиран / постоянно осуществлять / замысел свой нечестивый.

Богородичен: Древние предсказания богословесных мужей / на Тебе явно исполнились, Матерь-Дева, / ибо истинного Бога Ты родила / и Человека истинного сверхъестественно / и всех тем повергла в трепет.

Катавасия: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.

Песнь 3

Ирмос: Твоих песнопевцев:

Видеть день Сына Твоего желая, / носящий имя Христово народ / во образ его, Владычица, ныне предпразднует / торжество, в честь Тебя совершаемое, / и славного страстотерпца Твоего.

Всеми способами побеждает лучшее: / ведь великий среди страдальцев / в веселие изменил временную скорбь, / напряжение непорочного поста / претворив в отраду.

Уместен и достоин тебя наш дар; / и, действительно, он – от своих, страдалец: / ведь мы, кого ты сам здесь, в сем твоем уделе, поселил, / с радостью дары похвал тебе приносим.

Прекраснейшее основание ты положил, / твоими подвигами, славнейший: / зверя-всегубителя, огнем и убийством дышущего, низложив / как ничтожного сверхъестественною доблестью.

Впав в неистовство, отступник новый, / хитростью равный древнему, / пищу с жертвами, как с ядом смешал; / но обманулся жалкий, посрамленный мудрым мучеником.

Богородичен: Исполнилась вся земля познанием Господа, / из Тебя, Дева, явившегося миру: / но особенно многая благодать дана / божественным мученикам, / утвердившим собою истину.

 

Иной канон. Ирмос: Нет святого:

Сперва нашептавший хитро в уши Евы, / а через нее Адама коварно обманувший, / он же и ныне злобы яд / для обольщения излил.

Коварство он имел, присущее ему: / взращивал безумие на благоденствующих / и времени удобного искал, / когда ужасное совершить / собирался, беззаконнейший.

Слава: Настал начаток дней святых поста, / когда всякий христианин воздержанием многим / очищает самого себя, / от всего отказываясь.

Богородичен: Надежда миру крепкая, покров / и защита, Всесвятая Дева, / не пре́зри, Благая, моления рабов, / с любвью Тебя всегда блаженной именующих.

Катавасия: Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.

Седален, глас 8

Все божественное вооружение на себя возложив / и обман идолослужения низложив, / ты побудил Ангелов восхвалять подвиги твои: / ибо божественным стремлением свой ум разжег / и смерть в огне твердо презрел. / Потому подаешь просящим у тебя / в согласии с именем твоим божественные дары, / исцеления благодатные. / Страстотерпец Феодор, ходатайствуй пред Христом Богом, / о даровании прощения согрешений / празднующим с любовию святую память твою.

Слава: Максимиана льстивым речам не вняв, / но Христовыми словами мужества исполнившись, / ты капища идолов огнем испепелил, / страданием славно победив противника, / и, по пророчеству, прошел огонь, как воду. / Потому по достоинству в награду за подвиги, / ты источаешь исцеления, страстотерпец Феодор; / ходатайствуй пред Христом Богом / о даровании прощения согрешений / празднующим с любовию святую память твою.

И ныне, Богородичен: Как всенепорочная Невеста Творца, / как не знавшая мужа Матерь Искупителя, / как истинное вместилище Всевышнего, Всехвальная, / меня, поистине беззаконий гнусное пристанище, / и ставшего сознательно забавой бесам, / поспеши и от злодейства их избавь, / сияющее жилище добродетелью стяжавшая, / Света нетленная обитель! / Разгони облако страстей / и удостой меня вышнего сияния / и блеска неподдельного / немеркнущего света Твоего.

Песнь 4

Ирмос: Сидящий в славе:

О небывалое и неслыханное / соединение и сочетание! / Девство с рождеством соединил родившийся Богочеловек / и в дни сетования привнес веселие, / Своему страдальцу воздавая честь.

Посмотри, как любил Христа / служивший в Христовом воинстве: / ибо врагов Его истребил он с ревностию и огнем, / и наконец самого себя как доброе приношение / и приятную Ему жертву с готовностью отдал.

Победоносно от страданий разрешился Доблестный, / дерзновенными словами и презрением мук зрителей поразив, / и сделавшись для всего творения / небывалым и неслыханным зрелищем.

Кость не сокрушилась Бога и Владыки моего, / и по умерщвлении страдавшего, – о долготерпение! / К воину же Его принявший его огонь / и колесо не осмелились по смерти прикоснуться.

Богородичен: Жизни служители, умершие с Владыкой / и с Ним воскресшие, живут ныне вечно у Него / и вместе с Сыном славят Матерь, / благословляя Отца, Сына и Духа Святого.

 

Иной канон. Ирмос: Христос моя сила:

Совет замышляет нечестивейший / и обсуждает то́, что поистине ввергает в трепет: / ибо решил злосчастный яствами нечистыми / осквернить народ Христов.

Привел он в дело беззаконный замысел, / повелев затруднить употребление чистой пищи, / и предложить ту, что он кровью осквернил.

Слава: Стало явным и известным / всем христианам беззаконие: / потому, когда они о том узнали, / сошлись все вместе в храм Господень святой.

Богородичен: Носившую во чреве Тебя, Предвечного, / от Отца Рожденного, / ныне мы, верные, к ходатайству побуждаем. / Ее молениями преклонившись, / будь благосклонен, Христе, к рабам Твоим.

Катавасия: Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / «Слава, Христе, силе Твоей!»

Песнь 5

Ирмос: Изумился весь мир:

Отверзаются с сей день / преддверия благодати, / и самый нынешний покой / прообразует покой Воскресный; / так светозарно почитая светлую Владычицу / и славного мученика.

Дарует Бог возлюбившим / явление явившегося Возлюбленного, / соименный тому дар – Феодора, / дел неслыханных творца / и собственноручно силы божественные совершившего.

Ничто для мученика луки и стрелы твои, / враг человеческого спасения: / ведь и по смерти он живет, и бодрствует, / и, твоим злодействам противостоя, / спасает всякого православного.

Богородичен: Странным казалось прежде чудо Божией Отроковицы, / но свидетельствами страдальцев / получило оно достоверность несомненную / и, всегда принимаемое верою, пребывает / удивления достойным и верного поклонения.

 

Иной канон. Ирмос: Божественным светом Твоим:

И вот, тогдашний архиерей, весь ужаснувшись, / когда о решении нечестивого узнал, / молил всю ночь песнопениями Бога, / да не презрит до конца людей наследия Своего.

Но скорый поистине Помощник / призывающим Его во истине и с горячею мольбой / их вовсе не презрел, но совершает им / скорейшее избавление от опасности.

Слава: С высот на землю скоро посылается / помощник – Феодор страстотерпец, / и пастыреначальнику является, научая, / как избавиться от замысла беззаконного.

Богородичен: Никто, с горячей верой прибегающий / к заступничеству Твоему, Владычица, / не посрамится никогда, / но просит благодати и на пользу скоро получает дар / по своему прошению.

Катавасия: Изумился весь мир / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.

Песнь 6

Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый:

Поститься, Спаситель, не могут / друзья и сыны брачного чертога Твоего: / ведь Тебя, среди нас присутствующего Жениха, / с Матерью и с другом Твоим / принимают и служат.

Отступил от Бога спасающего, / отступил и от разума злополучный / и по безрассудству на веру восстал; / но в ответ на то / встретил славного именем.

Пострадав, сделался мудрейшим, / и действовал усерднейше доблестный: / ибо он к борьбе с тиранами и победе снарядился славно / и по смерти не уклонился от дела доброго.

Богородичен: Избавленные в сей день, Владычица, / от беды душегубительной / чудом страстотерпца Твоего, / по Твоему Божественному промыслу / мы благодарность вам обоим воздаем.

 

Иной канон. Ирмос: Житейское море:

Странному твоему видению ужасаясь, / архиерей в ответ сказал: / «Кто ты, господин, со мною говорящий? / Вразуми и научи, нам как обрести / скорейшую помощь?»

«Поистине я – страстотерпец», – / сказал Феодор, – «и послушай: / сварив пшеницу, ее народу раздели, / и так спасетесь вы от пищи, / оскверненной нечестивцем».

Слава: Сколь велико чудо твое, Феодор, / и заступничество твое необычайное! / Потому мы все, дерзая, / искренне прибегаем к тебе и молим: / «Спаси рабов твоих!»

Богородичен: Света жилищем / и вместилищем чистым Слова / Ты сделалась по благоволению Отца / и сошествием на Тебя Духа Святого; / потому и меня к свету возведи.

Катавасия: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.

Кондак, глас 8

Веру Христову как щит приняв внутрь, в сердце твое, / ты силы враждебные попрал, многострадальный, / и венцом небесным увенчан был навеки, Феодор, / как непобедимый.

Икос: Тебя, на престоле света носимого, / благодарственно с верою воспеваем / ибо дар Божественный Ты даровал нам – / доблестного в страданиях Феодора, / в житии трижды блаженного, / как поборника истины. / Он благочестивым разумом Христа стяжав, / явился крепким победителем коварного, / как непобедимый.

Синаксарий.

Песнь 7

Ирмос: Не почтили богомудрые:

Ты сказал, что не положен закон / для праведников Твоих, праведный Владыка; / потому Матерь Твоя, / и этот многочудный Твой служитель / радостью их памяти в сей день / поста законы отменяют.

Сколь сладостно, и важно, / и радостно нынешнее торжество! / Его для нас из мучеников превосходнейший и величайший / ныне единым своим чудом учредил, / сохранив народ Христов / нечистотою незапятнанным.

Дракону страшному противоставшего / и ныне одолевшего душегубителя / и осквернителя душ и тел, / увенчаем победными песнями / и венцами похвальных слов.

Богородичен: Родоначальник наш, заранее узнавший / о душегубительной пище, греха не избежал; / Твой же верный народ, Твоим мучеником предупрежденный, / и избегший снеди гибельной, / с ним и Тебе, Владычица, / жертвы о спасении приносит.

 

Иной канон. Ирмос: Росоносною соделал печь:

Росоносным облаком в унынии и зное пребывавшим / явился ты, славный, и спас от печи тирана / всех верных, восклицавших: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Царь пребеззаконнейший, устыдись, / и да заградятся уста твои, / беззаконный совет на нас замыслившие: / ибо сокрушил твою мощь Царь царствующих / и всех Господь.

Слава: Иулиан безумный, / сердце твое все злобою исполнено, / но обезвреживается силой премудрого Бога нашего / оно, коварно подвигшееся на нас, взывающих к Нему, / благодать нам подающему явно.

Богородичен: Выше слова было Твое зачатие, / и выше ума Рождество Твое, Всенепорочная: / ибо Бога Ты родила по плоти, / спасшего всех от тления, Благословенная. / Потому ныне, Богородица, мы Тебя славим.

Катавасия: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!»

Песнь 8

Ирмос: Избавителю всех:

Радости рождеством Сына Божия / небесное и земное Исполнившая / времени сетования благодать своевремено подает, / устраивая вместе с венценосцем / блистательные празднества.

Будем праздновать, люди, / в сей день субботний покой, / от трудов вчерашних отдыхая, / ради Благословившего упокоением настоящий день / и нынешним торжеством мученика.

Воистинну эта первая среди суббот, / и субботой из суббот могла бы называться: / ведь мученической благодати / и силы Божественной исполнена она / ради спасения великого воспоминания.

Чистыми яствами Царя и Бога / мерзости царства беззаконного / непорочный мученик упразднил / и, небычайным образом чудодействуя, / святую седмицу освятил.

Богородичен: Утверждает Твое, Отроковица, таинство / мучеников усердная смерть: / ибо как они уверовали в Бога рожденного, / хотя и страдание Он добровольно претерпел, / так сами, доблестные, себя отдали в жертву.

 

Иной канон. Ирмос: Из пламени Ты для благочестиых:

Как из пламени ты был избавлен, / мученик Феодор, Божественным могуществом, / так и сам нас ныне спас твоим божественным заступничеством / от беззаконного замысла злокозненного.

Вечером водворился плач у рабов твоих / из-за низкого коварства от нас отступившего, / но наутро радость воссияла / благодаря горячей помощи твоей, / стойкий разумом мученик!

Слава: Обретя в тебе освободителя / и избавителя от ухищрения врага, / мы, в беды впадшие, / мученик Христов, страстотерпец Феодор, / славословим тебя во все века.

Богородичен: Недоумевает ум человеческий, желая изъяснить / таинство Рождения Христа Тобою, Чистая; / и потому мы Тебя с верою благоговейно / как Богородицу почитаем / и славословим во все века.

Катавасия: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!

Песнь 9

Ирмос: Рождество Твое нетленно:

Сходится множество отовсюду / в скинию свидетельства, / и в ней обитающую благодать / более всех мучеников во славе просиявшего / вместе со всех Владычицей мы величаем.

Мужайся, Христова Церковь, / и господствуй над тщетно с тобой воюющими: / ибо друзья Христовы / и на земле живущие пекутся о тебе / и отшедшие, – как тот доблестный, / которому ты совершаешь благодарственные торжества.

Того, кто казался давно умершим, / дела и по кончине являют живым, / и снова защищающим веру с тою же ревностью. / Ею богатея, мы Благодетеля величаем.

Богородичен: Тебя Божественной печатью / и запечатанной книгой Божией / я нарекаю, песнопения принося, / и похвалы собираю Тебе, Дева, / так же славя с особым торжеством / и Твоего мученика.

 

Иной канон. Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога:

Прекрасным защитником ты явился, славный, / и мощною поддержкой нам, / чтущим ныне твою священную и воспеваемую память, / и твои подвиги в страданиях, / и совершившуюся для нас / Божественную помощь.

Совершенное тобою, всеблаженный Феодор, / чудо, подобное святым потокам, / по всему миру воспевается; / потому, ежегодно собираясь, / мы и воссылаем славу Христу, / тебя, блаженный, прославившему.

Слава: Видя любовь восхваляющих тебя, Христов свидетель, / даруй благодать бо́льшую взамен; / и зная, сколько веры мы имеем, славный, / не преставай ходатаем теплейшим / и посредником пред Богом нашим / для нас, мученик, являться.

Богородичен: Воспевать Тебя, Дева, мы не престаем, / помощь, покров, скорую поддержку / и защитницу нашу надежную: / соблюди Тебя молящих от всякого несчастья, / от всякого ухищрения лукавого избавляя всегда.

Катавасия: Всякий, на земле рожденный, / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!

Ексапостиларий

Венценосец святой, / ныне с Ангелами престолу Христову предстоящий, / и светом оттуда льющимся, / исполняяясь, страстотерпец, / ходатайствуй непрестанно о мире для мира, / и о спасении для нас, благоговейно совершающих / светоносную память твою, Феодор всеблаженный, / мученик преукрашенный.

Богородичен: Восхотев от тления к спасению / погибающий мир призвать, Господь / во чрево Твое, как знает Сам, вселился, Богородица. / И вот, мы все, спасение обретя, / будем возглашать Тебе всеславное слово Ангела: / «Радуйся, среди всех жен благословенная!» – / ибо Ты действительно зачала / радость всей вселенной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.139.73 (0.065 с.)